Как человек воспринимает информацию

Как человек воспринимает информацию?
Мир вокруг нас беспределен, а наше сознание такое маленькое... Способности человеческого восприятия ограничены, и нам приходится выбирать наиболее важное, а все остальное – отсеивать. Эта фильтрация происходит на самых различных уровнях – начиная с того, что вы можете совершенно не замечать "ненужных" людей, и заканчивая тем, что вы просто не обращаете внимание на запах книги, находящейся у вас в руках. Мы не можем видеть или слышать абсолютно все, что нас окружает, мы выбираем наиболее важное для нас в этом мире. Нам просто приходится от чего-то отказываться, чтобы не перегружаться. Кто-то читает "Известия", кто-то детектив, и это тоже фильтрация. Человек выбрал то, что ему кажется более важным и интересным, или то, что ему ближе и роднее. Есть люди, которые находят хорошую работу, друзей и замечательную жену (мужа), и это также связано с тем, что они ищут, а что отсеивают. Есть люди, которые постоянно думают о проблемах, о том, что плохо в этом мире, и они тоже находят это. Мир достаточно велик, и в нем есть все. Нужно только немного направить самого себя, и вы найдете то, что ищете.

Если вы пойдете по миру в поисках проблем – найдете проблемы! Если пойдете в поисках мастерства – найдете мастерство!

Что ищешь, то и находишь.

Скажите, как можно найти то, чего не замечаешь? Наша голова – весьма полезный и чуткий инструмент, она делает именно то, что вы ей приказываете (не что хотите, а что приказываете). И она совершенно честно ищет то, что вы ей предлагаете найти. У меня была знакомая семейная пара, назовем их Оля и Юра. Жена говорила про мужа, что он совершенно не замечает детей, они как бы находятся вне его поля зрения. Когда Оля предлагала мужу вспомнить ребенка какого-нибудь общего знакомого, очень часто Юра удивлялся этому; он забывал, что у этого знакомого вообще есть дети. (Правда, стоит отметить, как все переменилось, когда у них у самих родился сын!)
Следующий пример – телевизионное вещание: 5-7 каналов почти по 16 часов в сутки. Кто что смотрит? Одни смотрят исключительно сериалы, другие предпочитают новости, третьи вообще смотрят все подряд, кроме детских передач. Есть еще категория людей, которая телевизор не смотрит, но это та же самая история. Это ведь тоже выделение чего-то. Или отсечение, если хотите. И здесь нет речи о том, что более правильно выделять, а что менее правильно, ведь это личное дело каждого – замечать что-то или нет! Здесь речь идет о том, что мы все время чего-то не замечаем. А может, иногда стоит обратить на это внимание? И наоборот, возможно, мы слишком много думаем о чем-то. А нужно ли нам посвящать этим мыслям так много времени?
И также это совершенно непосредственно касается общения. Люди отбрасывают то, что им не подходит, и берут то, что прошло через их фильтры. Вот о том, как устроено общение, и кто из чего что берет, и как сделать, чтобы все нужное к вам попало, и пойдет рассказ дальше.

Каналы восприятия.

У человека 5 органов чувств: зрение, слух, ощущения, вкус и запах.
1. Визуальная (В). То, что мы видим. Образы, картинки, кино.
2. Аудиальная (А). То, что мы слышим. Как речь, так и свист ветра или звук капающий воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.
3. Кинестетическая (К) (От "кинес" - "тело" по гречески). То, что мы чувствуем. Сюда же относится Запах и Вкус.
Иногда хорошо поделить Кинестетику на 3 части:
тактильные - ощущения кожи; внутренние - мышечные, ощущение в желудке, тепло;
мета-ощущения - оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении: радости, любви, счастья, горя и пр.Мета-ощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову.
Обычно человек более ориентируется на один из каналов.
Но самое забавное состоит в том, что человек как бы выбирает один канал, предпочитая его всем остальным. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.

Представление слова.

Слова, которые мы произносим - это просто набор звуков, при помощи которого мы обозначаем некие куски своего опыта. Если я скажу "кошка", то кто-то увидит большого белого кота, кто-то услышит мяуканье или мурчанье, а кто-то почувствует, как он гладит маленькую пушистую кошечку. А кто-то и увидит, и услышит, и почувствует. Чтобы немного разобраться, какие слова для кого что обозначают, давайте немного поиграем.

Один из наиболее важных фильтров – так называемые каналы восприятия: зрение, слух и чувства. Визуальный (В). То, что мы видим. Образы, картинки, кино. Аудиальный (А). То, что мы слышим. Как речь, так и свист ветра, или звук капающий воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса. Кинестетический (К) (От "кинес” – "движение”, по-гречески). То, что мы чувствуем. Сюда же относятся Запах и Вкус. То, что мы чувствуем в теле удобно поделить на 3 части: Тактильные ощущения – ощущения кожи, осязание; Внутренние – мышечные, ощущения в желудке, тепло; Мета-ощущения – оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции: радости, любви, счастье, горе и пр. Мета-ощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову.
Вспомните героев советского мультфильма “Вини Пух”. Вспомните их поведение и речь и попытайтесь определить ведущую репрезентативную систему у них. Наклейте на свой раздаточный материал рисунки героев.
Способы работы с аудиалами, визуалами, кинестетами (работа в группах; мозговой штурм; оформление результатов работы на отдельных листа). После того, как вы поработаете, я предлагаю вам представить наработанный материал.
Следующая работа: в группе: изучите внешний облик, речь, дистанцию представленных типов и изобразите карикатурно или схематично внешние признаки аудиала, визуала и кинестета (на каждую группу 1 тип).
А теперь давайте немного расслабимся. По моей команде скажите все “мяу”. Молодцы. А теперь давайте анализировать. Кто сказал “мяу” громко, тот кинестетик; кто сказал “мяу” высоко, тот аудиал; среднее “мяу” - визуал.
И еще некоторая информация перед тем, как закончить нашу работу.
В России: визуалы 35 %, кинестетики 35 %, аудиалы 5 %, дигиталы 25 %
В США: визуалы 45 %, кинестетики 45 %, аудиалы 5 %, дигиталы 5 % (внутренний диалог)
В Англии: аудиально-визуальная культура.
Дополнительные краткие характеристики
Зритель.
Внимание – на видимые признаки знакомых объектов; быстро схватывают и запоминают визуальные характеристики – движение, цвет, форма, размер.
Легко овладевает навыками чтения и письма.
Быстро учится рисовать и писать печатными буквами, а на первых уроках чтения с легкостью запоминает графику коротких слов. Хотя в дальнейшем успехи в чтении слабеют.
Предпочитает уединение групповым играм. Чаще 1 друг. В разговоре со сверстниками выражает свои мысли четко и просто.
Хорошие успехи в математике.
Лучше рассмотреть иллюстрацию к сказке, чем слушать саму сказку.
Слушатель.
Художественные работы не отличаются большой тщательностью и изобретательностью, однако дети неплохо умеют объяснить сверстникам, что надо сделать.
С чтением нет проблем.
Деятель.
Дети раньше, чем другие начинают ползать, а потом ходить.
Предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом
Выражают мысль через действие
На улице – лидеры.
Трудности с письмом (написание печатных букв, неправильно держит карандаши и сильно нажимает, многие буквы он пишет задом наперед), чтением (путает буквы), математикой (считает на пальцах, с задачами - проблемы)

Заголовок 2 Заголовок 315