Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»








Выступление на заседании педагогического совета
на тему:
« Культура здоровья как фактор формирования
здоровьесберегающей среды школы»



Выполнила : Деняева Лариса Михайловна,
учитель физической культуры.




















2015 год.





Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде чем говорить о культуре здоровья, я попрошу вас представить такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад. Течение потихоньку уносит детей, они этого не замечают и неожиданно оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу , протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны находиться наверху, рядом с детьми и учить их плавать.
Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, дети - это наши ученики, взрослые – это мы – учителя и наша общая задача – научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.
Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека . Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность , бодрость , энергию и достичь долголетия!
1. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
- это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
- это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).


Психическое здоровье:
- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
- это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье:
- это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье:
- это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье:
- система ценностей и убеждений.
В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль индивидуален. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Проблема здорового образа жизни в настоящее время приобрела первостепенное значение. Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Идеальным центром для воспитания культуры здоровья и формирования ЗОЖ у наших детей, конечно же, является школа. Успешно конкурировать может только здоровая личность. Поэтому культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение подростков к своему здоровью как главной жизненной ценности и представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов.
Любая культура начинается со знаний. Поэтому подростки должны быть вооружены целой системой представлений о физиологических особенностях организма, гигиены тела, питания, режима дня, а также о сущности ЗОЖ.
Для того чтобы школьник уже сегодня захотел заботиться о здоровье, он должен понимать, чем ему это полезно сейчас и как это может помочь ему в дальнейшем.
В этом состоит смысл познавательного аспекта системы.
Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации личности в процессе творческой деятельности.
Поведенческий аспект способствует формированию устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа в повседневной жизни подростков, устойчивом противодействии негативным воздействиям.
Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и саморазвития подростков. Поэтому все перечисленные аспекты учтены в программе «Здоровье», которая в настоящее время реализуется в нашей школе.
2. Цель программы: формировать навыки организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды, направленной на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса .
Одним из компонентов программы является образование и воспитание в области здоровья, что представляет собой совокупность знаний о здоровье, умений и навыков ЗОЖ, составленных согласно принципу природосообразности.

Основные задачи образования и воспитания учащихся в области здоровья направлены на:
Формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью;
Организацию ЗОЖ, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам;
Развитие личной стратегии жизни подростков.
Образование и воспитание в области здоровья – это сложный, многоэтапный процесс и каждый из этапов имеет свои цели, а также формы и методы, позволяющие эффективно реализовать поставленные задачи. Вместе с тем при организации работы школы по формированию ценности здоровья и ЗОЖ в представлениях школьников следует помнить об основных принципах:
1) целостности - воспитание основ ЗОЖ осуществляется в рамках единого процесса воспитания и формирования личности;
2) комплексности - вовлечение в сферу формирования навыков ЗОЖ всех основных институтов социализации школьников (школы, семьи, окружения);
3) безопасности - тщательный отбор информации, предоставляемой школьнику, и исключение сведений, которые могут провоцировать его интерес к поведению, разрушающему здоровье;
4) возрастной адекватности - содержание образования в области ЗОЖ базируется на актуальных для конкретного возраста потребностях и ценностях и учитывает реальные для данного возраста факторы риска;
5) социокультурной адекватности - учёт свойственных обществу стандартов и норм поведения, в том числе обычаев, традиций, связанных со здоровьем.



Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели. Под здоровьесберегающей образовательной технологией принято понимать- систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
3. Функции здоровьесберегающей технологии:
- формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства.
- информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
- диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
- адаптивная: воспитание у учащихся направленности на
здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние
собственного организма и повысить устойчивость к различного рода
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.
- рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
- интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.
4. Типы технологий:
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Системная последовательность приобщения школы и каждого учителя к здоровье сберегающим и здоровьеформирующим технологиям:
1. Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения.
2. Признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников
3. Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций) .Реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.


