Итоговый контроль в 10 классе по обществознанию. (Тесты)


КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ в 10 классе (профильный уровень). ВАРИАНТ 1.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Экономический рост
 
ТИПЫ СУЩНОСТЬ
Экстенсивный Достигается за счёт количественного увеличения ресурсов
… Определяется совершенствованием и повышением качества систем управления, технологий, использованием инноваций, модернизацией
2. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ 
НАЗВАНИЕ НАУКИ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
Экономика Система рыночных отношений, производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг
... Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
 научное познание системность знания опора на эксперименты
рационалистические доводы объективность 4. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
 инвестиционный фонд коммерческий банк кредитная организация
страховое общество сберегательная касса 5.Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
 
1) установлена государством 2) имеет письменную форму 3) представление о добре
4) содержит нормативно-правовые акты 5) внутреннее побуждение 6) охраняется и защищается государством
7) регулятор общественных отношений 6.Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. 
1) проведение контрольных измерений 2) выдвижение и обоснование гипотез
3) создание логической модели изучаемого объекта 4) описание изучаемых явлений
5) проведение научного эксперимента 6) объяснение существующих взаимосвязей
7.Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 
ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА   ПРИРОДА КАЧЕСТВ
A) способность к продолжению рода
Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды
B) способность накапливать знания и трудовые навыки
Г) способность видеть цель своих действий
Д) способность оценивать себя и других   1) социальная
2) биологическая
 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
A Б В Г Д
8.Найдите в приведенном списке черты, отличающие научное знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) теоретическое обоснование 2) экспериментальная проверка
3) опора на авторитеты 4) использование специальных понятий
5) сложность усвоения
9.Найдите в приведенном списке операции, которые должны учитываться
при подсчете ВВП, и запишите цифры, под которыми они указаны
 1) оплата услуг салона красоты 2) пособие по безработице 3) покупка «пиратского»
издания
4) гонорар композитора 5) покупка корпоративных облигаций 10. Установите соответствие между примерами и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 ПРИМЕРЫ   ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
A) основа экономики страны Z —сельское хозяйство, земля принадлежит
родовым общинам и ими обрабатывается
Б) в стране А государство централизованно распределяет факторы
производства и устанавливает цены товаров и услуг
B)в стране F производители соревнуются за наиболее выгодные условия
производства и продажи товаров
Г) в стране С в условиях свободы предпринимательства у потребителей
есть широчайший выбор товаров и услуг
Д) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране
G является государство, частное предпринимательство находится под
запретом   1) командная
2) традиционная
3) рыночная
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
A Б В Г Д
11. Рассмотрите диаграмму «Расходы семейного бюджета в Российской Федерации в 2008 году (в %)».
 

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
 
1) Среди расходов семейного бюджета в Российской Федерации в 2008 году доминируют выплаты по счетам жилищно-коммунального хозяйства.
2) В 2008 году в Российской Федерации расходы потребителей на промышленные товары в структуре семейного бюджета выше, чем расходы на продукты.
3) Процент расходов на продукты выше, чем значение любой другой категории расходов в структуре семейного бюджета в Российской Федерации в 2008 году.
4) Более половины расходов семейного бюджета в Российской Федерации в 2008 году составляет оплата услуг ЖКХ и других услуг.
5) Среди расходов семейного бюджета в Российской Федерации в 2008 году не доминируют выплаты по счетам жилищно-коммунального хозяйства.
12.На рисунке отражена ситуация на рынке жестких дисков и флэш-карт: линия предложения С переместилась в новое положение С1. (P – цена товара, Q – объем предложения товара)
 Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)
 1) введением эмбарго на ввоз бытовой техники и электроники иностранного производства
2) введением новых технологий производства носителей информации
3) стихийным бедствием в стране, где находятся основные заводы по производству носителей информации
4) снижением ввозных таможенных пошлин на информационную технику
5) ростом доходов потребителей
13. Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
 1) защищать Отечество
2) избирать и быть избранным
3) исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой4) проводить шествия и пикетирования
5) свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности
6) направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы
14. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
 (А) В современном обществе возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях. (Б) Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией. (В) Последствием может стать психологическая расщеплённость, формирование «расколотого» типа личности. (Г) Социологи называют положение такой личности маргинальным. (Д) Опасностью маргинального положения является воздействие на человека противоречащих друг другу норм и ценностей.
  Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер 2) характер оценочных суждения
3) характер теоретических утверждений
 Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A Б В Г Д
15. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
 (А) Нормальным называют товар, спрос на который увеличивается по мере роста доходов покупателей. (Б) Вполне естественно, что население стремится приобретать больше высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники, автомобилей. (В) Товары низшего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения население отказывается по мере роста доходов. (Г) Так, с ростом доходов потребители реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешевых и не очень качественных продуктов питания. (Д) Эту закономерность исследовал немецкий экономист Э. Энгель.
 Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер 2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
 Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A Б В Г Д
16. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
 
