Исследовательский проект Влияние комнатных растений на воздушную среду школьных помещений


-651510-367665МОУ СОФЬИНСКАЯ СОШ


Авторы: Муравская Маргарита,
ученица 10 класса
Брязкало Ольга,
ученица 10 класса
Руководитель: Лебедева Л.Л.,
учитель биологии
2010 – 2011 гг.
00МОУ СОФЬИНСКАЯ СОШ


Авторы: Муравская Маргарита,
ученица 10 класса
Брязкало Ольга,
ученица 10 класса
Руководитель: Лебедева Л.Л.,
учитель биологии
2010 – 2011 гг.

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение.1). Санитарная и гигиеническая функции комнатных растений;
2). Актуальность проблемы;
3). Цель, задачи, гипотеза исследования;
4). Объекты и методы исследования.
II. Основная часть.
Исследование санитарно-гигиенического состояния школьных помещений:
1. а) определение запыленности воздуха школьных помещений;
б) оценка полученных данных;
2. а) определение относительной влажности школьных помещений;
б) оценка полученных данных;
в) определение и оценка класса условий труда по показателям
относительной влажности школьных помещений.
3. Определение комнатных растений в исследуемых помещениях школы:
а) определение комнатных растений с фитонцидными свойствами;
б) определение комнатных растений – очистителей воздуха;
в) определение комнатных растений, влияющих на влажность воздуха;
г) Определение других комнатных растений, используемых для озеленения школьных помещений;
д) оценка полученных данных.
III. Заключение.
1) Выводы по результатам проведенных исследований.
2) Предложения по улучшению воздушной среды школьных помещений.

IV. Литература.
V. Приложения. «Чтобы себя и мир спасти,
нам нужно, не теряя годы,
забыть все культы и ввести
непогрешимый культ Природы».
В. Федоров
1). Санитарная и гигиеническая функции комнатных растений.
Жизнь человека неразрывно связана с природой, а, следовательно, и с жизнью растений. У разных народов в зависимости от их общественных и культурно-исторических условий существования отношения к растениям имело свое выражение, отражая нравы, обычаи и традиции различных эпох и формаций. Обычай украшать жилище растениями возник, по-видимому, в странах с резко выраженной сменой времен года как попытка задержать дома кусочек живой природы на весь год.
По мере открытия новых земель и роста культурных и торговых связей между народами в Европе быстро росло число привозных экзотических растений. Для них строили специальные помещения – теплицы, названные позднее оранжереями. Многолетняя практика садоводства позволила отобрать из тепличных коллекций растения, наиболее устойчивые к микроклимату жилых помещений. Постепенно сформировались и правила содержания растений в закрытых помещениях.
В понятие «комнатные растения» входят все виды и сорта, которые человеку удалось отобрать и вывести за века, приспосабливая их к жизни в совершенно новых условиях.
Современные жители мегаполисов, уставшие от бешеного ритма цивилизации, все чаще обращают свой взор к естественной красоте. Быт современного человека – мебель, интерьеры квартир, служебных и учебных помещений – резко изменился. Однако и сейчас редко встретишь квартиру или учебный кабинет, в котором нет хотя бы одного растения. Зачем же нужны растения дома и в школе? Только ли для украшения.
Нередко бывает так, что несколько цветочных горшков в учебном кабинете служат единственным звеном, поддерживающим связь детей с природой. Нам часто кажется, что загрязнения окружающей среды подкарауливают нас лишь на улице, и поэтому на экологию школьных помещений, где мы проводим от 6 - 8-ми и более часов в сутки мы обращаем мало внимания. В условиях постоянного роста городов и промышленных центров, когда ребенок в течение многих часов находится в окружении из стекла, железобетона, синтетических материалов и вредных химических веществ, загрязняющих окружающую среду, роль живых растений в интерьере школьных помещений особенно важна.
Но школьные помещения – не только укрытие от неблагоприятных условий окружающей среды, но и мощный фактор, воздействующий на ребенка и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. Растения создают иллюзию контактов с природой; красотой форм, приятным запахом и спокойной зеленой окраской благотворно влияют на центральную нервную систему, помогая справиться с плохим настроением или стрессовым состоянием.
Но наиболее важны санитарная и гигиеническая функции растений. Доказано1, что растения поглощают пыль, очищают воздух помещений от углекислоты, где её почти в 20 раз больше, чем на улице, способствует увлажнению и ионизации воздуха, снижая его температуру, но что особенно ценно – подавляют и уничтожают многие вредоносные микроорганизмы благодаря выделению особых летучих веществ – фитонцидов.
Фитонциды – это продуцируемые растениями бактерицидные, фунгицидные, протистоцидные вещества, являющиеся одним из факторов естественного иммунитета
__________________________________________________
1См.: Н. Н. Капранова. Комнатные растения в интерьере. М.: Изд-во МГУ, 1989, с. 6.
растений. Фитонциды повышают бактерицидную энергию воздуха. Механизм этого явления связан с трансформацией молекул озона в электронно возбужденные молекулы кислорода – озониды, способные разрушать структуры ДНК патогенных микроорганизмов. Бактерицидные свойства воздуха, содержащего фитонциды, обуславливают также свежесть воздуха. А свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания. Воздух может быть чистым, но не свежим. Например, при кондиционировании воздуха за счет уменьшения содержания озона и трансформации ионов резко снижается его бактерицидная энергия.
Следовательно, чтобы улучшить здоровье и работоспособность человека нужно в условиях закрытых помещений выращивать определенные комнатные растения.
Но подобрать комнатные растения таким образом, чтобы обеспечить максимальный эстетический и санитарно-гигиенический эффект, учитывая при этом потребности самого растения – особое искусство. И называется оно – фитодизайн.
Академик А.М. Гроздзинский предложил называть фитодизайном введение растений в эргономические системы (замкнутые комплексы: человек – машина – среда) и рассматривать эту деятельность как часть общего дизайна, выполняющую эстетическую, санитарную, экологическую и другие функции1.
Поэтому, чтобы правильно провести озеленение, нужно правильно подобрать оптимальный видовой состав комнатных растений для определенной категории микроклимата и обеспечить квалифицированный уход за растениями.
2) Актуальность проблемы
В 2006-2007 гг. в нашей школе обучалось 261 учащихся (приложение № 1), из них первую группу здоровья (здоровые) имели 151 ученик (58 %), в 2007-2008 гг. - 137 детей (51 %) были здоровы из 268 учеников. В 2008-2009 учебном году из 244 учеников первую группу здоровья имели 103 ученика (42 %), в 2009-2010 - 91 ученик (37 %) имел
первую группу здоровья из 247 учеников школы, а в 2010 – 2011 учебном году – 84 ученика (35 %) имеют первую группу здоровья из 248 учеников школы.
