Анализ реализации ФГОС ООО в 2015-2016 учебном году

Аналитическая справка по
подведению итогов по реализации ФГОС ООО
в МБОУ «КСОШ им. Т.Т. Шерета»
2015-2016 учебный год
Педагогический коллектив ОУ реализует ФГОС ООО с начала 2015-2016учебного года.
Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала школы. Введение ФГОС ООО в 5 классе было рассмотрено на заседаниях методического совета школы и педагогических советах. Проведен анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного обеспечения, используемого для организации системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеурочной деятельности.
ФГОС ООО задают новые ориентиры развития системы образования. С помощью мониторинга определена готовность ОУ к работе в новых условиях.  Методическими объединениями учителей школы проделана большая работа, прежде всего по изучению и реализации требований ФГОС ООО.
ФГОС  включает в себя новые требования. В связи с этим в школе создана нормативно-правовая база введения ФГОС ООО, включающая документы федерального, регионального, муниципального и школьного уровней, внесены изменения в Устав, созданы локальные нормативные акты, закрепленные в Уставе, внесены изменения в должностные инструкции в связи с переходом на новые ФГОС.
План ВШК по реализации ФГОС ООО в 2015-2016 учебном году (Пр№52 от 31.08.2015г)
План-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО на 2015-2016 учебный год (Пр№3/2 от 14.01.2015г)
План работы с родителями по вопросам введения ФГОС ООО на 2015-2020 гг (Пр№52 от 31.08.2015г)
О создании рабочей группы для перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО в 2015-2016 учебном году (Пр№28/2 от 18.04.2015г)
О создании нормативно-правовой базы школы по введению ФГОС ООО (Пр№27 от 17.04.2015г)
Должностные инструкции:
заместителя директора по учебно-воспитательной работе
педагога –психолога
классного руководителя
социального педагога
педагога дополнительного образования
учителя -предметника (Пр№52/3 от 31.08.2015г)
В школе осуществляется методическое сопровождение введения ФГОС ООО: осуществлена курсовая подготовка учителей 5 классов, разработан план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников школы в связи с введением ФГОС ООО,   проводится методическая учеба в соответствии с планом методической работы, проводятся комплексные работы по отслеживанию результатов освоения ООП ООО. 
Уровень квалификации педагогических работников, работающих в 5 классе по ФГОС ООО

Ф.И.О. педагога
Предмет
Квалификационная категория

1
Фоменко Лариса Леонидовна
литература
ВКК

2
Шевченко Ирина Владимировна
математика
ВКК

3
Шевченко Юлия Александровна
русский язык
нет

4
Юшка Наталья Сергеевна
Социальный педагог
СЗД

5
Кобылатова Елена Павловна
ИЗО, музыка, педагог-психолог
Учитель-СЗД
педагог-психолог-I

6
Батырова Буга Сергеевна
калмыцкий язык
СЗД

7
Суховеева Людмила Юрьевна
биология, география
I

8
Шевченко Александр Александрович
физическая культура, технология
I

9
Лыткина Ольга Ильинична
история, ИКРК, технология
I

10
Закиева Любовь Александровна
английский язык
нет

В школе организовано психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в 5 классе: разработана модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на ступени основного общего образования, проводится психологическая диагностика учащихся,  осуществляется психологическое сопровождение учащихся 5-х классов, проводится совместная работа с учителями 4-х и 5-х классов по сопровождению процесса адаптации школьников.
В школе обучаются ученики с различным уровнем интеллектуального развития.  Безусловно, эти данные необходимо учитывать в работе по достижению планируемых результатов обучения.
В ходе реализации ФГОС предусмотрена экспертиза сформированности  УУД через проведение и анализ комплексных работ.
Результаты комплексной работы 5а класса (октябрь 2015 год)
Параметры
5
%

