Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему Правописание приставок ПРЕ, ПРИ


Тема урока: "Правописание приставок при- и пре-";
Класс: 6
Тип урока: «открытие» нового знания;
Цели урока:
Содержательная: расширение понятийной базы об орфограммах в приставках, знакомство обучающихся с орфограммой «Гласные в приставках пре- и при».
Деятельностная: формирование у обучающихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее, обобщать; развитие умения формулировать собственную позицию, строить связное высказывание.
Учебник: Рус.язык. 6 класс.Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2 ч. Ч.1 / Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич/. – 3-е изд. – М.:Просвещение, 2014. – 159 с.:ил.
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Результат
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Приём «Мозговой штурм»
«Веришь ли ты, что…»
1.Организует класс на работу.
- Здравствуйте, ребята! На столах у вас по три «смайлика», выберите тот, который соответствует вашему настроению в данный момент.
На доске записаны слова:
Прибежал
Пришитый
Приморье
Приоткрыто
Предлинный
Преступник
Преграда
Предолгий
-Найдем общую морфему для обеих групп слов.
«Веришь ли ты, что…»
- Могли бы мы сделать орфографические ошибки в данных приставках?
Мотивация к формулированию темы и цели урока:
Вы хотите это узнать? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.
Запишите, пожалуйста, число и тему урока.
Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока.
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.
Волевая саморегуляцияНаходят общую морфему для обеих групп
Отвечают на вопросы.
Взаимодействуют с учителем, выдвигают предположения о теме урока, пытаются сформулировать цели урока.
Выявление психологичес-кого настроя детей(Л)
Анализ объекта, умение выделять морфемы, сопоставление информации (П)
Умение ставить проблему(П)
Умение строить связное высказывание(К)
Целеполагание, планирование своей деятельности; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.(Р)
Мотивация (сам поставил цель = должен её достичь) (Л)
Формулируют тему и цель урока
достаточный объем словарного запаса  и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей(Л)
строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей(П)
Внутренняя и внешняя готовность

Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы
Готовность к восприятию новых знаний
2) Этап выполнения пробного учебного действия для приобретения недостающих знаний
Приём «Инсерт» (маркировка текста)
1.Учитель рассказывает грамматическую сказку и показывает иллюстрации)В стране Лингвинии жили – были сестры – приставки ПРЕ и ПРИ. Приставка ПРИ была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Ее сестренка приставка ПРЕ была совсем другого характера: она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.
И тогда собрались все – все приставки на совет и осудили поведение приставки ПРЕ.
Задумалась приставка, приуныла. А через некоторое время произошло чудо. Стала эта приставка образовывать красивые слова: прекрасный, прелестный, преумный.
Перевоспиталась приставка, теперь она образует много слов с различным значением.
А приставка ПРИ- не растеряла своей доброты, и ей очень нравится находиться где-то рядом с нами: приехать, приклеить, присесть в пришкольном саду.
2.Какие же значения могут иметь приставки ПРИ и ПРЕ, как различать их, мы узнаем сегодня на уроке.
3.От чего же зависит правильное написание приставок ПРИ и ПРЕ?
Учитель просит объяснить, почему слова распределены по  столбцам. (Что может означать приставка при- и приставка пре-?)
Открытие новых знаний:
работа с информацией в учебнике
4. Прочитать информацию в учебнике о правописании гласных в префиксах ПРЕ,ПРИ
- Читая информацию, поставить карандашом знаки: («Инсерт»)
v знаю
+ новое
! интересное
? не понимаю
Теперь вы можете выполнить следующее задание:
5. Учитель предлагает составить кластер о приставке при- и приставке пре- (работа в парах). Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
Уч-ся приходят к выводу, что правописание приставок ПРИ и ПРЕ зависит от значения
Читают текст на п.11, перерабатывают информацию
Сопоставляют слова, пытаются составить кластер,
работают в паре.
Анализ, синтез, выбор основания для сопоставления информации, выдвижение гипотез (П)
Умение строить связное высказывание(К)
Присвоение выявленных закономерностей.
Фиксирование новых знаний через моделирование
Присвоение выявленных закономерностей.
Фиксирование новых знаний через моделирование3) Этап выявления и освоения способов действий для осознанного применения знаний. Организация деятельности для отработки навыков.
Учитель выступает в роли сопровождающего, который направляет познавательную деятельность обучающихся в верное, продуктивное русло (слайды 5,6, 14);
Учитель предлагает лингвистический материал (в слайдах на интерактивной доске), на основе которого обучающиеся самостоятельно делают вывод о том или ином случае написания приставок пре-, при- (слайды 7-18).