«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».
 Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов: 
1) постиндустриальное общество 2) отношение 3) традиционное общество
4) эволюция 5) революция 6) подъем
7) прогресс 8) регресс 9) простая форма
 
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A Б В Г Д Е
 17.Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
18. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество как система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
19. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Цикличность экономического развития». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
20. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах эмпирического познания, и одно предложение, раскрывающее сущность рационального познания.
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ в 10 классе (профильный уровень). ВАРИАНТ 2.
1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
 

2. Запишите слово, пропущенное в схеме.

3.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
 мотив компонент деятельности цель
процесс результат метод
4.Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). 
рабочая сила безработные занятые
трудоспособное население производители материальных благ 5.Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к
источникам права. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ
цифры, под которыми они указаны.
 1) правовой статус 2) конституция страны 3) правовой обычай
4) постановления правительства 5) закон 6) политическое участие
6. Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны. 
1) установлены государством 2) выражаются в общественном мнении
3) обязательны для исполнения 4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла
5) дают большой простор для толкования 6) поддерживаются силой государственного принуждения
7. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ   УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
A) формулирование научных законов
Б) объяснение сущности изучаемых явлений
B) выдвижение гипотез
Г) наблюдение изучаемых явлений
Д) проведение количественных измерений   1) эмпирический
2) теоретический
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
A Б В Г Д
8. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)
 
1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества
2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств
3) нацеленность на приобретение новых знаний
4) нацеленность на развитие физических возможностей
5) нацеленность на овладение определенными умениями
6) нацеленность на приобщение к опыту человечества
9.Найдите в приведенном списке операции, которые должны учитываться при подсчете ВВП, и запишите цифры, под которыми они указаны.
 
1) оплата труда домохозяйки 2) покупка нового компьютера 3) подарок внуку от бабушки
4) пенсия шахтера 5) оплата коммунальных платежей 10. Установите соответствие между видом банка и банковскими функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ БАНКОВ   ВИДЫ БАНКОВ
А) денежная эмиссия
Б) кредитование предприятий
В) мобилизация свободных денежных средств населения
Г) хранение золотовалютных резервов
Д) расчетно-кассовое обслуживание клиентов   1) Банк России
2) коммерческие банки
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
A Б В Г Д

11.Аналитический центр Министерства экономического развития страны Н. провёл сравнительное исследование структуры мировой экономики и экономики национальной. В фокусе внимания исследователей было выявление доли различных отраслей в структуре обеих экономик. 
Результаты проведённого исследования были обобщены и представлены на диаграмме. 
Сравнение структуры мировой экономики и экономики страны Н.

Какой вывод непосредственно следует из приведённой информации?
 
