Конспект урока по русскому языку на тему Буквы Е,И в приставках ПРЕ-, ПРИ-



ТЕМА: БУКВЫ Е, И В ПРИСТАВКАХ ПРЕ- , ПРИ-. (2 часа)
ЦЕЛЬ: повторить написание приставок, заканчивающихся на з-с; изучить написание приставок пре-, при-; формировать орфографическую зоркость учащихся; развивать умения составлять и читать схемы, таблицы; воспитывать понимание и любовь к поэтической речи;
ХОД УРОКА
1. Повторение.1) Устный опрос.- Что влияет на правописание префиксов, заканчивающихся на З/С? - Расскажите правило. Приведите примеры. - Совпадает ли правило написания данного типа префиксов в русском и украинском языках?2) Проверка домашнего задания (часть учащихся работает с индивидуальными карточками). Карточка №1. Задание: спишите, вставьте попущенную букву.Бе…болезненный, бе…платный, бе…козырка, во…наградить, во…петь, в…махнуть, в…крикнуть, ни…вергнуть, и…гибаться,и…портить, во…глас, во…клицание, ра…гон.Карточка №2. Задание: спишите, вставьте пропущенные буквы.Ра…чертить, ра…ширить, бе…вкусный, в…дыхать, во….паление, ра…вет, чре…мерный, бе…конечный, в…карабкаться, бе…цельный, ра…писание, ра..борчивый, бе…граничный.3) Выборочный диктант (выписать из стихотворения слова с префиксом на З/С ).Полдень золотом расцвечени в раскрытое окновижу я каштанов свечи - все весной напоено.И раскачивает вечерв ночь расцветшую сирень.Бесконечен день и светели беспечна птиц свирель.Беззаботно, беспрестаннов лопухах трещит сверчок;мамой он разбужен рано - лечит счесанный бочок.4) Запишите предложения, сделайте синтаксический разбор.Деревья медленно расставались со своей листвой. Наконец, безжалостная осень сорвала их пышные одеяния.
2. Актуализация знаний учащихся.- Составление схемы. - На какие два вида можно разделить префиксы в зависимости от их правописания? (изменяющиеся и не изменяющиеся на письме).- С каким типом префиксов, изменяющихся на письме мы познакомились?- От чего зависит написание данных префиксов?
Префиксы
не изменяющиеся на письме изменяющиеся на письме
префиксы на З/С - Подберите по 5 примеров к 1 и 2 колонке.
3. Объявление темы и цели урока.Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним видом префиксов, изменяющихся на письме, и узнаем особенности их написания. Это приставки ПРЕ-, ПРИ-. Давайте заполним в таблице свободное место.
4. Работа над темой.1) Занимательный материал. Послушайте стихотворение и скажите, что влияет на правописание префиксов ПРЕ-, ПРИ-.При- или пре-? Пре- или при-? Это совсем не секрет.На содержание слова смотри - Сразу получишь ответ.Прибыл ли поезд, приплыл пароход,Космонавт прилетел из Вселенной,Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет, Пишется при-, несомненно. Винт прикрутил, привинтил колесо,Приклеил , пришил умело - Помни, что пишется при- обо всем,Что добрые руки приделали.Язык прикусил – не совсем откусил, Пригорело – не значит горит.Помни, что сделано, но не совсем, Пишут с приставкой при-.Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст вам конфетку. Кто очень такой или очень сякой - Пре- мы напишем об этом.