Организация стратегического управления через проектную деятельность как способ развития образовательного процесса






























Содержание
Стр.
Введение........3
1. Условие эффективной управленческой деятельности - создание образовательных и социально-педагогических проектов....4 - 5
2. Организация стратегического управления через проектную
деятельность как способ развития образовательного процесса6-10

Заключение..11

Литература...12













Введение
В настоящее время на первый план образовательной политики выходит прогнозирование и разработка стратегий развития и модернизации. На нынешнем этапе развития общества происходит резкий рост востребованности технологий проектирования, аналитического прогнозирования, планирования, что является составной частью процесса стратегического планирования. Глобальные изменения во всех сферах общества, в том числе, и в образовательной, вызывает необходимость выдвижения новых требований к образовательному процессу, к освоению новых профессий, новых областей знаний.
А это, в свою очередь, влечет за собой изменения требований к выпускникам образовательных учреждений. Современное общество, как никогда, нуждается в высокообразованных людях, отличающихся конструктивностью, динамизмом, мобильностью. Они должны уметь принимать самостоятельные решения, прогнозировать возможные последствия за принятые решения, быть способными к сотрудничеству, обладать развитым чувством ответственности.
Социокультурные и духовные потребности человека являются основой современного образования. А значит, дальнейшее развитие системы образования должно осуществляться в интересах формирования творческой личности, как ведущего фактора экономического и социального прогресса общества. Качественное образование, безусловно, может быть обеспечено путем привлечения к образовательному процессу всех его участников.
Совместное управление образовательным процессом осуществляется и развивается в современных социально-экономических условиях при правильном определении основных целей и задач и разработанной на их основе Программы развития школы и моделей совместного управления образовательным процессом как целостной управленческой системы.
Решением проблемы повышения качества образования и развития профессионально-инновационной деятельности, культуры управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, методической подготовки педагога, а также развития разнообразных форм взаимодействия образовательного учреждения и социокультурной среды в образовательном пространстве может стать создание образовательных и социально-педагогических проектов.



1. Условие эффективной управленческой деятельности - создание образовательных и социально-педагогических проектов

Успех руководителя определяется, несомненно, доскональным знанием своего учреждения и владением управленческими технологиями. Также в образовательном пространстве многие проблемы не могут решаться без высокой квалификации завуча. В нынешних условиях возросла необходимость влияния заместителя директора по УВР на развитие профессиональных качеств педагога. А это, в свою очередь, требует специальных управленческих технологий, владения приемами эффективного общения.
Сегодня в образовании усиливается интерес к проектному управлению. Управление проектом, как вид самостоятельной деятельности, включает планирование, организацию, мониторинг и контроль всех аспектов проекта в ходе непрерывного достижения его целей.
Управление проектами состоит из двух взаимосвязанных процессов: планирования (обоснование идеи проекта, четкое определение цели и задач, временных рамок, бюджета и ресурсов проекта, разработка проектной документации) и собственно реализации. В рамках реализации проектов осуществляется научно-исследовательское, учебно-методическое, социально-психологическое, нормативно-правовое сопровождение, осуществляется рекламная деятельность, а также проводится мониторинг выполнения проектов.
Важным условием проектной деятельности является умение работать в команде, так как содержанием работы является социальное проектирование, а общие проблемы решаются коллективно, и только группа может внести устойчивые изменения в проблемную ситуацию.
Необходимо сформировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Проект – это целенаправленные изменения, управление проектом – деятельность руководителя, проектная культура – это умение руководителя организовать управленческую деятельность для достижения результатов проекта.
Как показывает опыт, проектная деятельность достаточно легко организовывается в условиях дополнительного образования. Для одарённых и высоко мотивированных учащихся работа в проектах в такой форме наполняет их досуг занятием по интересу, позволяет развивать себя и свои возможности, организовать своё самообразование, удовлетворять потребность в получении большего, чем дает школа.
Образовательные проекты требуют от педагогов высокой методической и педагогической культуры и способности на основе анализа педагогической реальной ситуации в учреждении, регионе, стране проектировать и реализовывать эффективные способы образовательного процесса, моделировать, обновлять содержание образования в соответствии с требованиями современного развивающегося и постоянно изменяющегося общества.
Социально-педагогические проекты предполагают наличие у руководителя учреждения, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, педагогов способности к аналитико-прогностической деятельности, проектированию образовательных и социально-образовательных пространств в окружающем социуме, к координации совместной деятельности социума и учреждения дополнительного образования по развитию детей. Социально-педагогические проекты могут создаваться как по инициативе учреждения, так и по имеющейся потребности в их разработке в обществе. В связи с этим руководителям и педагогическим работникам образования важно уметь выявлять, исследовать и формулировать социальный заказ на ту или иную деятельность, вовлекающую детей, родителей и педагогов, а также своевременно мотивировать общественные учреждения на совместную деятельность. Необходимо проанализировать педагогические, учебно-воспитательные и другие внутренние ресурсы учреждения, а также ресурсы социума: кадровые, творческие, материально-технические, финансовые – с целью максимального их привлечения в процесс обучения и воспитания.
В данном случае, образовательные и соцально-педагогические проекты ориентированы на формирование способности проектирования на основе исследования и анализа ситуации в образовании и социуме, концептуальное видение будущего развития. Это предполагает иное качество образования, ориентированного не на сумму знаний, а на развитие «познавательных и созидательных способностей», и более высокой профессиональной компетентности руководителя и педагога.
Таким образом, для разработки и реализации образовательных и социально-педагогических проектов в учреждении необходима целенаправленная и системно организованная деятельность педагогического коллектива по овладению теоретическими основами проектной деятельности, по разработке образовательных проектов и освоению метода проекта в образовательном процессе.