Следовательно, число здоровых детей в нашей школе с 2006 по 2010 гг. уменьшилось с 58 % до 35 %.
Условия, в которых совершается учебный процесс или трудовая деятельность обучающихся являются той средой, в которой вынуждены находиться дети и подростки в возрасте от 6 (7) лет до 17 (18) лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое созревание. В тоже время школьному возрасту свойственна большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, которые могут возникать во время учебного процесса или трудовой деятельности (приложение № 2).
Воздушный режим – один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей и подростков. В результате длительного пребывания детей в закрытых помещениях воздух загрязняется (антроповыбросы, химические вещества); повышается его бактериологическая обсемененность; увеличиваются число положительно заряженных ионов, угнетающих нервную систему,
повышается температура и влажность.
Поэтому создание оптимальных условий обучения и труда, которые способствуют благоприятному процесс росту и развитию детского организма, а также расширение его адаптационных возможностей и снижение заболеваемости на данный момент очень актуальны. Именно этим целям и призван послужить проект.
Исследование влияния, комнатных растений, размещенных в школьных помещениях, с экологической точки зрения поможет, решению проблемы создания здоровой воздушной среды обучения для детей в нашей школе.
__________________________________________________
1См.: Н. Н. Капранова. Комнатные растения в интерьере. М.: Изд-во МГУ, 1989, с. 8.
3). В связи с этим была определена цель работы:
изучить и выявить зависимость качества воздушной среды школьных помещений от санитарной и гигиенической функции размещенных в них комнатных растений.
В работе были поставлены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
2) исследовать и проанализировать состояние воздуха в школьных помещениях;
3) выявить растения в школьных помещениях с санитарно-гигиеническими функциями;
4) установить влияние комнатных растений с санитарно-гигиеническими функциями на качество воздуха в школьных помещений;
5) разработать по результатам исследования предложения для улучшения качества воздушной среды школьных помещений.
Гипотеза
Если число здоровых детей в нашей школе с 2006 по 2010 гг. уменьшилось с 58 % до
37 % , то можно предположить, что в школьных помещениях комнатные растения размещены без учета их санитарно-гигиенических функций. И качество воздуха в них не будет являться оптимальным, что может быть причиной снижения уровня здоровья обучающихся.

4). Объекты и методы исследования.
Объектом данного исследования являются комнатные растения в школьных помещениях.
Проект был выполнен на базе МОУ Софьинской сош, где были исследованы:
учебные кабинеты: информатики, русского языка, литературы, химии, биологии, физики, английского языка №1 и № 2, истории, математики № 1 и № 2, ОБЖ, начальной школы; коридоры и рекреации;
библиотека.
При работе над проектом были использованы следующие методики:
1)Инструментальные методы исследования воздушной среды:
измерение относительной влажности воздуха1
2) Методы санитарного обследования:
установление соответствия состояния относительной влажности воздуха школьных помещений принятым нормам2установление путей устранения обнаруженных недостатков
3) Визуальный метод (с использованием лупы):
определение запыленности воздуха в школьных помещениях3
исследование комнатных растений с определенными санитарно-гигиеническими функциями4.
______________________________________________________________________
1См.: Н.В. Анисимова, Е.А. Каралашвили. Гигиеническая оценка условий обучения школьников. М.: ТЦ Сфера, 2002, с. 10 - 12.
2См.: СанПиН 2.4.2.1178-02. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 28.11.02 № 44.
3См.: О.Е. Аверчикова. Биология. Элективные курсы 9-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2007, с. 118.
4См.: Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова. Экология человека. Практикум. М.: ВЛАДОС, 2005, с. 13 - 17.
II. 1. а) Определение запыленности воздуха школьных помещений
Воздух внутри помещений практически всегда1 более пыльный, чем на улице. Ведь при проветривании школьных помещений, когда потоки уличного воздуха входят через форточку и выходят через вентиляционные решетки (или через другую форточку), скорость и направление воздушного потока постоянно меняются. При этом пыль выпадает в осадок, а на улицу выходит очищенный в помещении воздух. Специалисты измерили, что за сутки мы вдыхаем вместе с воздухом в среднем около двух столовых ложек пыли! И чем мельче пыль, тем глубже она проникает в наши легкие. Частицы пыли повреждают стенки альвеол, нарушая первый иммунный барьер и открывая путь инфекциям и аллергенам. Осевшие на частичках пыли микроорганизмы могут долгое время находиться в воздухе, не теряя своей жизнеспособности.
В каждом исследуемом школьном помещении было взято 3 пробы перед первыми уроками с помощью липкой прозрачной ленты, которой накрывали лицевую сторону листьев комнатных растений: проба А – в начале помещения; проба Б – по середине помещения; проба В – в конце помещения. После выполнения работы липкую ленту снимали с листьев и наклеивали на лист белой бумаги с обозначением места взятия пробы. Оценку степени запыленности сделали по 5-балльной шкале2 (приложение № 3). Результаты работы занесли в таблицу № 1.
ТАБЛИЦА № 1
Помещение
школы Оценка, баллы Степень
запыленности
Проба АПроба БПроба ВКабинет информатики 2 3 3 Средняя
Кабинет русского языка 2 2 2 Малая
Кабинет литературы 3 2 3 Средняя
Кабинет химии 3 3 3 Средняя
Кабинет биологии 3 2 3 Средняя
Кабинет англ. языка № 1 3 2 3 Средняя
Кабинет англ. языка № 2 1 2 2 Малая
Кабинет истории 3 2 3 Средняя
Кабинет математики № 1 2 1 2 Малая
Кабинет математики № 2 3 3 3 Средняя
Кабинет географии 2 2 1 Малая
Кабинет ОБЖ 2 3 3 Средняя
Кабинет физики 1 2 1 Незначительная
Кабинет 1 класса 2 3 3 Средняя
Кабинет 2 класса 3 3 3 Средняя
Кабинет 3 класса 1 1 2 Незначительная
Кабинет 4 класса 1 2 2 Малая
Библиотека 2 3 3 Средняя
Рекреация II этажа (зимний сад) 3 4 4 Высокая
Коридор I этажа (начальная школа) 4 - 4 Высокая
Коридор I этажа (столовая) 3 4 4 Высокая
______________________________________
1См.: М.В. Высоцкая. Проектная деятельность учащихся. Биология. Экология. 10 - 11 классы. Волгоград: Учитель, 2008, с.124.
