ВНЕДРЕНИЕ СБАЛАСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГЕОФИЗИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ

Смирнов А.В., кандидат психологических наук,
заведующий кафедрой Информационных технологий
Казанский национальный исследовательский технический
университет им. А.Н. Туполева-КАИ»
Россия, г. Лениногорск
Сабитова А.Н.
студентка
5 курс, направление «Менеджмент»
Россия, г. Лениногорск
ВНЕДРЕНИЕ СБАЛАСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГЕОФИЗИЧЕСКОЙ
КОМПАНИИ
Статья посвящена совершенствованию стратегическим
управлением геофизической компании ООО «ТНГ-групп» за счет
внедрения сбалансированной системы показателей, а также переход на
управление бизнес-процессами.
Ключевые слова: сбалансированная система показателей,
стратегия предприятия, стратегическое управление, бизнес-процесс.
Исследование механизмов и условий деятельности геофизических
организаций позволяет сделать вывод о наличии двух тенденций,
оказывающих существенное влияние на развитие их как экономических
систем:
- наличие непрерывных внешних и внутренних изменений;
- усиление роли нематериальных активов.
В качестве основных этапов построения системы управления
развитием ООО «ТНГ – групп» предлагаются:
- внедрение системы оценки деятельности предприятия в
соответствии со стратегией;
- построение бизнес-моделей, определяющих степень влияния
показателей нематериальных активов на количественные показатели
деятельности предприятия;
- построение модели управления развитием бизнес-процессов
предприятия, основанной на алгоритме выбора управленческих
воздействий в зависимости от значений показателей бизнес-процессов.
Сбалансированная система показателей (ССП) является одной из
наиболее эффективных концепций управления стратегическим развитием
предприятия по показателям его деятельности. Эффективность данной
концепции подтверждается примерами ее успешного внедрения в более
чем 300 крупнейших компаний в мире и России. ССП трансформирует
стратегию развития предприятия – совокупность долгосрочных целей
предприятия и мероприятий по их достижению – в систему
взаимосвязанных показателей, относящихся к стратегически важным
сферам деятельности предприятия, называемых перспективами, и способов
воздействия на эти показатели. Рассматриваются перспективы маркетинга,
финансов, внутренних бизнес-процессов, обучения и развития. Одна из
сложностей использования данной концепции состоит в том, что
выявление способов оценки влияния показателей нематериальных активов
и количественных показателей на финансовые результаты деятельности
предприятия служат основой для формулирования стратегии развития.
Поэтому в ССП набор показателей определяется стратегией предприятия, а
не заменяет ее, поэтому к разработке системы можно приступить только
после того, как сформулирована стратегия.
При сформулированной стратегии ООО «ТНГ – групп» построение
системы управления заключается в формировании механизма достижения
стратегических целей. Для этого в ССП предлагается использовать
стратегические карты. Стратегическая карта определяет логику
достижения стратегических целей, так как показатели, целевые значения
показателей и действия для достижения целевых
· значений взаимосвязаны
в соответствии со стратегическими целями и упорядочены по
перспективам деятельности предприятия.
Стратегические карты могут быть также представлены в виде
таблиц, состоящих из строк и столбцов, где строки отражают сферы
деятельности, а столбцы – показатели, целевые значения показателей и
мероприятия по достижению целевых значений показателей.
Мероприятия, указанные в стратегической карте, разделяются в
зависимости от уровней управления и перспектив деятельности
предприятия.
Внедрение в ООО «ТНГ – Групп» новых информационных
технологий и совершенствование бизнес-процессов, что, в свою очередь,
воздействует на мероприятия по управлению развитием предприятия в
области маркетинга, также будет способствовать совершенствованию
систему стратегического управления. Увеличение в результате
мероприятий на уровне маркетинга объема продаж или выхода на новые
рынки сбыта на уровне финансов ведет к структурным преобразованиям,
таким как слияния и поглощения, привлечение инвестиций путем
размещения акций и облигаций.
В целях обеспечения реализации стратегии ООО «ТНГ – Групп»
предлагается переход на управление по бизнес-процессам, который
фокусирует внимание менеджера на межфункциональных процессах,
объединяющих повторяющиеся функции в бизнес-процессы,
направленные на достижение стратегических целей. Осуществление такого
перехода предлагается реализовать по следующим этапам:
– выделение бизнес-процессов, существующих на предприятии;
– определение стратегически важных для предприятия бизнес-
процессов;
– формализация бизнес-процессов с использованием средств их
описания;
– реинжиниринг бизнес-процессов путем применения управляющих
воздействий;
– разработка матриц ответственности для подразделений;
– разработка на основе матриц ответственности должностных
инструкций и положений о подразделениях;
– построение концептуальных и имитационных моделей
усовершенствованных бизнес-процессов (моделирование бизнес-
процессов);
– разработка системы оценки деятельности подразделений в
соответствии с показателями бизнес-процессов с целью стратегического
управления предприятием.
В рамках совершенствования стратегического управления в ООО
«ТНГ – групп» важно выделение стратегически важных бизнес-процессов
предприятия, определение характеризующих их показателей, связей
последних со стратегическими целями предприятия, а также выбор
управляющих воздействий, необходимых для управления развитием. Такая
система связей является основой для разработки механизма реализации
стратегии развития предприятия: сформированный набор показателей
позволяет осуществить выбор управляющих воздействий на
соответствующие бизнес-процессы, что обеспечивает в конечном счете
достижение стратегических целей предприятия.__
15