Урок русского языка для 5 класса по теме «Правописание гласных -е, -и в приставках при- и пре-»


Конспект урока русского языка . Луценко Галина Илларионовна
МБОУ « Лицей имени Г.Ф. Атякшева»
628260 г.Югорск,Хмао-Югра Мира,18/3,кв.55
Телефон №89225211857
Lucenko.1952@mail.ru
Тема урока: «Правописание гласных -е, -и в приставках при- и пре- ».
Класс: 5.
Тип урока: усвоение нового (открытие нового).
Цель урока: создать способ определения написания ПРЕ-,ПРИ.
Оборудование:
1. Карточки со словами: =очень, =пере, приближение, присоединение, близость, неполнота действия, прибавление, лексическое значение, этимологический словарь, орфографический словарь, проектор, на столе у каждого карточки со смайликами(показывают на этапах урока смайлик,соответствующий настроению).
2.Листы А-16, маркеры, магниты.
3.Карточки контроля.
4.Проектор.

Ход урока
Организационный момент (доброжелательное приветствие, предложение с помощью смайликов показать настроение, в течение всего урока смайлики будут использоваться, чтобы визуально видеть, как дети оценивают свою деятельность на уроке, так как настроение –свидетельство того,насколько удовлетворен своим пониманием материала и умением находить пути решения возникающих проблем).
Проверка домашнего задания и одновременно актуализациянеобходимых знаний для усвоения темы.
Беседа, актуализирующая необходимые знания и способы для открытия нового.
О каком разделе русского языка шла речь на предыдущем уроке? (Морфемике)
Дайте определение этому понятию. (Это раздел, который изучает морфему, как часть слова)
Над правописанием какой морфемы работали? (Приставки)
Дать определение приставки. (Морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов)
Какими бывают приставки? (Изменяемые и неизменяемые)
Что необходимо знать, чтобы правильно написать слова с этими приставками? (Правило и способ определения написания их)
(На перемене один ученик восстановил способ на доске)

Дома вам нужно было выписать из упражнения слова с этими приставками и, применив данный способ, определить их написание. Какие слова вы выписали?
(Разлив, пониже, огород, подобралась, выглядывали, роспись, затопило, понесет, вспомним, сотворили, оставались…)Были ли в этом упражнении еще слова с приставками? ( Какие слова вызвали затруднение в написании? Почему?)Назовите их.
(Прилив, прибежит, прекрасный).
А почему вы их не выписали?
(Потому что их написание нельзя определить данным способом).
Итак, какая проблема возникла?
(Проблема написания гласных в приставках при- и пре-)Значит, какова же тема сегодняшнего урока?
(Гласные в приставках при- и пре-)Запишите в тетради для схем:
Пре ? При
Что необходимо для того, чтобы правильно писать гласные в этих приставках?
(Определить условия выбора и составить способ определения написания гласных в приставках пре- и при-)
Усвоение новых знаний на основе наблюдения над практическим материалом.
Итак, попробуем решить первую задачу: работаем в группах с материалом карточек и делаем вывод об условиях выбора написания гласных в приставках при- и пре-
От чего же зависит написание Е-И в приставках ПРЕ-,ПРИ?
Вывод фиксируется представителями групп параллельно материалу на доске в виде выбранной вами карточки (приближение, близость, неполнота действия…..). Работа на уроке обсуждается в группе, соотносится с личной оценкой, указывается на допущенные ошибки в карточке контроля. Корректируется оценка учителем при необходимости.
В результате работы групп формируется запись на доске (параллельно - в тетради для схем):
Пре- Значение При- Значение
Предобрый Премудрый = очень
Приехать
Пришить
Приписать Приближение
Присоединение
Прибавление
Прервать Преградить = переПригородный
Пришкольный
Приусадебный Близость
Приоткрыть
Присмиреть
Прилечь Неполнота
действия
Итак, от чего зависит написание гласных в приставках пре- и при-? (От лексического значения)
Магнитом прикрепляется карточка «лексическое значение» в начале таблицы
Формулирование условия выбора (обсуждение в группах, формулировка вслух, уточнение, дополнение представителями других групп).
Первую задачу мы с вами решили, теперь попробуем решить 2, то есть составим способ определения написания гласной в ПРЕ- и ПРИ-, используя правило и записи на доске.
Составление группой способа, оформление его на листе маркером. Защита составленного способа осуществляется представителем от группы. В результате обсуждения создается культурный образец, который фиксируется на доске и в тетрадях для схем (так постепенно накапливается в данной тетради материал к ЕГЭ).

Первичная проверка.
Применяя способ, объясни написание Е-И в приставках ПРЕ– , ПРИ.
Прекрасный, превратить, прилететь, прибить, пригородный, присесть.
(Вариант №2)Заполни пустые разделы таблицы, применяя способ рассуждения
и используя слова для справок:
№ Слово Значение
Примчаться =переПриклеить Неполнота действия
Прищуриться Близость
Претрудный Прибавление
Слова для справок: примчаться, преломить, приклеить, притормозить, прищуриться, приморье, претрудный, прибавитьКонтроль
Контроль по перфокартам (Материал для проверки работы проектируется на экран).
1 вариант
Пр..скакать
Пр..катить
Пр..бить
Пр..делать
Пр..брежныйПр..увеличить
Пр..неприятный
2 вариант
Пр..вокзальная
Пр..возносить
Пр..соединить
Пр..бежать
Пр..крыть
Пр..спокойный
Пр..одолеть
Критерии оценки:
1ош-«4».
2 ош.-«3».
3 ош.-«2».
Пожалуйста, подождите
Итог урока.
Какие задачи мы ставили в начале урока?
Справились ли мы с ними?
Какие трудности возникли? (Отметка в карточке контроля)
Заполнение карты оценивания, выступление ответственного в группе по итоговой оценке.
сегодня я узнал… теперь я могу…
было интересно… я почувствовал, что…
было интересно… я приобрел…
было трудно… я научился…
я выполнял задания… у меня получилось …
я понял, что… я смог…
Домашнее задание.
Выучить способ и применить его при выполнении данных заданий.
Задание №1.Вставьте пропущенную букву, пользуясь способом.
Пр..града,пр..лестный,пр..возмочь,пр..скакать,пр..открыть,пр.шить.
Задание №2.Используя способ, распределите слова в два столбика
= пере = очень
(пр.сечение, пр..высить, пр.дать друга, пр..возмочь, пр..увеличить, пр..терпевать, пр..подавать, пр..скучный, пр..красный).