2См.: О.Е. Аверчикова. Биология. Элективные курсы 9-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2007, с. 118.
Б) Оценка полученных данных
Малая и незначительная степень запыленности присутствовала в следующих школьных помещениях: кабинеты физики, русского языка, английского языка № 2, математики № 1, географии, в кабинетах 3 и 4 классов.
Повышенная степень запыленности была обнаружена в следующих школьных помещениях: кабинетах информатики, литературы, химии, биологии, английского языка № 1, истории, математики № 2, ОБЖ; в кабинетах 2 и 1 классов; библиотеке.
Высокая степень запыленности была обнаружена в следующих школьных помещениях: коридоре I этажа (начальной школы), коридоре I этажа (столовая) и рекреации II этажа (зимний сад).
Следовательно, хорошее качество воздуха имеют лишь 34 % помещений из числа исследуемых; среднее качество воздуха – 52 % помещений; плохое качество воздуха –
14 % помещений из числа исследуемых.
2. а) Определение относительной влажности воздуха
Влажность воздуха оказывает значительное влияние на терморегуляцию организма человека. Высокая относительная влажность (отношение содержания водяных паров в 1 м3 воздуха к их максимально возможному содержанию в этом же объеме) при высокой температуре воздуха способствует перегреванию организма, при низкой же температуре она усиливает теплоотдачу с поверхности кожи, что ведет к переохлаждению организма. Низкая влажность вызывает пересыхание слизистых оболочек дыхательных путей учащихся.
Влажность воздуха школьных помещений определили с помощью психрометра Августа, который имеет два термометра: «сухой» и «влажный». Конец одного из термометров находится в воздухе, а конец второго обвязан кусочком марли, погруженным в воду. Испарение воды с поверхности влажного термометра приводит к понижению его температуры. Второй же, сухой термометр, показывает обычную температуру воздуха. Измеренные психрометром значения температур перевели по таблице (приложение № 4), прилагаемой к прибору, в значение относительной влажности воздуха и определили, субъективные ощущения человека от параметров влажности воздуха (приложение № 5).
Результаты работы занесли в таблицу № 2.
ТАБЛИЦА № 2
Помещение
школы T воздуха
помещения 0С Относительная
влажность
воздуха, % Субъективное ощущение
Кабинет информатики 21,5 55 Наиболее приятное состояние
Кабинет русского языка 21 50 Наиболее приятное состояние
Кабинет литературы 20 52 Хорошее, спокойное состояние
Кабинет химии 21,6 51 Наиболее приятное состояние
Кабинет биологии 21,8 59 Наиболее приятное состояние
Кабинет
английского языка № 1
20,7 55 Хорошее, спокойное состояние
Кабинет английского языка
№ 2 21 48 Наиболее приятное состояние
Кабинет истории 21,2 51 Наиболее приятное состояние
Кабинет математики № 1 21,5 50 Наиболее приятное состояние
Кабинет математики № 2 19,5 55 Хорошее, спокойное состояние
Кабинет географии 20 59 Хорошее, спокойное состояние
Кабинет ОБЖ 18,9 54 Хорошее, спокойное состояние
Кабинет физики 21,1 58 Наиболее приятное состояние
Кабинет 1 класса 21,1 58 Наиболее приятное состояние
Кабинет 2 класса 20,6 60 Хорошее, спокойное состояние
Кабинет 3 класса 21,1 48 Наиболее приятное состояние
Кабинет 4 класса 20,3 57 Хорошее, спокойное состояние
Библиотека 19,2 55 Хорошее, спокойное состояние
Рекреация II этажа (зимний сад) 17,4 60 Хорошее, спокойное состояние
Коридор I этажа (начальной школы) 21,6 57 Наиболее приятное состояние
Коридор I этажа (столовая) 21,5 58 Наиболее приятное состояние
2. б) Оценка полученных данных
Оценка относительной влажности воздуха в школьных помещениях оценивалась на основе СанПиНа 2.4.2.1178 – 02 (п. 2.5.8.)1.
Оптимальные параметры относительной влажности воздуха – 35 – 50 %.
Допустимые пределы относительной влажности воздуха – 25 – 60 %.
Следовательно, оптимальные параметры относительной влажности воздуха имеют следующие помещения школы:
кабинет русского языка; кабинет английского языка № 2; кабинет математики № 1; кабинет 3 класса;
допустимые параметры:
кабинет информатики, кабинет литературы; кабинет химии; кабинет биологии; кабинет английского языка № 1; кабинет истории; кабинет математики № 2; кабинет географии; кабинет ОБЖ; кабинет физики, кабинеты 1 и 2 классов; кабинет 4 класса; библиотека; коридоры I и II этажей.
в) Определение и оценка класса условий труда по полученным показателя применено с целью оценки состояния условий обучающихся на соответствие действующим санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.
______________________________________
1См.: СанПиН 2.4.2.1178-02. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 28.11.02 № 44.
Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (приложение № 6).
Если измеренные параметры соответствуют требованиям СанПиН, то условия, труда и учебы по показателям микроклимата характеризуются как оптимальные (1 класс) или допустимые (2 класс). Оптимальные микроклиматические условия установлены по критериям оптимального и функционального состояния человека.
Опередили класс условий труда в школьных помещениях по полученным показателям относительной влажности воздуха (приложение № 7).
Следовательно, 1-й класс условий труда по показателям относительной влажности воздуха имеют 4 школьных помещений (19 %), а 2-й класс имеют 17 школьных помещений (81 %).
3. Определение комнатных растений в исследуемых помещениях школы.
А. Определение растений с фитонцидными свойствами.
Советский ученый Б.П. Токин установил, что растения синтезируют биологически активные вещества, обладающие антибактериальной и антигрибной активностью
(бактерицидными и фунгицидным действием). Эти вещества были названы им фитонцидами (от греческого слова «фитон» - «растение» и латинского «цедо» - «убиваю»). В наши дни фитонциды широко применяются в медицине, ветеринарии, при хранении плодов и овощей, в пищевой промышленности и в фитодизайне.
Изучив материал о комнатных растениях, которые синтезируют фитонциды (очистителях воздуха и влияющих на влажность воздуха)1 была составлена их экологическая характеристика.
