Конспект урока математики в 5 классе по теме «Площадь фигур, составленных из прямоугольников»


Тема урока математики в 5 классе:
«Площадь фигур, составленных из прямоугольников»
Цель урока: нахождение площади прямоугольника, используя разные единицы измерения. Личностные УУД: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели. Метапредметные УУД: развивать внимание, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Предметные УУД: овладение правилами и умениями вычисления площади прямоугольника, знаниями терминов «смежные стороны», «площадь», «равновеликие фигуры», «равные фигуры», умениями работать с разными единицами измерения площади
Ход урока (Сокращения П-педагог; У-ученик)
1.Этап актуализации (Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей)П: Мы изучаем геометрические фигуры. Сегодня мы откроем удивительное свойство фигур, которое имеет большое практическое применение. Для этого есть три пути, о чём говорит китайская мудрость: Скажи мне - и я забуду, Покажи мне - и я запомню, Вовлеки меня - и я пойму! Какой путь нам выбрать?(Раздача фигур квадратов и прямоугольников оранжевого и фиолетового цвета(Приложение 1)) Какие фигуры у вас? Назовите их У: Квадраты, прямоугольники. П: А чему равен периметр каждой фигуры? У: 1-4, 2-14,3-18,4-16,5-10,6-12,14,10-12.П: Проведите диагонали четырёхугольников? (Ученики проводят, показывают) Что вы можете о них сказать? У: Диагонали равны. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам П: А есть ли у вас равные фигуры? А какие фигуры называют равными? У: Две фигуры называют равными, если их можно совместить, наложив одну на другую. П: А все ли фигуры можно сравнить? У: Нет, не все, если они не равны, то не сможем сравнить. А как же можно сравнить разные прямоугольники? Какой из них больше, какой меньше?4=8, 1)-1, 2)-6, 3)-20, 4)-8, 5)-6, 6)-9, 7)-12, 8)-8.П:Буратино прислали 2 телеграммы(Приложение 2):1-«Твой театр находится в городе Прямоугольноградске на участке №12 и занимает территорию в ар»; 2-«Твой театр находится в городе Квадраградске на участке №49 и занимает территорию в гектар». Кто прислал эти телеграммы? Буратино не очень- то хорошо учился в школе, прогуливал занятия и поэтому не смог решить, куда ему ехать. Помогите ему.
2. Объяснение нового материала П: Посмотрите величина 2)=5), поэтому их называют равновеликими. А как же найти размер других? У: Нужно найти их площадь, то есть длину умножить на ширину. П: Возьмите пальчиками, где длина и ширина, а как эти стороны называются? У: Соседние или смежные. П: А как же найти площадь прямоугольника? У: Площадь прямоугольника равна произведению длин его смежных сторон. П: А как же найти площадь квадрата? У: Чтобы найти площадь квадрата, надо длину его стороны возвести в квадрат. П: Так какая же тема сегодняшнего урока? У: Площадь прямоугольника. П: Запишите число, классная работа, тема урока площадь прямоугольника. А вы знаете, какой буквой обозначается площадь? (откройте учебник на стр149 и прочитайте правила).У:Да, буквой S-площадь. П: Запишите в тетрадях S-площадь, а как записать площадь прямоугольника, квадрата? У: S=ab, S=a2 П: Запишите на доске площади ваших фигур и как вы их находили? Если возьмём квадрат со стороной 1мм, то получится 1 мм2, сторону=10 мм,то есть 1 см, получим 1см2,10 см в квадрате, будет 1 дм2, 10 дм в квадрате, то получиться 1м2,10 м в квадрате будет 100 м2= 1 ар(сотка),100 м в квадрате будет 10000м2=1 га(гектар),1000 м в квадрате 1000000м2
3.Закрепление нового материала (Практическая работа)П: Я раздала прямоугольники. Измерьте и запишите их площадь У: Квадратики 24 на 20,то есть S=480 кв.ед., а если в см измерять 10см на 12 см, то есть S=120 см2П: А теперь возьмите и вырежете свои прямоугольники и запишите, чему у ваших прямоугольников равна площадь?
4.Физкультминутка
1) «Каждой руке-своё дело» Рисуем в воздухе. Правой рукой нарисуйте треугольник, а левой прямоугольник.
2) «Единицы измерения» Если единицы измерения площади, то приседаем, а если другие единицы, то наклоны вправо и влево
5.Работа с учебником №573(1)S1=7кв.ед, S2=5кв.ед, S3=7кв.ед, S4=4кв.ед №576
6.Домашнее задание учебник п.7.4 №575
7.Работа с рабочими тетрадями №225 S=7;6;9;14кв.ед(Взаимопроверка)
8. Оценки за урок (с учётом работы в классе) Вручить медали в виде квадратов на верёвочках: золотых «За спасение 1 степени»-то есть «5», серебряных«За спасение 2 степени»- то есть «4», бронзовых «За спасение 3 степени»- то есть «3».
9.Подведение итогов урока. Закончите фразу сегодня на уроке: я научился…;могу похвалить себя за то, что…; могу похвалить одноклассников за то, что …;я помог решить…;для себя я открыл…; на уроке мне понравилось…
Приложение 1
Оранжевого цвета-
Фиолетового цвета-
Приложение 2
ТЕЛЕГРАММА
Театр в Прямоугольноградске, участок №12, 1ар.
Жду. Папа Карло.
ТЕЛЕГРАММА
Театр в Квадраградске, участок №49, 1га.
Жду. Папа Карло.