1) В лидерах развития в мировой экономике - энергетическая отрасль.
2) Для экономики страны Н. характерно приоритетное внедрение наукоёмких технологий.
3) Страна Н. поставляет на мировой рынок топливные ресурсы и сырьё мировой экономики.
4) Финансы и отрасли хайтек - ведущие в структуре экономики страны Н.
5) В лидерах развития в мировой экономике - хайтек.
12.На рисунке отражена ситуация на рынке электроники и бытовой техники: линия предложения С переместилась в новое положение(P – цена товара, Q – объем предложения товара)
 Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)
 1) существенным ростом доходов населения
2) повышением пошлин на ввоз бытовой техники и электроники иностранного производства
3) снижением себестоимости электроэнергии
4) открытием новых сетевых магазинов, торгующих электроникой и бытовой техникой
5) введением запрета на ввоз комплектующих для производства бытовой техники и электроники иностранного производства
13. Что из перечисленного по Конституции РФ относится к обязанностям человека и гражданина? Запишите цифры, под которыми они указаны.
 1) православное вероисповедание
2) уплата налогов и сборов
3) участие в выборах органов государственной власти
4) получение высшего образования
5) сохранение природы и окружающей среды
6) соблюдение Конституции и законов страны
14. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
 (А) Средний класс в современных западных обществах — это наиболее многочисленная часть общества. (Б) Видимо, невозможно выделить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу. (В) В качестве критериев используются и уровень доходов, и стандарты потребления, и уровень образования, и способность к квалифицированному труду . (Г) Средний класс включает мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих, специалистов сферы обслуживания, административный персонал, интеллигенцию и другие группы. (Д) Средний класс представляется основой стабильного развития общества.
 Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер 2) характер оценочных суждения
3) характер теоретических утверждений
 Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A Б В Г Д
15. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
 (А) Центральный банк отозвал лицензии у двух коммерческих банков. (Б) Остальным коммерческим банкам следует внимательнее отнестись к своим кредитным портфелям. (В) Прежде чем представлять банковские кредиты, необходимо лучше проверять кредитную историю клиентов. (Г) Доверие населения к банкам, вне всякого сомнения базируется на их стабильной и устойчивой работе. (Д) Банки - важнейшие кредитно-финансовые институты, которые призваны аккумулировать временно свободные средства и вкладывать их в выгодные инвестиционные проекты.
 Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер 2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических положений
 Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A Б В Г Д
16. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите
из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
 Чем страна однороднее, тем выше её шансы на успех в процессе демократизации.
Странам со сложным _______(А) или каким-либо ещё составом населения придётся, вероятно,
заниматься в ближайшее время не демократизацией, а проблемами _______(Б) целостности и
поддержанием _______(В) и порядка. Странам, вставшим на путь свободы, кажется, что
демократия укажет им, куда идти дальше. Но демократия – не просто _______(Г) взглядов,
демократия – это система правления. Её цель – обеспечить тем, кто правит, поддержку народа;
и демократия должна давать возможность править. _______(Д), будучи трибуной свободного выражения мнений, есть прежде всего _______(Е) политической власти, который должен
реагировать на предложения правительства или выдвигать собственные инициативы.
 Пропущенные элементы:
1) институт 2) общественный 3) парламент
4) территориальный 5) анархия 6) многообразие
7) власть 8) законность 9) этнический 
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
А Б В Г Д Е
17. Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.
18. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
19. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
20. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ в 10 классе (профильный уровень). ВАРИАНТ 3.
1.Запишите слово, пропущенное в схеме.

 2.Запишите слово, пропущенное в схеме. Факторы производства и их характеристики
 ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА ХАРАКТЕРИСТИКИ ФАКТОРОВ
Предпринимательские
способности Набор качеств, умений, способностей человека, позволяющих ему находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для производства, продажи товаров, принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск.
… Все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ
3.Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
 знания мировоззрение ценности
установки убеждения 4.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
 прибыль имущество собственность
объект налогообложения ценные бумаги земельный участок
5.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют личные неимущественные права. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
 1) право на имя 2) право на честь и достоинство 3) право наследования
4) право на жизнь 5) право частной собственности 6) право на неприкосновенность частной жизни
6.Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.
 