Экологическая характеристика растений фитонцидов:
летучие выделения этих растений обладают обеззараживающим и повышающим защитные силы организма человека действием, подавляют рост и развитие микрофлоры в закрытых помещениях;
обогащают среду органическими и минеральными веществами;
увеличивают количество отрицательных ионов воздуха, что способствует его очищению (состав воздуха под воздействием фитонцидов приближается к лесному);
в помещении, где находятся эти растения, резко сокращается количество вредных насекомых.
В исследуемых школьных помещениях определили растения, которые синтезируют фитонциды:
алоэ (№ 1), гипоэстес (№ 2), диффенбахия (№ 3), мирт (№ 4), фиалка Узамбарская (№ 5), эуфорбия (№ 6), агава (№ 7), циссус (№ 8).
Результаты работы занесли в таблицу № 4.
___________________________________________
1См.: А.Д. Джахангиров. В.П. Кузьмищев. Энциклопедический словарь юного земледельца. М.: Педагогика, 1983, с.329.
Н. Н. Капранова. Комнатные растения в интерьере. М.: Изд-во МГУ, 1989, с. 3 – 6.
М.С. Гиляров. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
Ю. Фомина, В. Молодов. Фитодизайн. Энциклопедия комнатных растений. М.: Ниола
21-й век, 2004.
Я. Гельмут. Комнатные растения (декоративные растения в доме). М.: ООО Астрель, 2001.
В. В. Чуб, К.Д. Лезина. Комнатные растения. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.
ТАБЛИЦА № 4
Помещение
школы Номер растения с фитонцидными свойствами
№1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8
Количество комнатных растений
Кабинет информатики - - - - - - - -
Кабинет русского языка 1 - 2 - - - - 1
Кабинет литературы - - - - 2 - - -
Кабинет химии - - - - - - - -
Кабинет биологии - 1 1 - - - 1 -
Кабинет англ.
языка № 1 - - 1 - 2 - - -
Кабинет истории 1 - - - 2 - - 1
Кабинет англ.
языка № 2 - - 2 1 2 1 - -
Кабинет математики № 1 2 1 - - 4 - 1 -
Кабинет математики № 2 - 1 1 - - - - -
Кабинет географии 1 - 2 - 6 - - -
Кабинет ОБЖ - 1 1 - - - - -
Кабинет физики 2 - 2 - 1 - - 1
Кабинет 1 класса 1 - 1 - - - - -
Кабинет 2 класса 1 - 1 - - - - -
Кабинет 3 класса - 1 2 - 5 1 - -
Кабинет 4 класса 2 - 3 2 - 1 - -
Библиотека - 1 1 - - - - -
Рекреация II этажа (зимний сад) - 1 3 - - 1 2 1
Коридор I этажа (начальная школа) - - - - 3 - - 2
Коридор I этажа (столовая) 1 - - - - - 1 -
Б. Определение комнатных растений – очистителей воздуха.
Одна из причин плохого микроклимата в помещениях – современные строительные материалы, загрязняющие воздух формальдегидом, ксилолом, толуолом, бензолом, хлороформом, аммиаком и ацетоном, что может привести к ослаблению организма школьника и даже болезням. Многие комнатные растения могут отфильтровывать или преобразовывать ядовитые вещества, очищая воздух помещения.
Изучив материал о комнатных растениях, которые очищают воздух была составлена их экологическая характеристика.
Экологическая характеристика растений - очистителей воздуха:
вещества, которые выделяют клетки этих растений, являются биологически активными и улучшают воздушную среду обитания, что положительно сказывается на организме человека;
очищая воздух в помещениях, эти растения способствуют повышению работоспособности, преодолению стрессов;
служат фильтром вредных веществ, действуя как «зеленая печень»;
обогащают помещения кислородом, озоном, аэроионами сокращают численность патогенных микроорганизмов, вредной микрофлоры и бактерий;
фитосанитарная функция этих растений заключается в обезвреживании физического, биологического и химического загрязнения воздуха.
В исследуемых школьных помещениях определили растения, которые способствуют очищению воздуха:
каланхоэ (№ 1), пеларгония (№ 2), плющ (№ 3), традесканция (№ 4), фикус - каучуконосный и фикус Бенджамина (№ 5), филодендрон (№ 6), хлорофитум
(№ 7), шлюмбергера-«декабрист» (№ 8).
Результаты работы занесли в таблицу № 5.
ТАБЛИЦА № 5
Помещение
школы Номер растений – очистителей воздуха
№1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8
количество комнатных растений
Кабинет информатики 1 - 1 - - - - -
Кабинет русского языка - 2 2 - 3 1 - 2
Кабинет литературы - - - 2 - - - 1
Кабинет химии - 1 - 1 - - 1 -
Кабинет биологии - - - - 1 1 1 -
Кабинет англ.
языка № 1 - - - - - 2 - -
Кабинет английского
языка № 2 2 - 2 2 - - - 1
Кабинет истории - 1 - - - 1 - 1
Кабинет математики № 1 1 2 1 2 - - 2 -
Кабинет математики № 2 - - - 2 - - - -
Кабинет ОБЖ - 2 - - - - - 1
Кабинет физики - 1 - 3 - - 2 1
Кабинет географии 2 - 3 - 1 - 2 -
Кабинет 1 класса - 2 - - - - 1 -
Кабинет 2 класса 1 - - - - 2 - -
Кабинет 3 класса - 2 - 3 - 2 2 1
Кабинет 4 класса 1 3 2 1 - - 2 -
Библиотека - - 2 - - - 1 -
Рекреация II этажа (зимний сад) - 5 4 - - 2 3 -
Коридор I этажа (начальная школа) - 2 - 2 - 1 - 1
Коридор I этажа (столовая) 2 - - - - - - 1
В) Определение комнатных растений, влияющих на влажность воздуха.
Поддерживать оптимальную влажность воздуха (около 50 %) можно с помощью комнатных растений. Около 80 % поливной воды комнатные растения возвращают в окружающее их пространство, при этом очищая и обогащая её. Влажный воздух содержит намного меньше пыли, так как в сухом (влажность ниже 35 %) пыль дольше находиться во взвешенном состоянии, во влажном, напротив, - до 40 – 50 % пыли быстро оседает. В исследуемых школьных помещениях определили растения, которые, оказывают влияние на влажность воздуха:
повышают влажность воздуха в помещениях: гипоэстес (№ 1), диффенбахия (№ 2), плющ (№ 3), традесканция (№4), хлорофитум (№ 5) , циссус (№ 6), шлюмбергера-«декабрист» (№ 7);
понижают влажность воздуха в помещениях: пеларгония (№ 8).