Негативные тенденции:
- значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%);
- стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50- 60% школьников;
- резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
К недостаткам образования, в частности, относятся:
- Невыполнение норм САНПиНА ;
- недостаточная освещенность классов;
- плохой воздух школьных помещений;
- неправильная форма и величина школьных столов;
- перегрузка учебными занятиями;
- дозировки домашнего задания.
5. Основные «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся:
Активно изучаемые и обсуждаемые:
- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
- несовершенство учебных программ;
- авторитарный стиль преподавания;
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
- использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;
- недостаток двигательной активности учащихся;
- неправильное питание учащихся;
- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
- недостаточное финансирование школы.


Недостаточно обсуждаемые и изучаемые вопросы:
- недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровье сберегающих технологий;
- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
- слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;
- неблагополучное состояние здоровья учителей;
Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:
- стрессовая тактика авторитарной педагогики; увеличение темпа и объема учебной нагрузки;
- несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
- несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;
- отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.

6. Памятка
проведения урока с позиций здоровьесбережения.

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.
Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
16) темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).










7. Технология использования ЗСТ учителем
Здоровьесберегающие технологии помогают учащимся самореализоваться в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
отсутствие назидательности и авторитарности
воспитание, а не изучение культуры здоровья
элементы индивидуализации обучения
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
интерес к учебе, желание идти в школу
наличие физкультминуток
наличие гигиенического контроля
Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».
Использование педагогических технологий на уроке
Деятельностный подход. Деятельностный подход в обучении и воспитании это средство «самореализации учащихся. Эта технология способствует формированию положительных познавательных мотивов у детейё снижению уровня тревожности..
Метод проектов. Этот метод позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.
Методы активного обучения . Это - ролевые и деятельностные игры, групповая и парная работа, уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления.


8. Здоровьесберегающие действия на уроке: 
1.Оптимальная плотность урока
количество видов учебной деятельности
их смена
длительность и чередование
отвлечения от учебной работы 
2.Чередование видов учебной деятельности
чтение,
письмо,
слушание,
рассказ,
рассматривание пособий,
ответ на вопрос,
решение примеров.
просмотр видеосюжетов и презентаций
Рекомендации:
Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.
Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления). 

Оздоровительные моменты на уроке:
физкультминутки, динамические паузы
минутки релаксации
дыхательная гимнастика
гимнастика для глаз
массаж активных точек
речевая гимнастика





Цель оздоровительных моментов:

1.Отдых центральной нервной системы.
Наличие эмоциональных разрядок необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки. 
поговорка,
высказывание,
веселое четверостишие,
юмористическая или поучительная картинка

2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.

Правильная поза ученика во время занятий за столом.
длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка
высота ножек стула должна равняться длине голени.
голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол
между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка

расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.
тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.
при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.
позвоночник опирается на спинку стула.
Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.
надплечья находятся на одном уровне



Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом, непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.
3.Положительные эмоции
Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.
9. АНАЛИЗ УРОКА С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
1. Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)

Что наблюдается
Да
Нет
Примечание

1)Учащиеся в перемену находятся в кабинете




2) Кабинет проветрен




3) Кабинет настраивает на рабочий лад




2.Ход урока

Что наблюдается
Результат (указать: выше нормы, норма или ниже нормы)

1) Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядности, ответы на вопросы, решение примеров и задач и пр. (норма: 4-7 видов)


2 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10мин.)


3) Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позже чем через 7 -10мин.)


4) Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р и пр. (норма: не менее трех)


5) Чередование видов преподавания (норма: не позже чем через 10 -15мин.)


6) Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: с/р, групповая и парная работа, ролевые игры и пр. ( норма: не менее 7 -10 мин.)


7) Наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-й минуте урока 1 мин. Из 3- легких упражнений с 3-4 повторениями)



3.Психологический климат на уроке.
Что наблюдается
Результат

1) Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент


2) Стимуляция внутренней мотивации стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и пр.


3) Взаимоотношения между учителем и учеником


4) Взаимоотношения между учащимися


5) Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшие стихотворения, музыкальные минутки, поучительные картинки и пр.)


4 Пожелания учителю.



План – анализ
урока с позиций здоровьесберегающих технологий


п/п
Критерии
Вопросы для анализа

1
Гигиенические условия в классе (кабинете)
Чистота, температура, свежесть воздуха, освещенность, отсутствие неприятных звуковых раздражителей (эксперт ориентируется на свои органы чувств).

