Программа по литературе на 102 часа для 9 класса к учебнику В.Я. Коровиной


Рабочая программа по предмету «Литература»
9 класс
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка:
цели изучения учебного предмета;
место учебного предмета в учебном плане;
учебно-методическое обеспечение.
Основное содержание учебного предмета.
Учебно – тематический план.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Календарно-тематическое планирование.
Приложение 1. Система оценки предметных результатов.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе 9 класс разработана на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089);
Примерной программы основного общего образования по литературе.
Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 9 класса под редакцией В.Я. Коровиной.
1.1.Цели и задачи изучения учебного предмета
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Специальными целями преподавания литературы являются формирование основных компетенций: читательской, литературоведческой, коммуникативно-речевой.
1.2. Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.
1.3. Учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.
5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.
9. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.:
Эскимо, 2008
10. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
11. Компьютер
12. Видеопроектор
13.Интерактивная доска
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. http://www.openclass.ru/
Для ученика:
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2009.
Словари и справочники:
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Основное содержание учебного предмета
Введение
Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Раздел 2. Древнерусская литература
«Слово о полку Игореве». «Слово…» как величайший памятник литературы Древней Руси.
Раздел 3. Русская литература XVIII в.
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. «Властителям и судиям». «Памятник». Тема поэта и поэзии в творчестве Державина.
Николай Михайлович Карамзин. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Раздел 4. Русская литература XIX в.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).
«Море». «Невыразимое». «Светлана».
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор).
«Горе от ума»..
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещё, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...».
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах.
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм
(развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно, и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет….», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий».
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).
«Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мёртвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России.
Фёдор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы
(развитие представлений).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
Теория литературы. Развитие представления о жанровых особенностях
рассказа.
Раздел 5. Русская литература ХХ в.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Тёмные аллеи». Теория литературы. Психологизм литературы. (Развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека».
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая
типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение трёх монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
Ветер принёс издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уже вечер...», «Не жалею, не зову, не плачу...», Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная…», «Нивы сжаты, рощи голы», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии. Олицетворение как основной художественный прием. Своеобразие метафор и сравнений.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.
«Идёшь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».
Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX - XX веков
А. С. Пушкин. «Певец», М. Ю. Лермонтов. «Отчего», В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»), Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно Б.» («Я встретил вас — и всё .», А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно…». А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...», А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...», К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...», Н. А. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Раздел 7. Зарубежная литература
Античная лирика
Гораций. «Я воздвиг памятник...». Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты).
Иоганн Вольфганг Гёте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Фольклор. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Учебно-тематический план
№ п/п Содержание программного материала Количество часов К.р Р.р
1 Литература как искусство слова 1 2 Древнерусская литература 6 1
3 Литература эпохи Античности 1 4 Литература эпохи Средневековья 2 5 Древнерусская литература 6 6 Литература эпохи Возрождения 2 7 Литература 18 века 7 1 1
8 Литература 19 века 65 1 2
9 Европейская литература эпохи Просвещения 2 10 Русская литература 20 века 7 1 2
11 Заключительные уроки. Выявление уровня литературного развития учащихся 2 1 Итого 102 4 6
Требования к уровню подготовки учащихся (из пр. программы)
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
5.Календарно- тематическое планирование по литературе. 9 классы а, б, г..

урока дата тема урока содержание учебного предмета
календ. факт. 1 02.09.16-9а,б,г Литература как искусство слова, её роль в развитии общества и духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.
Древнерусская литература
2 03.09.16-9а,б
06.09.16-9г Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы. Самобытный характер древнерусской литературы.
3 06.09.16-9а,б
07.09.16-9г Художественные особенности «Слова». Самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства. Подготовка к домашнему сочинению №1
Литература 18 века
4 09.09.16-9а,б,г Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма
5
10.09.16-9а,б
13.09.16-9г М.В.Ломоносов. Слово о поэте.
М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве».Особенности содержания и формы произведения.
6 13.09.16-9а,б
14.09.16-9г М.В. Ломоносов Ода «На день восшествия» как жанр лирической поэзии.
Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова.
7 16.09.16-9а,б,г Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе.
Жизнь и творчество Г.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике поэта. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судьям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.
7 17.09.16-9а,б
21.09.16-9г К.Р.№1. Входная диагностика. Проверка знаний.
8 20.09.16-9а,б
20.09.16-9г Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике поэта
9
23.09.16-9а,б,г А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву».
Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
10 24.09.16-9а,Нет-9б
27.09.16-9г Особенности повествования в «Путешествии». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
11
27.09.16-9а,б
28.09.16-9г Слово о писателе. Н.М.Карамзин- писатель и историк.
Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.
12 30.09.16-9а,б,г
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
13 01.10.16-9а,б
04.10.16-9г Р.р.Сочинение «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений) Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений)
14 04.10.16-9а,б
05.10.16-9г Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме . Поэзия, проза и драматургия XIX. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.
15 07.10.16-9а,б,г
Романическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество(обзор). «Море». «Невыразимое». Границы невыразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.
16 08.10.16-9а,б
11.10.16-9г В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы
17 11.10.16-9а,б
12.10.16-9г А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.
18 14.10.16-9а,б,г А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии.
19 15.10.16-9а,б
18.10.16-9г Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
20 18.10.16-9а,б
19.10.16-9г Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
21 21.10.16-9а,б,9г Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческой звучание образов персонажей.
22 22.10.16-9а,б
25.10.16-9г Чацкий в системе образов комедии.Язык комедии Грибоедова «Горе от ума» Общечеловеческой звучание образов персонажей.
23 25.10.16-9а,б
26.10.16-9г Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения ( по комедии «Горе от ума»)
24 28.10.16-9а,б
09.11.16-9г И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению №2 по комедии «Горе от ума»
25 II 08.11.16-9а,б
11.11.16-9г А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина.
26 11.11.16-9а,б
12.11.16.-9г Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар».
27 12.11.16-9а,б
16.11.16-9г Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…», Адресаты любовной лирики поэта .
28 15.11.16-9а,б
18.11.16-9г Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина . «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии . «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.
29 18.11.16-9а,б
19.11.16-9г Контрольная работа № 2 по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С. Пушкина. Контрольная работа по романтической лике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С. Пушкина.
30 19.11.16-9а,б
23.11.16-9г А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы . Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуальный характер Алеко.
31 22.11.16-9а,б
25.11.16-9г Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», история создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах . Система образов. Онегинская строфа
32 25.11.16-9а,б
26.11.16-9г Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского . Трагические итоги жизненного пути. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского . Трагические итоги жизненного пути.
33 26.11.16-9а,б
30.11.16-9г Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга
34 29.11.16-9а,б
02.12.16-9г Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. Анализ двух писем.
35 02.12.16.-9а,б
03.12.16-9г Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа
36 03.12.16-9а,б
07.12.16-9г Пушкинская эпоха в романе « Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа Пушкинская эпоха в романе « Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа
37 06.12.16-9а,б
Роман Пушкина в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, философская критика начала XX века. Роман А.С. Пушкина и опера Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Подготовка к сочинению №3 по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
38 09.12.16-9а,б,г А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии Их нравственные позиции в сфере творчества
39 10.12.16-9а,б,г М.Ю . Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лике М.Ю. Лермонтова . «Нет, я не Байрон, я другой…» , «Молитва» . « Парус», « И скучно и грустно»
40 13.12.16-9а,б
14.12.16-9г М.Ю. Лермонтов. Образ поэта-пророка в лирике. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу !Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу !Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»
41 16.12.16-9а,б,г Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю..», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» «Нет, не тебя так пылко я люблю..», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»
42 17.12.16-9а,б,г Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и её своеобразие. «Родина» . Характер лирического героя и его поэзии. Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и её своеобразие. «Родина» . Характер лирического героя и его поэзии.
43 20.12.16-9а,б
21.12.16-9г М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе.