Результаты работы занесли в таблицу № 6.
ТАБЛИЦА № 6
Помещение
школы Номер растений, влияющих на влажность воздуха
№1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8
Количество комнатных растений
Кабинет информатики - - - - - - - 1
Кабинет русского языка - 2 2 - 1 - 3 -
Кабинет литературы - - - 2 - - 1 -
Кабинет химии - - - 1 1 - - 1
Кабинет биологии 1 1 - - 1 - - -
Кабинет англ.
языка № 1 - 1 - - - 2 - -
Кабинет английского
языка № 2 - 2 2 - - - 1 -
Кабинет истории - - - - - 1 1 1
Кабинет математики № 1 1 - 1 2 2 - - 2
Кабинет математики № 2 1 1 - 2 - - - -
Кабинет ОБЖ 1 1 - - - - 1 2
Кабинет физики - 2 - 3 2 1 1 1
Кабинет географии - 2 3 - 2 - - -
Кабинет 1 класса - 1 - - 1 - - 2
Кабинет 2 класса - 1 - - - - - -
Кабинет 3 класса 1 2 - - 2 - 1 2
Кабинет 4 класса - 3 2 1 2 - - 3
Библиотека 1 1 2 - 1 - - -
Рекреация II этажа (зимний сад) 1 3 4 - 3 1 - 5
Коридор I этажа (начальная школа) - - - 2 - 2 1 5
Коридор I этажа (столовая) - - - - - - - -
Г) Определение других комнатных растений, используемых для озеленения школьных помещений.
В исследуемых школьных помещениях определили растения, которые также оказывают влияние на качество воздуха:
газоустойчивые, которые поглощают многие химические соединения, выделяемые из пластика, ДСП и синтетических волокон – эхмея, аспарагус, антуриум, кливия, цикламен, циперус, сциндапсус, гузмания, гемантус, плющ обыкновенный, маранта, сансевиерия, спатифиллум;
растения с ярко выраженными антимикробными, антисептическими и бактерицидными свойствами – бегония, драцена, гипеаструм, хойя, монстера, герань, сансевиерия, спатифиллум;
растения, ионизирующие воздух – толстянка, сциндапсус, гибискус, эхеверия, сингониум, папоротник;
благотворно влияющие на центральную нервную систему, помогающие справиться человеку с плохим настроением или стрессовым состоянием – бегония, эуфорбия, монстера, маранта, герань.
Такие комнатные растения, как сциндапсус, маранта, сансевиерия, спатифиллум, бегония, монстера, герань и эуфорбия сразу выполняют несколько санитарных функций.
Результаты работы занесли в таблицу № 7.
ТАБЛИЦА № 7
Название растения Полезные свойства Помещения
Эхмея(Aechmea) Снижает содержание формальдегида и других вредных летучих химических соединений в воздухе помещения на 6.8% 2 класс- (1 шт.)
Аспарагус (Asparagus) Поглощает тяжелые металлы Биология - (1 шт.),
ОБЖ - (1 шт.)
Антуриум (Anthurium) Увлажняет и очищает воздух от вредных химических веществ. Улучшает водно-газовый обмен в закрытых помещениях 3 класс - (1 шт.),
4 класс - (1шт.),
история - (1 шт.)
Бегония
(Begonia)
Растение способно уничтожать до 80 % микробных клеток в воздухе (стафилоккоки, споры грибов и др.). Цветы бегонии поднимают настроение и жизненный тонус Математика - (1 шт.), информатика - (1 шт.),
3 класс - (1шт.),
физика -(6 шт.),
русский язык - (2 шт.), история - (1 шт.),
зимний сад - (2 шт.)
Толстянка (Crassula) Ионизирует воздух 3 класс - (1 шт.),
2 класс - (1 шт.),
история - (1 шт.)
Кливия (Clivia) Очищает воздух от вредных химических веществ в помещении Математика - (3 шт.)
Цикламен (Cyclamen) Очищает воздух от вредных химических веществ 3 класс - (1 шт.)
Циперус (Cyperus) Очищает воздух от вредных химических веществ 3 класс - (1 шт.),
4 класс - (1 шт.)
Драцена (Dracaena)
Уничтожают половину всех имеющихся микробов. Перерабатывает аммиак, формальдегид, ксилол, толуол и др. 3 класс - (2 шт.),
4 класс - (1 шт.),
история - (1 шт.),
зимний сад - (1 шт.)
Сциндапсус (Scindapsus) Ионизирует воздух. Очищает воздух от одноокиси углерода, бензола и толуола ОБЖ - (1 шт.),
география - (1 шт.), зимний сад - (1 шт.)
Гибискус, китайская роза (Hibiscus) Ионизирует воздух Математика - (1 шт.),
ОБЖ - (1 шт.),
русский язык - (1 шт.), химия - (1 шт.),
зимний сад - (2 шт.)
Эхеверия (Echeveria) Ионизирует воздух ОБЖ(1шт)
Эуфорбия (Euphorbia) Воздействует на нервную систему ЛФОВ, способствует седативному эффекту Математика(3шт), биология(2шт), информатика(2шт), 3 класс(1шт), 4 класс(1шт), ОБЖ(3шт), физика(3шт), русский язык(4шт), химия(3шт), зимний сад(6шт)
Гузмания (Guzmania) Очищает воздух от вредных химических веществ, сокращает количество пылевых частиц 2 класс - (1 шт.)
Гемантус (Haemanthus) Очищает воздух от вредных химических веществ в помещении Математика - (1 шт.),
4 класс - (1 шт.)
Плющ обыкновенный
(Hedera helix L.) Уменьшает содержание в воздухе бензола на 80%
Биология - (1 шт.), столовая - (1 шт.),
зимний сад - (1 шт.)
Гипеаструм (Нippeastrum) Ярко выраженное бактерицидное свойство 2 класс - (1 шт.),
русский язык - (1шт.)
Хойя (Hoya R.) Поглощает пыль, уничтожает вредные микроорганизмы Математика - (1шт.), русский язык - (1 шт.), география - (1 шт.), зимний сад - (1 шт.)
Маранта (Maranta) Очищает воздух от вредных веществ, а также поглощает из него все негативные эмоции Математика - (1 шт.)
Монстера (Monstera) Обладает антисептическими свойствами. Устраняет головную боль, нарушение сердечного ритма, благоприятно действует на людей с нарушениями нервной системы Биология - (4 шт.),
2 класс - (1 шт.),
3 класс- (1 шт.),
ОБЖ - (2 шт.),
русский язык - (2 шт.), химия - (1 шт.),
география - (1 шт.), зимний сад - (2 шт.)
