Конспект урока математики в 3 классе на тему: Распределительный закон умножения. Задачи с избыточными данными (система Л.В.Занкова)

Тема урока
Распределительный закон умножения. Задачи с избыточными данными

Класс
3

Место урока в системе обучения
II четв., урок № 40, урок сообщения новых знаний

Цель урока
подвести учащихся к пониманию распределительного закона умножения, познакомить с новым видом задач – задачами с избыточными данными, развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, формировать навыки самостоятельной работы, воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность.

Оборудование
Доска «Фантазия», карточки, учебник

По каким учебникам и учебным пособиям ведется работа на уроке
Учебник «Математика» 3кл. (авт. И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская)

Форма подведения итогов урока
беседа


Ход урока.

I Оргмомент
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы вам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите друг другу улыбки, подарите улыбки гостям. Я хочу, чтобы в такой доброй и приятной атмосфере проходил наш сегодняшний урок.
II Устный счет
(По карточкам работают 6 человек. Выполнив задания, вы узнаете, кто приготовил нам задания на физминутку.)
Разминка. (Работа на доске «Фантазия»)
Вырази в СМ: 9дм 6см, 7дм
Вырази в ММ: 5см, 8см 2мм
Вырази, используя ДМ: 63см, 48см
4т = ц 1кв. дм = кв.см
1ч. = мин 1кв. м = кв. дм
24ч. = сут. 200кг = ц
На доске даны числа. Найди «лишнее» число в каждом ряду.
57 135 94 85
458 769 473 421
891 597 692 745
345 234 543 456
«лишние» числа: 135, 769, 692, 543
-- Какие задания вы можете предложить классу для выполнения?
(Дети предлагают задания сами)
а) расставить в порядке возрастания (уменьшения)
б) сравнить
в) представить в виде суммы разрядных слагаемых
г) составить выражения на сложение и вычитание, найти их значения. – С.Р.
( Взаимопроверка)

III Новый материал
Сравни выражения каждой пары:
( 3 + 5 ) х 3 3 х 3 + 5 х 3
( 4 + 2 ) х 2 4 х 2 + 2 х 2
Чем они похожи? Чем отличаются?
Найди значения выражений и сравни получившиеся числа. В чем их особенность?
С.Р. Составь и вычисли еще 3 пары похожих выражений.
Помощь: Выбери подходящие пары из предложенных.
(4 + 5) х 4 3 + 5 + 6
(3 + 6) + 5 4 х 4 + 5 х 4
(7 + 3) х 5 7 х 5 + 3 х 5
(2 + 5) х 6 8 + 7 + 1
(8 + 1) + 7 2 х 6 + 5 х 6
Проверка. Почему в каждой паре получились одинаковые значения?

Подумай, правильно ли утверждение:
При умножении суммы на число значение выражения не изменится, если умножить на него каждое слагаемое и полученные результаты сложить.
Вы познакомились с новым законом действий – распределительным законом умножения.

На доске


Запиши его в общем виде, используя буквы.
Сравни свою запись с записью в учебнике на странице 56 № 125, п. 6.
Они одинаковы? Если нет, в чем разница?

IV Ф И З М И Н У Т К А
-- Решая карточки, вы должны были отгадать имя героя, который приготовил нам задания на физминутку. Кто он? (Незнайка). Кто автор произведений о Незнайке?
Встал Незнайка, потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Три разочка он присел
И за парту тихо сел.

Упражнения для глаз.










V Работа над задачей
Узнай, над чем будем работать дальше. Для этого разгадай ребус.
Расскажите, что вы знаете о задаче.
Дети: Задача – это такие особенные математические рассказы, в которых нужно догадаться, какие действия нужно выполнить и в каком порядке, чтобы узнать ответ на ее вопрос.
В задаче есть условие и вопрос, данные и искомое. Данные чаще всего встречаются в условии, а искомое – в вопросе.
Задачи бывают простые и составные, и даже с недостающими данными, обратные, логические.
К одному условию можно поставить разные вопросы и получить разные задачи, а решения у них могут быть и разные, и одинаковые.

С.56, №126 Решите задачу.
Проверка.
Все ли данные вы использовали для получения ответа на вопрос задачи?
Как бы вы назвали такие задачи?
Прочитайте вывод – п.3. и вы узнаете, согласны ли с вами авторы учебника.

Измените условие задачи так, чтобы в нем остались только нужные для решения числа.
VI. Самостоятельная работа
Запишите как можно больше равенств, соответствующих данным схемам действий.
1 вариант -- = 8
2 вариант + =

Взаимопроверка.
VII. Работа в группах
Возвратимся к линиям, которые нарисовал для нас Незнайка. Найдите «лишнюю». Что вы о ней можете рассказать?
(Это многоугольник, 8-угольник, сложная фигура, все углы прямые).
Где подсмотрел Незнайка эту фигуру? Чем она отличается от фигуры, данной в учебнике? (У фигуры, данной в учебнике, есть площадь).

Задание: Найдите площадь сложной фигуры. Постарайтесь сделать это самым удобным способом.






1 способ 2 способ
9 х 4 = 36 (см ) 6 х 6 = 36 (см )
Проверка
Постройте в тетради любой из полученных прямоугольников. Найди его периметр.
(9 + 4) х 2 = 26 (см)
Где встречались с такими выражениями? Какой закон нужно применить?
VIII. Домашнее задание
С. 57, № 128. п.2,3
Те, кто желает, вы можете составить задачу нового типа – с избыточными данными. А мы на следующем уроке попытаемся ее решить.
IX. Тест
1. Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно:
а) длину умножить на ширину
б) сложить длины всех сторон
2. Площадь фигуры измеряют в :
а) см, дм, м, мм
б) см, дм, м, мм
в) кг, ц, т, г
3. Точка, вокруг которой чертят окружность – это
4. Окружность – это
5. Выберите правильное определение радиуса. Радиус – это :
а) линия внутри окружности
б) отрезок, который соединяет две точки окружности
в) отрезок, который соединяет центр окружности с точкой окружности
г) отрезок внутри окружности.
6.Радиусы одной окружности
а) равны между собой
б) разной длины
7. Для измерения величины углов используют
а) см
б) см
в) градус
8. Корень какого из уравнений находят сложением
а) х + 16 = 26
б) 6 х а = 24
в) у : 7 = 5
г) с – 13 = 20
X.Итог урока (рефлексия деятельности)
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Вам понравилось сегодня на уроке?
Чем бы вы удивили своих родителей после сегодняшнего урока?












распределительный закон умножения.