Образовательный мониторинг — как средство управления качеством образования

Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области «РСТ»





Доклад

Тема:
«Образовательный мониторинг - как средство
управления качеством образования»







Преподавателя математики
Шевцовой Н.Н.







Г.Россошь
2016-2017 учебный год
Оглавление:

I.Введение.
II.Основная часть
1.Актуальность, практическая ценность
2. Мониторинг - динамичная система отслеживания результативности и
прогнозирования деятельности ученика и учителя.
 3. Индивидуальные образовательные карты
4. П[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сопровождение образовательного процесса в
целом по группе.
  5.  Механизм реализации.
III.Заключение                                                                                                                                          


  


























I. Введение.

1.Актуальность. Мониторинг является важнейшим [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для своевременного устранения недостатков учебного процесса. Практическая ценность – накопление в режиме мониторинга комплекса показателей, объективных, понятных, прозрачных, поддающихся количественным измерениям, представленным в динамике, позволяет не только оценивать эффективность, но и принимать верные решения по ее повышению.
В XXI веке центральной категорией образовательной политики России является качество. Решение этой задачи невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и сил на основном направлении. Весь опыт и потенциал науки, образования следует направить на решение проблемы
· повышение качества образования. В современных условиях в первую очередь это необходимо для совершенствования управления качеством, которое неразрывно связано, в конечном счете, с повышением эффективности всего образовательного процесса.
Важную роль в эффективности управления учебнымпроцессом играет мониторинг, создающий необходимое информационное обеспечение образовательного процесса.                                                                             «Мониторинг - это наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с деятельностью человека (Большой энциклопедический словарь, с.831»                                                                                                               Термины «педагогический мониторинг», «мониторинг качества» появились в сфере образования сравнительно недавно. Существует несколько определений термина «педагогический мониторинг»                                        «Педагогический мониторинг» - это система организации сбора, хранения, обработки распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития.                                                                  «Педагогический мониторинг»- это организованное целевое, системное наблюдение за качеством образования в системе образовательных учреждений, позволяющее отслеживать как отклонение от государственных образовательных стандартов, так и уровень удовлетворения образовательных потребностей населения. Каждый автор даёт определение педагогическому мониторингу и подразумевает конкретный вид деятельности (управленческий, педагогический, методический). Объектами педагогического мониторинга являются все участники педагогического процесса (учителя, ученики, классные руководители и сам педагогический процесс).                                                                
Созданию обновленной системы мониторинга придается большое значение, так как без [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] отслеживания учебно-воспитательного процесса трудно представить результаты работы учителя, а также успешность усвоения учебных предметов учащимися и овладения базовыми компетенциями.
2. Мониторинг - динамичная система отслеживания результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя.
Именно мониторинговые исследования:
помогают каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную деятельность;
дают возможность определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
позволяют выявить, насколько они адекватны целям образовательного процесса и возрастным особенностям учащихся.
Очевидно, для того, чтобы получить требуемый результат, следует определять, отслеживать и контролировать, в первую очередь, качество учебного процесса, ключевые компетентности, уровень знаний, умений и навыков, получаемых учащимися на каждом предмете учебного цикла. Для этого необходимо проводить мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения по всем предметам в виде тестовых [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] приближенных к ЕГЭ: стартовый (входной), промежуточный (полугодовой), итоговый (годовой).
Для подготовки такого мониторинга учителям-предметникам требуется:- составить или подобрать тестовые задания или задания в виде контрольной работы, которые позволят выявить не только степень, но и уровень усвоения материала: репродуктивный (запоминание и воспроизводство); репродуктивно-преобразующий (логическое, выводное, понятийное мышление: перенос усвоенных образцов в нестандартные ситуации); исследовательский (продуктивный) – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] проблем, формулировка анализ причин, построение гипотезы, выбор адекватных способов решения проблем;
- подготовить КИМы приближенные к ЕГЭ
- подготовить спецификации к заданиям
- разработать критерии оценивания контрольных работ