Герань (Pelargonium) Способствует успокоению нервной системы, улучшает сон, снижает действие стрессов. В присутствии герани количество колоний простейших микроорганизмов снижается приблизительно на  50 % 3 класс - (3 шт.),
ОБЖ - (4 шт.),
Физика - (1 шт.),
История - (1 шт.)
Сансевиерия (Sansevieria)
Нейтрализует вредные вещества выделяемые из пластика, ДСП и синтетических волокон. Снижает содержание вредных микробов в воздухе Математика - (1 шт.), биология - (3 шт.),
3 класс - (2 шт.),
4 класс - (1 шт.),
ОБЖ - (2 шт.),
Физика - (3 шт.),
русский язык - (1 шт.), химия - (2 шт.),
зимний сад - (3 шт.)
Шефлера (Schefflera) Снижает содержание формальдегидов, бензола и толуола в воздухе на 8-10%. Задерживают на поверхности листьев частички пыли, очищая воздух в помещении Математика - (1 шт.), биология - (1 шт.)
Спатифиллум (Spathiphyllum) Поглощает из воздуха формальдегид, угарный газ, бензол, этилбензол, толуол, ксилол, трихлорэтилен. Значительно снижает колонии микроорганизмов в воздухе. Особенно активен в отношении плесневых грибов Математика - (2 шт.),
2 класс - (1 шт.),
4 класс - (4 шт.),
русский язык - (2 шт.)
Сингониум (Syngonium) Ионизирует воздух Математика - (1 шт.), столовая - (1 шт.),
русский язык - (2 шт.)
Папоротник Ионизирует воздух, поглощает электромагнитные излучения. Математика - (1 шт.), столовая - (1 шт.),
1 класс - (1 шт.),
3 класс - (1 шт.),
4 класс - (3 шт.),
русский язык - (1 шт.), химия (1 шт.),
география - (1 шт.), зимний сад - (1 шт.)
Д) оценка полученных данных.
Наибольшее количество растений с фитонцидными (от 4 до 9-ти) и очистительными свойствами (от 7 до 10-и) находиться в учебных кабинетах, где степень запыленности незначительная и малая. В учебных помещениях, где степень запыленности средняя, число растений с фитонцидными свойствами составляет от 2 до 4 растений, а с очистительными свойствами от 2 до 3 растений.
В школьных помещениях, где высокая степень запыленности, число растений с фитонцидными свойствами составляет от 2 до 8 растений, а с очистительными свойствами от 3 до 14 растений, но как мы видим из таблицы № 8 площадь этих помещений значительно больше учебных и поэтому количества этих растений для данных помещений недостаточно.
ТАБЛИЦА № 8
Помещение
школы Количество
фитонцидныхрастений Количество
растений-
очистителей
воздуха Степень
запыленности
Площадь
помещения
(м2)
Кабинет физики 6 7 Незначительная 54,2
Кабинет 3 класса 9 10 Незначительная 52,8
Кабинет русского языка 4 10 Малая 52,7
Кабинет английского
языка № 2 6 7 Малая 52,2
Кабинет математики № 1 8 8 Малая 52,1
Кабинет географии 7 8 Малая 53,5
Кабинет 4 класса
8 9 Малая 52,2
Кабинет информатики - 2 Средняя 50,7
Кабинет литературы 2 3 Средняя 52,1
Кабинет химии - 3 Средняя 58,1
Кабинет биологии 3 3 Средняя 59,6
Кабинет английского
языка № 1 3 2 Средняя 52,2
Кабинет истории 4 3 Средняя 52,6
Кабинет математики № 2 2 2 Средняя 52,9
Кабинет ОБЖ 2 3 Средняя 51,3
Кабинет 1 класса 2 3 Средняя 52,3
Кабинет 2 класса 2 3 Средняя 52,8
Библиотека 2 3 Средняя 51,5
Рекреация II этажа (зимний сад) 8 14 Высокая 300,5
Коридор I этажа (начальная школа) 5 6 Высокая 117,2
Коридор I этажа (столовая) 2 3 Высокая 83
Полученные данные относительной влажности воздуха и количества растений, которые влияют, на влажность воздуха школьных помещений, занесли в таблицу № 9.

ТАБЛИЦА № 9
Помещение
школы Относительная
влажность
воздуха, % Количество
растений
повышающих
влажность
воздуха Количество
растений
понижающих
влажность
воздуха
Кабинет английского языка
№ 2 48 5 -
Кабинет 3 класса 48 6 2
Кабинет русского языка 50 8 -
Кабинет математики № 1 50 6 2
Кабинет химии 51 2 1
Кабинет истории 51 2 1
Кабинет литературы 52 3 -
Кабинет ОБЖ 54 3 2
Кабинет информатики 55 - 1
Кабинет
английского языка № 1 55 3 -
Кабинет математики № 2 55 4 -
Библиотека 55 5 -
Кабинет 4 класса 57 8 3
Коридор I этажа (начальной школы) 57 5 5
Кабинет физики 58 9 1
Кабинет 1 класса 58 2 2
Коридор I этажа (столовая) 58 - 1
Кабинет биологии 59 3 -
Кабинет географии 59 7 -
Кабинет 2 класса 60 1 -
Рекреация II этажа (зимний сад) 60 12 5

Следовательно, влажность воздуха может быть повышена в школьных помещениях, из-за нахождения в них большого количества растений, которые увлажняют воздушную среду, например: в кабинете 4 класса – 8 растений, в кабинете физики – 9 растений, в кабинете географии – 7 растений.
III. Заключение
1) Выводы по результатам проведенного исследования.
1) Результаты оценки запыленности воздуха школьных помещений выявили:
- хорошее качество воздуха имеют 7 школьных помещений (34 %);
- среднее качество воздуха имеют 11 школьных помещений (52 %);
- плохое качество воздуха имеют 3 школьных помещения (14 %).
2) Результаты определения относительной влажности воздуха и класса условий труда по показателям относительной влажности воздуха школьных помещений показали:
- оптимальные параметры имеют 4 школьных помещения (19 %);
- допустимые параметры имеют 17 школьных помещений (81 %).