Ребята читают вопросы, анализируют материал,
проговаривают правило,
подтверждая собственными примерами.
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.(Л)
Анализ, синтез, выбор основания для сопоставления информации, выдвижение гипотез, строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей (П)
Умение строить связное высказывание(К)
контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.(Р)
Фиксирование новых знаний через моделирование.
Осознание значимости новых знаний
4) Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач Предлагает выполнить творческую работу. Восстановить текст, воспользовавшись словами из словарика. Озаглавить текст так, чтобы одно из слов было на правило «Правописание приставок ПРЕ, ПРИ-». (Преобразившийся лес).
Все…в лесу. Деревья …. белым пушистым снегом. ….. лесные птицы, наполнили лес …. пением. Весь лес….  в движении.
Словарик: пр…образить(е), пр..бывать(е), пр..накрыть(и), пр..звонкий(е), пр..красный.
2. Учитель задает дифференцированное домашнее задание.
На «3» - упр.155;
На «4» - упр. 155,159;
На «5» - упр. 159, составить лингвистический диктант на данную тему, сказку, стихотворение (на выбор).
3. Выставляет оценки, обосновывая каждую.
Знакомятся с текстом, выполняют задание творческого характера. Вспоминают орфограмму в приставках ПРИ-ПРЕ.
Зачитывают полученный текст, сравнивают с образцом.
Ученики записывают домашнее задание.
Выбирают задание, способ выполнения (индивидуальная или групповая работа)
Самостоятельная работа
Закрепить полученные знания.
Развить творческие способности
Задание творческого характера (Л), (П), (К)
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме(Р)
Практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества;
действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия(К)
Коррекция (Р)
Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей
5) Этап рефлексии учебной деятельности и самоконтроля Учитель организует рефлексию (слайды 23,24).
Предлагаю ответить на вопросы:
- какова тема урока?
- какую цель ставили?
- достигли ли цели?
- какое правило использовали?
Предлагаю вернуться к приёму
«Веришь ли ты, что…»
- эти слова можно распределить в группы по значению префиксов?
- что было интересно на уроке?
- что было трудно?
- где ваши знания пригодятся?
Оцените свою работу, поставьте оценку.
Кто поработал на «5»? «4»? «3»?
Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?
Оцените работу своей пары.
Просит поднять смайлики, соответствующие настроению ребёнка в конце урока.
Высказывают свое мнение.
Объясняют.
Отвечают на вопросы.
Дают оценку своей деятельности, оценивают работу в парах.
Демонстрируют свое настроение при помощи смайликов.
Мониторинг результатов усвоения новых знаний
Определяют основную и второстепенную информацию;
представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде кластеров)(П)
Практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества;
действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия(К)
Рефлексия способов и условий действий (П)
Самооценка (Л)
Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) Осознание значимости новых знаний
Ценностное отношение к деятельности и её оценка
Цель данного урока: : расширение понятийной базы об орфограммах в приставках, знакомство обучающихся с орфограммой «Гласные в приставках пре- и при»; формирование у обучающихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее, обобщать; развитие умения формулировать собственную позицию, строить связное высказывание, , ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.
В ходе урока ученики получат возможность научиться : опознавать данную орфограмму; анализировать слова с префиксами –пре, при с точки зрения лексикологии; овладеть умениями осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планировать и регулировать свою деятельность.
Задания, выполняемые учащимися способствуют формированию личностных универсальных учебных действий: свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей; ориентирование в системе моральных норм и ценностей; активизация творческого отношения к учению регулятивных: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.
познавательных: проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определять значимые части слова и устанавливать отношения между ними; определять основную и второстепенную информацию; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; представлять информацию в наглядно-символической форме (в виде кластера).
коммуникативных: приобретение опыта работы в паре; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действий с учётом позиции другого, умений согласовывать свои действия с действиями других участников совместной деятельности.
Планируемые результаты: сформированность познавательных мотивов (интерес к новому); стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность; способность адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха), связывая успех с усилиями, стараниями; способность "встать" на позицию другого человека, "увидеть" ситуацию с его точки зрения; принятие решений на основе соотнесения нескольких моральных норм; уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим; осознание необходимости самосовершенствования; понимание и принятие учеником учебной задачи; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; готовность к преодолению трудностей; поиск способов разрешения трудностей; умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого; умение выбирать средства для организации своего поведения; практическое умение обобщения, унификации, выделение элементов, несущих основную смысловую нагрузку; умение договариваться, находить общее решение; способность сохранять доброжелательность в ситуации конфликта интересов; способность брать на себя инициативу; рефлексия своих действий; способность строить понятные для партнера высказывания; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий; применение методов информационного поиска; развитие познавательной инициативы; умение сравнить цель и результат; умение излагать основные положения своего сообщения.