1) обособление от природы 2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов
3) способность к самоорганизации и саморазвитию 4) выделение из материального мира
5) постоянные изменения 6) возможность деградации отдельных элементов
7. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 ПРИМЕРЫ   ФУНКЦИИ НАУКИ
А) экологи предупредили об опасном для живых организмов
загрязнении вод Байкала
Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и
организовали её серийное производство
B) финансовые аналитики высказали предположения о
тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы
Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате
работы специалистов по генной инженерии стала недоступна
для вредителей
Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате
изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара
Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого
лекарственного препарата 1) производственная
2) прогностическая
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
A Б В Г Д Е
8.Студент работает над рефератом «Отличительные черты индустриального общества». Какие особенности обществ из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.) 
1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.
2) В политической сфере господствуют церковь и армия.
3) Экономической базой общества является промышленность.
4) Социальная структура является сословно корпоративной, стабильной.
5) Преобладает интенсивная технология.
6) В общественных отношениях господствуют право и закон.
9.Найдите в приведённом ниже списке функции центрального банка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эмиссия денег
2) кредитование населения и фирм
3) лицензирование коммерческих банков
4) увеличение размера налогов
5) контроль над объёмом денежной массы
10.Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 
ПРИЗНАКИ   ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
А) конкуренция производителей
Б) централизованное распределение
В) директивное ценообразование
Г) свобода предпринимательства
Д) саморегуляция спроса и предложения   1) рыночная
2) командная
 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
A Б В Г Д
11.В течение 2000 – 2010 гг. служба экономического прогнозирования города М. проводила исследование рынка загородной недвижимости. Изучались данные о продажах загородных объектов в крупных агентствах.В результате проведенного исследования был составлен график (в %).
Какие выводы можно сделать на основании данной графической информации?
 
 

 
1) аутсайдером продаж в 2010 г. стала элитная недвижимость
2) особую популярность у граждан приобрели таунхаузы, которые вышли в лидеры продаж
3) в связи со снижением доходов, по всем сегментам рынка упал спрос
4) активизировались на рынке граждане со средними доходами, приобретающие летние коттеджи далеко от города
5) тенденцию устойчивого роста продемонстрировал спрос на элитную загородную недвижимость
12.Что показывает кривая предложения (S) кухонных комбайнов на соответствующем рынке? (Р — цена товара, Q — количество товара.)
 
1) как будет увеличиваться производство кухонных комбайнов при росте прибы ли продавцов
2) как изменится производство кухон ных комбайнов при снижении прибы ли продавцов
3) сколько товара продавцы желают и могут сбыть за единицу времени в ценовом диапазоне
4) каким моделям кухонных комбайнов отдают предпочтение потребители
13. Что из перечисленного относится по Конституции РФ к полномочиям Президента РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
 1) утверждает военную доктрину 2) объявляет амнистию
3) принимает решение об отставке Правительства РФ
4) осуществляет помилование
5) утверждает изменение границ между субъектами РФ
6) назначает на должность Председателя Центрального банка РФ14.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. 
(A) Социологи выделяют несколько факторов социальной мобильности. (Б) Часть из них является объективными — государственный режим,социально-экономическая и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации. (В) Некоторые факторы связаны с активностью самой личности — уровень образования, карьера и др. (Г) Но как бы ни складывались внешние обстоятельства,индивидуальна мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью деятельности человека. (Д) В современном обществе у человека есть, наверное, все шансы реализовать себя достичь высокого социального положения.
 Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер 2) характер оценочных суждения
3) характер теоретических утверждений 
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A Б В Г Д
15.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено
определенной буквой.
 
