Рабочая программа по литературе на основе программы под редакцией В.Я.Коровиной. 6 класс (2 часа в неделю)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШАРАПОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

"УТВЕРЖДАЮ"

Директор школы

__________Макушкин А.А.

"_____"____________2014 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
на 2014/2015 учебный год


Программа: общеобразовательная

Уровень: базовый

Класс: 6

Количество часов в год согласно учебному плану: 68

Количество часов в неделю: 2

БУП-2004

Педагог: Хлестунова Ирина Александровна

Программа составлена на основе: авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин



с. Шарапово
2014 год


Рабочая программа по предмету Литература. 6 класс
Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 8 класса разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
учетом требований СанПиН 2.4.2.2821-10;
реестром основных образовательных программ;
рекомендациями примерной Программы основного общего образования литературе;
авторской программой по литературе к учебнику-хрестоматии 6 класса общеобразовательной школы авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2011)
учетом федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования")
Уставом МБОУ Шараповской СОШ.
Учебным планом МБОУ Шараповской СОШ на 2014-2015 учебный год.


Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов: итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.



Название раздела
Содержание раздела


Общая характеристика предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы. Главной идеей программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, а от нее к русской литературе XVIII , XIX и XX веков.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Формы и методы преподавания: 1. Работа с учебной, художественной, научно-популярной литературой – технология смыслового чтения; 2. Проблемный диалог, беседа; 3. Элементы анализа текста; 4. Лингвистический эксперимент; 5. Редактирование. 6. Объяснительно-иллюстративный.7. Проектная деятельность; 8. Творческая мастерская; 9. Диспут, дискуссия; 10. Приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»; 11. Просмотр фрагментов кинофильмов, театральных постановок, фонохрестоматия.



Цели и задачи
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.



Ценностные ориентиры учебного предмета
1) Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.
2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.



Место учебного предмета в учебном плане
На реализацию программы по русскому языку в федеральном базисном учебном плане предусмотрено в 6 классе – 68 часаd в год (34 учебные недели - 2 часа в неделю).


5.















Результаты изучения предмета
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия в с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIIIвека, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;
собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен
знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Учебно-тематический план.
№ п/п
Тема
Количество часов
Из них на
Р/р
КР


Введение.
1




Устное народное творчество.
3




Древнерусская литература.
1




Русская литература XVIII.
3




Русская литература XIX века.
29




Русская литература XX века.
19




Литература народов России.
1




Зарубежная литература.
Обзоры.
11




Итого
68




Так как в авторской программе отсутствует распределение часов по темам, то оно вынесено самостоятельно учителем в рабочей программе

Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология мастерских на уроках русского языка и литературы, и другие.












Календарно-тематическое планирование

№ урока
Дата проведения
Тема урока
Тип урока
Решаемые проблемы
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Комментарий учителя


план
факт






1
2
3
4
5
6
7
8







Введение





Художественное произведение и автор.
Урок «открытия» нового знания
Каковы композиционные, сюжетные особенности произведения?
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия: «сюжет», «композиция», «образ»); работа в парах сильный-слабый с дидактическим материалом с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания4 выразительное чтение отрывков (эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному), работа в группах – составление устного или письменного ответа на вопрос с последующей взаимопроверкой; проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование оценок








Устное народное творчество





УНТ. Обрядовый фольклор и календарно-обрядовые песни
Урок общеметодической направленности
Каковы сюжетно-композиционные признаки произведений устного народного творчества?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:, самостоятельная работа с литературоведческим портфолио: составление таблицы «Жанровые признаки произведений устного народного творчества», составление тезисного плана по теме « Обрядовый фольклор», составление конспекта в парах сильный – слабый по теме «Жанровое своеобразие фольклорной и литературной ветвей словесного искусства», коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Пословицы и поговорки, загадки как малые жанры УНТ.
Р.Р.Урок общеметодической направленности
Как научиться толковать прямой и переносный смысл пословиц, поговорок?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания (коллективная работа с литературоведческим портфолио: составление тезисного плана по теме
«Пословицы и поговорки», «Загадки»; устный монологический ответ на проблемный вопрос с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя), выразительное чтение с последующим устным рецензированием выразительного чтения работа в парах сильный – слабый по теме устное или письменное сочинение по пословице или поговорке», коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Р.р. Подготовка и написание сочинения по пословицам.
К.Р.Урок развивающего контроля
Как построить и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах?
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: групповое выполнение заданий с последующей самопроверкой по алгоритм у выполнения при консультативной помощи учителя; коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок








Из древнерусской литературы





Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел.
Урок «открытия» нового знания
Как научиться характеризовать героев? Как научиться анализировать текст древнерусской литературы?
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятий, способов действий (изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме «Те ы, образы и приемы из произведений древнерусской литературы»; групповая практическаяработа по алгоритму выполнения задачи по теме урока, выразительное чтение произведения с последующим устным или письменным рецензированием выразительного чтения (фонохристоматия); составление тезисного плана статьи с последующей взаимопроверкой, самостоятельная работа – поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью справочной литературы; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





.


Из литературы XVIII века





Русские басни. И.И.Дмитриев «Муха». Осуждение лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне.
Урок «открытия» нового знания.
Как научиться подбирать цитатные примеры из басни?
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятий, способов действий (изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме «Басня», составление тезисного плана статьи, пересказ по плану, выразительное чтение басни; коллективная практическая работа – характеристика героев басни по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





И.А.Крылов. «Листы и корни». «Ларчик». Роль власти и народа в достижении общественного блага.
Урок общеметодической направленности
Как научиться устно рецензировать выразительное чтение?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания комплексное повторение, самостоятельная работа с литературоведческим портфолио, работа в парах сильный-слабый -устные и письменные ответы на вопросы по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя; практическаяработа – анализ текста басни с использованием цитирования, коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





И.А.Крылов. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.
Р.Р.Урок рефлексии
Как научиться выполнять проектную работу?
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): практическая работа по теме «Аллегория в басне «Орел и Солове й»; работа в параз сильный-слабый по теме «Жанровые признаки басни. Элементы композиции», коллективная проектная работа – составление литературной композиции по басням Крылова; работа в парах сильный – слабый по теме «Олицетворение» с последующей взаимопроверкой), коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок








Из литературы XIX века








А.С.Пушкин





А.С.Пушкин. Лицейские годы. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению.
Урок «открытия» нового знания
Как определить народно-поэтический колорит стихотворения?
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): самостоятельная работа –сообщение о жизни и творчестве поэта; работа парах сильный-слабый: устное рецензирование выразительного чтения стихотворений (фонохристоматия); практическая групповая работа – выявление черт фольклорной традиции в стихотворении при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой по алгоритму выполнения задачи; самостоятельное определение художественной функции фольклорных образов; коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование оценок





А.С.Пушкин «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея, композиция стихотворения.
Практикум по анализу стихотворения.
Урок общеметодической направленности
Как научиться анализировать текст?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение по итогам выполнения домашнего задания; выразительное чтение стихотворения с последующим письменным рецензированием выразительного чтения по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; групповая работа по тексту стихотворения ( выразительные средства языка); самостоятеьная работа – выявление жанровых особенностей стихотворения по памятке выполнения задания и самопроверки; индивидуальное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование оценок.





Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину» А.С.Пушкина. Жанр стихотворного послания.
Урок общеметодической направленности
Как научиться анализировать текст?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: проверка выполнения домашнего задания; выразительное чтение стихотворения с последующим письменным рецензированием выразительного чтения по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; групповая работа по тексту стихотворения («интонация как средство выражения авторской деи»); практическая работа ( выразительные средства языка; выявление жанровых особенностей стихотворения) по памятке выполнения задания и самопроверки; участие в коллективном диалоге; групповое и индивидуальное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование оценок.





А.С.Пушкин. «Дубровский». Картина жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова
Урок общеметодической направленности
Как научиться анализировать текст?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: проверка выполнения домашнего задания; выразительное чтение стихотворения с последующим письменным рецензированием выразительного чтения по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; групповая работа по тексту стихотворения («интонация как средство выражения авторской деи»); практическая работа ( выразительные средства языка; выявление жанровых особенностей стихотворения) по памятке выполнения задания и самопроверки; участие в коллективном диалоге; групповое и индивидуальное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование оценок.