2. Организация стратегического управления через проектную деятельность как способ развития образовательного процесса

Те изменения, которые происходят в стратегии и тактике образования, обновление нормативно-правовой базы, изменения в содержании и принципах обучения требуют совершенствования организации управления образовательным учреждением. В связи с этим актуальными становятся вопросы конкретного технологического содержания управленческих механизмов, направленных на повышение подготовки квалифицированных специалистов. Основой совершенствования системы управления образовательным учреждением, как уже отмечалось ранее, является проектная деятельность, направленная на оптимизацию образовательного процесса и внедрение инновационных технологий в деятельность учреждения.
Одной из сущностных сил человека является его способность к проектированию – целенаправленному преобразованию мира в соответствии со своими потребностями и идеалами. Проект - это механизм ускоренного, интенсивного развития какой-либо сферы деятельности, в том числе, и образовательной, отношений в ней, ее субъектов, а проектирование как фундаментальный способ существования человека, изначально направлено на преобразующее отношение к миру.
Главная цель организации стратегического управления через проектную деятельность - создание максимально благоприятных условий для разностороннего развития и самообразования педагогов и учащихся . Основная задача всего педагогического коллектива заключается в формировании социально успешной личности ребенка, приобретении им социального опыта, необходимого и достаточного для безболезненного вхождения человека в жизнь общества.
В управлении образовательным процессом и разработке стратегии развития учреждения на текущий и более долгосрочный периоды в ЦДОДЮ используется система проектов и программ, что позволяет значительно повысить эффективность управления и дает возможность создать творческую атмосферу в педагогическом коллективе. Управление с использованием проектов и целевых программ основано на том, что они являются частью общей управленческо-организационной структуры учреждения.
В ЦДОДЮ разработаны и реализуются проекты и целевые образовательные программы по наиболее актуальным проблемам дополнительного образования детей:
- «Ступеньки мастерства»
- «Растем здоровыми»
- Целевая комплексная программа филиала «Фортуна» ЦДОДЮ «Позитивная социализация личности в современных условиях развития дополнительного образования»
- «Мы - новое поколение Донбасса»
- «Моя малая Родина»
- «Золотое яблоко»
«Ступеньки мастерства» - проект развития творческого потенциала воспитанников студии прикладного дизайна «Колорит». Цель проекта: подготовить ребенка к жизни в социуме при условии внедрения качественно новых форм организации внешкольной жизнедеятельности; способствовать допрофессиональной ориентации подростков, получению ими дополнительного образования.
Основными задачами проекта являются: удовлетворение образовательных потребностей детей путем приобщения к декоративно – прикладному творчеству; обучение различным видам рукоделия и умению использовать их в повседневной жизни. Формирование коммуникативных навыков и умения работать в команде; развитие исследовательской, поисковой деятельности, формирование умений создания собственных дизайнерских проектов; воспитание способности к познанию мира, гармоничное развитие детей и подростков, побуждение к здоровому образу жизни.
Все мы знаем, что нет у человека большей ценности, чем здоровье. С давних времен известен лозунг: «Твое здоровье – в твоих руках». Но для того, чтобы научиться беречь здоровье, надо знать о самих себе, о состоянии своего организма. Слово «здоровье» сопровождает ребенка с момента его рождения. Проект «Растем здоровыми» направлен на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей в условиях учреждения дополнительного образования детей при активном участии родителей. Развитие государства напрямую зависит от здоровья населения, от увеличения количества здоровых, крепких, сильных телом и духом людей.
Содержание проекта помогает его участникам изменить к лучшему отношение к собственному здоровью, сформировать валеологическое мировоззрение и мотивацию к здоровому образу жизни. Чтобы ребенок мог заботиться о своем здоровье и здоровье других, необходимо выработать у него сознательное отношение к жизни, осознание приоритета здоровья. Ребенок должен усвоить элементарные знания о своем организме, овладеть гигиеническими нормами поведения, психологией общения, гигиеной питания. Эти знания и навыки он будет пополнять, и совершенствовать на протяжении всей своей жизни. Внимательное отношение родителей и педагогов к физическому воспитанию детей, всестороннее участие в этой работе совершенно необходимо.
Целевая комплексная программа «Позитивная социализация личности в современных условиях развития дополнительного образования».
Цель программы: Формирование новых направлений деятельности с целью позитивной социализации личности, отвечающей реалиям и задачам современного этапа развития региона.
Задачи: создание условий для развития творчества как первоосновы позитивной социализации личности; совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования воспитанников, разработка программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий; обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда воспитанников; создание условий для сотрудничества с социальными институтами региона и для развития творческого и профессионального потенциала воспитанников; активизация социального партнерства с семьей и общественностью района.