(A)Нормальным называют товар, спрос на который увеличивается по мере роста доходов
покупателей. (Б) Вполне естественно, что население стремится приобретать больше
высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники, автомобилей. (В) Товары
низшего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения
население отказывается по мере роста доходов. (Г) Так, с ростом доходов потребители
реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых
и не очень качественных продуктов питания. (Д) Эту закономерность исследовал немецкий
экономист Эрнст Энгель.
 Определите, какие положения текста носят 1) фактический характер
2) характер оценочных суждения 3) характер теоретических утверждений
 Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A Б В Г Д
16.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
 
В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей _______(А) целью обеспечить какой-то общественный _______(Б), они просто пытались удовлетворить свои насущные _______(В) как физиологического, так и _______(Г) свойства. Каждая цель на этом пути постоянно отодвигалась, поскольку каждый новый уровень удовлетворения потребностей тут же оценивался, как недостаточный, и сменялся новой _______(Д). Таким образом, прогресс был всегда во многом предопределён _______(Е) и социальной природой человека, и по смыслу этого процесса он должен был приближать момент, когда окружающая жизнь станет оптимальной для человека с точки зрения его биологической и социальной природы.
 
Пропущенные элементы:
1) цель 2) сознательный 3) потребность
4) результат 5) прогресс 6) престижный
7) социальный 8) биологический 9) регрессивный
 
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
А Б В Г Д Е
17. Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека?
18. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Биосоциальная природа человека». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
19. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Издержки в деятельности предприятий».
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
20. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономические ресурсы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономических ресурсах.
ВАРИАНТ 4. КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
2. Напишите словосочетание, пропущенное на схеме

3. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий
представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
 социальная революция экономическая реформа общественный прогресс
социальная динамика коренные преобразования 4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
 совершенная конкуренция совокупный спрос рыночная экономика
равновесная цена экономическая свобода 5.Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правоотношение». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в
ответ цифры, под которыми они указаны.
 1) охраняемое государством 2) урегулированное нормами права 3) виновное
4) общественноопасное5) общественное отношение 6) содержит права и обязанности участников
6.Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
 1) использование понятий 2) логическое выведение умозаключений
3) экспериментальное подтверждение результатов 4) открытость рациональной критике
любого положения
5) опора на данные опыта чувственного познания 7.Установите соответствие между характеристиками различных обществ и их типами: к каждой позиции,
данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 
ХАРАКТЕРИСТИКИ   ТИПЫ ОБЩЕСТВ
A) господство сельского натурального хозяйства
Б) доминирование интенсивных технологий
B) господство общинной собственности
Г) преобладание ручных орудий труда
Д) развитие расширенного воспроизводства   1) традиционное (аграрное)
2) индустриальное
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
A Б В Г Д
8.Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из
них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) способность к целеполаганию
3) забота о потомстве
4) приспособление к условиям окружающей среды
5) стремление понять окружающий мир
6) общение с помощью членораздельной речи
9.Найдите в приведенном ниже списке те категории населения, которые
включаются в численность рабочей силы. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) домохозяйки
2) частично занятые на производстве
3) не имеющие работы, но активно ее ищущие
4) отбывающие срок заключения в тюрьмах
5) работающие по гибкому графику
10.Как известно, при подсчете ВВП по методу расходов учитываются расходы
потребителей, расходы фирм (инвестиции) и расходы государства, а также чистый экспорт
(разность между экспортом и импортом). Установите соответствие между видами расходов и
приведенными ниже ситуациями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
 СИТУАЦИЯ   ВИДЫ РАСХОДОВ
А) Семья получает пособие на рождение ребенка
Б) Жильцы платят коммунальные платежи
В) Муниципалитет строит новый стадион
Г) Семья покупает бытовую технику
Д) Завод покупает новые станки   1) расходы потребителей
2) инвестиции
3) расходы государства
4) не учитывается при подсчете ВВП
 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
A Б В Г Д
11.Какой ситуации соответствует положение точки В на графике экономического цикла:
  
 1) высокая инфляция 2) высокая безработица 3) падение курса акций
4) банкротство предприятий

12. На рисунке отражены изменения предложения спортивного оборудования
на соответствующем рынке (линия предложения S переместилась в новое положение S1). (Р — цена товара, Q — количество товара.)Это перемещение может быть связано, в первую очередь, с (со) 
1) увеличением доходов произво дителей спортивного оборудо вания2) увеличением цен на исходные комплектующие
3) уменьшением налога за аренду производственных мощностей
4) сокращение государственного субсидирования производителей спортинвентаря
13. Что из перечисленного относится к группе социально-экономических прав
гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми эти права указаны.
 
