Статья «Обоснование проблемы исследования повышения качества профессиональной подготовки рабочих в современных условиях»


ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Корбова Марина Александровна
г.Нижневартовск
Бюджетное учреждение профессионального образования «Нижневартовский политехнический колледж»
В современном мире профессиональное образование приобретает новую значимую роль и оказывает влияние на развитие экономики, общества и человеческих ресурсов в целом. Изменения в экономике и рост использования новых технологий предъявляют новые требования к качеству профессиональной подготовки рабочих, которые определяются такими факторами как глобализация экономики, экономическая, культурная, общественная кооперация различных стран, постоянно меняющиеся техника и технологии, по сути, революция в информационных и коммуникационных технологиях и, как следствие, вызванные ими темпы социальных перемен. В свою очередь, эти перемены сопровождаются ростом мобильности труда, капитала и созданием общества, основанного на знаниях .В результате формируется новый тип общества, в котором феномен знаний в ХХI веке становится реальностью. Данная оценка подтверждает необходимость изменения содержания профессиональной подготовки рабочих. Реализация нового ФГОС в системе профессионального образования рабочих (2010г.) ориентирует педагогическую практику профессиональных образовательных учреждений на обеспечение качества подготовки будущих рабочих .Отличие нового поколения ФГОС заключается в том, что в ранее действующем образовательном стандарте основным компонентом являлось требование к минимуму содержания обучения. Разработка требований к результатам образования происходила путем их соотнесения с дидактическими единицами обязательного минимума содержания обра-зования, обновление которого заключалось в обновлении дидактических единиц.
Таким образом, действующие цели образования сводились к усвоению предметных знаний и умений, что в недостаточной степени позволяло выпускникам профессиональных образовательных учреждений осваивать будущую профессиональную деятельность.
Одним из современных требований к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы является то, что образовательное учреждение обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с процессом совершенствования управления этой работой со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения.
Сегодняшняя ситуация в учреждениях начального профессионального образования характеризуется достаточно низкой степенью мотивированности учащихся профессиональных училищ на профессию, которую они выбрали. Зачастую – это случайный, неосознанный и вынужденный выбор. Как следствие – это нежелание и неумение учиться, низкое качество профессиональной подготовки учащихся училищ.
В связи с этим в педагогической практике подготовки рабочих наблюдаются проблемы мотивации профессионального обучения учащихся, от уровня развития которой напрямую зависит качество профессиональной подготовки квалифицированных кадров.
В педагогической науке сегодня проведено достаточно много исследований по изучению проблемы качества профессиональной подготовки и самостоятельной работе обучающихся на разных ступенях профессионального образования (колледжи, вузы). Вместе с тем, не так часто внимание исследователей было обращено к проблемам профессионального образования рабочих.
Изучая тематику диссертаций последних пяти лет по схожим темам, удалось выявить, например, что исследование Гуляевой И.В. посвящено развитию познавательной активности учащихся, педагогическому сопровождению становления межличностных отношений учащихся в условиях начального профессионального образования. В исследовании Забневой А. М. рассматриваются проблемы повышения качества подготовки рабочих кадров на основе информационного потенциала дистанционного обучения. Наиболее близким к нашей теме диссертационного исследования относятся идеи исследования Марковой Ю.М. по проблеме формирования мотивов обучения в начальном профессиональном образовании.
Интерес исследователей к проблемам развития профессионального образования рабочих и недостаточная разработанность новых подходов к решению задач обновления содержания и процесса профессиональной подготовки рабочих в соответствии с целями ФГОС подтверждает актуальность проблемы нашего исследования, которая заключается в разра-ботке эффективных форм организации самостоятельной работы в процессе профессиональной подготовки будущих рабочих.
Современная отечественная профессиональная школа рабочих основывается на теории таких отечественных ученых как А.П. Беляева, С.Я. Батышев, Ю.А. Якуба. По мнению польского педагога Ч. Куписевича прямое изучение действительности, т.е. изучение, основанное на наблюдении, измерении и различных практических видах деятельности, должно быть исходным пунктом учебной работы с учащимися, когда они еще не располагают необходимым запасом наблюдений и представлений для понимания темы. Данный вид деятельности напрямую зависит от самостоятельной работы учащихся, организованной педагогом.
По мнению И.А. Зимней самостоятельная работа как самостоятельная учебная деятельность учащихся может состояться на основе «информационного вакуума». Он возникает, когда у обучающихся формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя, а средств удовлетворения такой потребности в учебном процессе нет. Это, в свою очередь, предполагает необходимость направленной работы преподавателя по развитию образовательной мотивации у обучающихся.
Исходя из такого понимания самостоятельной работы, для нашего исследования, актуальным является проблема выбора форм включения учащихся профессиональных образовательных учреждений в самостоятельную деятельность, чтобы повышать их активность, мотивацию к обучению, профессии и как результат - сохранить контингент, не потерять ни одного выпускника и максимально повлиять на их трудоустройство по рабочей профессии.
Наше исследование осуществляется в рамках направления фундаментальных исследований РАО «Теоретические основания образовательных стандартов, программ, технологий и механизмов модернизации непрерывного образования (дошкольного, общего, профессионального и дополнительного)» и способствует реализации проекта «Теоретико-методологические основания формирования социально-профессионального самоопределения учащейся молодёжи в условиях непрерывного образования».
Литература:
1. Гринько В.С. «Проблемы развития начального и среднего профессионального образования» Москва, 2010.
2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. /Пер. с польского. – М.: Высшая школа, 1986. – 367 с.
3. Азарова, Р.Н. Проектирование компетентностно-ориентированных и конкурентоспособных основных образовательных программ ВПО, реализующих ФГОС ВПО. Методические рекомендации / Р.Н. Азарова, Н.В.Борисова, В.Б. Кузов //Материалы XVIII Всероссийской научно-методической конференции «Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования на компетентностной основе». – М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. – 81 с.
4. Смирнов, С.Н. Социальная политика: уч. пос. /Сергей Николаевич Смирнов, Татьяна Юрьевна Сидорина – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 432 с. – С.33.