Протест Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Роль эпизода в повести.
Р.Р.Урок общеметодической направленности
Как научится приемам устного иллюстрирования?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный – слабый составление плана эпизода с последующей взаимопроверкой, групповая практическая работа: подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции; самостоятельная работа-письменный ответ на поставленный вопрос при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задачи; коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Р.Р.Урок рефлексии
Как подготовиться к выполнению проекту?
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: фиксирования собственных затруднений в деятельности проектная работа в парах сильный – слабый Проект: иллюстрирование эпизодов по вести по теме урока) с последующей взаимопроверкой, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
К.Р. Урок развивающего контроля

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: групповое выполнение заданий с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения при консультативной помощи учителя; коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок





А.С.Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня крестьянка». Сюжет и герои повести.
Урок «открытия» нового знания
Как научиться определять особенности повествования?
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия: «повествователь», «цикл повестей», «композиция повести»); работа в парах сильный-слабый: иллюстрирование понятий «антитеза» примерами из повести; самостоятельная практическая абота: определение функции антитезы в сюжетно-композиционной организации повести; практическая работа «Подбор цитатных примеров для выражения разных форм авторской позиции»; самостоятельное составление тезисного плана для пересказа; групповая работа в парах сильный – слабый «Различение образов рассказчика и автора-повествователя»; коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

К.Р. Урок развивающего контроля
Как научиться производить самодиагностику результатов изученной темы?
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: групповое выполнение заданий с последующей самопроверкой по алгоритм у выполнения при консультативной помощи учителя; коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок








М.Ю.Лермонтов. (3+1)





М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски.
Урок «открытия» нового знания
Как научиться производить анализ поэтического текста?
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом «Биография и творческий путь поэта»), самостоятельная работа- устный рассказ о поэте; выразительное чтение стихотворений с последующим письменным рецензированием выразительного чтения (фонохристоматия) при консультативной помощи учителя; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова « Листок», «На севере диком»
Урок общеметодической направленности
Каковы особенности выражения темы одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом; работа в парах сильный-слабый: анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; составление словаря средств выразительности в стихотворениях поэта; самостоятельная работа – составление устного (письменного) ответа на проблемный вопрос с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания; индивидуальное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование оценок.





Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова « Утес», «Три пальмы»
Урок общеметодической направленности
Каковы особенности выражения темы одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом; работа в парах сильный-слабый: анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; составление словаря средств выразительности в стихотворениях поэта; самостоятельная работа – составление устного (письменного) ответа на проблемный вопрос с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания; индивидуальное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование оценок.





Р.р. Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова.
Урок развитя речи
Как правильно написать сочинение?
Составление плана написания сочинения. Написание сочинения по плану с использованием цитат из текстов.








И.С.Тургенев





И.С.Тургенев. «Записки охотника» и «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.
Р.Р.Урок общеметодической направленности
Каков литературный портрет И.С.Тургенева? Как научиться выразительно читать диалоговую речь?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексная проверка домашнего задания по памятке выполнения задания; самостоятельная работа с литературоведческим портфолио: устное рецензирование выразительного чтения отрывков из рассказа (фонохристоматия); участие в коллективном диалоге; работа в парах сильный – слабый по алгоритму выполнения задачи по теме «Характеристика героев рассказа», составление тезисного плана для пересказа (по вариантам); коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.
Урок общеметодической направленности
Какова роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: групповая работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме урока; составление устного (письменного) ответа на проблемный вопрос при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задачи; викторина по рассказу; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок








Ф.И.Тютчев.





Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике. «Неохотно и несмело».
Р.Р.Урок «открытия» нового знания
Как научиться составлять литературный портрет поэта? Как научиться анализировать поэтический текст?
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, понятий, способов действий: (изучение содержания параграфа учебника; лабораторная работа – анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей самопроверке; работа в парах сильный – слабый: проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Ф.И.Тютчев. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. Обучение анализу стихотворения.
Р.Р.Урок «открытия» нового знания
Как научиться анализировать поэтический текст?
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, понятий, способов действий: (изучение содержания параграфа учебника; лабораторная работа – анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей самопроверке; работа в парах сильный – слабый: проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок








А.А.Фет





А.А.Фет. Слово о поэте. Природа как воплощение прекрасного в стих. «Ель рукавом..» и «Учись у них».
Урок «открытия» нового знания
Каковы особенности пейзажной лирики?
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом по теме урока; выразительное чтение стихотворений с последующим рецензированием выразительного чтения (фонохристоматия); работа в парах сильный-слабый: ответ (письменно) на проблемный вопрос по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя; проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





А.А.Фет. «Еще майская ночь». Переплетение тем природы и любви.
Р.Р. Урок рефлексии
В чем особенность поэтической речи А.А.Фета?
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: фиксирования собственных затруднений в деятельности: индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом по литературоведческому портфолио; групповая лабораторная работа -анализ стихотворения (звуковой строй стихотворения), выразительное чтение стихотворений, самостоятельная работа с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения самопроверки -устное иллюстрирование; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.А.Фета и Ф.И.Тютчева.
Урок развитя речи
Как правильно написать сочинение?
Составление плана написания сочинения. Написание сочинения по плану с использованием цитат из текстов








Н.А.Некрасов





Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда.
Урок «открытия» нового знания
Как определить тему и проблему текста?
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: фиксирования собственных затруднений в деятельности (индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом), коллективная проверка выполнения домашнего задания по памятке работы над ошибками; практическаяработа в парах сильный-слабый – рецензирование выразительного чтения отрывков из стихотворения (фонохристоматия); групповое составление письменного ответа на проблемный вопрос по теме урока; анализ текста; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога». Роль пейзажа.
Урок общеметодической направленности
Каковы языковые и композиционные особенности стихотворения?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа над ошибками по памятке выполнения задания с использованием литературоведческого портфолио; составление письменного ответа на проблемный вопрос; работа в парах сильный – слабый – рецензирование выразительного чтения (фонохристоматия), коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Некрасова.
Урок общеметодической направленности

Работа с текстом. Ответы на вопросы по содержанию произведения. Выразительное чтение поэмы, устное иллюстрирование; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова. Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова.
К.Р. Урок развивающего контроля
Как научиться производить самодиагностику результатов изученной темы?
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: групповое выполнение заданий с последующей самопроверкой по алгоритм у выполнения при консультативной помощи учителя; коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок








Н.С.Лесков





Н.С.Лесков. Слово о писателе. Сказ «Левша». Талант и трудолюбие человека из народа. Бесправие народа.
Урок «открытия» нового знания
Как составить литературный портрет писателя? Каковы доказательства трудолюбия, талантливости, патриотизма народа в произведении Н.С.Лескова Каковы доказательства трудолюбия, талантливости, патриотизма народа в произведении Н.С.Лескова?
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятий, способов действий: развитие понятия о сказе; практическая работа – подбор цитатных примеров (аргументов) при составлении устного и письменного ответа на проблемный вопрос при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой;
работа в парах сильный – слабый : составление цитатного плана для пересказа с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания; коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Особенности языка. Едкая насмешка над царскими чиновниками (ирония) в сказе «Левша».
Р.Р. Урок общеметодической направленности
Каковы особенности языка Н.С.Лескова?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания (изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме «Особенности языка сказа» ; участие в коллективном диалоге; практическая работа: составление устной и письменной характеристики героев; составление тезисного плана для пересказа отрывков с последующим рецензированием пересказа;; коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок








А.П.Чехов





А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.
Урок рефлексии
Каковы особенности речи героев рассказа А.П.Чехова?
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: фиксирования собственных затруднений в деятельности (индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом), групповая практическая работа – поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «комическое»; участие в коллективном диалоге; работа в парах сильный-слабый : составление устной или письменной речевой характеристики героев рассказа при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задачи с последующей взаимопроверкой; проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Р.Р.Урок рефлексии
Как научится определять идейно-тематическое своеобразие текста?
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: фиксирования собственных затруднений в деятельности: индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, Конкурс на лучшее инсценирование рассказов; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок








Родная природа в стихотворениях русских поэтов





Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях Я.П.Полонского, Е.А.Баратынского, А.К.Толстого.
Урок рефлексии
Каков алгоритм проведения анализа поэтического текста?
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: фиксирования собственных затруднений в деятельности (индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом), выразительное чтение стихотворений с последующим рецензирование выразительного чтения (фонохристоматия) при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задачи; работа в парах сильный-слабый: письменный ответ на вопрос с последующей взаимопроверкой; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок








Из русской литературы ХХ века








А.П.Платонов





А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». Герои рассказа Платонова.
Р.Р. Урок общеметодической направленности
Каковы способы выражения авторской позиции в рассказе?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексная проверка домашнего задания по памятке выполнения работы над ошибками при консультативной помощи учителя; самостоятельная работа с литературоведческим портфолио: составление письменного ответа на проблемный вопрос при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; работа в парах сильный – слабый по алгоритму выполнения задачи -составление тезисного плана для пересказа эпизодов, конкурс выразительного чтения с последующим рецензированием, создание собственных иллюстраций к рассказам; коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок








А.С.Грин





А.С.Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев.
Урок общеметодической направленности
Каковы жанрово-композиционные особенности рассказа?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная работа с литературоведческим портфолио, заполнение таблицы «Жанрово-композиционные особенности феерии», работа в парах сильный – слабый по алгоритму выполнения задачи - составление тезисного плана для пересказа эпизодов; участие в коллективном диалоге; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок








М.М.Пришвин





М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.
Р.Р. Урок общеметодической направленности
Каковы композиционные особенности рассказа?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная работа с литературоведческим портфолио, работа в парах сильный – слабый по алгоритму выполнения задачи - составление тезисного плана для пересказа эпизодов; участие в коллективном диалоге; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца».
Урок общеметодической направленности
С помощью каких приемов автор изображает красоту природы?
Работа с текстом. Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». Участие в коллективном диалоге; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Особенности композиции и смысл названия сказки-были «Кладовая солнца».
Урок общеметодической направленности
Каковы композиционные особенности рассказа?
Работа с текстом. Анализ эпизодов. Подготовка к сочинению. Участие в коллективном диалоге; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Р.р. Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».
Р.Р.Урок рефлексии
Как правильно написать сочинение?
Составление плана написания сочинения. Написание сочинения по плану с использованием цитат из текстов. Участие в коллективном диалоге; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок








Произведения о Великой Отечественной войне





Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.М.Симонове «Ты помнишь, Алеша» Д.С.Сагайлове «Сороковые»
Р.Р.Урок рефлексии
Каков алгоритм проведения анализа стихотворного текста?
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: фиксирования собственных затруднений в деятельности: индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом – анализ поэтического текста по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя, групповая практическая работа – подбор цитат к теме «Роль антитезы в стихотворениях о войне»; индивидуальное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок








В.П.Астафьев





В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта Сибирской деревни в предвоенные годы.
Урок рефлексии
Как научиться анализировать прозаический текст?
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: фиксирования собственных затруднений в деятельности: проверка домашнего задания по памятке выполнения задания; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом – подбор цитат к теме «Изображение в рассказе жизни и быта сибирской деревни»; выразительное чтение отрывков с последующим рецензирование выразительного чтения (фонохристоматия); устные ответы на вопросы по алгоритму выполнения задания; участие в коллективном диалоге; индивидуальное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой». Образ главного героя.
Урок рефлексии
Как научиться анализировать прозаический текст?
Различные виды пересказов. Анализ эпизодов. Устные ответы на вопросы. участие в коллективном диалоге; индивидуальное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Юмор в рассказе «Конь с розовой гривой». Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев».
Урок «открытия» нового знания
Как научиться анализировать эпизод?
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом: анализ эпизода по выбору учащегося; групповая работа – выделение этапов развития сюжета; работа в парах сильный-слабый: характеристика героев рассказа и их нравственная оценка – при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; выразительное чтение отрывков с последующим рецензированием выразительного чтения по памятке выполнения задания; коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование оценок.