1) право на социальное обеспечение по старости 2) право на жизнь 3) право на жилище
4) право на защиту чести и доброго имени 5) право на свободу и личную неприкосновенность 6) право на отдых
14.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
 (А) Важнейшим ресурсом нашего общества является гуманитарное образование. (Б) Гуманитаризация образования предполагает усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин. (В) Из сотен российских негосударственных вузов, предоставляющих образовательные услуги, 97% готовят политологов, юристов, экономистов, психологов и других специалистов гуманитарного профиля. (Г) А в западноевропейских странах особое внимание уделяется подготовке специалистов в области биотехнологий, биоэтики, медицины. (Д) Данная тенденция отражает особенности исторического развития нашей страны и имеет негативные последствия для общего развития российской науки на ближайшее десятилетие.
 Определите, какие положения текста имеют1) фактический характер 2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
 Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A Б В Г Д
15. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
 
«Самой большой рыночной властью обладает ________(А). Это рынок, на котором присутствует единственный ________(Б) уникального продукта. Такой рынок не выгоден ________(В) с точки зрения качества продукции, разнообразия ________(Г), уровня цен. Чтобы не допустить образования новых рынков такого типа,________(Д)проводит ________(Е) политику ».
 Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
 Список терминов:
 1) ассортимент 2) покупатель 3) продавец
4) монополия 5) конкуренция 6) товарищество
7) государство 8) разнообразный 9) антимонопольный
 В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A Б В Г Д Е
16. Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы.
17. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество как система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
ВАРИАНТ 5. КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
 
МЕТОД ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Наблюдение Целенаправленный процесс восприятия явлений окружающего мира, предметов действительности
Выдвижение ... Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в существующие теории
2. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Издержки (затраты) производства
 