44 23.12.16-9а,б,г Печерин как представитель «портрета поколения». Печерин как представитель «портрета поколения». Загадка образа Печерина в главах «Бэла» и «Максим Максимович»
45 24.12.16-9а,б,г «Журнал Печерина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», « Княжна Мери», «Фаталист» Анализ образа Печерина. «Журнал Печерина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», « Княжна Мери», «Фаталист»
46 27.12.16-9а,б
28.12.16-9г «Журнал Печерина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», « Княжна Мери», «Фаталист» Анализ образа Печерина. «Журнал Печерина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», « Княжна Мери», «Фаталист»
47 III 13.01.17-9а,б
11.01.17-9г Печерин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печерина. Печерин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печерина.
48 14.01.17-9а,б,
13.01.17-9г Печерин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печерина. Печерин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печерина.
49 17.01.17-9а,б,
14.01.17-9г Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению№4
50 20.01.17- 9а,б
18.02.17-9г Контрольная работа №2 по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени» Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
51 21.01.17-9а,б
20.02.17-9г Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»(с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя «Мертвые души». Обзор содержания.. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.
52 24.01.17-9а,б
21.02.17-9г Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.
53 27.01.17-9а,б
25.02.17-9г Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.
54 28.01.17-9а,б
27.02.17-9г Образ города в поэме «Мертвые души». Образ города в поэме «Мертвые души».
55 31.01.17-9а,б
28.01.17-9г Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.
56 03.02.17-9а,б
01.02.17-9г Семинар.«Мертвые души» - поэма о величии России. Семинар.«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Поэма в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению№5 «Поэма «Мертвые души» и ее актуальность в наши дни»
57 04.02.17-9а,б
03.02.17-9г Р.р Написание сочинения «Поэма «Мертвые души» и ее актуальность в наши дни» Р.р Написание сочинения «Поэма «Мертвые души» и ее актуальность в наши дни»
58 07.02,17-9а,б
04.02.17-9г А.Н.Островский. Слово о драматурге. Особенности сюжета пьесы. А.Н.Островский. Слово о драматурге. Особенности сюжета пьесы. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада
59 10.02.17-9а,б
08.02.17-9г Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы . Комедия как жанр драматургии. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы . Комедия как жанр драматургии.
60 11.02.17-9а,б
10.02.17-9г Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Ф.М.Достоевский. Слово о писателе.
61 14.02.17-9а,б
11.02.17-9г Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.
62 17.02.17-9а,б
15.02.17.-9г Роль истории Настеньки в повести
«Белые ночи». Роль истории Настеньки в повести
«Белые ночи».содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.
63 18.02.17-9а,б
17.02.17-9г Вн.чт. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность».. Вн.чт. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками.
64 21.02.17-9а,б
18.02.17-9г А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника» А.П.Чехов. Слово о писателе. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века. Боль и негодование автора.
65 24.02.17-9а,б
22.02.17-9г А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. А.П.Чехов. Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.
66 25.02.17-9а,б
24.02.17-9г Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «в чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?( на примере произведений А.Н. Островского,Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова» (по выбору учащихся) Подготовка к сочинению№6( ответу на проблемный вопрос «в чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?( на примере произведений А.Н. Островского,Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова» (по выбору учащихся)
Поэзия 19 века
67 28.02.17-9а,б
25.02.17-9г Вн.чт. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представлений о жанрах лирических произведений
Русская литература 20 века
68 03.03.17-9а,б
01.03.17-9г Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений. Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений
69 04.03.17-9а,б
03.03.17-9г И.А.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи» История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
70 07.03.17-9а,б
04.03.17-9г Мастерство и.А.Бунина в рассказе
«Темные аллеи». Лиризм повествования. Мастерство и.А.Бунина в рассказе
«Темные аллеи». Лиризм повествования
71 10.03.17-9а,б,г
М.А.Булгаков. Слово о писателе.. Повесть «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов
72 11.03.17-9а,б,г Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия.
73 14.03.17-9а,б
15.03.17-9г М.А.Шолохов. Слово о писателе.
«Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.
74 17.03.17-9а,б,г Особенности авторского повествования в повести
«Судьба человека». Композиция рассказа . Автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа. Особенности жанра.. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.
