Статья : Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла в 2015-16 учебном году

Анализ работы МО гуманитарного цикла
МБОУ СОШ № 56
за 2013-2014 учебный год
Цели анализа:
выявить степень реализации поставленных перед членами МО задач; наметить направления работы МО на новый учебный год
Предмет анализа:
учебная и методическая работа членов МО

1. Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед МО
Деятельность МО в 2013-2014 учебном году строилась в соответствии с планом работы МО, методической темой: «Рост профессионализма педагога, развитие ведущих учебных умений в условиях личностно-ориентированного обучения, современные подходы к преподаванию в условиях комплексной модернизации образования», отражая работу по реализации задач на 2013 – 2014 учебный год:
В соответствии с поставленными задачами методическая работа МО гуманитарного цикла была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности учителей, повышение уровня качества знаний учащихся по предмету, организации подготовки к государственной итоговой аттестации.
Учителями апробированы следующие методики использования новых технологий на уроках: защита проектов, подготовка презентации по теме урока, её защита. В школе созданы материальные условия для применения ИКТ.
В соответствии с планом учителя-предметники посещают курсы, направленные на повышение профессионального мастерства. Педагогический опыт совершенствуется и в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО с докладами по темам самообразования, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам.
Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.
Одним из важных аспектов в деятельности МО является изучение и анализ новых форм итоговой аттестации выпускников по русскому языку и литературе, иностранному языку, истории и обществознанию. Для решения задачи повышения качества образования, формирования опыта подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9-ом классе в новой форме, в 11-ом – в форме ЕГЭ были проведены семинары, групповые и индивидуальные консультации.
В основном поставленные перед МО задачи были реализованы. Как показала работа, члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных в 2013-2014 учебном году целей и задач. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной и эффективной. Это элективные курсы, работа по подготовке к конкурсам, олимпиадам. Для развития способностей учащихся широко использовались в работе внеклассные мероприятия, факультативные и индивидуальные занятия.


2. Состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность
1. Анализ педагогических кадров
Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов МО гуманитарного цикла.
В 2013 – 2014 учебном году в состав МО гуманитарного цикла входило 11 педагогов. В течение года состав менялся. Средний возраст – 47 лет. Педагогический стаж в среднем составляет – 25 лет.


Кол-во учителей
11
100%

Высшее образование
11
100%

Молодых специалистов
1
10%

СЗД
3
30%

IКК
2
20%

ВКК
6
60%

Таким образом, в школе сложился коллектив опытных педагогов гуманитарного цикла, способных успешно реализовать поставленные задачи.

2. Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету
Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы образовательной области «Филология»:
Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, уроки развития речи (русский язык и литература), уроки внеклассного чтении (литература). Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям ГОСов.
Все программы были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками.
В 2013-2014 г. учителя МО работали над совершенствованием кабинетной системы. Широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов.
Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, перфокарт, некоторые из них выполнены с использованием ИКТ в форме игр-презентаций. Создано большое количество презентаций к урокам. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал, репродукции картин, портреты, карточки для индивидуальной работы, словари (толковые, орфографические, лингвистические, фразеологические и др.), хрестоматии, справочники. Преподаватели занимаются разработкой учебных программ по предметам гуманитарного цикла для элективных курсов и курсов по выбору.

3. Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации

Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации.
Опыт и разработки учителей нашли отражение в темах самообразования. На заседаниях МО каждый учитель согласно плану занятости отчитывался за проделанную работу.

Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями гуманитарного цикла, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.

В течение учебного года учителя-предметники повышали свою квалификацию также и через организацию взаимопосещений уроков. Результативность посещений: повышение профессионального и методического мастерства членов МО, пополнение банка методических идей, стимул для дальнейшего профессионального роста, повышение рейтинга учителя.
По результатам взаимопосещений были выработаны рекомендации для членов МО:
- тщательнее продумывать формы опроса учащихся, приемы и методы работы со всем классным коллективом (с сильными уч-ся, низкомотивированными уч-ся);
- разнообразить формы уроков;
- активно использовать инновационные технологии (в том числе ИКТ-технологии).
Таким образом, анализируя итоги работы текущего года, можно сделать выводы, что учителя МО имели возможность для реализации подготовки и переподготовки педагогических кадров. Хотя педагогический состав учителей гуманитарного цикла достаточно опытный и квалифицированный, рекомендуется в рамках модернизации образования активно повышать квалификацию, пройти аттестацию.