- проанализировать и обобщить полученные результаты
Необходимость использования технологии тестирования наряду с традиционными формами и методами контроля не вызывает сомнения. Современная система образования в школе переходит на данный вид контроля: как в рамках итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ, так и рамках аттестации школы. Практика учителей, внедривших технологию мониторинга, свидетельствует о том, что тесты являются наиболее эффективным, экономичным и информативным инструментом, позволяющим одновременно решать ряд задач:
·  позволяет учащимся проверить свои знания по широкому спектру вопросов,
·  подготовить учащихся к технологии массового централизованного тестирования, ЕГЭ,
·  обеспечивает всем равные условия при контроле учебных достижений,
·  исключает субъективизм в оценивании результатов,
·  облегчает труд учителя,
·  дает независимую статистически и графически оформленную информацию об усвоении обучаемыми учебного материала.
В результате этой работы создается тестовый банк по всем предметам в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] виде, и все [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] должны проводится при помощи компьютера.
Статистическая обработка данных дает возможность:
·  определять относительное место учащегося в классе и параллели,
·  проводить ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру,
·  выделять группы учащихся с высокими и низкими показателями,
·  отследить динамику изменений результатов от года к году,
·  проводить сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам,
·  получить сравнительную оценку качества работы учителей.
Методические объединения разрабатывают разноуровневые тесты, инструкции, критерии оценок контрольных работ. Мониторинговая служба готовит бланки ответов к контрольной работе.
Проверочные работы по всем предметам разрабатываются на основе спецификаций, утвержденных Министерством образования Р. Ф., в формате ЕГЭ. Результаты выполнения проверочных работ анализируются по отдельным заданиям, вариантам работ и объединяются по обобщенным показателям, на основе которых можно судить об уровне общеобразовательной подготовки учащихся. По итогам тестирования ведется учет выполненных заданий по каждому ученику; создается ясная картина учебных достижений и пробелов, как по отдельным ученикам, так и по классу в целом. Диаграмма учебных достижений на основе данных мониторинга позволяет учителям «увидеть со стороны» результаты не только учащихся, но и своей собственной деятельности и спланировать направления совершенствования учебного процесса. При отслеживании результативности контрольных работ идет наблюдение за работой "сильных" учащихся, позволяющее определить уровень усвоения учебного материала, фиксировать динамику неуспеваемости для своевременного принятия решения.
Педагоги фиксируют ошибки индивидуально каждого ученика, отмечают слабоусвоенные темы. Организуют работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, добиваясь полного усвоения пройденного материала каждым учеником. Со слабоуспевающими проводится индивидуальная работа .
Главное в работе сравнивать полученные результаты со стартовыми результатами.
На основании проведенного Мониторинга качества обученности по предметам, составляются индивидуальные образовательные траектории, которые способствуют ликвидации пробелов в знаниях и обеспечивают продвижение вперед и успешное о бучение, пробуждают [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] учащихся.
Индивидуальная образовательная траектория - это программа действий ученика, построенная с учетом индивидуальных потребностей и возможностей и позволяющая продвигаться в том направлении, которое соответствует его индивидуальным способностям.
В условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения также планируется на будущий год использовать индивидуальные учебные планы, которые позволят реализовать различные образовательные потребности обучающихся, их семей в профессиональном самоопределении.
Под индивидуальным учебным планом понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе Федерального базисного учебного плана. Обучающемуся будет предоставляться право самостоятельного формирования индивидуального учебного плана, определение сроков и способов его освоения, прохождения процедур промежуточной и итоговой аттестации, соответствующих особенностям индивидуального учебного плана.
Основной формой работы над индивидуальными планами и образовательными траекториями является самостоятельная деятельность, сопровождающаяся индивидуальными консультациями, беседами с учителем. Методика занятий при индивидуальном обучении предусматривает следующие формы работы: диалог, практикум, самостоятельная работа, тестирование, контрольные срезы.
3. Индивидуальные образовательные карты
При использовании этих форм индивидуализации составляются индивидуальные образовательные карты, в которых указывается темы, цели, задания. Учащиеся должны уметь выполнять их и отвечать на заданные вопросы. Приложением к данной карте является мониторинг качества обученности учащегося по данной теме или курса с выводами и рекомендациями учителя .
Цели составления индивидуальной образовательной карты:
Повышение интереса к предмету, развитие творческих способностей, самореализация и саморазвитие учащегося. Организация работы в зоне ближайшего развития.
Кроме этого в мониторинг качества включаются:
·  мониторинг результатов участия учеников в школьном интеллектуальном марафоне;
·  мониторинг итоговой аттестации выпускников, в том числе ЕГЭ;
·  мониторинг контроля результатов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] учащихся и выпускников.
·  мониторинг результатов участия обучающихся в городских, республиканских и региональных турах предметных олимпиад и конференций;
·  мониторинг обученности студентов по итогам полугодия и учебного года.
Так же внедряя новый проект образовательного мониторинга мы внесли коррективы в пакет документов для классных руководителей.
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сопровождение образовательного процесса.