В.Г.Распутин





В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.
Урок общеметодической направленности
Как научиться производить анализ прозаического текста?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа над ошибками в контрольной работе по диагностической карте типичных ошибок по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; коллективная работа с литературоведческим портфолио: составление тезисного плана эпизодов для пересказа ; работа в группах сильный-слабый: составление плана речевых характеристик героев; самостоятельная работа- письменный ответ на проблемный вопрос; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Роль учительницы в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.
Урок общеметодической направленности
Как научиться выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: групповая практическая работа – анализ эпизода «Игра в замеряшки» ; работа в парах сильный-слабый : подбор цитат к теме «Трудности послевоенного времени в рассказе»; групповая работа- составление электронного иллюстрированного альбома «Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в стихах и рассказах русских писателей»; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Р.р. Классное сочинение «Главный герой рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».
Урок развития речи
Как правильно написать сочинение?
Составление плана сочинение. Написание сочинения по плану с цитированием








Н.М.Рубцов





Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Тема Родины в поэзии Рубцова. «Звезда полей», «В горнице».
Урок «открытия» нового знания
Как научиться анализировать стихотворный текст?
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятий, способов действий (изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме «Выразительны средства речи», «Алгоритм анализа текста»; групповая лабораторная работа по алгоритму анализа при консультативной помощи учителя; составление словаря «тихой» лирики Рубцова; участие в коллективном диалоге; самостоятельное составление устного (письменного) ответа на проблемный вопрос с последующей взаимопроверкой; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок








Ф.Искандер





Ф.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.
Урок «открытия» нового знания
Как научиться аргументировать свой ответ с использованием цитирования?
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятий, способов действий: групповая работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме «Аргументация с использованием цитирования», составление тезисного плана эпизодов для пересказа, выразительное чтение отрывков текста с последующим рецензированием выразительного чтения по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок








Родная природа в русской поэзии XX века





Родная природа в творчестве А.А.Блока и С.А.Есенина. Чувство любви к Родине и природе.
Урок «открытия» нового знания
Как научиться анализировать стихотворный текст?
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятий, способов действий: выразительное чтение стихотворения с последующим рецензированием по алгоритму выполнения задания; групповая лабораторная работа – анализ поэтического текста; работа в парах сильный – слабый по теме «Языковые средства выразительности» с последующей взаимопроверкой, коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





А.А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают». Анализ стихотворения.
Р.Р.Урок общеметодической направленности
Как научиться определять роль изобразительно-выразительных средств в стихотворении?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексная проверка домашнего задания по памятке выполнения задания; работа в парах сильный – слабый устные ответы на вопросы с использованием цитирования;; выразительное чтение стихотворений с последующим рецензирование выразительного чтения (фонохристоматия); групповая практическая работа –подбор цитат, иллюстрирующих средства создания поэтических образов; лабораторная работа «Подбор цитат, иллюстрирующих ритмико-метрические особенности стихотворения»; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Урок-концерт стихотворений. Родная природа в произведения русских поэтов ХХ века.
Урок-коныерт

Выразительное чтенипе стихотворений наизусть. Устное сообщение о поэтах. Конкурсы на лучшее чтение стихов о природе. Ответы на вопросы викторины.








Писатели улыбаются





В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Срезал», «Критики» Особенности шукшинских героев-чудаков.
Урок «открытия» нового знания
Каковы особенности характера героев В.М.Шукшина?
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия: «литературный герой», «характер», «приемы комического». Групповая работа- определение особенностей раскрытия писателем образа правдоискателя, праведника с использованием цитирования; самостоятельная работа – составление письменного и устного ответа на вопросы (по вариантам) с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование оценок.








Из литературы народов России





Любовь к малой родине в поэзии К.Кулиева и Г.Туккая.
Урок рефлексии
Как научиться уважать литературное наследие многонационального государства?
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: фиксирования собственных затруднений в деятельности: индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, материалом учебника; работа в парах – устные рассказы о поэтах по алгоритму выполнении задания; выразительное чтение стихотворений с последующим рецензирование (фонохристоматия); коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок








Из зарубежной литературы








Мифы народов мира





Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Понятие о мифе.
Урок «открытия» нового знания
Каковы жанрово-композиционные особенности мифа?
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия: «миф», «герой», «подвиг»); групповая работа- выразительное чтение отрывков с последующим рецензированием выразительного чтения (фонохристоматия); работа в парах сильный-слабый: различные виды пересказов по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование оценок





Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.
Урок общеметодической направленности

Работа со словарем литературоведческих терминов. Восприятие и выразительное чтение легенды об Арионе. Устные ответы на вопросы. Устное иллюстрирование.