4. Анализ тематики заседаний МО
За отчетный период было проведено 5 плановых заседаний. Здесь, как правило, обсуждались современные технологии, обобщались опыты педагогов, что играет положительную роль в повышении педагогического мастерства учителя. На методических объединениях поднимались следующие вопросы:
1. Обсуждение и утверждение плана работы МО на новый учебный год; утверждение рабочих программ учителей
2. Проведение предметной декады, проведение внеклассной работы по предмету.
3. Система работы с одаренными учащимися: подготовка к проведению школьного и муниципального туров олимпиад, участие в областных олимпиадах, интеллектуальных играх и марафонах.
4. Подготовка экзаменационного материала. Подготовка к предстоящему ЕГЭ.
5. Методика создания систематизации дидактического материала уровнего контроля (тесты).
6. Система мер по предупреждению неуспеваемости и пробелов в знаниях учащихся, организация работы с отстающими учащимися.
7. Использование новых технологий на уроках. Изучение современных тенденций и возможность внедрения.
8. Обсуждение требований к ведению тетрадей, прочей документации
Также на заседаниях обсуждались сложные теоретические вопросы, подводились итоги предметной Декады, административных контрольных работ и т. д.
Вынесенные вопросы на заседаниях МО соответствовали цели и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.

5. Анализ инновационной деятельности МО
В работу МО усиленно внедряются инновационные технологии, в частности, информационные и мультимедийные. На сегодняшний день учителями МО разработано немало внеклассных мероприятий и уроков по предметам цикла с использованием ИКТ.
Учителя делают поурочное планирование с использованием информационно-коммуникационных технологий, находят учебные материалы в Интернете, используют информационно-коммуникационные технологии для мониторинга развития учеников, для тестирования. При этом эффективно используют информационно-коммуникационные технологии для разработки и проведения уроков.
Дальнейшая деятельность учителей в рамках создания единого информационно-образовательного пространства обеспечит качественные изменения в организации и содержании образовательного процесса, а также в характере результатов обучения. Поэтому работу в данном направлении необходимо развивать и совершенствовать.
Использование инновационных технологий помогает учителям-предметникам найти индивидуальный подход к каждому ученику, дифференцированно оценивать знания ребят, поощрять и поддерживать их творчество, развивать их интеллект.
Учителя отрабатывают нетрадиционные формы проведения уроков: дискуссии, конференции, уроки-исследования, уроки с применением групповой работы, с мультимедийным сопровождением, использованием компьютерных технологий. Такие уроки увлекают ребят, побуждают их к самообразованию, к чтению текстов художественных произведений, создают для детей ситуацию, когда можно высказать свою точку зрения.

6. Анализ внеклассной работы по предметам.
Внеклассная работа прошла по нескольким направлениям
С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по предметам гуманитарного цикла, по итогам которых победители приняли участие и заняли призовые места в районном туре предметных олимпиад.
Учащиеся школы были вовлечены в мероприятия, посвящённые знаменательным датам, уроки-конференции и уроки-семинары по истории, уроки-проекты по английскому языку.
С целью развития познавательного интереса к русскому языку и литературе, истории и обществознанию, английскому языку через внеурочные формы работы, развитие ключевых компетенций, воспитание у учащихся нравственной культуры и патриотизма были проведены предметные Недели гуманитарных наук. Каждый учащийся школы стал активным участником всех событий Недели, попробовал себя в разных ролях и видах деятельности. Формы взаимодействия в процессе проведения Недели были разнообразны: викторины, конкурсы, интеллектуально-познавательные игры, выставки.
Предметные Недели были проведены в указанные сроки, согласно утверждённого плана. При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности детей. Каждое мероприятие было нацелено на реализацию поставленных задач, было хорошо организовано и проведено на должном методическом уровне.

Таким образом, внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемому предмету, повышению образовательного уровня учащихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов.
В будущем учебном году внеклассная работа среди учащихся будет продолжена. В 2014-2015 году всем учителям-предметникам следует обратить пристальное внимание на подготовку учащихся к олимпиадам и вести целенаправленную работу с конкретными учениками.

3. Общие выводы
Анализ итогов работы показал, что поставленные задачи в основном выполнены. Но в работе МО гуманитарного цикла существуют недостатки. Так выявлено, что не все учителя готовы пока к внедрению новых технологий; не налажена система работы со способными и слабоуспевающими детьми. Индивидуально-групповые занятия используются в основном для отработки и тренировки ранее полученных знаний и умений. Главное в том, что недостатки анализируются, а значит, возможно, их устранение.
Анализируя работу МО школы, хотелось бы дать следующие рекомендации по работе в следующем учебном году:
- конкретно планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта;
- планировать проектную и исследовательскую деятельность индивидуально или совместно с учащимися;
- уделять особое внимание внеклассной работе по предмету;
- анализировать и обобщать опыт педагогов района в виде статей и рецензий на методические разработки, полученные от учреждений науки и культуры посредством сетевого взаимодействия;
- участвовать в подготовке и проведении семинаров на район и город с целью обмена опытом;
- осуществлять мониторинг, практикуя рейтинговые опросы педагогов и учащихся об уровне проведения различных мероприятий.
Показателями успешной работы членов МО гуманитарного цикла можно считать:
Увеличение числа учащихся – участников олимпиад.
Стабильные показатели успеваемости и повышение качества знаний учащихся.
Сохранение положительной мотивации учащихся.
Результаты инновационной деятельности педагогов.
Системный подход к анализу и планированию своей деятельности.
Использование различных видов проверочных работ на уроках как средство ликвидации пробелов учащихся.
Методические умения педагогов по применению инновационных технологий.
Среди членов МО систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов.
Активно ведется работа над темами самообразования.
Члены МО понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы.
Все заседания МО проведены согласно плана работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится мониторинг качества знаний учащихся.





