Мониторинг — инструмент управления качеством образования в начальной школе


Анализ исходного состояния проблемы
Ежегодно система образования в России модернизируется, возрастают требования к школе: повышение качества образования, внедрение новых информационных технологий, соответствие новым образовательным стандартам. Перед современной педагогической наукой и практикой поставлена задача перехода от традиционных способов сбора сведений о школе — к педагогическому мониторингу, предполагающему длительное системное слежение за состоянием системы образования.
Концепция модернизации российского образования, переход на ФГОС предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования и созданию системы его отслеживания, в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование в качестве инструмента управления качеством образования.
Глубокие исследования проблемы мониторинга, предпосылки становления которого формировались с начала XX столетия, появились в отечественной педагогике в 90-х годах (В.И.Андреев, В.П.Беспалько, В.А.Кальней, A.Н.Майоров, С.Е.Шишов и др.).
Одной из ранних работ по вопросам управления качеством образования и образовательному мониторингу является книга Д.В.Татьянченко и C.Г.Воровщикова "Управление качеством образования: вхождение в проблему" (1995 г.). Авторы определяют качество образования как совокупность его свойств, соответствующую современным требованиям педагогической теории, практики и способную удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства. В качестве внутренних свойств они выделяют: качество основных условий образовательного процесса, качество реализации образовательного процесса и качество его результатов. К внешним свойствам авторы относят: соответствие образования образовательным потребностям учащихся, общественных институтов, запросу родителей, требованиям государства и т.д. Эти ученые предлагают алгоритм управления качеством, одним из шагов которого является педагогический мониторинг, который они, к сожалению, сводят лишь к сбору информации.
В последние несколько лет ученые активно исследуют вопросы, связанные непосредственно с качеством образования, разрабатывают технологии и механизмы управления им (С.Г.Воровщиков, С.А.Гильманов, B.И.Загвязинский, В.П.Панасюк, М.М.Поташник, Д.В.Татьянченко, Е.А.Ямбург и др.)» в том числе на основе мониторинга (Д.Ш.Матрос, Д.М.Полев и Н.Н.Мельникова, Н.А.Кулемин и др.).
Наиболее полно вопросы управления качеством образования отражены в практико-ориентированной монографии "Управление качеством образования" под редакцией М.М.Поташника (2010 г.). Качество образования здесь рассматривается как соотношение цели и результата, спрогнозированного в зоне потенциального развития школьника. В отличие от многих более ранних работ по вопросам управления, авторы книги не сводят образование к обучению, хотя о качестве образования судят главным образом по качеству образовательных результатов.
Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее.
Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению. Информация, собранная в ходе мониторинга, должна обеспечивать учителя или руководителя необходимыми и достаточными данными для выбора адекватной модели обучения или управления.
Инструментарий: традиционный – тетрадь, ручка; современный – компьютер.
Виды мониторинга
а. Виды мониторинга социальных систем определяют по их целям.
Информационный предполагает структуризацию, накопление, распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации.
Базовый выявляет новые проблемы и опасности до того, как они будут осознаны в сфере управления.
Проблемный позволяет исследовать закономерности процессов, степени опасностей, типологию проблем, известных и насущных в плане управления. Этот вид мониторинга может быть разбит на две составляющих в зависимости от задач:
проблемный функционирования представляет собой базовый мониторинг локального характера, посвященный одной задаче или проблеме; его применение не ограничено временными рамками;
проблемный развития завершается после решения задачи, хотя количество параллельно существующих проблем может быть достаточно большим; его основная особенность - динамичность, когда вопросы качества, инструментария и всей его системы должны решаться в узких временных рамках.
Управленческий имеет целью отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов принятых решений. Для системы образования этот вид мониторинга может быть расширен путем исследования эффекта влияния, когда задачей становится построение систем оценок для определения динамики, качества влияния внешних или внутренних факторов.
б. Виды мониторинга по основаниям экспертизы.
Динамический: основанием для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя.
Конкурентный: выбираются результаты идентичного обследования других образовательных систем.
Сравнительный: в качестве основания выступают результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня.
Комплексный: используется несколько оснований для экспертизы.
Безосновной: предметом анализа являются результаты, полученные в одном исследо-вании. Такой способ не может быть корректным, но существует, порождая массу ошибок и недоразумений.
в. Виды мониторинга по уровням управления:
школьный;
районный;
областной (региональный);
федеральный.
г. Виды мониторинга в образовании:
Педагогический
Социологический
Психологический
Медицинский
Экономический
Демографический.
Основные направления мониторинга – длительное и систематическое обследование с целью получения информации, необходимой для того, чтобы проследить динамику развития личности ученика в образовательном процессе.
Организация внутришкольного педагогического мониторинга, то есть, системы организации сбора, хранения, обработки распространения информации о деятельности педагогической системы осуществляется с применением новых информационных технологий.
Программа мониторинга.
1)Диагностика усвоения и качества знаний учеников должна проводится в течение учебного года по всем учебным предметам, по классам и по школе в целом.
2)Обработка и анализ полученных данных.