75 18.03.17-9а,б ,г Контрольная работа № 3 по произведениям второй половины 19 и 20 века. 76 21.03.17-9а,б
22.03.17-9г А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.
77
IV 24.03.17-9а,б,г Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.
78 04.04.17-9а,б
05.04.17-9г « Серебряный век» русской поэзии.
Лекция о «Серебряном веке» русской поэзии.
79 07.04.17-9а,б,г А.А.Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирики. «Ветер принес издалека..», «О ,весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить..». Своеобразие лирических интонаций поэзии Блока. Образы и ритмы поэта.
80 08.04.17-9а,б,г С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.Есенина. Тема Родины в лирике С.Есенина. «Вот уж вечер..», «Разбуди меня завтра рано….», «Край ты мой заброшенный..»
81 11.04.17-9а,б
12.04.17-9г Размышления о жизни, любви , природе, предназначении человека в лирике Есенина « Письмо к женщине..», « Не жалею ,не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А. Есенина.
82 14.04.17-9а,б,г В. Маяковский. Слово о поэте.
Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонации. Словотворчество. «А вы могли бы?», « Люблю»(отрывок).
83 15.04.17-9а,б,г Новаторство поэзии Маяковского. Маяковский о труде поэта. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонации. Словотворчество. «А вы могли бы?», « Люблю»(отрывок).
84 18.04.17-9а,б
19.04.17-9г М.И.Цветаева. Слово о поэте.
Стихи о поэзии, любви, о жизни и смерти .Особенности поэтики Цветаевой. Стихи о поэзии, любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой. «Идешь на меня похожий..», «Бабушке», « Мне нравится, что вы больны не мной..», « Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?»,. Особенность поэтики Цветаевой.
85 21.04.17-9а,б,г «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.Цветаевой
«Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
86 22.04.17-9а,б,г Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте.
Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.. Философский характер лирики Заболоцкого. « Я не ищу гармонии в природе», « Где-то в поле возле Магадана..». « Можжевеловый куст..», « О красоте человеческих лиц», « Завещание».
87 25.04.17-9а,б
26.04.17-9г А.Ахматова. Слово о поэте.
Трагические интонации в любовной лирике.
Трагические интонации в любовной лирике.
88 28.04.17-9а,б,г Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.
89 29.04.17-9а,б,г Б.Л.Пастернак. Слово о поэте.
Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать». Философская глубина лирики Пастернака.
90 02.05.17-9а,б
03.05.17-9г А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».
91 05.05.17-9а,б,г А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.
92 06.05.17-9а,б,г Вн.чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков. Вн.чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 века.
93 12.05.17-9а,б
10.05.17-9г Вн.чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков. Вн.чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 века.
94 13.05.17-9а,б,г К.р.Зачетное занятие по русской лирике 20 века. Контроль знаний.
Зарубежная литература
95 16.05.17-9а,б
17.05.17-9г Вн.чт. Античная лирика. Катулл.
Слово о поэте. Гораций. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. « Нет, ни одна средь женщин..», « Нет, не найдется приязнь заслужить..»
Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник».
96 19.05.17-9а,б,г Данте Алигьери. Слово о поэте.
« Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер.
97 20.05.17-9а,б,г У.Шекспир. Слово о поэте.
Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира.
Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира
98 23.05.17-9а,б
24.05.17-9г Итоговая контрольная работа.№4 .Выявление уровня литературного развития учащихся. 99 25.05.17-9а,б,г Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.
100 26.05.17-9а,б,г И.В.Гете. Слово о поэте. «Фауст»
Эпоха просвещения.
Философская трагедия. Противостояние добра и зла.
«Фауст».
Эпоха просвещения.
Философская трагедия. Противостояние добра и зла.
101 27.05.17-9а,б,г Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы.
102 30.05.17-9а,б
31.05.17-9г Выявление уровня литературного развития учащихся. Проверка техники чтения. Итоги года и задание на лето.
6.Приложение1. Система оценки предметных результатов.
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
Оценка устных ответов.
 
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
 
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Отметка Основные критерии отметки
Содержание и речь Грамотность
«5» Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
 Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4» Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3» В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2» Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
 
 
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
 
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.