Урок Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- 6 класс

Наименование учреждения СОШГ № 9
ФИО Димитрюк Мария Владимировна
Должность учитель русского языка и литературы
Стаж работы 12
Категория 1
Предмет русский язык
Тема Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Класс 6

Конспект урока русского языка в 6 классе:
«Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

Тип урока урок закрепления знаний
Цель: знать условия выбора гласной в приставках Пре- и При-
Задачи:
Закрепить знания о правописании приставок Пре- и При-;
Создать условия для познавательной деятельности учащихся;
Различать на письме приставки Пре- При-

Учить применению знаний на практике;
Развивать операции логического мышления: сопоставления, анализа;
Развивать умение у учащихся высказываться на грамматическую тему;
Развивать орфографическую зоркость

Воспитывать внимательность, чистописание;
Продолжить воспитание в учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умение слушать.







Оборудование: Интерактивная доска

Программа Activstudio
Программа Activote
Дидактический материал.
Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы. – «Атамура» 2011.





Ход урока.
Этапы урока

Методы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент.


Мотивационный этап.
Беседа.
Письменное высказывание.














































Целеполагание.
Эмоциональный настрой на урок.
- Откроем тетради, запишем число.
Подготовьте письменное высказывание «Что я знаю о приставках Пре- и
При-?» (полный ответ) Обсуждение в группе.
(3мин)









































Мы изучили приставки, распределите в группе слова по изученным орфограммам. Используем метод соответствия. Интерактивная доска флипчарт № 5








- Какие слова остались лишними?
- Итак, тема нашего урока?
Объявление темы урока.
Чему должны научиться на уроке? (постановка цели).









Учащиеся готовят письменное высказывание.

Ответы учащихся сопровождаются флипчартами № 1(используется ручка для открытия правила)

флипчарт № 2

флипчарт № 3

флипчарт № 4



флипчарт № 5 (для определения правильности выбора орфограммы используется возможности интерактивной доски – метод соответствия)


- приёмник и преемник. А почему?



Тема: правописание приставок Пре- и При-







Цель: знать условия выбора гласной в приставках Пре- и При-


Операционный этап.




1. Работа в группах.


















































































































































Выходят к доске.


















































3. Грамматическая зарядка.
Игра « выбери букву»








4. Выборочное письмо
по упр. 264, 266, 268, 269.











4. Синтаксическая пятиминутка.










5. Закончи схему.























Дом.задание














Рефлексия.
Тест.
Взаимоконтроль.


































Рефлексия.











































































- Ребята, сегодня мы работаем с корзиной идей. Чтобы ее заполнить, мы должны выполнить задания.
Возьмите карточки с заданием. Время выполнения 5 минут.
Каждая группа работает с заданием на карточке. ( 4 группы.)






































































































































Каждая группа выносит свою идею на доску.













- Что новое?
В нашей корзине идей?
- Почему приставки ПРИ- и ПРЕ- самые трудные?






- Встретились ли слова, которые у вас не вошли в таблицу? Почему?
Разберите по составу слово разлетались


- Встаньте. Если в слове «И» - вы хлопаете в ладоши, если в слове «Е» - топают ногами.







Заполнить таблицу из упражнений по 2 слова.












Запишите предложение. Объясните правописание Пре и При, расставьте знаки препинания, постройте схему предложения.


- Используя идеи в корзине , закончите схему сегодняшнего урока.

















Задание на дом. (На выбор.)
Творческая работа: написать сочинение-миниатюру со словами из рамочек в учебнике или упражнение 273, повторить теорию.

- Итак, для того чтобы проверить полученные знания на уроке, группы № 1, 2 выполняют тест, а № 3, 4 творческое задание: 5 мин.
написать мини сочинение-описание «Лес осенью» по заданному началу, используя слова с пре- – при-.( 2-3 предложения).
ЛЕС ОСЕНЬЮ
Осенью лес молчит. Прислушайся! Приумолкли птицы в предчувствии холодов. Ветки прикасаются бесшумно к твоему лицу.
Капитаны соберите тетради.

Внесите оценки в оценочный лист.
Итоговая оценка за урок. Сдайте оценочные листы.
Ребята, снова обратимся к нашей схеме.
- Что из нее вам наиболее понятно?
-Что вы недопоняли?









Групповая работа.
Выполняют задания на карточке, отвечают на поставленные вопросы в карточке.
Задания групп:
1 группа.
1. Распределительное письмо.
Используя теоретический материал, спишите слова с приставками Пре- и ПРИ- ,
распределив их по значению (см. теорию) (см. после конспекта урока в приложении).
При работе используйте метод «Интервью»
а) Написание приставки зависит от значения приставки? (Назовите значение приставки)
Б) Написание приставки зависит от лексического значения всего слова?
(используйте приложение к теории (см. после конспекта урока в приложении),
назовите лексическое значение слова)
В) Написание приставки проверить нельзя (словарное слово).
1
При-

2
Пре-

3
При- или Пре-
зависит от лексического
значения слова

4
словарные слова











Прмилый, проритет, пррода, прехать, прлечь, првилегия, прбывать на вокзал, пррвать, ралетались в небе, пршкольный, пртворить в жизнь.
2. Запишите слова на доске
·с приставкой При-.
3. Поместите свою идею в корзину
(Сформулируйте правило, которое вам для этого понадобилось на листке ответа группы).

