Технологическая карта урока русского языка в 6 классае по теме Правописание приставок пре-/ при-. Систематизация материала

План-конспект урока
Предмет: русский язык
Класс: 6 класс
Тема: «Правописание приставок пре- и при-. Обобщение материала»
Базовый учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. «Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений». Издательство М.: Просвещение, 2014.
Тип урока: актуализация и закрепление изученного материала (с использованием интерактивного дидактического материала)
Цель урока: закрепление умения распознавать и правильно писать слова с приставками ПРЕ- и ПРИ; диагностика усвоения темы, коррекция пробелов в знаниях.
Оборудование: компьютеры, видеопроектор, экран, акустическая система, электронный тренажер по теме урока, выполненный в программах «PowerPoint» и «Hot Potatoes, электронный учебник «Русский язык 6 класс».

Задачи урока:
образовательные: систематизация и закрепление знаний об употреблении гласных е/и в приставах пре-\при-, совершенствование орфографических и грамматических умений, обогащение словарного запаса учащихся;


развивающие: создание положительной мотивации на уроке; развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему, воображения, навыков работы в группах, развитие критического мышления;

воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку, воспитание ценностного отношения к слову, развитие коммуникативных УУД, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества, взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:
предметные:
умение правильного выбора написания приставок пре- и при-, закрепление навыка морфемного анализа слов
личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом (для чего?)
метапредметные: умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.

п/п
Этап урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Технологии
Формируемые УУД

1.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Повернитесь к соседу справа, улыбнитесь.
Повернитесь к соседу слева, улыбнитесь.
У всех хорошее настроение? Нет? Тогда прослушайте небольшую песенку.



Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Здоровьесберегающая технология
Нацеливание на успешную деятельность. Выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желание познавать новое.
Формирование умения слушать и слышать.

2.
Актуализация
знаний

Звучит аудиозапись песни про приставки пре- и при- из передачи «Радионяня».
Надеюсь, что это музыкальное произведение не оставило никого равнодушным. Скажите, о чем песня? О чем сегодня на уроке пойдет речь? (Ответы учеников: «Правописание приставок пре- и при-«) (Формулируют тему и оформляют записи в тетради)
Ребята, мы с вами заканчиваем изучение темы «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ», и наша задача на сегодня – проверить, как мы это правило усвоили, умеем ли применять его на практике, а, кроме того, помочь тем учащимся, кто еще допускает ошибки в словах на эту орфограмму.
Включает аудиозапись. Указывает на объект наблюдения.
Слушают песню. Обосновывают свой ответ. Формулируют тему и задачу урока
Проблемно-диалогическая технология

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.
Постановка и решение проблемы.
Развитие познавательных интересов учебных мотивов.
Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

3
Обобщение и систематизация знаний.
Для начала давайте вспомним правило употребления букв е/и в приставках пре- и при-.
Посмотрите, на экран. Перед вами страница электронного учебника по нашей теме.
Итак, что же нужно знать, чтобы не ошибиться с выбором написания разбираемых нами приставок?
В ходе рассказов учащихся на доске и в тетрадях создается таблица с примерами слов на приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Демонстрирует материал электронного учебника на экран. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Учебники online)
Организует подводящий диалог.
Читают теоретический материал электронного учебника «Русский язык» (страница учебника на экране). Отвечают на вопрос. Составляют и заполняют таблицу с примерами по данной орфограмме.


Технология сотрудничества, ИКТ технология
Использование теоретического материала для решения учебно-практических задач, формулируют ответы на поставленные вопросы, анализируют, сравнивают, обобщают.

4
Работа по теме урока
Ребята, мы замечательно поработали над составлением таблицы, а теперь давайте немного поиграем. Для этого нам необходимо отправиться в путешествие на поезде. А путешествовать интереснее в компании. Сгруппируйтесь, пожалуйста, согласно цвету смайлика, полученного при входе.
Каждая группа, используя наглядно-дидактический материал( в раздаточном материале –слова с пропущенными буквами в приставках пре- и при-), распределяет слова по кармашкам-вагонам, прикрепленным к доске. (Кармашки соответствуют значениям приставок: 1) присоединение, 2) приближение, 3) близость, 4) неполное действие, 5) преувеличение, 6) близость к приставке пере-).
Молодцы! Все вагоны укомплектованы согласно значению приставок. Можем следовать дальше.
Объясняет задания, организует, регулирует работу групп
Работают самостоятельно по группам.
Технология сотрудничества, игровая технология
Регулятивные:
составление плана и последовательности действий.
Коммуникативные:
умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.


5
Физкультминутка
Ребята, смотрите на экран и повторяйте движения вслед за Машей из мультфильма «Маша и Медведь»
Демонстрирует видеоролик
Выполняют движения
Здоровьесберегающая


6.
Закрепление знаний и умений
После такой физминутки вы легко справитесь с тестами. На компьютере ( у каждого на парте стоит ноутбук) зайдите на сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А. (http://www.saharina.ru ссылка записана на доске). В рубрике 6 класса найдите тесты по теме нашего урока, выберите тот вариант, который вам под силу. Кто желает выполнить задачу посложней, откройте тесты в рубрике «Подготовка к ОГЭ» и выполните тесты повышенной сложности. Желаю вам удачи! Результат вашей работы вы увидите на экране после выполнения теста
Помогает скоординировать работу на сайте и в процессе выполнения тестовых заданий.
Выполняют задание на сайте. (Работают с тестами «Правописание приставок пре- и при-).
ИКТ технология, проблемно-поисковая, технология уровневой дифференциации.
Формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения.
Сотрудничество в поиске информации


7.
Подведение итогов. Рефлексия.
Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.
- Выполнили мы поставленные цели? Молодцы!
- Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями.
В листе оценивания поставьте значок (+) в выбранной вами графе.
Лист самооценки


Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.


Лишь кое-что чуть-чуть неясно.


Еще придется потрудиться.


Да, трудно все-таки учиться!



Задает вопросы  о целях и задачах урока.
Оценивает работу учеников на уроке.
Проговаривают разобранный на уроке материал, высказывают свои впечатления от работы, делают выводы.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.
Оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
осуществлять итоговый контроль.
Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Проявлять активность в деятельности.

8.
Этап разъяснения домашнего задания
Упр. 214, стр 118
В качестве альтернативного варианта домашнего задания вместо выполнения упражнения из учебника ученики могут создать свой тест на правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- Принимаются работы в текстовом и электронном вариантах (в программах «Word» «Hot Potatoes» или «PowerPoint»).

Проводит разбор домашнего задания.
Записывают задание на дом, задают вопросы
Технология уровневой дифференциации
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,
Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог.

9.
Заключительный этап
Ребята, большое вам спасибо за урок. Надеюсь, что вы получили не только знания, но и позитивный настрой.
Обеспечивает положительную реакцию учащихся на урок русского языка
Получают позитивный настрой от урока
Личностно-ориентированная технология






15