Урок на тему: «Дизайн вязаной одежды. Аксессуары: творчество и фантазия в дополнительных деталях».


МКУДО «Касторенский Дом детского творчества»
Касторенского района Курской области
Открытое занятие
в объединении
«Ажурное вязание крючком»
по теме: «Дизайн вязаной одежды. Аксессуары: творчество и фантазия в дополнительных деталях».
Дата проведения: 27 октября 2016 уч.год
Метальникова Наталья Валерьевна,
педагог дополнительного образования
п. Касторное, 2016-2017 уч. год

Цель:
1. Расширять кругозор детей в области истории привычных вещей;
2. Рассмотреть эстетические нормы использования пуговицы в качестве застежки;
3. Обучить технологии вязания пуговицы, знакомство с приемами вязания рачьего шага;
4. Развитие нравственных качеств, эстетические чувства, чувства гармонии;
5. Воспитание чувства удовлетворенности от процесса труда, взаимопомощи, самоконтроля.
Оборудование: образцы работы, нитки (два клубка разного цвет), крючок, схема вязания пуговицы, блокнот для записей, ручка.
План занятия:
I. Вводная часть.1. Организационный момент
- проверка готовности обучающихся к занятию;
- настрой обучающихся на работу.
II. Повторение пройденного материала.
Тест.
1. Вязание - это……..
а) вид декоративно – прикладного искусства;
б)техника выполнения изделий из цельной нити путем вытягивания петель, которые переплетаются между собой в продольном и поперечном направлениях;
в)древнерусское название орнаментального мотива.
Правильный ответ: а, б.
2. Продолжите предложение!
«Для вязания используют пряжу: …, …, …,…»
Правильный ответ: хлопчатобумажную, шерстяную, шелковую, синтетическую, смесовую.
3. Ритмическое повторение абсолютно одинаковых элементов и их групп называется…
а) орнамент;
б) композиция;
в) раппорт.
Правильный ответ: б.
4. Художественное решение в целом называется …
а) гармония;
б) композиция;
в) орнамент.
Правильный ответ: б
5. Продолжите предложение!
Тонкое кружевное полотно, вязание в виде сквозного рисунка называется…
Правильный ответ: ажур.
6. К теплым цветам относятся:
а) красный;
б) синий;
в) зеленый;
г) желтый;
д) оранжевый;
е) сиреневый.
Правильный ответ: а, г, д.
7. Для вязания используют следующие инструменты…
а) спицы;
б) крючок;
в) иглы;
г) коклюшки.
Правильный ответ: а, б.
9. Продолжите предложение!
«Тона, образованные из основных путем их смешивания и смягчения насыщенности называют…»
Правильный ответ: пастельными.
10. Раппорт – это…
а) повторяющийся элемент узора;
б) способ перенесения рисунка на ткань.
Правильный ответ: а.
11. Набор петель обычно осуществляют…
а) при помощи вспомогательной нити;
б) при помощи крючка;
в) при помощи двух и более спиц;
г) при помощи основной нити;
д) при помощи булавки.
Правильный ответ: а, б, в.
12. Установите правильную последовательность окончательной обработки изделия!
а) ждем высыхания изделия;
б) крахмаление изделия;
в) прикалываем изделие в середине;
г) прикалываем края булавками;
д) укладываем кальку изнаночной стороной вверх;
е) подготавливаем и расчерчиваем кальку.
Правильный ответ: е, д, б, в, г, а.
13. Условное обозначение – это воображаемый знак, заменяющий словосочетание или слово и имеющий силу в определенных обстоятельствах.
а) да;
б) нет.
Правильный ответ: а.
14. При вязании крючком ряд петель называют цепочкой из … петель.
а) ажурных;
б) воздушных;
в) слепых.
Правильный ответ: б.
15. Продолжите предложения!
1) «Нить – это…»
Правильный ответ: тонко скрученная пряжа
2) «Пряжа – это…»
Правильный ответ: нить, полученная прядением.
16. Что такое аксессуары? Какие аксессуары вы знаете?
III. Теоретическая часть.
Педагог: Ребята ежегодно мы пользуемся такими предметами, как нож, вилка, ложка, зеркало и иногда не задумываемся, откуда они к нам пришли, не интересуемся историей этих привычных вещей. Но сегодня мы познакомимся с историей одного очень важного в нашей жизни предмета.
