Статья : Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла в 2015-16 учебном году


Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла
в 2015-2016 учебном году
Цель анализа: определение уровня продуктивности работы ШМО  в школе.
Тема, над которой работало ШМО в 2015-2016 учебном году: «Развитие ключевых компетенций учащихся через внедрение в учебное пространство современных развивающих технологий».
Цель: Организация системы гуманитарного образования в школе, ориентированной на развитие ключевых компетенций учащихся.
Задачи по ее решению:
1. Повышение качества урока как основной формы организации учебной деятельности.
2. Знакомство с новыми формами и методами преподавания учебных предметов.
3. Применение современных педагогических технологий для планирования и реализации новых развивающих технологий, включающих в себя развитие ключевых компетенций.
4. Изучение нормативной и методической документации по вопросам внедрения в учебный процесс ФГОС ООО.
5. Взаимопосещение уроков с последующим самоанализом и анализом достигнутых результатов.
6. Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей.
7. Оказание методической помощи педагогам.
В соответствии с целями и задачами работа ШМО учителей гуманитарного цикла осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
Школьные методические объединения . Работа  по темам самообразования;
Работа по выявлению и обобщению  педагогического опыта.
Открытые уроки, их анализ.
Проведение школьных олимпиад.
Информационно-методическое обслуживание учителей гуманитарного цикла.
Повышение квалификации, педагогического мастерства.
Аттестация работников.
Участие в конкурсах и конференциях.
Это традиционные, но надежные формы организации ШМО.  С их помощью осуществлялась реализация плана работы ШМО, использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, информационные, развивающие).
 В 2014-2015учебном году было проведено 5 заседания ШМО.
Главной задачей ШМО учителей гуманитарного цикла стало оказание помощи  учителям в совершенствовании педагогического мастерства. На заседаниях обсуждались следующие вопросы:
знакомство с  планом работы на учебный год;
работа с образовательными стандартами;
согласование программ и календарно-тематических планов;
методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
методы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
формы и методы  промежуточного и итогового контроля;
отчеты учителей по темам самообразования;
новые технологии и проблемы их внедрения в практику.
итоговая аттестация учащихся.
На заседаниях методического объединения рассматривали  вопросы, связанные с  изучением  и применением новых технологий, большое внимание уделяли вопросам сохранения здоровья учащихся, изучали тексты  и задания контрольных работ, экзаменационные и другие учебно-методические материалы. Проводился анализ контрольных работ, намечались ориентиры  по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся. В рамках работы методических объединений проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам.          
На заседаниях учителя делились с коллегами своими находками, уделяя особое внимание проблеме, над которой работали (теме самообразования), проводили самоанализ своей деятельности. В течение  года  члены объединения делились опытом работы, как в школе, так и обобщали опыт работы  на уровне района.
Проанализировав работу ШМО, следует отметить, что методическая тема  и вытекающие из нее темы методических объединений соответствуют основным задачам, стоящим перед школой; тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед учителями; заседания тщательно подготовлены и продуманы;  выступления и выводы основывались на  анализе, практических результатах, позволяющим сделать серьезные методические обобщения. Проводилась работа по овладению учителями современными методиками и технологиями обучения. Уделялось внимание формированию у  учащихся навыков творческой исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию образовательной среды.
В течение учебного года учителя и учащиеся принимали активное участие в различных конкурсах и занимали призовые места.
Все учителя ШМО  посетили уроки своих коллег по методическому объединению с последующим обсуждением и анализом.
Основные  цели посещения уроков:
Владение программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся.
Классно-обобщающий контроль.
Преемственность.
Использование новых технологий (личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии,  информационные технологии,  групповые и коллективные технологии и др.).
Подготовка к итоговой аттестации учащихся.
Вывод: Основные направления контроля и тематики посещения уроков выбраны правильно, что значительно улучшило качество преподавания, структуру уроков  и отбор необходимых форм и методов, применяемых  учителями на уроке. Вырос профессиональный уровень учителей.  
В целом все уроки методически построены правильно, уроки интересные, разнообразные. Учителя-предметники широко используют компьютерные технологии. Одним из направлений методической деятельности педагогов можно считать создание компьютерных презентаций, способствующих улучшению  восприятию материала, расширению кругозора учащихся, развитию их интеллекта.                         
 Большое внимание в течение всего учебного года уделялось сохранению здоровья учащихся. Использовали повышение двигательной активности, для снятия статического напряжения учащихся во время учебных занятий проводили физкультминутки на уроках, динамические паузы (музыкальные, танцевальные, игровые). Создавали благоприятный психологический климат в учебном процессе, применяли личностно-значимые способы учебной работы, индивидуальных занятий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые позволяли раскрепощать ребенка, повысить уровень его познавательной активности, учебной мотивации. Эти методы позволили снизить тревожность и психическое напряжение учащихся.  
В 2015-2016 учебном году одной из форм проявления познавательной активности, успешного саморазвития являлось самообразование. Каждый учитель определял для себя на учебный год тему самообразования, исходя из проблемы и задачи школы. Индивидуальное самообразование осуществлялось на основе собственных планов.
Общие выводы, рекомендации и задачи на следующий учебный год
Общие выводы:
В основном поставленные задачи на 2015-2016учебный год выполнены.
Методическая работа  проводилась в системе и была направлена на повышение качества знаний, развитие познавательных и творческих способностей  каждого ученика и учителя. Возросла творческая активность учителей. Внедрены в образовательный процесс личностно-ориентированные и  информационно-коммуникативные технологии. Большое внимание уделялось проблемам сохранения и укрепления здоровья, мониторингу качества образования, повышению экологической грамотности учащихся. Были использованы различные формы, которые позволили решить поставленные задачи. Единство урочной и внеурочной деятельности учителей через факультативы, кружки, индивидуальные занятия и дополнительное образования позволило повысить воспитательный потенциал уроков и мероприятий, что положительно отразилось на качестве образования.
Рекомендации на 2016-2017 учебный год:
1. Повышение  качества проведения учебных занятий на основе внедрения информационных, личностно-ориентированных и других  технологий.
2. Выявление, обобщение и распространение положительного опыта творчески работающих учителей.
3. Совершенствовать педагогическое мастерство учителей.  
Руководитель ШМО:               Скрипниченко Е.И.