3) Результаты определения комнатных растений в школьных помещениях показали:
- в 19 школьных помещениях (всего было взято для обследования 21 помещение)
содержаться растения с фитонцидными свойствами;
- во всех школьных помещениях содержаться растения - очистители воздуха;
- растения, которые влияют, на влажность воздуха содержаться во всех помещений;
- в учебных помещениях (таблица № 7) определены растения с газоустойчивыми,
антимикробными, антисептическими, бактерицидными свойствами и благотворно
влияющие на центральную нервную систему, помогающие справиться человеку с
плохим настроением или стрессовым состоянием.
4) По результатам влияния комнатных растений на воздушную среду школьных помещений выявили:
- степень запыленности воздуха незначительная и малая определена в тех помещениях, где находиться не менее семи растений очистителей на 50 кв. метров1;
- степень запыленности воздуха средняя и высокая определена в тех помещениях, где находиться менее семи растений очистителей на 50 кв. метров1;
- влажность воздуха повышена в тех школьных помещениях, в которых количество растений, которые увлажняют воздушную среду более шести на 50 кв. метров2.
Основываясь на проведенных исследованиях, мы видим, что качество воздуха не во всех помещениях МОУ Софьинской сош соответствует оптимальным;
комнатные растения не во всех школьных помещениях правильно подобраны, чтобы улучшать микроклимат и это может быть причиной снижения здоровья учащихся за последние четыре учебных года.
2) Предложения по улучшению воздушной среды школьных помещений
МОУ Софьинской сош.
I. Ознакомить с полученными результатами исследований:
педагогический коллектив, сотрудников и рабочих школы;
членов школьного кружка «ЭКО-десант».
II. Улучшить воздушный режим в школьных помещениях, где в результате проведенных исследований нет оптимальных параметров:
установить выполнение режима проветривания школьных помещений и учет длительности проветривания (приложение № 8);
контролировать влажную ежедневную уборку (полы, стенные шкафы, комнатные растения) и генеральную уборку 1 раз в две недели во всех школьных помещениях и, особенно в помещениях, где производится самообслуживание с помощью учащихся;
усилить контроль за сменной обувью учащихся, не допускать к занятиям без сменной обуви или в грязной сменной обуви.
III. Должно быть пересмотрено озеленение школьных помещений:
- провести озеленение в коридорах и рекреациях школы, где степень запыленности воздуха «средняя» и «высокая», при этом можно использовать формы вертикального озеленения: декоративные решетки, занимающие минимальную площадь и позволяющие разместить максимальное количество комнатных растений, подвесные полки, различной формы кронштейны, настенные кашпо. При таком размещении растения не будут мешать активному отдыху детей;
- провести озеленение учебных кабинетов, где степень запыленности воздуха «средняя»,
при этом можно использовать различные подставки-цветочницы, можно размещать растения на полу, в которых сочетаются экземпляры различной высоты или подвешивать на стенах;
- для озеленения лучше всего использовать растения, которые сразу выполняют несколько санитарно-гигиенических или экологических функций, например, сансевиерия, одновременно является газоустойчивым растением и снижает содержание вредных микробов в воздухе.
IV. Зеленый наряд коридоров и кабинетов не только улучшает эстетический вид, но и способствует созданию благоприятного климата в школьном помещении. Поэтому нужно правильно подбирать комнатные растения для школьных помещений, чтобы максимально использовать их санитарные и гигиенические функции для оздоровления экологических условий обучения школьников.
_________________________________________
1См.: Ю. Фомина, В. Молодов. Фитодизайн. Энциклопедия комнатных растений.
М.: Ниола 21-й век, 2004, с.13.
2См.: Ю. Фомина, В. Молодов. Фитодизайн. Энциклопедия комнатных растений.
М.: Ниола 21-й век, 2004, с.11
IV. ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимова Н.В., Каралашвили Е.А. Гигиеническая оценка условий
обучения школьников. М.: Творческий центр. 2002
2. Анастасова Л. П., Кучменко В. С., Цехмистренко Т. А. Формирование здорового
образа жизни подростков. М.: Вентана – Граф. 2006
3. Атаулов И.А., Масленников М.М.. Санитарно-гигиеническое обеспечение
обучающихся и работников образовательных учреждений. М.: Аркти. 2005
4. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника.
Самара: Учебная литература. 2006
5. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Биология, экология, здоровый образ
жизни. Волгоград: Учитель. 2001
6. М.В. Высоцкая. Проектная деятельность учащихся. Биология. Экология. 10 – 11
классы. Волгоград: Учитель, 2008
7. Губарева Л. И., Мизирева О. М., Чурилова Т. М.Практикум: экология человека.
М.: Владос. 2005
8. М.С. Гиляров. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская
энциклопедия, 1989
9. Я. Гельмут. Комнатные растения (декоративные растения в доме). М.: ООО Астрель.
2001
10. А.Д. Джахангиров. В.П. Кузьмищев. Энциклопедический словарь юного земледельца.
М.: Педагогика, 1983
11. Зайонц И, Чертков Л. Экологический словарь. Конрод Лтд. Экопром. 1993
12. Н. Н. Капранова. Комнатные растения в интерьере. М.: Изд-во МГУ, 1989.
13. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие.
М.: Академия. 2007
14. СанПиН 2.4.2.1178 – 02. Гигиенические требования к условиям обучения
в общеобразовательных учреждениях. Постановление Главного
Государственного санитарного врача РФ от 28.11.02 г. № 44
15. Сан ПиН 2.2.4.548 – 96. Гигиенические требования к микроклимату
производственных помещений.
16. Тешкин Б.И. Школьная гигиена. М.: Просвещение.1996
17. М. Тереза, Д. Беффа. Справочник. Комнатные растения. М.: Астрель. 2001
18. Ю. Фомина, В. Молодов. Фитодизайн. Энциклопедия комнатных растений. М.: Ниола
21-й век, 2004
19. В. В. Чуб, К.Д. Лезина. Комнатные растения. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999
V. ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Состояние здоровья учащихся МОУ Софьинской сошГода Группы здоровья
I II III
2006-2007 58% 30% 12%
2007-2008 51% 35% 14%
2008-2009 42% 42% 16%
2009-2010 37% 45% 18%
2010-2011 35% 30% 33%

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Вредные факторы,
воздействующие на обучающихся1Физические факторы (вредные факторы)
Повышенная запыленность воздуха рабочей зоны. Действие фактора: попадая в легкие, на слизистые оболочки, кожные покровы, пыль растительного и животного происхождения, синтетические моющие средства и т. п. могут вызвать аллергические заболевания органов зрения и дыхания, кожных покровов и другие заболевания.
Повышенная температура воздуха рабочей зоны. Действие фактора: способствует нарушению обменных процессов в организме.