Эта деятельность предполагает организацию совместной работы психолога и классного руководителя, направленную на диагностику личностных качеств школьников. Это склонности, способности учащихся, особенности восприятия учебного материала, мотивация и тд. А так же выявление причин, затрудняющих учение и общение, и далее – решение выявленных проблем. Кроме этого внимание также может уделяться в зависимости от возраста, сопровождению профессионального самоопределения, социализации, адаптации ребёнка, сохранению и укреплению здоровья школьников, диагностике учебных достижений учащихся.
Исследования показали, что успешность обучения существенно зависит от особенностей мотивации ученика, общего мироощущения. На учебные результаты также влияют такие социально-психологические факторы, как взаимодействие со сверстниками, родителями и учителями. Нарушения в какой-либо из указанных сфер негативно отражаются на успеваемости ребенка, несмотря на возможное наличие хорошего интеллектуального потенциала.
В результате параллельного использования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] диагностирования и педагогического мониторинга мы получаем два ряда данных, отражающих одни и те же явления. Это значительно расширяет возможности интерпретации результатов. Так, если по оценкам учителя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] недостаточно успешен в обучении, но при этом хорошо справляется с заданиями интеллектуальных тестов, это свидетельствует о том, что потенциальные возможности ребенка используются не полностью. Диагностика же личностной сферы позволяет уточнить причины создавшейся ситуации и верно определить направление коррекции.
По результатам педагогического и психологического мониторингов мы получаем данные, характеризующие ученика. Именно здесь наиболее полно реализуются преимущества компьютерного варианта. Использование возможностей компьютерных технологий позволяет быстро и с высокой степенью надежности обрабатывать большие массивы данных, представлять их в форме, удобной для пользователей.
Каждую четверть, анализируя данные о преподавании того или иного предмета, составляются диаграммы, графики, позволяющие судить о результативности проделанной работы.
Для получения информации о проведенном мониторинге в школе предусмотрены формы отчетных и аналитических материалов, позволяющие отслеживать динамику результатов, накопительные данные об образовательных достижениях учащихся и профессиональных достижениях педагогов.
Такие формы отчетности образовательного учреждения позволяющие получить кроме результатов уровня обученности и качества обучения в целом, данные:
- о движении учащихся, пропусках уроках без уважительных причин и по уважительным причинам;
- о количестве учащихся (в % - м отношении), закончивших год на «4» и «5»;
- о количестве учащихся, имеющих одну двойку, тройку, четверку, по предметам;
- число учащихся повысивших и понизивших успеваемость;
Учет учащихся снизивших и повысивших успеваемость даёт возможность оценить продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач. Побуждать учащихся к приложению усилий, мотивировать на достижение успеха. Фиксируемые достижения и неудачи должны ориентировать учащихся как можно их избежать, улучшить.
- о предметах, по которым учащиеся имеют неудовлетворительные отметки;
- рейтинг групп
Такой подход к проведению мониторинга качества позволит:
· получить достаточно полную информацию о результатах учебной деятельности учащихся с учетом показателей динамики;
· получить объективную картину пробелов в знаниях и умениях учащихся по проверяемым учебным элементам;
· оперативно корректировать деятельность участников образовательного процесса.
·  определить уровень обученности учащихся по предметам;
·  выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на качество обучения;
·  выработать рекомендации по регулированию и коррекции факторов и условий, влияющих на качество обучения.
При проведении анализа возможно сочетание аналитической справки, схем, графиков, диаграмм. Диаграмма учебных достижений на основе данных мониторинга позволяет учителям «увидеть со стороны» результаты не только учащихся, но и своей собственной деятельности и спланировать направления совершенствования учебного процесса. Мониторинг предполагает широкое использование современных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на всех этапах. Обработка и накопление данных может проводиться в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал, в текстовой форме.
Накопление [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], педагогических и административных рекомендаций обеспечивает саморазвитие системы, переводя работу на качественно новый уровень. С течением времени накапливаются и систематизируются описания типичных проблем и способов их разрешения, выделяются наиболее эффективные педагогические приёмы, появляется возможность прогнозирования направления развития образовательной системы.
Таким образом, сегодня перед школой поставлены принципиально новые задачи, открылись широкие творческие возможности. Получают широкое распространение многообразные эксперименты, используются новые модели учебных планов, программ, перестраиваются в духе демократизации и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], приоритета общечеловеческих ценностей содержание и технология целостного педагогического процесса. Одним из шагов в этом направлении является использование в школьной практике системы мониторинга и управление качеством образования учащихся. С ее внедрением появляется возможность объективно оценивать результаты ученической деятельности, проводить своевременный анализ и корректировку образовательного процесса.