ВИД ИЗДЕРЖЕК СУЩНОСТЬ
… Затраты, которые не зависят от объёма выпускаемой продукции, и их величина не меняется от изменений объёма производства
Переменные Затраты, напрямую зависящие от объёма производства
3. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). 
знания мировоззрение ценности
установки убеждения 4.. Найдите понятие, которое является обобщаю щим для всех остальных понятий представленного ни же ряда. Запишите это слово (словосочетание).
 земля трудовые ресурсы фактор производства
капитал информация 5.Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
 1) установлена государством 2) имеет письменную форму 3) представление о добре
4) содержит нормативно-правовые акты 5) внутреннее побуждение 6) охраняется и защищается государством
7) регулятор общественных отношений 6.Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
 1) развитие сферы услуг 2) рост численности рабочего класса
3) отсутствие социальной стратификации 4) использование информационных технологий
5) новые интеллектуальные технологии 7.Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 
ОПЕРАЦИИ   ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета
Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа
B) фиксация существенных свойств предмета
Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета
Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств
Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся   1) чувственное
2) логическое
 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
A Б В Г Д Е
8. Выберите среди предложенного списка социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности. 
1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.
2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.
3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.
4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.
5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.
9.Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Экономику как науку иллюстрирует изучение способов использования ограниченных ресурсов.
2) Экономику как науку иллюстрирует производство товаров пищевой промышленности.
3) Экономика выступает как наука в процессе внедрения новых технологий в сельское хозяйство.
4) Экономика как наука включает совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей.
5) Экономика как наука включает материальное и нематериальное производство.
10.Установите соответствие между видами статей в государственном бюджете и конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 ПРИМЕРЫ   ВИДЫ СТАТЕЙ
А) акцизный сбор
Б) обслуживание госдолга
В) подоходный налог с граждан
Г) выплата жалования служащим
Д) процент по государственным облигациям   1) расходные статьи
2) доходные статьи
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
A Б В Г Д
11.
Какой ситуации соответствует положение точки А на графике экономического цикла?
 1) низкая безработица 2) открытие новых предприятий
3) банкротство предприятий 4) эффективное использование ресурсов
12. На рисунке отражены изменения предложения петрушки и укропа на соответствующем рынке (линия предложения S переместилась в новое положение S1). (Р — цена товара, Q — количество товара.)
 Это перемещение может быть связано, в первую очередь, с (со)
 1) уменьшением цен на сельскохозяй ственную технику
2) снижением затрат на транспортные услуги
3) увеличением доходов производителей петрушки и укропа
4) повышением цен на минеральные удобрения
5) повышением налогов на сельхозпроизводителей
13. Выберите в приведённом ниже списке конституционные обязанности
гражданина Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны. 
1) уплата налогов 2) сохранение природы и окружающей среды 3) получение высшего
образования
4) заключение брака 5) исповедование определённой религии 6) забота о нетрудоспособных нуждающихся родителях14.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
 (А) Согласно статистике школьники широко пользуются техническими устройствами (гаджетами) с выходом в Интернет. (Б) Сегодня Интернет — незаменимый помощник для подготовки докладов, рефератов, ученических научных работ. (В) Тенденция развития информатизации образования предполагает формирование системы непрерывного образования на базе информационных технологий. (Г) В то же время Интернет — самый важный источник получения информации для всех школьников. (Д) Каждую секунду восемь человек на планете становятся участниками какой-либо из существующих социальных сетей.
 Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер 2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
 Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A Б В Г Д
15.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
 «Деньги были придуманы человечеством, прежде всего, для облегчения _____(А). Первоначально роль денег играли различные_______(Б), и лишь потом появились современные формы денег. Признаком денег является способность выполнять функции: средства_________(В) рыночной ценности товаров и средства сбережения.
Возникновение современных форм денег было вызвано неудобством_____(Г), который требует чрезвычайной множественности относительных цен. Деньги позволили упростить функционирование______(Д) и облегчили всю хозяйственную жизнь общества. Деньги, кроме того, позволяют выражать ценность всех товаров в единой _____(Е) и учитывать их для нужд контроля и управления». 
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
 Список терминов:
 
1) обмен 2) измерение 3) издержки
4) бартер 5) торговля 6) система
7) прибыль 8) предметы 9) инфляция
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A Б В Г Д Е
16. Приведите три примера технического прогресса в современном обществе.
17.  Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность человека». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
ВАРИАНТ 6. КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
 
ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА ХАРАКТЕРИСТИКА
Труд Использование в процессе производства товаров и услуг физических и умственных способностей людей
... Денежные средства, знания, сооружения, оборудование, используемое при производстве товаров, услуг
2. Запишите слово, пропущенное в схеме.  
Социальные нормы 
ВИД СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ ПРИЗНАКИ
Нормы … Несут оценочную нагрузку, поддерживаются общественным мнением
Нормы права Чётко описывают границы дозволенного и наказания, в случае их нарушения
обеспечиваются силой государств
3.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
 
биологическая природа человека инстинктивное поведение физиологические потребности
физическое развитие возрастные особенности развития психики 4.Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
 
рынок сырья рынок земли рынок ресурсов
рынок труда рынок оборудования 5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются примерами прав работника. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
 
1) заключить трудовой договор 2) осуществлять функции, обусловленные трудовым договором 3) получать заработную плату своевременно и в полном объёме
4) иметь полную и достоверную информацию об условиях труда 5) исполнительность 6) бережливость
6.Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
 
