СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Бовина Н.Н.
ГБПОУ ВО «Борисоглебский техникум
промышленных и информационных технологий»
социальный педагог

Сетевое взаимодействие в современном мире становится высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям динамично развиваться.
Понятия «сеть», «сетевое взаимодействие», «партнерство» сегодня получили широкое распространение в педагогической практике. Содержание педагогической составляющей сетевого взаимодействия, по сути, представляет расширение воспитательного пространства: открытие возможностей выбора, появление новых профессиональных и социальных связей, актуализации необходимости педагогического сопровождения обучающихся.
В последнее время в условиях политических и экономических кризисов, изменений в социальной жизни страны, перемен в сфере образования растет число детей и подростков, оказавшихся в социально-опасном положении. В связи с возникновением острой потребности социально-педагогической помощи таким подросткам, необходима организация системы сетевого взаимодействия учреждений, осуществляющих социально-педагогическую деятельность, которая позволит снизить уровень проявления асоциального поведения среди обучающихся и решит социальные проблемы общества. В настоящее время существует необходимость поиска путей, направленных на становление социальной позиции молодых людей, как необходимого условия для их самостоятельной жизни в нестабильном и быстроменяющемся мире, повышения их сознательной активности в принятии социально-значимых решений. Подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, не хватает социального умения, навыков и опыта для успешного решения проблем, а также для их интеграции в общество, которая достигается в процессе установления социально приемлемых отношений с членами семьи, с субъектами образовательных учреждений и всех социальных институтов. Приобретение и эффективное использование перечисленных социально значимых навыков возможно при наличии учреждений, работающих в данном направлении. Таким образом, организация системы сетевого взаимодействия учреждений, осуществляющих социально-педагогическую деятельность, обусловлена следующими обстоятельствами:
- кризисное состояние экономики страны влияет на повышение уровня асоциальных проявлений;
- увеличение детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- недостаточно активное участие молодёжи в общественно значимых делах;
- недостаточная занятость подростков по месту жительства.
По итогам социологического исследования контингента студентов Борисоглебского техникума промышленных и информационных технологий установлено, что количество социально - незащищенных обучающихся в нашем учреждении ежегодно увеличивается (Таблица1).
Таблица 1. Социальное положение студентов.


Тревожным фактором является также то обстоятельство, что растет число подростков, состоящих на учете в уголовно- исполнительной инспекции (УИИ) и в отделе по делам несовершеннолетних (ОДН).
Для обеспечения социально-педагогической поддержки обучающихся и профилактики асоциального поведения и правонарушений среди подростков необходимо привлечение ресурсов субъектов системы профилактики. Согласно статьи 4 Федерального закона РФ № 120 от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к субъектам системы профилактики относятся:
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- органы управления социальной защиты населения;
- органы управления образованием;
- органы по опеке и попечительству;
- органы службы занятости населения;
- органы управления здравоохранением;
- органы МВД.
Для оказания комплексной индивидуально-ориентировочной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в сложных ситуациях жизненного выбора, в образовательном учреждении функционирует Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения студентов. Основными задачами Службы являются: формирование единой политики образовательного учреждения, направленной на повышение качества образования, на комплексное решение проблем социально-психологического характера подростков, содействие их полноценному личностному и социальному развитию; обеспечение психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Реализация данных задач может быть осуществлена только через совместную деятельность всех субъектов образовательного процесса: педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей.
Взаимодействие специалистов в образовательном учреждении осуществляется через:
- взаимное информирование по результатам диагностики;
- взаимное консультирование по возникающим проблемам;
- заседание Службы ППМССС, где обсуждаются варианты решения проблем, и вырабатывается общий план действий.
Анализ работы Службы ППМССС позволяет выделить основные сферы деятельности службы:
- решение проблем сохранения психологического и физического здоровья подростка (адаптация первокурсника к новым условиям);
- преодоление затруднений в учебе;
- преодоление проблем личностного развития;
- психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение интеграции подростка с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Внимание Службы сопровождения распространяется на всех студентов, обучающихся в техникуме, однако, приоритет отдается подросткам «группы риска».
Таким образом, совместная деятельность всех вышеперечисленных субъектов сетевого взаимодействия приведет к следующим результатам:
- создание психолого-педагогических условий для достижения высокого качества обучения и воспитания;
- сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, обеспечение их безопасностью;
- своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, и предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний.

Список литературы:
1. Федеральный закон РФ № 120 от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2.Письмо департамента образования науки и молодёжной политики № 80-11/ 5683 от 10.07.2015 г. «Методические рекомендации по взаимодействию органов опеки и попечительства и профессиональных образовательных организаций Воронежской области».
3. Положение о Службе ППМССС в ГБПОУ ВО БТПИТ.



15