Гомер. Слово о поэте. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Понятие о героическом эпосе.
Урок общеметодической направленности
Как научиться инсценированному чтению эпизодов героического эпоса
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексная проверка домашнего задания по памятке выполнения работы над ошибками; лабораторная работа в парах сильный – слабый по алгоритму выполнения задания по темам «Характеристика героя эпической поэмы», «Стихия Одиссея» (по вариантам); сообщение по темам «Одиссей – мудрый правитель», групповая работа – инсценированное чтение ключевых эпизодов поэмы; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок








Произведения зарубежных писателей





М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Образ главного героя и Санчо Пансы
Урок «открытия» нового знания
Как определить композиционные и жанровые особенности рыцарского романа
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятий, способов действий: коллективная проверка домашнего задания; работа в парах сильный – слабый: поиск цитатных примеров , иллюстрирующих понятия «роман». «рыцарский»; выразительное чтение с последующим рецензированием выразительного чтения (фонохристоматия); групповая работа – различные виды пересказов; сопоставительный анализ отрывков при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания; самостоятельная работа – устная или письменная характеристика героев с последующей взаимопроверкой материала, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.
Урок общеметодической направленности
Каковы жанрово-композиционные особенности баллады?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания : комплексная проверка домашнего задания по памятке выполнения; повторение (тест) с последующей взаимопроверкой, самостоятельная работа с литературоведческим портфолио: заполнение таблицы «Характеристика героев рыцарских романов», работа в парах сильный – слабый по алгоритму выполнения задачи – составление устного или письменного ответ на проблемный вопрос с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя; составление тезисного плана для пересказа с последующей самопроверкой, конкурс иллюстраций с комментарием (цитатами из текста романа); коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Гека и Тома.
Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Краткий рассказ о писателе. Характеристика героев. Коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Сходство и различие Тома и Гека. Юмор в произведении.
Урок общеметодической направленности
Как автор показывает юмор в произведении?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексная проверка домашнего задания Характеристика героев. Работа со словарем литературоведческих терминов.





А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.
Урок «открытия» нового знания
Каковы особенности философской сказки?
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятий, способов действий: изучение содержания параграфа учебника ; лабораторная работа по теме «Композиционные, жанровые признаки философской сказки» при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой; работа в парах сильный – слабый : выразительное чтение (инсценированное чтение) с последующим рецензированием (фонохристомстия), коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Маленький принц, его друзья и враги. Вечные истины в сказке.
Урок рефлексии
Как научиться анализировать прозаический текст?
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: фиксирования собственных затруднений в деятельности: индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, работа в парах сильный-слабый: выразительное чтение отрывков с последующим рецензированием выразительного чтения; самостоятельная работа – составление устного и письменного аргументированного ответа на вопрос с использованием цитирования; работа в парах – анализ текста по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя;
коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок





Р.р. Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»
Р/р.

Выполнение тестов. Письменный ответ на проблемный вопрос. Составление плана собственного высказывания. Подбор цитат и и аргументация их целесообразности для доказательства собственных мыслей.





Урок-путешествие по стране Литературии 6 класса. Задания для летнего чтения.
Урок рефлексии

Подведение итогов за учебный год.





















Список используемой литературы
Основной
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. от 27.12.2009 №374-Ф3, вступившей в силу 29.01.2010).
3. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
4. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
9. Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
10. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
11. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
12. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
14. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
15. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.

Дополнительный
1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2007. №7.
2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества // Вопросы образования. 2008. №1.
3. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010.
4. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
5. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2007.
6. Журналы «Стандарты и мониторинг образования», 2011–2012.
7. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
8. Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2008.
9. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru
12. Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13. Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
14. Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: [Электронный документ]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15. Сайт Министерства образования и науки РФ: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru.
16. Сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.informika.ru.
17. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. М.: Кнорус, 2011.




























"СОГЛАСОВАНО"
«РАССМОТРЕНО»

Зам.директора по УВР
на заседании ШМО учителей

___________Борисова Л.А.
русского языка и литературы

"_____"____________2014 г.
протокол № ______


"_____"_________2014 г.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 2‡ђ Заголовок 3‡ђ Заголовок 615