ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Рыжиков Сергей Николаевич

АННОТАЦИЯ
Сознательное и планомерное стремление к будущему профессиональной образовательной организации реализуется через стратегическое управление. Ведущую роль в этике стратегического управления играют провозглашенные организационные ценности, направленные на достижение максимальной эффективности организации в соответствие с выбранной стратегией и признающиеся в качестве таковых большинством коллектива. Следование стратегии, которая нравственна и этична, умение добиваться целей, не нарушая норм морали - характерная черта успешной образовательной организации. Стратегия профессионального образовательного учреждения должна отвечать нормам морали и исключать безнравственные действия, способствовать ликвидации дезорганизационного и девиантного поведения. Стратегическая цель этического поведения образовательной организации тесно смыкается с её миссией, предвосхищает намеченный результат. Миссии разных образовательных организаций могут быть различны в деталях, но в целом основная миссия любой образовательной организации - «наиболее полное удовлетворение заинтересованных групп (групп поддержки, стейкхолдеров) в образовательных услугах, на основе имеющихся компетенций педагогического коллектива, существующей материальной базы, с соблюдением правовых и этических норм». Этика становится неотъемлемым элементом стратегического управления образовательной организации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Этика, нравственность, стратегическое управление, культурно-информационное пространство, стратегический план, морально-этический климат, профессиональная образовательная организация.
ETHICAL FOUNDATIONS OF STRATEGIC MANAGEMENT
PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Ryzhikov Se
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·nal organization.


1 Культурно-информационное пространство профессиональной образовательной организации
Профессиональная образовательная организация находится в постоянном развитии. Сознательное и планомерное стремление к будущему образовательного учреждения реализуется через стратегическое управление. Поскольку внутренняя среда профессиональной образовательной организации очерчена материальными и идеальными границами, стратегическое управление включает долгосрочные планы и организационные механизмы развития материального и идеального пространства. Материальное и идеальное пространство подвержены изменениям, находятся в тесной взаимосвязи. К материальным границам относится, например, среднесписочный состав преподавателей, материальная база. Идеальное пространство включает культурно-информационное пространство, цели, задачи, планы тактического и стратегического характера, сферу педагогических технологий, отношения в коллективе студентов и преподавателей. Культурно-информационное пространство охватывает организационную культуру, коммуникации, потоки информации, этические правила, нравственные установки, разделяемые коллективом.
Этика - это инструмент, отделяющий правильное поведение от неправильного, она рассматривает моральные обязательства человека и принципы этичного поведения.
Этические стандарты образовательной организации отражаются в локальных актах и носят рекомендательный характер. Этические нормы предполагают наличие четких правил по взаимодействию внутри и вне организации, они должны быть понятны каждому педагогу и студенту.
Культурно-информационное пространство профессионального образовательного учреждения - это открытая система со своими закономерностями и принципами. Именно в нем осуществляется педагогическое воздействие, создающее условия для нравственного становления учащегося и принятия им этических ценностей. В центре культурно-информационного пространства находится человек. Его поведение зависит от выбора приоритетов, целей, мотивов, потребностей.
Задача стратегического управления культурно-информационным пространством заключается в повышении этичности и нравственности действий педагогического коллектива и студенческого сообщества. Такая задача носит долгосрочный характер и отражается в стратегическом плане развития профессиональной образовательной организации.