Эту нужную вещицу
На одежде ты найдешь
Если нет ее на месте
Ты неряхой прослывешь
Что же это за вещица? Да, конечно же, это пуговица (показываю пуговицу). Вот она, красавица! О ней и пойдут у нас сегодня разговор.
Сегодняшнее занятие мы посвятим немало важной детали нашего наряда – пуговице, узнаем ее историю и научимся сами ее изготавливать с помощью крючка и клубка ниток. Ребята я давала вам задание, и вот план, по которому вы сообщите нам всем, что вам удалось узнать о пуговице.
(Дети делают свои доклады в соответствии с планом. Педагог дополняет их рассказы)
План.
Из истории пуговицы.
Рождение пуговицы.
Первые застежки.
Пуговицы в Европе.
Пуговичная Эпидемия.
Церковь и пуговица.
Смешные истории из жизни пуговицы.
Секреты застежек.
Производство пуговиц (форма, материалы).
Соперники пуговицы.
Из истории пуговицы.
Из истории мы знаем, что первой одеждой первобытного человека была шкура убитого зверя. Шкура накидывалась на плечи, и, чтобы она не сползала, ее удерживали руками. Но первобытному человеку надо было освободить руки для труда. Ему надо было готовить орудия для охоты – огромные камни, делать западню на пути мамонта. Поэтому на одежде появились застежки. И первыми застежками стали заколки из обточенных камней, завязки из прочных волокон растений.
Также из истории мы знаем, что в каждом древнегреческом городе была крепость, окруженная стенами. Крепость делали на вершине горы. Эту крепость называли - акрополь. Самый знаменитый акрополь находился в городе Афины, и построен он был в 5 веке до нашей эры. Снаружи Акрополя и внутри него – множество статуй. Разглядывая их, можно убедиться в том, что в Греции в 5 веке до нашей эры люди уже пришивали пуговицы к своим плащам.
У нас в Европе пуговица прочно вошла в моду в 16 веке. Причем, женщины встретили пуговицу в штыки, а мужчинам она пришлась по вкусу. К пуговице относились как к предмету роскоши, а в обычной жизни обходились без нее. Делали пуговицы из разных металлов и камней, в том числе и из драгоценных, и передавали по наследству.
С 16 века в Европе началась настоящая «пуговичная эпидемия». Чем больше пуговиц на костюме, тем знатнее господин. Уважающий себя дворянин нашивал на камзол до 40 пуговиц, а на рукава по 12 штук.
Церковь относилась к «пуговичной эпидемии» крайне отрицательно и передавала пуговицы анафеме. То есть люди, посещающие церковь, не должны были иметь на своей одежде пуговиц.
В истории пуговиц есть и смешные моменты. Наполеон одел свою многочисленную армию в новые мундиры, но через некоторое время рукава мундиров стали грязными. Оказалось, что солдаты вытирали рукавами носы. Разгневанный Наполеон приказал пришить на рукава пуговицы, чтобы было больно вытирать нос.
Французский король Франциск 1 для своего черного бархатного камзола заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц, а для костюма сына – 216 больших серебряных в форме черепов.
Сейчас тоже на рукава пальто и костюмов пришивают пуговицы, но не для того,чтобы застегиваться, а для красоты.
И еще один секрет. На женской одежде пуговицы пришивают слева, а на мужской справа. (показывает пример на одежде детей).
В наши дни в продаже можно встретить пуговицы всевозможных форм и расцветок – это кружки, эллипсы, квадраты, треугольники, цветы и прочие и прочие.
Пуговицы бывают пластмассовые, стеклянные, металлические, кожаные, деревянные, костяные, перламутровые, роговые, обтянутые тканью или кожей, вязаные.
Сегодня в России производством столь необходимых каждому человеку изделий занимаются не больше десяти предприятий. Наиболее крупные из них – московские предприятия «Русская пуговица» и «Покровское», владимирский завод «Фурнитура», фабрика «Ронталер» в городе Павловском Посаде.
Около сотни лет назад у пуговицы появилась соперница – молния. Замки – молнии теперь у нас на одежде, на сумках, на обуви. В начале молнии были металлическими и громоздкими, а стоили дорого. Потом они стали синтетическими – эластичными и удобными. Мода не стоит на месте, и сейчас наряду с пуговицами, кнопками, крючками и молниями можно увидеть заклепки, «липучки», шнуровки.