Данная программа дает возможность и детям и педагогам развивать свои творческие способности и открывает путь самореализации личности, снизить уровень агрессивности, сформировать активную гражданскую позицию. Дети активнее включаются в мероприятия патриотического направления, более осознанно относятся к своим поступкам, становятся более открытыми в общении, более толерантными по отношению к старшему поколению, к детям - инвалидам, более инициативными, отзывчивыми к чужой к беде, учатся договариваться в общении, быть творческими, ответственными.
«Мы - новое поколение Донбасса» - проект по формированию у воспитанников вокального коллектива «Радуга» основ патриотизма, гражданственности и ответственности за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна как никогда. К сожалению, нам пришлось испытать на себе все тяготы военного времени. Война на Донбассе заставила детей вмиг стать взрослее. Отдельная проблема – подростки. Они оказываются в совершенно ненормальной ситуации, воспринимают себя как жертву. Это очень плохо сказывается на формировании личности, и может наложить негативный отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Поэтому так важно вовлечь детей во внеурочную деятельность, дать им возможность общения, занятия любимым делом в кружке, секции, в детском творческом объединении, где они смогут самовыразиться, проявить свои таланты и, просто найти новых друзей.
Цель проекта: формирование у воспитанников активной жизненной и гражданской позиции, чувства патриотизма, создание условий для их успешной социализации в обществе в нынешних условиях.
Осуществление проекта предполагает развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота, формирование у детей интереса к изучению истории своей семьи, своего города, края, развитие социальной и гражданской ответственности, воспитание гордости за героическое прошлое и настоящее, историческое и культурное наследие народа.
«Моя малая Родина». Актуальность данного проекта заключается в том, что наблюдается рост нигилизма среди подростков, падением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения; отсутствием логики в выработке и проведении в жизнь идеологии реформ, сопровождаемых деформациями в работе с молодежью, внедрением чуждых нашему менталитету ценностей, вытесняющих отечественную историю, культуру, традиции.
Сегодняшнее поколение практически не знает родословную своей семьи, не чтит семейные традиции, складывавшиеся годами, мало проявляет интереса к истории своих предков. И наша задача – формировать у воспитанников чувство любви к своей малой Родине, к тому месту, где они родились, живут и приносят пользу, где оставят свой след в памяти потомков.
Цель проекта: вовлечение воспитанников, родителей, общественности в активную деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию, формирование, активной жизненной позиции, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения.
Нашему обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные принимать самостоятельные и ответственные решения в ситуациях выбора. Одна из задач дополнительного образования на сегодня – воспитание в ребенке самостоятельной личности. Фестиваль «Золотое яблоко» в конкурсно-познавательной форме способствует развитию у детей активного мышления и интереса к самостоятельному приобретению знаний.
Цель проведения фестиваля: активизация исследовательской, практической и творческой деятельности воспитанников в разных областях знаний, выявление одарённых детей, поддержка исследовательского творчества воспитанников, приобретение навыков публичных выступлений.
Задачи фестиваля: формирование проектно-исследовательской культуры педагогов и воспитанников, повышение профессионального уровня и педагогического мастерства руководителей детских творческих объединений; развитие навыков исследовательской и проектной деятельности у детей, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике; стимулирование интереса участников фестиваля к интеллектуальной творческой деятельности; развитие творческой исследовательской активности детей.
Управление образовательными проектами в нашем учреждении на данном этапе достигло результатов: соблюдается личностно-ориентированный подход к образованию, повышается управленческая культура, профессиональная компетентность педагогов; для каждого проекта разработана модель и определены механизмы ее реализации, учитывающие изменения в организационной структуре и содержании образования; проект создает благоприятные возможности для роста и самоусовершенствования (самоактуализации) всех участников с целью достижения более высокого уровня (интеллектуального, профессионального и  т.д.); каждый проект уникален и имеет протяженность во времени с определенным началом и сроком окончания.
С помощью использования проектных технологий в образовательном процессе у всего нашего коллектива сформировалась мотивационная готовность к апробации новых форм, видов и содержания деятельности воспитанников. Идет совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности, установились партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников с окружающим социумом путем объединения усилий для развития, воспитания, оздоровления детей.
Таким образом, созданная проектно-ориентированная модель управления инновационным развитием учреждения позволяет на профессиональном уровне решать задачи, стоящие перед педагогическим коллективом, повышает эффективность управленческой деятельности, обеспечивает личностный и интеллектуальный рост всех участников проектов.