2 Системные закономерности и принципы поведения в культурно-информационном пространстве
Рассмотрим системные закономерности (взаимосвязи процессов и явлений) культурно-информационного пространства.
1 Закономерность соответствия культуры и результатов работы образовательного учреждения. Означает, что выполнение стратегических планов, отвечающих этическим стандартам, приводит к лучшему результату, формируя благоприятный имидж образовательной организации у потребителей образовательных услуг, в отличие от тех учреждений, где план стратегического развития не отвечает нормам этики.
2 Закономерность охвата этическими нормами всех сторон жизни профессиональной образовательной организации. Нормам морали должны следовать как члены организации, так и субъекты внешней среды, на которые влияет учебное учреждение.
3 Закономерность трансляции этических стандартов. Обучение сотрудников и их консультирование в ходе выполнения стратегии образовательного учреждения. Руководством транслируются этические стандарты поведения с целью распространения нравственности на все уровни организации. Трансляция этических норм представляет собой тактические действия, основанные на логике и здравом смысле. Такие тактические действия органично встраиваются в стратегию образовательной организации.
4 Закономерность добровольного следования этическим нормам. Осознание человеком добровольного следования этическим нормам говорит о его воспитанности, нравственности, приверженности гуманистическим идеалам.
5 Закономерность тесной связи этических норм и долга – нравственная обязанность и этическая ответственность перед профессией, обществом.
При составлении стратегического плана развития образовательной организации определяют следующие принципы поведения культурно-информационной среды:
1 Уважение прав личности, поощрение свободного обмена информацией.
2 Принцип равенства всех сотрудников, этические правила для всех одинаковы и не зависят от статуса и занимаемой должности. Доверие, свободное обсуждение, отсутствие «двойных стандартов» по отношению к рядовым сотрудникам и руководству носят безусловно позитивный характер и с успехом внедряются в организациях, имеющих благоприятный моральный климат.
3 Принцип мотивирования предоставляемой информацией. Мотив это осознанное побуждение, требующее удовлетворения. Одним из мотивов познавательной деятельности является потребность в информации. Удовлетворение такого внутреннего мотива ведет к мотивированию поведения на совершение желательных для организации действий. Информирован - значит мотивирован.
4 Принцип соблюдения этических норм при пользовании полученной информацией.
5 Принцип создания устойчивых конкурентных преимуществ на основе опережающего культурного развития коллектива, повышения социальной компетентности преподавателей.
6 Принцип анализа социальных изменений в культурно-информационной среде общества, создание адекватных механизмов реагирования на такие изменения. Этот принцип тесно связан с принципом развития культурно-информационной среды.
7 Принцип развития культуры, повышения этической и нравственной составляющей поведения, общения студентов и преподавателей. Принцип развития культурно-информационной среды может быть воплощен в правильной идентификации информации. Информация должна превращаться в знания.
8 Принцип усиления познавательной активности студентов.
9 Практическая направленность культурного обмена с внешней средой, студенты должны следовать лучшим образцам поведения, развивать навыки применения полученных знаний в целях удовлетворения общественных потребностей
10 Принцип индивидуального подхода к воспитанию психологической готовности личности студента к культурной самореализации в информационной сфере.
Приведенные принципы поведения в культурно-информационном пространстве являются общими для любой образовательной организации. Они могут быть дополнены частными правилами, характерными для какой-либо конкретной образовательной организации.

3 Роль этических норм в системе стратегического управления
Любой учащийся и преподаватель должен иметь доступ для ознакомления с этическими правилами поведения в образовательном учреждении. Учащиеся и педагоги должны знать свои права, обязанности и ответственность в случае возможного нарушения. Руководство проводит этическое консультирование, в том случае, когда возникающие проблемы не могут быть решены силами коллектива.
Процесс принятия этических стандартов носит характер открытого обсуждения, в разработке этических норм для преподавателей участвует весь педагогический коллектив; в обсуждении нравственных положений поведения учащихся принимает участие студенческое сообщество в лице представителей студенческого совета. Активное участие в установлении этических норм принимает попечительский совет и родительский комитет. Процесс обсуждения и принятия этических стандартов и норм должен быть прозрачным и открытым. Принятые этические стандарты могут пройти оценку учредителя. Для бюджетных профессиональных образовательных организаций - это региональное управление образования или региональное министерство.
Этические нормы играют важную роль в системе стратегического управления профессиональной образовательной организации. Затрачивая усилия на развитие образовательной организации, нужно руководствоваться этическим принципом: «Не жалей для других того, чего бы ты не пожалел для себя». Не жалей усилий, не жалей своего времени для воспитания подрастающего поколения! Стратегия профессионального образовательного учреждения должна отвечать нормам морали и исключать безнравственные действия, способствовать ликвидации дезорганизационного и девиантного поведения.
В профессиональной образовательной организации, нацеленной на достижение долгосрочного успеха, проводится обучение этичному поведению руководителей и педагогов. Преподаватели знакомятся с требованиями этики поведения, нравственными нормами, что повышает их восприимчивость к этическим проблемам, возникающим в ходе реализации стратегии.
Ведущую роль в этике стратегического управления играют провозглашенные организационные ценности, направленные на достижение максимальной эффективности организации в соответствие с выбранной стратегией и признающиеся в качестве таковых большинством коллектива. Следование стратегии, которая нравственна и этична, умение добиваться целей, не нарушая норм морали - характерная черта успешной образовательной организации.
Нравственные отношения внутри коллектива включают этичное отношение к обучающимся, бережное обращение с психикой окружающих людей. Зависть, раздражительность и грубость разрушают хрупкое равновесие внутри педагогического коллектива.