2 группа.
1. Распределительное письмо.
Используя теоретический материал, спишите слова с приставками Пре- и ПРИ- ,
распределив их по значению (см. теорию) (см. после конспекта урока в приложении).
При работе используйте метод «Интервью»
а) Написание приставки зависит от значения приставки? (Назовите значение приставки)
Б) Написание приставки зависит от лексического значения всего слова?
(используйте приложение к теории (см. после конспекта урока в приложении),
назовите лексическое значение слова)
В) Написание приставки проверить
нельзя (словарное слово).

1
При-

2
Пре-

3
При- или Пре-
зависит от лексического
значения слова

4
словарные слова











Прмилый, проритет, пррода, прехать, прлечь, првилегия, прбывать на вокзал, пррвать, ралетались в небе, пршкольный, пртворить в жизнь.
2. Запишите слова на доске с приставкой Пре-.
3. Поместите свою идею в корзину
(Сформулируйте правило, которое вам для этого понадобилось на листке ответа группы).

3 группа.
1. Распределительное письмо.
Используя теоретический материал,
спишите слова с приставками Пре- и ПРИ- ,
распределив их по значению (см. теорию).
При работе используйте метод «Интервью»
а) Написание приставки зависит от значения приставки? (Назовите значение приставки)
Б) Написание приставки зависит от лексического
значения всего слова? (используйте приложение к теории, назовите лексическое значение слова)
В) Написание приставки проверить
нельзя (словарное слово).
1
При-

2
Пре-

3
При- или Пре-
зависит от лексического
значения слова

4
словарные слова











Прмилый, проритет, пррода, прехать, прлечь, првилегия, прбывать на вокзал, пррвать, ралетались в небе, пршкольный, пртворить в жизнь.
2. Запишите на доске словосочетания с приставками При- или Пре-, написание которых зависит от лексического значения слова
3. Поместите свою идею в корзину
(Сформулируйте правило, которое вам для этого
понадобилось на листке ответа группы).

4 группа.
1. Распределительное письмо.
Используя теоретический материал,
спишите слова с приставками Пре- и ПРИ- ,
распределив их по значению (см. теорию).
При работе используйте метод «Интервью»
а) Написание приставки зависит от значения приставки? (Назовите значение приставки)
Б) Написание приставки зависит от лексического значения всего слова? (используйте приложение к теории, назовите лексическое значение слова)
В) Написание приставки проверить нельзя
( словарное слово).
1
При-

2
Пре-

3
При- или Пре-
зависит от лексического
значения слова

4
словарные слова











Прмилый, проритет, пррода, прехать, прлечь, првилегия, прбывать на вокзал, пррвать, ралетались в небе, пршкольный, пртворить в жизнь.
2. Запишите на доске слова с При- или Пре-,
написание которых можно проверить только по словарю.
3. Дайте определения выделенным словам.
(обращайтесь к толковому словарю)
3. Поместите свою идею в корзину
(Сформулируйте правило, которое вам для этого
понадобилось на листке ответа группы)

Работают у доски.



Оценивают работу групп в оценочных листах.
Оценочный лист группы № Фамилии:


№ группы
Выразительность и четкость речи
Работали все в группе?
Справились с заданием?
Оценка

1





2





3





4





5






Правописание приставок Пре и При зависит от лексического значения слова.

По двум причинам:
во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове;
во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть.
Но многие слова не попадают ни под одно из шести правил, и эти слова приходится запоминать.
Приоритет – это первенство по времени в открытии, в изобретении чего-нибудь ( быть первым). Привилегия – преимущественное право, льгота.

Другие приставки - другая орфограмма.





Выполняют действия





При выполнении уч-ся указанных действий буквы выплывают на слайде.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Заполняют на интерактивной доске, объясняя выбор слова.





Индивидуально работает уч-ся у доски.
Спиши, расставь знаки препинания, вставь пропущенные буквы. Определи структуру предложения. Начерти схему.
Из прбрежных зарслей раздаются птичьи голоса когда на небе дограет последний луч солнца.







На флипчарте представляют схему урока с примерами.






Приставки


правило значение запомнить
слова











Выполняют тест.


























Приложение.
Теория.

ПРИ ПРЕ























Приложение к теории
Приставки Пре- и При-
В русском языке есть слова, которые произносятся одинаково или похоже, а пишутся по-разному, в зависимости от лексического значения. Поэтому, чтобы выбрать приставку, надо различать лексические значения слов.

прИбыть (приезжать) – прЕбывать (находиться где-нибудь)

прИёмник (радио) – прЕемник (продолжатель дела)

прИзреть (приютить) – прЕзирать (не уважать)

прИступить (начать) – прЕступить (нарушить)

прИтворить (закрыть) – прЕтворить ( осуществить)

прИдать (добавить) – прЕдать (выдать)

прИходящий (кто приходит) – прЕходящий (временный)

прИклоняться (нагибаться) – прЕклоняться (относится с глубоким уважением)

Рисунок 13Рисунок 16Рисунок 19Рисунок 22Рисунок 25