Педагог: Не следует гнаться за самыми модными и дорогими застежками. Нужно помнить, что самое главное в одежде – не ее дороговизна, не цвет и не самая модная застежка, а ее аккуратность. Очень красивые, дорогие пуговицы не украсят одежду, если они застегнуты на протертые, рваные петли. И самая дешевая скромная пуговица, подобранная по цвету к рубашке или платью, будет выглядеть эстетично, если платье чистенькое, выглаженное.
Техника безопасности.
Педагог: На столе у вас лежат принадлежности , необходимые для вязания: это ножницы, крючок, иглы. Дома это лучше всего держать в шкатулке или коробке. Назовите из этих принадлежностей те, которые могут поранить, если пользоваться ими неправильно.
Кстати, ножницы изобретены задолго до нашей эры одновременно в Риме и Галлии. На территории России ножницы в современной их форме появились в 10 веке. А что вы знаете о правилах пользования ножницами? (Хранить их нужно в футляре или шкатулке. На столе они должны лежать с сомкнутыми лезвиями. Передавать ножницы необходимо кольцами вперед).
Что вы можете сказать об опасности, которую представляют иглы, крючки, спицы?
Правила безопасной работы с инструментами
1. С крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу
2. Крючки и другие приспособления должны быть хорошо отшлифованными, хранить их надо в специальных пеналах и коробках 
3. Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.
4. Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Следует хранить иглы и булавки в коробочке с крышкой.
5. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.
6. Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе исправным утюгом.
Мы вспомнили правила техники безопасности теперь можно перейти к практической части нашего занятия.
IV.Практическая часть.Вязание круглой пуговицы с отделкой по контуру.
Схема пуговицы: 3 воздушные петли соединяем в кольцо .1-й ряд - вяжем в центр кольца 12 воздушных петель. 2-й ряд – в центр кольца 14 воздушных петель. 3-й ряд – в центр кольца 16 воздушных петель. 3-й ряд – вяжем нитью другого цвета рачьим шагом.
Обучающиеся вяжут пуговицу вместе с педагогом . Далее вяжут по 3 пуговицы для закрепления пройденного.
Выявление типичных ошибок, повторное объяснение и способ устранения ошибок.
Физминутка.
- комплекс упражнений для снятия усталости с плечевого пояса, рук, глаз.
- упражнения для мобилизации внимания,
- упражнения для улучшения мозгового кровообращения,
- упражнения для оценки координации движений.
Вязание круглой пуговицы.
Схема пуговицы: делаем скользящую петлю , 2 воздушных для подъема и далее делаем 22 столбика с накидом в скользящую петлю, оставляем нитку около 20 см. и продеваем ее по контуру пуговицы. Стягиваем центр и затем стягиваем по контуру. Пуговица готова.
Обучающиеся вяжут пуговицу вместе с педагогом . Далее вяжут по 3 пуговицы для закрепления пройденного.
Целевые обходы.
- оказание помощи слабому обучающемуся
- индивидуальная работа с одаренными детьми
V.Итог занятия.Педагог: Итак, какую пользу мы извлекли из занятия? (Узнали историю появления пуговицы, ножниц, научилась вязать два варианта пуговиц, потренировались в технике вязания рачьего шага).
Мы сегодня много говорили о пуговице, о ее внешнем виде, о ее назначении, о роли в этикете. Давайте в итоге воздадим славу нашей пуговице и прослушаем о ней стихотворение.
Чтец:
Пуговице славу мы все воздаем,
Ей величественную песню поем.
Слава тебе – говорим без прикрас.
Будь же ты, пуговка, вечно при нас
Ты уж покрепче за нитку держись.
В футбол я играю – ты не оторвись!
Сколько же будет твоей в тои вины,
Если я вдруг потеряю штаны.
Знай, что в борьбе ты мне очень нужна:
Поддержка в одежде тоже важна.
Пуговка, пуговка, ты не оторвись,
Не потеряйся и не расстегнись.
На платьице нашем ты так хороша!
В наряде порядок – ликует душа.
Педагог: Спасибо, ребята, за участие! Гостям спасибо за присутствие на занятии. Соблюдая правила техники безопасности, сложите все рабочие инструменты аккуратно в шкатулку.
Наше занятие окончено. До свидания!