4 Действия руководства по достижению этических стандартов
На руководстве образовательной организации лежат моральные обязательства следовать этичному поведению. Поскольку руководитель несет ответственность за управление и результаты работы организации, и служит примером и объектом для подражания, он должен демонстрировать приверженность нравственным ценностям.
Профессиональная образовательная организация, в лице руководителя, отвечает за свои действия перед учредителем, педагогическим коллективом, потребителями образовательных услуг и обществом в целом. Активность руководства, соблюдающего этику отношений, проявляется в оценке выбранных долгосрочных шагов на этичность. Проводится этическая экспертиза, представляющая собой всесторонний анализ выбранного стратегического пути развития, выбираются такие инструменты, которые могут положительно повлиять на нравственное воспитание обучающихся, улучшение имиджа профессионального образовательного учреждения.
Следуя моральной ответственности за этичность намечаемых долгосрочных целей и действий, руководство определяет, насколько стратегия образовательной организации будет обладать интуитивной привлекательностью и соответствовать ожиданиям общества. Соблюдать этические нормы - значит отказываться от сомнительных возможностей, вести открытую политику по отношению к учащимся, соблюдать финансовую дисциплину, не принимать на работу людей, запятнавших свою репутацию.
Стратегические решения, касающиеся коллектива, должны быть этичными и справедливыми, приниматься без нарушения законодательства и соответствовать интересам педагогов. Они направляются на усиление коллективной сплоченности, устранение конфликтов, развитие коллектива.
Интересы педагогов должны быть включены в планы стратегического развития. Стратегические решения призваны повышать заинтересованность педагогов в дальнейшем личностном развитии и развитии образовательной организации. Устойчивая тенденция положительной взаимосвязи между развитием коллектива и прогрессивным ростом качества трудовой жизни может стать базой для реализации стратегии внутреннего роста, основанной на повышении профессиональных компетенций преподавателей.
В кризисных ситуациях ухудшение жизни коллектива должно носить минимальный характер. В свою очередь преподаватели обязуются с пониманием относиться к действиям администрации в период кризиса.

5 Мероприятия по совершенствованию состояния этики в организации
Этичное поведение это неотъемлемая часть повседневной жизни педагогического коллектива.
В целях улучшения морально-этического климата могут проводиться различные мероприятия, например, День вежливости, классные часы, посвященные культуре речи, конференции и круглые столы по изучению норм морали и этики. Отдельные мероприятия, проводимые в образовательном учреждении, не должны подменять всеобщего благожелательного настроя и хорошего социально-психологического климата.
Стратегия профессиональной образовательной организации включает несколько субстратегий, в идеальных границах это долгосрочный взгляд на развитие коллектива, создание среды социально-психологической и физической комфортности, развитие социального и образовательного партнерства, формирование информационной и духовно-нравственной культуры.
Осуществляя стратегическое управление, руководство должно поощрять этичное поведение, для этого вырабатываются соответствующие механизмы (таблица 1).
Таблица 1 - Виды поощрений за этичное поведение
Поощрения
Ожидаемый эффект

Виды поощрений преподавателей
Публичное поощрение
Доверие и информирование со стороны администрации
Создание комфортных условий труда
Предоставление почетных прав
Сообщение в СМИ
Награждение грамотами, подарками
Усиление чувства собственной значимости
Переживание радости, благодарности за признание успехов
Устойчивая мотивация к совершенствованию и следованию нормам этики

Виды поощрений студентов
Устная публичная благодарность
Благодарность
Благодарность родителям
Положительная оценка действий

Переживание радости, удовольствия
Укрепление веры в свои силы Стимулирование на совершение положительных поступков
Повышение ответственности за поведение
Формирование устойчивого нравственного сознания
Проявление желания показать себя с лучшей стороны


При применении поощрений необходимо учитывать индивидуальные особенности студентов, преподавателей.
В педагогических коллективах могут наблюдаться скрытые и явные конфликты, нарушение норм этики и морали. В конфликты вступают неформальные группы и отдельные индивиды. Чтобы этого не происходило необходимо проводить мониторинг морально-психологического климата коллектива, устранять причины конфликтов, следовать положениям Этического кодекса. Администрация должна оценивать эффективность проводимых мероприятий, вводить адекватные механизмы отчетности. Для случаев ненадлежащего поведения предусматриваются соответствующие процедуры и санкции (таблица 2).
Таблица 2 - Виды наказаний за неэтичное поведение
Наказания
Ожидаемый эффект

Виды наказаний преподавателей
Осознание необходимости следования этическим, моральным нормам.
Страх наказания.
Страх исключения из социальной или неформальной группы.
Страх потерять работу.
Разрешение межличностных конфликтов.
Улучшение внутренних коммуникаций.