1. Количество учащихся
17
100

2. Выполняли работу
17
100

4. Повышенный уровень
0
0

5. Базовый уровень
14
82

6. Не достигли базового уровня
3
18

Анализ проведенной комплексной работы показал, что не достигли базового уровня освоения планируемых результатов обучения 3 человека ( Арахова Александра, Гусейнов Александр, Менкедыков Алексей) (18%). Причины сложившегося положения кроются как в новизне проводимой работы, так и в несформированности ЗУН по предметам. Для улучшения положения дел предусмотрены ряд мероприятий, отраженных как в плане методической работы, так и в плане ВШК по реализации ФГОС ООО. 
Анализ проведенной комплексной работы показал, что 82% учащихся выполнили работу правильно, 18% не справились с работой. Возможными причинами могут быть следующие:
- затруднение с поиском информации, заданной в тексте в явном виде;
- несформированность умения разделить текст на смысловые части;
- несформированность умения построить и записать связное монологическое высказывание на основе прочитанного текста;
- несформированность умения контролировать процесс выполнения многоступенчатого задания;
- несформированность умения применить имеющиеся знания в нестандартной ситуации, соотнести знания по предмету с содержанием анализируемого текста;
- несформированность умения привести доказательства истинности выбранного высказывания;
- несформированность умения сформулировать письменное высказывание, объясняющее причину, высказать оценочное суждение;
- несформированность навыков вдумчивого, внимательного прочтения заданий, выполнения подобного рода заданий самостоятельно.
В план методической работы, в план ВШК по реализации ФГОС ООО внесены изменения с учетом указанных причин ошибок с целью их устранения. 
Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС ООО
В ОУ организована внеурочная деятельность учащихся 5 класса. Организация внеурочной деятельности осуществляется в рамках основной образовательной программы.  Действуют модели организации внеурочной деятельности в соответствии с ООП ООО. Изучаются потребности и интересы родителей (законных представителей) учащихся во внеурочной деятельности через анкетирование. В рамках ВШК осуществляется контроль этого направления работы. Проведено заседания педагогического совета по данному направлению введения ФГОС. С учетом требований ФГОС  созданы и реализуются программы внеурочной деятельности. Для реализации программ привлечены педагоги школы и дополнительного образования. Внеурочная деятельность  оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся:  способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Согласно учебному плану основного общего образования, который направлен на реализацию целей и задач общего образования, выполнения федерального государственного образовательного стандарта, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Эта деятельность позволяет эффективно решать задачи воспитания и социализации обучающихся.
Содержание занятий формировалось с учетом пожелания детей и родителей, и было реализовано в формах, отличных от урочной системы обучения.
Внеурочная деятельность пятиклассников была организована через работу следующих кружков:
- танцевальный кружок «Карамелька»(рук. Киян С.Ю.) - 68 часов
- «Фольклор» ( рук. Фоменко Л.Л.) - 17 часов
- вокальный кружок «Веселая карусель» (рук. Закиев Р.З.)- 34часа
-« Мои творческие проекты» (рук. Шевченко И.В.)- 68 часов
- «Я и мои одноклассники» (рук. Кобылатова Е.П.)- 12 часов
- «Мудрый совенок» (рук. Суховеева Л.Ю.)-51 час
- «Живая география» (рук. Суховеева Л.Ю.)-34 часа
- «Мы с друзьями- целый мир» (рук. Юшка Н.С.)- 34 часа
В течение учебного года учащиеся 5 класса имели возможность показать свои способности и результаты внеурочной деятельности на общешкольном КТД, концерте, спортивных соревнованиях, конкурсе «Безопасное колесо», в спектакле и др.
Педагогами разработаны образовательные программы, цель которых создание условий для проявления и развития ребенком своих способностей. На занятиях для работы предложены такие технологии, как: проектная деятельность, дифференциация по интересам, информационные и коммуникационные технологии, игровые технологии, обучение на основе «учебных ситуаций», социально – воспитательные технологии, технология саморазвития личности учащихся. Рационально используются материально-техническая база школы, привлечены к работе квалифицированные кадры.
Таким образом, в результате кропотливой работы удалось создать такую школьную среду, в которой урочный процесс гармонично дополняется разнообразным спектром занятий во второй половине дня, обеспечивая комплекс интеграции воспитания и организации познавательной, эстетической, спортивной, оздоровительной деятельности. Система организации внеурочной деятельности обучающихся предоставляет каждому ученику возможность для творческой деятельности, самовыражения и самоопределения.
Материально-техническое обеспечение введение ФГОС ООО
На сегодняшний день школа располагает необходимой технической базой: имеются печатные и электронные носители образовательной информации, аудио и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные средства обучения. В образовательном учреждении создано единое информационное пространство. Всего в школе – 1 компьютерный класс, есть постоянный доступ в Интернет, в 2 классах для учащихся 5 классов есть интерактивны доски .
Информационное обеспечение введения ФГОС ООО: проведены классные и общешкольные родительские собрания, где родителям была дана информация о переходе школы на новые ФГОС, проведено анкетирование родителей 5-х классов, учителей- предметников.
Проведенное анкетирование родителей 5-х классов выявило следующее: большинство родителей удовлетворены обучением их детей в школе, организацией учебного и воспитательного процесса в 5-х классах в условиях введения ФГОС ООО.
Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ООО соответствует нормам.
Важнейшим субъективным фактором, влияющим на эффективность реализации ФГОС ООО, является учительский состав.  Именно от усилий и профессионализма каждого конкретного педагога напрямую зависят доступность, качество и эффективность образования для каждого ученика. 
Анализ посещенных уроков в 5-х классах выявил следующее:
Все учителя планируют формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП ООО;
Все учителя при планировании урока выделяют личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия;
Структура уроков в основном соответствует требованиям системно-деятельностного подхода: на уроках выделялись этапы актуализации, открытия нового знания, построения и реализация проекта выхода из затруднения, первичного закрепления, рефлексии;
Учителя применяют типовые задания для формирования УУД;
Учителя используют ИКТ на разных этапах урока и для актуализации знаний, и для создания проблемных ситуаций, и для образцов выполнения заданий, и для рефлексии, что позволяет урокам быть более наглядными, запоминающимися, насыщенными;
Все посещенные уроки в основном достигли поставленных целей, чему способствовала их методически грамотная организация;
На всех уроках наблюдалась высокая познавательная активность учащихся, умело поддерживаемая учителями разными методическими приемами.
Таким образом, учителя 5-х классов на уроках формируют универсальные учебные действия, являющиеся базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Для успешной реализации ФГОС ООО школа должна решить  следующие проблемы:
* обеспечение современным материально-техническим сопровождением содержательной части ФГОС ООО;
* освоение накопительной формы оценивания достижения планируемых результатов ООП ООО;
* обеспечение реализации внеурочной деятельности, прежде всего, через привлечение собственных педагогов и педагогов доп. образования.
Педагогический коллектив не останавливается на достигнутом уровне и ставит перед собой следующие задачи:
- сформировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей основной школы;
- разработать  методические рекомендации по  введению новых форм оценивания и использованию системно-деятельностного подхода;
- обеспечить в полной мере реализацию внеурочной деятельности учащихся 5-6-х классов.

Зам. директора по УВР Фоменко Л.Л.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415