МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ


МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Бижигитова Жулдыз Батыровна педагог- психолог КГУ «Афанасьевская средняя школа района Шал акына»
В связи с тем, что происходит изменение образовательных приоритетов: школа уже не может ограничиваться формированием знаний, умений и навыков, а ориентируется, прежде всего, на всестороннее и гармоничное развитие личности учащегося. Одним из важнейших механизмов социализации современного человека является образовательная среда, представляющая собой психолого -педагогическую реальность, содержащую специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно -предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуникативных навыков и взаимоотношений участников учебно -воспитательного процесса. [1].
Мониторинг безопасности образовательной среды – это система организации сбора, хранения, обработки, распространения информации о деятельности системы (подсистемы) образования, которая призвана обеспечивать не только непрерывное слежение за ее состоянием, но и прогнозирование ее развития [2].
Педагогическая безопасность образовательной среды – такое её состояние, в котором безопасность и удовлетворённость ею всех участников определяется наличием у субъектов, организующих образовательный процесс и образовательную среду, психолого-педагогической культуры и умений реализации технологий гуманной педагогической деятельности в соответствии с интересами каждой личности и общества в целом [3].
По мнению И.А. Баевой, психология безопасности — новое направление психологической науки и практики, которое интегрирует психологические исследования из разных областей психологии в целях обеспечения безопасности человека и общества. Ощутимый вклад в развитие этой отрасли знания внесли психологические исследования, выполненные в системе образования (Баева – 2006; Грачев – 2003; Деркач, Футин – 1995; Кабатченко – 2000; Петренко – 1993). Образование является средством психологического воздействия на человека, следовательно, его надо подвергать экспертизе на психологическую безопасность.[5].
Методика психологической безопасности образовательной среды разработана на принципах гуманитарной экспертизы образования. Здесь самыми важными являются две функции: защитная (обозначающая отстаивание прав и интересов личности в соответствии с ключевыми гуманитарными критериями, требованиями психологии, здоровья и т.п.) и развивающая (данная фиксация не просто констатирует, но выявляет «отправную точку» развития психологических ресурсов образовательной среды).
Диагностическими показателями психологической безопасности образовательной среды выступают:
-индекс психологической безопасности;
-интегральный показатель отношения к среде;
-индекс удовлетворённости взаимодействием в образовательной среде.
Для определения основных характеристик образовательной среды отобраны восемь наиболее значимых:
-взаимоотношения учителей,
-взаимоотношения учеников,
-возможность высказать свою точку зрения,
-уважительное отношение к окружающим,
-сохранение личного достоинства,
-возможность обратиться за помощью,
-возможность проявлять инициативу, активность,
Постоянный мониторинг психологической безопасности образовательной среды на основе экспресс -диагностики позволит контролировать качество психологических условий, в которых осуществляется обучение и воспитание детей [2].
На основании значимых компонентов необходимо разработать концепцию той образовательной среды, в которую будут входить общешкольные и классные мероприятия, психологическая диагностика, индивидуальные и групповые коррекционные занятия, тренинги личностного роста и т.д., исходя из определившихся проблем для каждой школы и отдельно взятого класса.
Исходя из диагностических показателей психологически безопасной образовательной среды цель мониторинга можно сформулировать как изучение состояния образовательной среды через ее восприятие субъектами учебно-воспитательного процесса. Задачами мониторинга являются:
осуществить комплексный анализ образовательной среды
выявить значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворённость ими;
разработать целевые рекомендации по технологиям создания психологически безопасной образовательной среды.
Объектом мониторинга являются параметры, которые согласуются с выделенными критериями психологически безопасной образовательной среды.
К оценке образовательной среды можно подойти с двух позиций:
1) Диагностической, состоящей из пакета психодиагностических методик, адресованной отдельным участникам учебно-воспитательного процесса.
2) Экспертной, включающей набор оценочных суждений участников учебно-воспитательного процесса и независимых экспертов.
Мониторинг может реализоваться с позиции двух подходов (диагностический и экспертный), то соответственно можно выделить следующие объекты мониторинга:
Диагностический
· Уровень удовлетворенности качеством жизни.
· Склонность педагогов к личностно-ориентированному взаимодействию
· Структура отношения к коллективу (психологический климат)
Экспертный
· Отношение к образовательной среде школы и компоненты этих отношений
· Значимые характеристики образовательной среды школы и степень удовлетворенности ими
· Модальность образовательной среды как показатель ее развивающих возможностей
· Характеристики (количественный анализ) социального компонента образовательной среды
При этом в качестве критериев психологической безопасности образовательной среды рассматривается следующее:
1. Отношение к образовательной среде, ее референтная значимость;
2. Восприятие образовательной среды ее субъектами, как психологически благополучной;
3. Функционирование образовательной среды как развивающей, т.е. имеющей психологические ресурсы развития; 
Инструментарий мониторинга:
1) Экспресс -методика по изучению социально -психологического климата в трудовом (педагогическом) коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто.
2) Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидпера.
3) Методика диагностики ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную и личностную модель взаимодействия с детьми В.Г. Маралова.
4) Адаптированный опросник Р. Элиота«Удовлетворенность качеством жизни».
При экспертном подходе предполагается использование следующего инструментария:
1) Методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И.А. Баевой.
2) Методы психолого -педагогической экспертизы образовательной среды В.А. Ясвина.
Таким образом, мониторинг безопасности образовательной среды может рассматриваться как система организации сбора, хранения, обработки, распространения информации о деятельности системы (подсистемы) образования, которая призвана обеспечивать не только непрерывное слежение за ее состоянием, но и прогнозирование ее развития. Мониторинг предполагает функционирование в течение определенного временного периода.
Мониторинг безопасности образовательной среды – категория педагогическая и управленческая, поскольку он не копирует общие положения теории информации, а переводит их на язык педагогики, психологии и управления. Социальная сущность подобного мониторинга определяется тем, что именно он служит главным средством контроля и учета передачи социального опыта (содержания образования) подрастающим поколениям. Формирование мониторинга безопасности образовательной среды происходит в деятельности психологов, дидактов, методистов и других специалистов в области педагогики и психологии.
Список используемой литература:
Барышева ТА., Сеничева И.О. Информационно-методический бюллетень (материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования детей). – Центр развития дополнительного образования. – СПб ГДТЮ, 2007. – 215 с.
Вихристюк О.В., Ковров В.В., Леонова Е.Г. Мониторинг образовательной среды как одно из условий безопасности образовательной среды // Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. – М., 2008. – С. 45-58.
Коджаспирова Г.М. Психолого-педагогическая культура педагога как ведущий фактор безопасности образовательной среды // Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. – М., 2008. – С. 20-24.
Логинова Л.Г. Оценочное исследование качества образовательных услуг в системе дополнительного образования детей // Ярославский пед. вестник. – 2011. – № 1. – Том II. – С. 56-68.
Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А.Баевой. – СПб., 2006. – 288 с.