За неэтичное поведение
Выговор, не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка.
Неодобрение, порицание.
Взыскание морального ущерба.
Лишение почетных прав, лишение званий.
Служебное расследование.
Требование извинений в адрес потерпевшего.
Привлечение к дисциплинарной ответственности.
Увольнение.
Примечание: штраф и лишение премии не применяются


За нецензурную брань и оскорбления (административные наказания):
За публичное произнесение нецензурной брани следует наказания в виде административного штрафа в размере от 500 до 1 тысячи рублей или административного ареста на срок до 15 суток.
Оскорбление наказывается штрафом до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до одного года. [2]


Виды наказаний студентов
Замечание, осуждение, критика.
Внушение и разъяснение.
Разбор поступков в учебной группе.
Отсрочка поощрения.
Отстранение от занятий, соревнований.
Предание поступка гласности.
Разбор поведения на заседании учебно-воспитательной комиссии, педагогическом совете.
Воспитательные беседы.
Вызов родителей, письмо родителям.
Объявление выговора.
Отчисление.
Стыд, чувство вины.
Повышение этичности поведения.
Осознание необходимости следования этическим нормам.
Переживание.
Раскаяние.
Пробуждение совести.
Самоосуждение.


Стратегия образовательной организации отражает последовательность действий во времени и пространстве, она осуществляется на основе стандартизированных процедур и правил. Среди последних предусмотрены правила следования этическим стандартам. С одной стороны этические правила, в принципе, ограничивают свободу руководителя, с другой стороны, выступают основой для организации деятельности образовательного учреждения. Чтобы избежать поведения, не отвечающего нормам морали и нравственности, необходимо соблюдать определенные этические правила: необходимость держать слово, отсутствие намерения нанести вред другому, взаимопомощь, уважение к личности коллеги и студента, уважение к собственности учебного учреждения и интеллектуальной собственности. Нужно сказать, что в Трудовом кодексе этическая составляющая деятельности выражена слабее, чем в Гражданском. И здесь мы видим несовершенство трудового законодательства, так как трудовые отношения предусматривают более тесную связь индивидов, чем гражданские правоотношения.
Трудовой кодекс РФ не затрагивает этические отношения между работодателем и работником, хотя именно они нередко нарушаются работодателем в трудовых отношениях. Например, ст. 152 Гражданского кодекса РФ о защите чести, достоинства и деловой репутации граждан дает право гражданину по суду требовать опровержения порочащих его честь и достоинство сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

6 Включение этических стандартов в стратегию образовательной организации
Отражение этических стандартов в стратегическом управлении носит двоякий характер. С одной стороны стратегия должна быть этична, с другой стороны достижение этических норм включается в долгосрочный план развития профессиональной образовательной организации. В стратегическом плане образовательной организации отражаются четыре типа целей: цели-задания, исходящие от вышестоящих органов; цели-системы, отражающие объективную необходимость поддержания целостности организации, цели и задачи организации, цели-ориентации, выражающие потребности членов организации [3] (таблица 3).
Таблица 3 - Содержание основных целей стратегического управления профессиональной образовательной организации
Типы целей
Источник
Содержание стратегических целей

Цели-задания:
- Государственное задание
Общество, учредитель
Удовлетворение потребностей регионального рынка труда

Цели-системы:
- миссия


Профессиональная образовательная организация
Наиболее полное удовлетворение заинтересованных групп в образовательных услугах, на основе имеющихся компетенций педагогического коллектива, существующей материальной базы, с соблюдением правовых и этических норм».