Заключение
Современные условия делают необходимостью внедрение социально-педагогического проектирования и моделирования в системе образования. С каждым годом эта необходимость все более и более возрастает и все учебные заведения должны применять и внедрять в своей практике методы проектирования и моделирования. Ведь для того, чтобы добиться наилучших результатов в будущем, необходимо изменять и преобразовывать действительность. И в первую очередь это касается образования, так как именно от образования зависит будущее нашей страны и в наших руках сделать его гораздо лучше.
Очевидно, что образовательные проекты способствуют развитию у детей умения самостоятельно решать поставленные задачи, овладевать коммуникативными навыками, раскрывать свои способности, реализовывать их в разнообразных видах деятельности.
Образовательные проекты развивают технологические возможности педагогов, их способность к применению деятельностного подхода к образовательному процессу, умение проектировать свою деятельность, деятельность других субъектов социального окружения и воспитанников.
Образовательные и социально-педагогические проекты расширяют возможности для самостоятельного проявления воспитанников в различных видах деятельности, их собственного самоопределения и самореализации в конкретных делах, приобретающих при умелом педагогическом управлении личностную значимость для ребенка.











Литература

Видергольд, И.В. Развитие профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения как психолого-педагогическая проблема / И.В. Видергольд // Управление качеством образования в региональном образовательном пространстве. – Магнитогорск : Изд-во МГППК, 2007г.
Проектная деятельность как важнейшее условие современного социокультурного развития школьника. Сборник статей СОУО «Современные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности». М., 2005 г.
Проблемы управления инновационными процессами в школе. Сборник статей «Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследований к практике». М., 2007 г.
Сериков, В.В. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности специалиста / В.В. Сериков //Организация проектной деятельности в образовательном пространстве колледжа. – Волгоград: Колледж, 2008г.





























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515



13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415



Root Entry