2
Число видов учебной деятельности, используемых учителем
Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и пр. Нормой считается 4 – 7 видов за урок. Но следует помнить, что частая смена видов деятельности требует дополнительных адаптационных усилий учащихся.

3
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности
Ориентировочная норма – 7- 10 минут.

4
Использование учителем различных видов преподавания
Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и другие. Норма – не менее трех видов за урок

5
Чередование видов преподавания
Чередование видов преподавания не позже, чем через 10 -15 минут
.

6
Использовании методов, способствующих активизации учащихся, развитию творческих начал.
Это следующие методы:
-методы свободного выбора (беседа, выбор действий, свобода творчества и пр.)
-активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, ролевая игра, дискуссия, семинар и пр.)
-методы, направленные на самопознание и саморазвитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и пр.)

7
Применение ТСО в соответствии с гигиеническими нормами
Норма – 8-10 мин.

8
Мастерство учителя при использовании видеоматериалов
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познанию, решения в синтезе учебных и воспитательных задач

9
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы
Дети на уроке не должны быть избыточно напряжены, что обычно бывает у авторитарных педагогов. Психофизический комфорт учеников на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления.

10
Физкультминутки и физкультпаузы
Это обязательная составная часть урока. Норма – на 15 – 20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3 -4
повторениями каждого. При этом важно наличие у школьников желания их выполнять.

11
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ
Выработка понимания сущности здорового образа жизни (ЗОЖ), формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности ЗОЖ и т.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в программном материале вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

12
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности.
Интерес к знаниям, радость от активного учебного труда, интерес к изучаемому на уроке материалу.

13
Благоприятный психологический климат на уроке
Применение методов и форм работы, способствующих созданию ситуации успеха, т.к. наличие стрессов, отрицательные эмоции свидетельствуют преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций. Приветствуются эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, поговорки, афоризмы и пр.

14
Итоговая плотность урока
Количество времени, затраченного непосредственно на учебную работу должно быть в диапазоне от 60 до 80%.

15
Момент наступления утомления учащихся и снижения учебной активности
Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 10 – 125 минут до окончания урока.

16
Темп и окончание урока
К нежелательным показателям относятся: неоправданно быстрый темп урока («скомканность»), отсутствие времени на вопросы учащихся, торопливая, практически без комментариев запись домашнего задания.

17
Интегральный показатель эффективности проведенного урока
Состояние и вид учеников после окончания урока: на одном полюсе – спокойно-деловое, удовлетворенное, умерено-возбужденное состояние школьников, на другом - утомленное, растерянное, агрессивное состояние.



10. Здоровьесберегающая среда МКОУ « Алексеевская СОШ » .
В работе МКОУ «Алексеевской СОШ» есть несколько направлений:
- обеспечение безопасной школьной среды;
- организация учебного процесса таким образом, чтобы он не вредил здоровью;
- использование методик, соответствующих возрасту и возможностям учеников;
- правильная организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы;
- формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
- взаимодействие с медицинскими учреждениями, анализ состояния здоровья и учет результатов по его сбережению.

В рамках здоровьюсберегающей деятельности в МКОУ « Алексеевская СОШ» организовано:
1. Качественное горячее питание;
2. Медицинское обслуживание;
3. Увеличение двигательной активности школьников;
4. Своевременная диспансеризация учащихся, реализация профилактических программ;
5. Организация внеурочных спортивных мероприятий;
6. Обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни;
7. Индивидуальный мониторинг здоровья;
8. Индивидуальный мониторинг физической подготовленности;
9. Профилактические программы развития школьников:

В МКОУ «Алексеевская СОШ» эффективно реализуется:
1. Комплексная программа сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся « Здоровье » .
2. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии являются составной частью всей образовательной системы школы. При составлении расписания учебных занятий учитываются гигиенические требования и санитарно-эпидемиологические правила СанПиН; выдержано равномерное распределение учебной нагрузки по дням недели в расписании уроков. Обеспечивается смена характера деятельности учащихся, предусмотрена взаимосвязь между занятиями первой и второй половины дня. Учебное расписание школы отражает режим работы всех классов в соответствии с максимально допустимой учебной нагрузкой.
3. Проводится профилактика заболеваний опорно-двигательной системы на занятиях физической культуры , в тренажерном зале.
4. В школе действуют совместные планы работы с ЦРБ п. Тёплое , в которых отражены графики профилактических осмотров учащихся, прививок и диспансеризации учащихся.
5. Большое внимание в школе уделяется формированию у учащихся понятий о здоровом образе жизни, регулярно проводятся беседы , лекции, классные часы по профилактике табакокурения и наркомании.
6. Контроль за соблюдением норм дозировки домашних заданий.
7. В школе организованы и функционируют кружки и спортивные секции на развитие мелкой моторики и двигательной активности детей ( баскетбол, футбол, подвижные игры , лыжные гонки, стрелковый, краски радуги, бисероплетение. )
8. Традиционными стали в школе дни здоровья, неделя физической культуры и спорта, игры- эстафеты «Весёлые старты», военно-спортивная игра «Зарница», день ГО , соревнования по волейболу, по мини –футболу ,по биатлону ,осенний легкоатлетический кросс, « Безопасное колесо», конкурс «А, ну-ка , парни».
9. Ежегодно проводится мониторинг физической подготовленности по физической культуре .
10. В школе ежедневно силами ученического актива 1-11 классов до уроков проводится утренняя зарядка .
11.Во время уроков учителя проводят физкультминутки и зарядку для глаз.
12. В кабинетах учителя - предметники соблюдают режим проветривания.
13. В целях сохранения физического и психического здоровья учащихся учителя школы используют на уроках разнообразные, постоянно сменяющиеся друг друга виды деятельности; используют методики, способствующие созданию на уроках проблемных ситуаций и предотвращению психологического, эмоционального и умственного переутомления учащихся.
14. В целях повышения культуры родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся на родительских собраниях проводятся беседы по гигиене, режиме дня школьников, правильном и здоровом питании, о вреде употребления алкогольных напитков, наркотиков, табакокурения. Проведённые беседы дают положительные результаты.
15. В целях повышения культуры учащихся в школе классными руководителями, в рамках воспитательной работы с классом, проводится цикл лекций о гигиене и правильном питании, здоровьеформировании.
16. По возможности в каникулярное время осуществляются поездки в оздоровительные лагеря.
Большую работу по формированию основ культуры здоровья в прошлом году провели все учителя, работающие в пришкольном лагере «».Там программа «Здоровье» работала в полной мере. Рабочий день отдыхающих был расписан по минутам: утро начиналось с зарядки, в течение дня детям были предложены соревнования и игры-эстафеты. Все ребятишки принимали активное участие в познавательных программах, посвященных ЗОЖ, режиму дня, здоровому питанию, борьбе с вредными привычками, безопасному поведению на дороге и воде и др. В столовой все дети получали витамины.
Итоговым результатом работы по формированию основ культуры здоровья в рамках реализации программы « Здоровье» мы видим:
- повышение уровня знаний учеников, квалификации педагогов;
- постепенное снижение уровня заболеваемости школьников и учителей;
- школьники принимают активное участие в муниципальных и региональных соревнованиях по разным видам спорта, где показывают хорошие результаты.
Заключение. С начала нового учебного года нас ждёт важная, необходимая, интересная и творческая работа по формированию основ культуры здоровья одного из  важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одного из  неотъемлемых прав человека. Вот небольшой список мероприятий по формированию основ культуры здоровья и ЗОЖ:
Беседы и классные часы о здоровье;
Акции и игровые познавательные программы;
Творческие конкурсы: конкурс плакатов, конкурс рисунков, конкурс эмблем, творческо-исследовательские работы, фотоконкурсы, конкурсы классных газет, сочинений;
Спортивные соревнования и праздники;
Вечера и дискотеки;
Дискуссии, «круглые столы», конференции;
Лектории;
Дни здоровья.
Итак, лучший способ сделать детей счастливыми  сделать их здоровыми! Мы поможем нашим детям! Ведь здоровье и счастье детей в наших руках! Спасибо за внимание!








13PAGE 15


13PAGE 14615




Рисунок 015