Цели и задачи организации

Учредитель, профессиональная образовательная организация, местные органы власти
Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс и систему управления образовательной организации
Совершенствование материально-технической базы
Развитие дополнительных образовательных программ, переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров, обучение взрослого населения
Развитие социального и образовательного партнерства
Создание возможностей по предоставлению образовательных услуг для предприятий региона

Цели-ориентации

Профессиональная образовательная организация
Создание среды социально-психологической и физической комфортности
Обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников
Контроль этичного поведения сотрудников и студентов


Стратегия образовательной организации реализует политику и общий курс действий, имеющий столько же уровней, сколько их имеет организационная структура учреждения. Политика организации не догма, а тренд, но, в том, что касается этики, администрация должна быть нацелена на достижение стопроцентного выполнения предусмотренных положений и намеченных долгосрочных целей. Стратегическая цель этического поведения образовательной организации тесно смыкается с её миссией, предвосхищает намеченный результат. Миссии образовательных учреждений могут быть различны в деталях, но в целом основная миссия любой образовательной организации – это «наиболее полное удовлетворение заинтересованных групп (групп поддержки, стейкхолдеров) в образовательных услугах, на основе имеющихся компетенций педагогического коллектива, существующей материальной базы, с соблюдением правовых и этических норм».
Общая стратегия отражается в Программе развития профессиональной образовательной организации. Рекомендуемый срок, на который составляется Программа развития, 5 лет. Программа должна быть обсуждена и принята общим собранием трудового коллектива и представителей обучающихся.
Сформулированные цели и задачи, провозглашенный курс действий по преобразованию культурно-информационной среды и реализующие его стратегии, входят в долгосрочно-ориентированную систему программных мероприятий.
Рассмотрим один из разделов Программы развития - «Система программных мероприятий» с точки зрения установления этических стандартов (таблица 4).
Таблица 4 - Система программных мероприятий
Цели
Содержание деятельности, задачи
Ожидаемый результат

Удовлетворение потребностей регионального рынка труда.
Создание этического регламента, включающего основные правила поведения профессиональной образовательной организации на рынке образовательных услуг.
Повышение конкурентоспособности профессиональной образовательной организации.


Достижение миссии профессиональной образовательной организации: «Наиболее полное удовлетворение заинтересованных групп в образовательных услугах».

Экология сотрудника и экология жизни человека в организации.
Обеспечение качества организации учебно-воспитательного процесса.



Инвентаризация положений Этического кодекса студентов и Этического кодекса преподавателей. 
Выработка адаптивного стиля поведения администрации, преподавателей и сотрудников.
Формирование правовой, политической и экологической культуры.
Реализация принципов гуманистического образования.
Формирование личности способной к самосовершенствованию и саморазвитию.
Анализ результатов, корректировка локальных актов.
Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Соблюдение требований должностной инструкции преподавателя.
Укрепление социальной значимости профессии преподавателя.
Воспитание личности с гуманистическим мировоззрением, высокими нравственными качествами; личности, признающей общечеловеческие ценности, владеющей навыками культуры поведения и культуры общения.
Воспитание семьянина: как полноценного члена родительской семьи, так и создателя собственной.


Разработка проекта по развитию кадрового потенциала.
Обеспечение качества организации образовательного процесса.


Этика взаимоотношений с партнерами и внешними субъектами.
Благоприятный образ образовательной организации.

Формирование информационной культуры.
Внедрение модульных, здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий.
Обеспечение качества образования и управления.
Формирование культурно-информационной среды, отвечающей высоким требованиям этических стандартов.
Укрепление горизонтальных коммуникаций.


Соблюдение информационной защищенности.
Обеспечение качества организации образовательного процесса.


Приобретение учебно-методической литературы, электронных образовательных ресурсов по этике.
Наличие учебно-методической литературы, электронных образовательных ресурсов.


Мероприятия паблик рилейшенз в СМИ с целью формирования благоприятного имиджа профессиональной образовательной организации.
Совершенствование работы официального сайта профессиональной образовательной организации.
Поддержание имиджа профессиональной образовательной организации в социальных сетях.
Формирование благоприятного имиджа профессиональной образовательной организации.
Достижение приверженности ценностям и нормам профессиональной образовательной организации.
Информированность.
Следование принципам корпоративной культуры и историческим традициям образовательной организации.

Совершенствование материально-технической базы.
Проведение бесед и мероприятий по формированию бережного отношения к имуществу
профессиональной образовательной организации.
Бережное отношение к имуществу образовательной организации со стороны преподавателей и студентов.


Создание рабочих и учебных мест, соответствующих требованиям эргономики и эстетики.
Соответствие требованиям СанПин, повышение эффективности образовательного процесса.

Создание среды социально-психологической и физической комфортности.