Пониженная температура воздуха рабочей зоны. Действие фактора: способствует возникновению различных острых и хронических простудных заболеваний.
Повышенная влажность воздуха. Действие фактора: затрудняется теплообмен организма человека с окружающей средой.
Пониженная влажность воздуха. Действие фактора: вызывает неприятное ощущение
сухости слизистых оболочек дыхательных путей, затрудняет дыхание.
Повышенная подвижность воздуха. Действие фактора: вызывает потерю организмом человека тепла и может быть причиной простудных заболеваний.
Повышенная запыленность воздуха. Действие фактора: повышенное содержание в воздухе пыли, токсичных выделений и запахов лаков, красок и т. п. вызывает повышенную утомляемость учащегося, головокружение, аллергические и другие заболевания.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Уровень запыленности помещения
№ Внешнее проявление запыленности
на прозрачной ленте
Степень запыленности Балл
1 Едва заметное количество пыли
(лента почти прозрачная или прозрачная) Незначительная 1
2 Заметное количество пыли
(заметны небольшие участки пыли, но не по всему объему ленты) Малая 2
3 Хорошо заметные количества пыли,
не ухудшающие прозрачность ленты
(заметны участки пыли по всему объему ленты) Средняя 3
4 Большое количество пыли, ухудшающее прозрачность ленты Высокая 4
5 Очень большое количество пыли.
Лента непрозрачна Очень высокая 5
______________________________
1См.: ГОСТ 12.0.003-74, ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Психрометрическая таблица
Показания сухого термометра,
0С Разность показаний сухого и влажного термометра, 0С
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Относительная влажность, %
0 100 81 63 45 28 11 - - - - -
2 100 84 68 51 35 20 - - - - -
4 100 85 70 56 42 28 14 - - - -
6 100 86 73 60 47 35 23 10 - - -
8 100 87 75 63 51 40 28 18 7 - -
10 100 88 76 65 54 44 34 24 14 5 -
12 100 89 78 68 57 48 38 29 20 11 -
14 100 89 79 70 60 51 42 34 25 17 9
16 100 90 81 71 62 54 46 37 30 22 15
18 100 91 82 73 65 56 49 41 34 27 20
20 100 91 83 74 66 59 51 44 37 30 24
22 100 92 83 76 68 61 54 47 40 34 28
24 100 92 84 77 69 62 56 49 43 37 31
26 100 92 85 78 71 64 58 51 46 40 34
28 100 93 85 78 72 65 59 53 48 42 37
30 100 93 86 79 73 67 61 55 50 14 39
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Зависимость субъективных ощущений человека от параметров рабочей среды
T воздуха
помещения 0С Относительная
влажность воздуха, %
Субъективное ощущение
17 – 20,9 40 Наиболее приятное состояние
50 Хорошее, спокойное состояние
75 Отсутствие неприятных ощущений
85 Усталость подавленное состояние
21 – 23,9 40 Наиболее приятное состояние
75 Хорошее, спокойное состояние
85 Отсутствие неприятных ощущений
90 Усталость подавленное состояние
24 – 29,9 20 Отсутствие неприятных ощущений
65 Неприятные ощущения
80 Потребность в покое
100 Невозможность выполнения тяжелой работы
30 25 Отсутствие неприятных ощущений
50 Нормальная работоспособность
65 Невозможность выполнения тяжелой работы
80 Повышение температуры тела
90 Опасность для здоровья человека
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Классы условий труда по показателям микроклимата для рабочих помещений
Показатель Класс условий труда
оптимальный допустимый вредный
<*> опасный
<*>
1 2 3.1 3.2 3.3 3.4 4
Температура
воздуха, 0С по СанПиН
<**> по СанПиН
<**> Температура воздуха для рабочих мест с охлаждающим микроклиматом представлена в табл. 7 <***>. В нагревающем микроклимате температура воздуха учтена в ТНС-индексе.
Влажность воздуха, % по СанПиН
<**> по СанПиН
<**> 14- 10 <
10 ------------------------------------------------
<*> Независимо от периода года.
<**> СанПиН 2.2.4. 548-96 «Гигиенические требования к микроклимату рабочих помещений».
<***> Руководство Р 2.2.2006-05. «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Класс условий труда по показателям относительной влажности воздуха помещений
Помещение
школы Класс условий труда
Оптимальный допустимый вредный опасный
1 2 3.1 3.2 3.3 3.4 4
Кабинет информатики + Кабинет русского языка + Кабинет литературы + Кабинет химии + Кабинет биологии + Кабинет англ. языка № 1 + Кабинет англ. языка №2 + Кабинет истории + Кабинет математики №1 + Кабинет математики №2 + Кабинет географии + Кабинет ОБЖ + Кабинет физики + Кабинет 1 класса + Кабинет 2 класса + Кабинет 3 класса + Кабинет 4 класса + Библиотека + Рекреация II этаж (зимний сад) + Коридор I этажа (начальной школы) + Коридор I этажа (столовая) + ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
ПАМЯТКА
для педагогов и сотрудников МОУ Софьинской сош«Меры профилактики загрязнения воздуха школьных помещений»
Для поддержания оптимальных условий воздушной среды школьных помещений необходимо, чтобы:
выполнялся гигиенический режим проветривания;
проводилась влажная ежедневная уборка (полы, стенные шкафы, комнатные растения) после учебных занятий и во время больших перемен;
занятия с физической нагрузкой проходили в соответствующих помещениях.
Запомни, что чистота воздуха помещений достигается правильной организацией проветривания. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные – во время уроков.
Продолжительность проветривания помещений определяется температурой наружного воздуха (таблица), направлением ветра, а также внутренней температурой помещений.
Зависимость длительности проветривания школьных помещений
от температуры наружного воздуха
Температура наружного воздуха 0С
Время проветривания (мин)
в малые перемены в большие перемены
от + 10 до + 6
4 - 10 25 - 35
от + 5 до 0
3 - 7 20 - 30
от 0 до – 5
2 - 5 15 - 25
от –5 до – 10
1 - 3 10 - 15
ниже – 10
1 – 1,5 5 - 10

До начала уроков и после их окончания нужно проводить сквозное проветривание учебных помещений (одновременно открыты фрамуги и дверь), которое в 5 – 10 раз эффективнее по сравнению с обычным.
Запомни! Сквозное проветривание проводиться только в отсутствие детей.
Если в холодное время в классных помещениях температура ниже нормируемой, то проводится только сквозное кратковременное проветривание.