Дожди непрерывные льют в октябре, Но грамотным дождь не преграда, Где очень похожи пере- и пре-,Там только пре- ставить надо.- От чего будет зависеть правописание префиксов? (Необходимо обращать внимание на лексическое значение слова).- Кто вспомнит, какое значение имеет префикс ПРЕ-, ПРИ-?2) Изучение нового материала в процессе наблюдения.ПРЕДОБРЫЙ, ПРЕВЫСИТЬПРЕГРАДИТЬ ДОРОГУ, ПРЕСТУПНИК ОБНАРУЖЕН- Выделите префикс.- Какое значение имеет префикс в первом группе примеров? Каким слово его можно заменить? - Какому префиксу близок по значению префикс пре- во второй группе слов? (можно прочитать соответствующий отрывок стихотворения)- Сделайте вывод, когда пишется префикс пре-.Задание: замените существительное с предлогом словом с префиксом ПРИ-.УЧАСТОК ПРИ ШКОЛЕ (ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК)ПРИСОЕДИНИТЬ С ПОМОЩЬЮ КЛЕЯ (ПРИКЛЕИТЬ)ПРИБЛИЗИТЬСЯ НА КОНЕ К РЕКЕ (ПРИСКАКАТЬ К РЕКЕ)НЕ СОВСЕМ ОТКРЫТЬ ДВЕРЬ (ПРИОТКРЫТЬ)НЕНАДОЛГО ЛЕЧЬ (ПРИЛЕЧЬ)- Сформулируйте, в каких случаях пишется префикс при-.3) Составление таблицы (заранее подготовлены карточки со словами: приближение, присоединение, нахождение вблизи чего-либо, неполнота действия, высшая степень, пере-). Необходимо расположить их в соответствующие колонки. ( Возле доски работает один ученик).
ПРИ-ПРЕ- приближениевысшая степень присоединениепере- нахождение вблизи чего-либо неполнота действия- Расскажите о правописании префиксов по таблице.
5. Закрепление материала.1) Задание: устно объясните правописание приставок.Приостановиться, преогромный, привинтить, прекратить, придорожный, препятствие, приобрел, приделывать, приморский, прихрамывать, прекрасный.2) Запишите предложение“Василиса Егоровна – прехрабрая дама”, - заметил Швабрин. - Найдите слово с префиксом. - Объясните постановку знаков препинания в предложении. Постройте схему предложения с прямой речью.3) Выборочно-распределительный диктант (выпишите слова с префиксом пре-, при-: в первую – слова с пре-, во вторую – с при-).Петин папа был преважный, Дом имел пятиэтажный. (В. Маяковский)Вдруг откуда-то шакалНа кобыле прискакал.(К. Чуковский)Городничий между темУказал престрого всем, Чтоб коней не покупали. ( П. Ершов)Кто-то терем прибиралИ хозяев поджидал. (А. Пушкин)Предлинной хворостинойМужик гусей гнал в город продавать. ( И. Крылов)Тут надел он свой кафтан,Опояской подвязался, Приумылся, причесался, Кнут свой сбоку прицепил, Словно утица поплыл. ( П. Ершов)4) Придумайте слова к схемам.При- ͡ ˄ □(придорожный)Пре- ͡ □ (премудрый, преглупый)
6. Итоги урока.- Что влияет на правописание префиксов ПРЕ-, ПРИ-?- Какое значение имеет префикс ПРЕ-? ПРИ-?
7. Домашнее задание: 1) выучите правило по таблице; 2) уметь рассказывать о типах префиксов по схеме; 3) выполнить упр. из учебника.

ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ-, ПРИ- (продолжение)
ЦЕЛЬ: повторить написание префиксов пре, при-; углубить знания; формировать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся.