Обеспечение медико-социального и психолого-педагогического сопровождения студентов.
Формирование навыков правильного образа жизни.
Повышение комфортности образовательной среды профессиональной образовательной организации.


Развитие дистанционных методов обучения.
Повышение конкурентоспособности образовательной организации.


Проведение работы по трудоустройству выпускников.
Трудоустройство выпускников, их конкурентоспособность.


Развитие воспитательной системы образовательного учреждения.
Целенаправленная деятельность по воспитанию работника, способного жить и работать в современном обществе.


Проведение этического консультирования.
Решение этических проблем экспертами.


Создание безбарьерной среды, обеспечивающей полноценную интеграцию детей-инвалидов.
Интеграция детей-инвалидов.


Формирование системы целенаправленной работы с одаренной и талантливой молодежью.
Развитие творческих и исследовательских способностей студентов.
Повышение престижа образовательной организации.


Создание соответствующих условий обучения и воспитания для социально незащищенных детей.
Забота о социально-незащищенных подростках, интеграция их в общество.


Пропаганда здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни, отказ от вредных привычек.

Духовно-нравственное воспитание студентов.
Нравственное воспитание студентов в формировании учебной деятельности.
Воспитание духовности, позитивных качеств, способных проявиться в созидательном процессе в интересах области и Родины.
Сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества.
Духовное развитие личности.
Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания учащихся.
Стремление у учащихся строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты.

Патриотическое воспитание.
Развитие чувства патриотизма.
Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства.

Обучение этичному поведению руководства и членов коллектива.
Формирование культуры общения и этики коммуникаций.
Проведение научно-методических семинаров по соблюдению норм этики.
Оказание помощи руководящим и педагогическим работникам в овладении новыми технологиями.


Повышение профессиональной компетентности педагогов.
Создание системы трансляции педагогических технологий и передового педагогического опыта.
Современный преподаватель, адекватный социальным ожиданиям общества по уровню и качеству подготовки.
Повышение качества педагогического труда.


Создание мини-лабораторий, творческих групп, педагогических мастерских по изучению, апробации моделей образования и воспитания.
Обеспечение качества организации образовательного процесса.


Организация творческих площадок по проблемным темам образовательного процесса.
Повышение педагогического уровня преподавателей.


Проведение мастер-классов, заседаний в форме «круглого стола» и конференций на темы нравственности.
Обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Разрешение конфликтных ситуаций.
Создание конфликтной комиссии (комиссии по трудовым спорам).
Создание учебно-воспитательной комиссии для урегулирования конфликтов в студенческой среде.
Разработка рекомендаций по устранению этических проблем, возникающих в связи с конфликтами.
Создание условий для освоения профессий, специальностей.
Улучшение морально-психологического климата коллектива.
Снижение количества стрессов.
Достижение толерантности.
Формирование гуманистического мировоззрения, убежденности в наказуемости зла и торжестве добра.

Контроль этичного поведения сотрудников и студентов.
Внедрение системы вознаграждения руководителей, преподавателей и студентов за этичное поведение.
Укрепление социально-психологического климата.
Формирование устойчивого нравственного сознания.


Проведение этической экспертизы локальных актов, приказов, распоряжений, проводимых мероприятий и реализуемых проектов.
Разработка системы предложений, направленных на улучшение морального климата и имиджа профессиональной образовательной организации.
Повышение уровня заинтересованности в результатах собственного труда, укрепление социальной значимости профессии преподавателя.
Внесение корректив в локальные акты, приказы, распоряжения или проекты.


Мониторинг реализации ФГОС по специальностям и профессиям с точки зрения этики.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта.

В предложенной системе программных мероприятий предусмотрены задачи повышения уровня этичности поведения педагогов, сотрудников и студентов. Рассмотрим более подробно некоторые из них.
1 Стратегический регламент включает правила взаимоотношений с другими организациями, нормы соблюдения авторских прав, методы регулирования внутриорганизационных отношений, основные этические принципы поведения преподавателей, принципы этичного отношения к обучающимся и к обучающимся-инвалидам, основные ценности и социальные обязательства образовательной организации, принципы социальной справедливости, нормы соблюдения деловой репутации учебного учреждения.
2 Принятие документа «Этический кодекс преподавателя» позволит всему коллективу иметь формализованный набор правил и принципов поведения, которыми нужно руководствоваться в повседневной жизни. Итогом следования Кодексу может стать совершенствование работы всего коллектива учебного учреждения. Этический кодекс преподавателя дает толкование стратегической политики в отношении нравственных ценностей и принятых этических стандартов. Следование этическому кодексу способствует созданию в коллективе здорового морального климата. Этический кодекс преподавателя - это декларация твердых норм поведения и содействует выполнению этих норм.
3 «Этический кодекс студента» регулирует поведение студентов в образовательной организации, представляет обязательство студента, добровольно принимаемые им к исполнению во время обучения. Кодекс регламентирует ожидания профессиональной образовательной организации от студента и требования, которые она предъявляет к нему.