Руководитель ШМО Скрипниченко Е.И.















План работы МО учителей гуманитарного цикла
МБОУ СОШ №2
на 2012-2013 учебный год
Направления работы
Содержание

Учебно-организационная работа.

Изучение нормативных документов
Знакомство и изучение требований по подготовке и сдаче ЕГЭ и ГИА.
Знакомство с новинками учебно-методической литературы по предметам.
Оформление стендов по подготовке к экзаменам в 9-х и 11-х классах.
Подготовка материалов к проведению промежуточного и итогового контроля по графику.

Совершенствование лаборатории учителя
Приобретение новых дидактических материалов, таблиц, наглядных пособий по предметам.
Приобретение методических пособий для учителей.
Приобретение методических пособий по подготовке к итоговой аттестации по предметам в 9-х и 11-х классах.
Приобретение материалов по подготовке к ЕГЭ и ГИА Совершенствование технической стороны кабинетов.
Участие в смотре кабинетов.
Анализ наличия необходимых учебников и программ.
Систематизация тестовых заданий по классам и темам.

Работа по совершенствованию педагогического мастерства учителей.


Оказание помощи аттестующим учителям.
Участие в дистанционных МО по предметам.
Участие в семинарах для учителей по подготовке к ЕГЭ и ГИА.
Участие в конкурсах инновационных и методических разработок.
Участие в общественном смотре достижений общеобразовательных учреждений.
Посещение курсов повышения квалификации.
Участие в творческих конкурсах.
Методическая неделя.

Вопросы контроля и руководства.

Контрольные работы по преемственности в 5-х классах с последующим мониторингом.
Входные контрольные работы с 6 по 11 классы.
Мониторинг результатов контрольных работ по итогам учебного года, входных и промежуточных.
Срезовые контрольные работы по итогам II триместра (полугодия) в 9-х и 11-х классах по подготовке к итоговой аттестации.
Контроль за выполнением календарно-тематического планирования.
Подготовка экзаменационных материалов.

Организация внеклассной работы по предметам.

Декада гуманитарных наук.
Участие в различных конкурсах, викторинах в рамках школьных и городских мероприятий; в международных конкурсах «Русский медвежонок» по русскому языку и «Кенгуру» по английскому языку.
Организация школьных олимпиад.
Участие в муниципальном туре предметных олимпиад.



Заседания МО
Сроки
Тема заседания

Сентябрь - октябрь
1. Анализ работы за 2011 2012 уч. год
2. Утверждение плана работы на новый учебный год.
3. Основные направления работы ШМО учителей гуманитарного цикла.
4. Утверждение тем по самообразованию.
5. Корректировка и утверждение рабочих программ учителей
3. Анализ результатов итоговой аттестации, в том числе в форме ЕГЭ, по русскому языку и литературе.
4. Качество знаний учащихся 5 классов. Проблемы преемственности.


Ноябрь - декабрь
1. Итоги обученности учащихся за 1 четверть.
2. Итоги школьного тура предметных олимпиад.
4. Утверждение графика открытых уроков
5. Анализ входных работ.
6. Об организации школьных и городских олимпиад по предметам.
7. Обсуждение новых подходов к итоговой аттестации.


Январь - февраль
1. Итоги обученности учащихся за 1 полугодие.
2. Итоги взаимопосещения уроков у учителей предметников с целью обмена опытом, педагогическим материалом.
3. Анализ промежуточных контрольных работ.
4. Анализ результатов районных олимпиад.
5. Подготовка Декады гуманитарных наук
6. Обобщение опыта в практической реализации СОТ по теме МО «Применение современных технологий как средство повышения качества знаний обучающихся»


Март
1.Взаимодействие МО учителей гуманитарного цикла и МО учителей начальной школы. Вопросы преемственности
2. Подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ.
3. Экзамены и их «подводные рифы» (о подготовке к ЕГЭ и ГИА).
4. Утверждение практической части материалов к экзаменам в 9-х классах.


Апрель - май
1. Итоги проведения пробного экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ в 11 классе и в форме ГИА в 9 классе.
2.Подведение итогов работы МО за 2012 2013 учебный год.
3. Утверждение задач на новый 2013 2014 учебный год.
4. Подведение итогов работы учителей по своим методическим темам.
5. Отчет о работе МО.
6. Анализ результатов переводных контрольных работ.
7. Подготовка выпускников к проведению ЕГЭ и ГИА.




Руководитель МО Григорьева И. А.
15