3)Анализ по результатам диагностики составляются таблицы усвоения и качества знаний, затем представляются с помощью графиков и диаграмм. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, отслеживание ряда сквозных, а также сопоставление входных и итоговых показателей каждого этапа с результатами директорских контрольных работ.
Определяется тип изменений успешности ученика.
- Восходящий
Ровный
Нисходящий
Неопределенный
Фиксируется общий рейтинг по четвертям, по годам по отдельным предметам. Оценивается динамика усвоения знаний на каждом этапе: по восходящему типу или по нисходящему. Выясняются причины неуспеваемости ученика при помощи анкетирования ученика и учителя по неуспевающим предметам. Наложение гистограмм как по дисциплине в целом, так и по отдельному ученику позволяет определить тип неуспевающих учеников: с низкой обучаемостью, но положительным отношением к учебе или с удовлетворительной , даже более высокой обучаемостью, но стойким равнодушием или отрицательным отношением к учебе. Намечается стратегия дальнейшей работы.
Коррекция.
Меры по коррекции включают в себя:
письма родителям с указанием не только результатов обучения, но и рейтинга по классу и тенденции успеваемости.
формирование учебной мотивации
разработка индивидуальных планов работы учеником
прогнозирование конечных уровней учебных достижений ученика.
развитие профессиональных интересов к работе учителя
Однако, при изучении вопроса «Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования» определяется ряд проблем:• нет четкого толкования качества образования;• в существующих подходах качество образования оценивается преимущественно по результатам, в которых главное место отводится их когнитивным аспектам; • не всегда принимаются во внимание состояние школьных условий, содержание и организация образовательного процесса, в которых эти результаты были получены; • наряду с имеющейся системой теоретических разработок, нет готовых методик оценки качества образования и его результатов;
Для эффективного мониторинга деятельности гимназии необходимо создание модели, которая не только давала бы возможность по цифрам отчетности быстро, наглядно и объективно получать информацию о состоянии дел в образовательном процессе, но и повышать качество обучения наших учащихся.
Существующие в настоящее время подходы к организации и управлению мониторинга качества образования не дают на 100% желаемых результатов. Оценивая деятельность гимназии, мы формально учитываем выполнение программ, проценты учащихся, успевающих по всем предметам, качественную успеваемость, результаты выполнения практических и контрольных работ, количество отличников, победителей олимпиад и т.п. Анализируя в практической деятельности эти составляющие, мы не можем с точностью определить, насколько уровень образования в гимназии приближен к нормативам, а можем лишь определить те звенья, которые необходимо совершенствовать. Изучение вопроса качества образования привело к определенным выводам.
Для определения качества образования необходимо:• сформировать критерии и показатели оценки качества образования;• разработать базу контрольно – измерительных материалов для оценки качества образования;• провести работу с педагогическим коллективом по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;• организовать системную деятельность в данном направлении.
В соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разработана система оценок, ориентированная на оценку качества образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки качества являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Отличие оценки и отметки заключается в следующем:
Оценка – это словесная характеристика результатов действий (“молодец”, “оригинально”, “а вот здесь неточно, потому что...”) Отметка – это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)
Оценка может быть максимально разнообразной, вариативной в зависимости от задач каждой из образовательных ступеней.
Оценка всегда направлена "во внутрь", в личность школьника. Оценка эмоциональна. Главная задача отметки - установить уровень (степень) усвоения школьником единообразной государственной программы, образовательного стандарта. Она должна быть проста в использовании, понятна всем субъектам образовательного пространства.
Отметка обращена во вне, в социум. Она подчеркнуто формализована.
Обратим внимание на те задачи, которые решает система оценивания качества образования:
- определить уровень учебных достижений учащихся на основе системы ожидаемых результатов;
- выявить соответствие результатов обучения ожидаемым (запланированным) результатам, зафиксированным в стандартах образования и учебных программах;
- инициировать коррекционную работу по устранению пробелов в знаниях, умениях, по развитию компетенций учащихся;
- создать комплект измерителей учебных достижений учащихся для проведения различных видов контроля по каждому учебному предмету;
- повысить мотивацию учащихся к учению, самостоятельной деятельности их, к повседневной систематической работе;
- способствовать развитию критического мышления и способностей к самооценке как основы успешности ученика;
- отслеживать динамику роста учебных достижений на основе внутреннего и внешнего контроля.
Таким образом, речь идет об оценивании личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых три основные блока:
• самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
• смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла учения обучающимися на основе устойчивой системы учебнопознавательных и социальных мотивов; понимания границ того, “что я знаю” и того, “что я не знаю” и стремления к преодолению этого разрыва;
• морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости. Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Методы контроля: Наблюдение, тестирование, проектирования.
Формы контроля:
1. Письменная, устная.
2. Групповая, индивидуальная, фронтальная.
3. Мониторинг, зачет, защита творческих работ, конкурсы, турнир, соревнование, сдача нормативов, собеседование.
Метапредметные результаты
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится на умении учиться.
Методы и формы контроля похожи на методы и формы контроля личностных результатов.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на метапредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
Предметные результаты
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговых работ – по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру – и итоговой комплексной работы на метапредметной основе.
Особенности оценивания учебных достижений детей в начальной школе.