5. Механизм реализации.
Проведение мониторинговых исследований возможно в три этапа:                 I этап. Подготовительный                                                                                      1. Постановка цели.
2. Определение объекта.
3. Установка сроков проведения.
4. Изучение соответствующей литературы.
5. Разработка инструментария для проведения педагогического мониторинга.
II этап. Практический                                                                                                  Сбор информации:                                                                                                   -наблюдение -собеседование -тестирование -анкетирование -выход на уроки-контрольные работы
III этап. Аналитический                                                                                               1.Систематизация полученной информации.
2.Анализ полученных данных.
3.Разработка рекомендаций и предложений на последующий период. 4. Выводы.
При проведении анализа возможно сочетание текстовой аналитической справки, схем, графиков, таблиц, диаграмм и др. На заключительном аналитическом этапе необходимо сделать вывод, разработать рекомендации.         Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет. Насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе, насколько дидактические средства ( формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и возрастным особенностям школьников, специфике среды их жизнедеятельности. То есть, четкая организация работы на основе последовательных действий в проведении мониторинга способствует достижению его эффективности. Управление эффективно, если оно опирается не только на информацию на фиксированном уровне качества образования обучающихся на данный момент времени, но и предполагает анализ причин его несоответствия определенным нормам и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса. Такой анализ требует рассмотрения в единстве следующих компонентов мониторинга: «условия», «процесс», «результат».
Требования к организации и проведению педагогического мониторинга
1. Наличие программы мониторинговых исследований 2. Набор и форма показателей мониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода времени. 3. Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования. 4. Итоги педагогического мониторинга оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, письменного анализа с рекомендациями
5. При проведении педагогического мониторинга необходимо соблюдать следующие условия:
-системность -продолжительность во времени
-сравнимость -объективность -комфортность
Рекомендации по организации и проведению педагогического мониторинга
1. Необходимо определить направления деятельности по организации и проведению мониторинга:
-в соответствии с функциональными обязанностями
-в соответствии с инновационной, экспериментальной деятельностью данного образовательного учреждения
- в соответствии с целями и задачами данного образовательного учреждения
2. При организации и проведении мониторинга необходимо учитывать, что основной целью является непрерывное отслеживание результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося
3. В начале учебного года необходимо провести вводные (нулевые)срезы по определению качества знаний обучающихся по предметам и другим направлениям.
4. Целью среза можно считать определение уровня качества знаний обучающихся в начале цикла обучения
5. Составляется график проведения среза, который утверждается директором образовательного учреждения
6. Срез проводится и проверяется ассистентом, результаты анализируются, выводы и предложения обсуждаются с педагогами и учениками
7. Анализ результатов срезов необходимо использовать при выборе адекватной методики обучения, формировании мотивации обучающихся, коррекции учебного процесса
8. В планах внутришкольного контроля необходимо запланировать время проведения промежуточных и итоговых срезов.
Проведение промежуточного среза необходимо для оценки успешности продвижения обучающихся в предметной области, на основании данных срезов учитель оценивает успешность выбора своей методики обучения, проводит корректировку учебного процесса, выбранных подходов и методов обучения.                                                                                                                   Итоговый срез проводится по результатам обучения за две недели до окончания учебного года. Результаты итогового среза анализируются в соответствии с результатами текущих срезов.