7 Стратегия этического совершенствования как элемент организационной социализации
Программу развития профессиональной образовательной организации, в части достижения этического совершенствования, можно рассматривать как долгосрочный социальный проект. Не прогнозируя возникновения этических и социальных проблем, он, тем не менее, носит упреждающий характер и сводится к воздействию организации на культурно-информационную среду и вносит в неё определенные изменения.
Стратегия этического совершенствования, как элемент организационной социализации образовательной организации, предполагает широкое информирование и заинтересованных и индефферентных (равнодушных) групп в организации. К заинтересованным группам можно отнести не только преподавателей и администрацию, открыто показывающих свою приверженность тому или иному стратегическому результату, но и население территории, на которой реализуется проект. Индефферентные группы обладают низкой сплоченностью, интересы членов таких групп лежат вне организации. Появление лидера (руководителя или неформального лидера) в таких группах может повысить их сплоченность, если такой лидер умеет повести за собой равнодушные массы.
Экспертизу социального проекта этического совершенствования проводит учредитель, ставя целью определение потенциальных и реальных долгосрочных последствий. Оценка учредителя важна для образовательной организации, она показывает степень доверия намеченным программным изменениям.
Этика становится неотъемлемым элементом стратегического управления. При составлении стратегического плана действий профессиональной образовательной организации нельзя забывать, что проблема этики постоянно находится в центре внимания общества и для следования нравственному поведению сейчас и в будущем требуется не только знание правил поведения, но и распространение нравственных отношений в коллективе педагогов и студентов. Это связано с тем, что рост цивилизованности общества ведет к доминированию этики во всех сферах жизни. Нравственное поведение является ценностью уже само по себе. Задача повышения этических стандартов стала сегодня важнейшим акцентом в обществе.
Конечно, введение в стратегическое управление норм этики не может решить всех проблем. Скорее всего, после преодоления одних трудностей возникнут новые. Но правильные методики решения организационных и нравственных проблем могут обеспечить успешность управления образовательной организацией, наметить горизонты для новых свершений.

Список литературы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, N 2326),
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32. Глава 8 Ст. 152.
Кабаченко, Т.С. Психология управления: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 384 с.
Кабанов, А. А. Этические аспекты в исследовании и развитии трудового права [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Немов Р.С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2003. 368 с.
Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу Бастама Веб-журнал.http://bastama.ucoz.kz/load/referaty_na_russkom/ehstetika_i_ehtika/ehtika
_delovykh_otnoshenij_v_rabote_menedzhera_po_personalu/48-1-0-1121//

References
1 The Federal law of 29 December 2012 N 273-FZ "On education in Russian Federation" (meeting of the legislation of the Russian Federation, 2012, N 53, art. 7598; 2013, N 19, N = 2326),
Civil code of the Russian Federation. Part 1 of 30 November 1994. №51-FZ // collected legislation of the Russian Federation. 1994. - №32. Chapter 8 р. 152.
Kabachenko, T. S. Psychology of management: textbook. M.: Pedagogical society of Russia, 2000. - 384 p.
Kabanov, A. A. the Ethical aspects in research and development of labor-rights http://www.justicemaker.ru/view-article.php?art=2298&id=20
Nemov R. S. Psychology. Tutorial. – M.: Education: VLADOS, 1995. – 496 p.
Shchukin G., Activation of cognitive activity of students in the learning process. – M.: Education, 1979. – 160 p.
Ethics of business relations: the Textbook / Under the editorship of A. Y. Kibanov. M.: INFRA-M, 2003. 368 p.
Ethics of business relations in the work of the personnel Manager of Bastam Web log.http://bastama.ucoz.kz/load/referaty_na_russkom/ehstetika_i_ehtika/ehtika
_delovykh_otnoshenij_v_rabote_menedzhera_po_personalu/48-1-0-1121//








13PAGE 15


13PAGE 141415




15