1) приоритет коллективистских ценностей 2) рост численности рабочего класса
3) высокая социальная мобильность 4) использование информационных технологий
5) глобализация экономики и финансов 7. Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 ПРИЗНАК   ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ
А) образность
Б) логическая целостность
В) художественный язык
Г) чувственно-эмоциональное отражение мира
Д) обоснованность   1) наука
2) искусство
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
A Б В Г Д
8.Японское общество отличает приверженность истории, традиции. Сами японцы утверждают, что они представляют собой постиндустриальное традиционное общество и новые технологии, современная техника не препятствует традиции.  Найдите в приведенном перечне признаки, позволяющие утверждать, что и в современной Японии сохраняются элементы традиционного общества. 
1) Японцы уважают и почитают императора (микадо), символизирующего единство нации.
2) Многие жители Японии являются приверженцами древней религии Синто, восходящей к языческим культам, обожествлению природы.
3) Японцы возводят искусственные острова из мусора и возводят на них сейсмоустойчивые небоскрёбы.
4) Японцы сохраняют приверженность семейным устоям, отмечают старинные семейные праздники и обряды.
5) Жители Японии перемещаются на поездах на воздушной подушке и по многоярусным автомагистралям.
9.Укажите в приведенном перечне основные функции коммерческого банка.
1) эмиссия денег
2) выпуск ценных бумаг
3) осуществление кредитных операций
4) установление официального курса национальной валюты
5) прием вкладов от граждан и юридических лиц
10.Установите соответствие между видами издержек и статьями затрат фирмы за краткосрочный период: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 СТАТЬИ ЗАТРАТ   ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК
А) арендная плата за здание
Б) транспортные расходы
В) сдельная зарплата рабочих
Г) плата за электроэнергию   1) постоянные издержки
2) переменные издержки
 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
A Б В Г
11. 
Выберите статьи затрат, которые могут быть отражены следующим графиком издержек в краткосрочном периоде. 
1) плата за материалы 2) плата за здание
3) сдельная заработная плата рабочих 4) зарплата сторожа 5) зарплата бухгалтера
12.
На рисунке отражены изменения предложения моркови и лука на соответствующем рынке (линия предложения S переместилась в новое положение S1). (Р — цена товара, Q — количество товара.)
 Это перемещение может быть связано с (со)
 1) повышением налогов на сельхозпроизводителей
2) увеличением цен на минеральные удобрения
3) снижением платы за аренду земельных участков
4) снижением цен на дизельное топливо и бензин
5) увеличением доходов производителей моркови и лука
13. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ? Запишите цифры, под которыми указаны конституционные обязанности.
 1) указание своей национальности
2) сохранение исторического и культурного наследия
3) участие в выборах органов власти 4) уплата налогов
5) свободное распоряжение своими способностями к труду 6) пользование родным языком
14.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) В стране Z в производство внедряются наукоёмкие технологии. (Б) Это неопровержимо свидетельствует о формировании информационного общества в стране Z. (В) Учёные считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к информационным технологиям, обеспечит автоматизацию обработки информации в производственной и социальной сферах. (Г) Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. (Д) Это позволит в будущем избавить людей от рутинной работы, освободить им время для удовлетворения духовных потребностей.
 Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер 2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
 Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A Б В Г Д
15. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
 «Ограниченность ресурсов порождает несколько важнейших последствий. Прежде всего, люди издавна начали закреплять экономические ресурсы в __________(А). Они договорились о том, что отдельный человек или группа людей могут владеть, пользоваться, распоряжаться ресурсами.
Закрепление ресурсов за гражданами и организациями позволяет владельцам предоставлять эти ресурсы тем, кто в них нуждается, за __________(Б). Следовательно, владение ресурсами становится источником доходов. Если владелец обладает только способностью к __________(В) и продает именно её, т.е. идёт работать по найму, то получает за это зарплату. Владелец земельного участка или другого природного ресурса, использующий его для хозяйственных целей сам или предоставляющий эту возможность другим, получает доход, называемый __________(Г). Владелец физического __________(Д) (зданий, сооружений, оборудования), использующий его для обеспечения деятельности своей фирмы, получает доход в форме части __________(Е) этой фирмы».
 
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
 
Список терминов:
1) рента 2) прибыль 3) производство
4) труд 5) капитал 6) собственность
7) плата 8) обмен 9) закон
 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
A Б В Г Д Е
16. Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществления.
17. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество и природа». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.