9. Для успешного отслеживания уровня обученности, качества формирования общеучебных навыков, общеучебных мыслительных умений необходимо формировать содержание образования таким образом, чтобы на каждом этапе обучения выделялись общеучебные, специальные умения и навыки обучающихся
10. Мониторинг уровня обученности планировать по ключевым точкам учебного материала на каждом этапе обучения, которые обеспечивают достаточно успешное усвоениение материала и, как следствие, продвижения в практике его применения
11. Для получения объективных результатов уровня обученности проводить отслеживание по трем показателям: выполнение стандарта ( процент успеваемости), качество знаний ( процент качества знаний), степень обученности класса
12. Анализ уровня обученности проводить с учетом всех уровней
Существенной особенностью мониторинга является определение общей обученности школьников.
По мнению А.К. Марковой, обученность - это те характеристики психического развития, которые сложились в результате предыдущего года обучения, т.е. запас знаний сегодня.
Л.Н. Засорина считает, что обученность - это глубинная характеристика личности обучающегося и одновременно показатель успешности усвоения ЗУН, готовности к продолжению образования.
В.Н. Максимова утверждает, что обученность - это владение учеником системой знаний и умений за определенный период обучения.                       Все функции и этапы процесса мониторинга, т.е. все его элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов из системы действий педагогов или делает педагогический мониторинг малоценным и некачественным, или разрушает всю систему.                       Безусловно, этот цикл наполняется в каждом конкретном случае разным содержанием.                                                                                                      Осуществление полного цикла педагогического мониторинга способствует повышению эффективности педагогического процесса в системе «учитель-ученик».
Результативность.
Такой подход к проведению мониторинга качества позволит нам:
·  получить достаточно полную информацию о результатах учебной деятельности учащихся с учетом показателей динамики;
·  получить объективную картину пробелов в знаниях и умениях учащихся по проверяемым учебным элементам;
·  оперативно корректировать деятельность участников образовательного процесса
·  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и индивидуально подходить к учащимся с разным уровнем обученности и обучаемости на уроках. Отработать с потенциальными отличниками и хорошистами в течение четверти
·  оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач.
·  отслеживать индивидуальное развитие учащихся, разрабатывать индивидуальные траектории.
III.Заключение. Мониторинг помогает путем анализа свести всю информацию в одно целое, обобщить ее и получить общую картину развития образовательного процесса. Без информации о ходе и промежуточных результатах, без постоянной обратной связи процесс управления невозможен. Отсутствие необходимой информации парализует процесс управления. Однако избыток информации о мелких второстепенных деталях также не способствует принятию правильных решений. Динамика результатов обучения положительная. Динамика результативности обучения на «4» и «5» достаточно стабильная.











Список использованной литературы

1.  Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н., Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 199с.
2.  Поташник М. М. Качество образования //Качество образования в современной школе (сборник статей под редакцией А. П. Тряпициной). Санкт-Пеиербург.2000.
3.  Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качество образования в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2000.- С.10.
4.  Школьная система мониторинга как фактор влияния на ее эффективность, с.57-74 Научно-практический журнал. «Завуч управление современной школой», №7 2007
5.  Конасова Н. Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся. Санкт-Петербург, 2006.
6.  Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольного управления. Москва. Центр «Педагогический поиск», 2000.
7.  Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. М, «Владос» 2001
8.  Тебякина А. И., Клемешова И. В. Внутришкольный контроль от «А» до «Я» М., «Аркти» 2007

15