Оборудование: толковый словарь
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний учащихся.1) Устный опрос.- Что такое префикс? Подберите к слову синоним.- Расскажите о типах префиксов. Учащийся восстанавливает по памяти схему. (См. предыдущий урок) .- Что влияет на написание приставок, заканчивающихся на З/С? Приведите примеры.- Какое значение у префикса пре-? при-? 2) Проверка домашнего задания (некоторые учащиеся работают с индивидуальными карточками)КАРТОЧКА №1. Задание: спишите, вставьте пропущенные буквы.Пр…глушить, пр…отстать, пр…красный, пр…рывистый, пр…отличный, пр…готовиться, пр…вивать, пр…мерка, пр…кращать, пр…земление, пр…балтийский.КАРТОЧКА №2. Задание: спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.На полянке стоял старый-пр…старый дуб. Его раскидистые ветви пр…крывали от дождя. Пр…ветливый дуб пр…глашал в гости. Пр…летел дятел в красной шапоч(?)к ера…селся и застучал по ств…лу. Бес…сонными н…чами он строил себе гн…здо. (Текст из книги Ж.В. Пилипенко “Русский язык. 5 класс”. Планы-конспекты). 3) Задание: запишите предложение, объясните написание префиксов, постановку знаков препинания, составьте схему.“Тогда превратитесь, пожалуйста, в мышь”, - прибавил Кот в сапогах. Приплыла к нему рыбка, спросила: “ Чего тебе надобно, старче?”4) Задание: замените словосочетание словом с префиксом пре-, при-.- присоединить с помощью иголки с ниткой;- очень хорошенький;- немного хромает;- не совсем заглушил;- город около моря;- очень милый;- площадь перед вокзалом;- присоединить с помощью молотка и гвоздя;- земли при Черном море;- слегка коснулся;- очень неприятный.- Какое значение префикса отсутствует? (приближение) Приведите свои примеры.
2. Объявление темы и цели урока.
3. Работа над темой урока.1) Объясните значение слов: презрение( какая приставка? Следовательно, какое значение должно быть у слова? Соответствует ли оно?); прилежание (присоединиться к лежащим?); престарелый (очень старый?).Оказывается, есть слова, написание которых нельзя объяснить с помощью изученного правила. Следовательно, какая цель нашего урока?2) Выполнить упр. из учебника. Образец упражнения.Прочитайте толкование слов. Правильно ли они объяснены? Дайте верное толкование их лексических значений. В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю. Запишите слова, запомните, как они пишутся.Прилежание – присоединение к лежащим; придрался – присоединился к драке; признался – присоединился к знающим; приключение – присоединился к ключу; приголубил – присоединился к голубю.Прекрасный – очень красный; прелестный – очень лестный; презрение – очень сильное зрение; предельный – очень дельный.Запомнить слова: презрение, предельный, преследовать, престарелый, препятствие, пренебрежение, прельстить; прилежание, приключение, присяга, приятный, причудливый, привередливый, природа.- Составьте предложение с одним из слов к схеме ⃝ : ⃝, ⃝ и ⃝2) Задание: проанализируйте примеры и объясните различие написания префиксов.ПРИБЫВАТЬ В МОСКВУ – ПРЕБЫВАТЬ В МОСКВЕ -Замените слово “прибывать” близким по значению (приезжать, прилетать).- Какое значение имеет префикс при- в данном словосочетании?- Изменился ли смысл во втором словосочетании? (находится в Москве)ПРИСТУПИТЬ К ЧТЕНИЮ – ПРЕСТУПИТЬ ЗАКОН- Подберите синоним к глаголу (начать и нарушить).- На что, кроме значения слова, необходимо обращать внимание при написании слов с префиксами пре-, при-? (на контекст)- Самостоятельно объясните различие в значении следующих словосочетанийПРИКЛОНИТЬ ГОЛОВУ – ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ
4. Закрепление материала.1) Задание : самостоятельно составьте словосочетания со словами ПРЕДАТЬ – ПРИДАТЬ, ПРЕЗИРАТЬ – ПРИЗРЕТЬ.2) Задание: восстановите текст, вписав вместо точек слова из правой колонки, приставки выделите графически, определите их значение.… камыш встрепенулся:пр…интересентеплый лучик к нему … .пр…озерный… сороки, а дятелпр…мостился… на иве некстати.пр…коснулсяЛягушата и те … :пр…смирелия … играл на свирели.пр…лежно Был … мотив моих песен.пр…красенМир казался мне …пр…умолкли
5. Итоги урока.- Что нового вы узнали о правописании префиксов ПРЕ-, ПРИ-?
6. Домашнее задание: 1) повторить правило; 2) выполнить упр. из учебника.