Урок по технологии Пищевая ценность овощей. Содержание в них витаминов, минералов, клетчатки. Классификация овощей (5 класс).


Конспект урокаПредмет: «Технология».
Тема: «Пищевая ценность овощей. Содержание в них витаминов, минералов, клетчатки. Классификация овощей.»Продолжительность: 45 минут.
Класс: 5.
Цель урока: формирование знаний об овощах, их видах, знакомство с пищевой ценностью овощей и их значении в питании человека
Задачи урока:
1.Образовательная: формирование и усвоение знаний об овощах, их видов, содержания в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов, методах определения качества овощей, их первичной обработке, правилах сохранения витаминов, технологии механической обработки овощей, и умения определять доброкачественность овощей и выполнять их нарезку различными способами.
2.Развивающая: развитие мышления, воображения, внимания, памяти.
3.Воспитывающая: Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, целеустремленность, навыки взаимодействия в коллективе.
Ход урока
I. Организационная часть урока
Приветствие;
Проверка готовности к уроку;
класс, выявляю присутствие.
II.Теоретическая часть урока
1.Целеполагание и мотивация
Зачитываю стихотворение, в котором просматриваются и тема, и цели.
Я садовником трудилась,не на шутку рассердилась:вдруг на грядках овощимеж собой поспорили –“кто” на свете всех важнеевсех питательней, вкуснее?Чтоб сей спор быстрей решить,Надо было поспешитьМагазины посетить,Да специалистов опросить.Что я вижу, что за чудо?На прилавках в магазинеОвощи спорили в корзинах:“Кто” содержит витамины,И пектин, и каротин?“Кто” поможет всем больнымВывести холестерин?Каждый знал наверняка –Жить без него никак нельзя.
Итак, тема сегодняшнего урока «Овощи, их пищевая ценность.»2. Актуализация знаний.
Давайте вспомним тему прошлого урока. Задаю вопросы, учащиеся отвечают.
1. Что такое белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины?
2. Какие вы знаете витамины, и как они влияют на организм человека?
Ответы.
Белки – основной строительный материал клеток организма, активно участвуют в обмене веществ. Белковое голодание приводит к задержке и прекращению роста организма.
Жиры – источник энергии, регулирует проникновение внутрь клеток организма солей, сахара, воды и др. вещества.
Углеводы – основной источник энергии. Помогают организму лучше усваивать жиры.
Минеральные вещества – регулируют жизненные процессы организма человека.
Витамины – регулируют процесс обмена веществ, повышают трудоспособность, сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
III Изучение нового материала
Общие сведения о пище.
1. Значение питания в жизни человека.
Учитель. Человек рождается для жизни, но жизнь невозможна без питания. Веками люди упорно заняты добыванием пищи. Почему же питание так необходимо человеку? Наукой твёрдо установлены три функции питания.
Первая функция заключается в том, чтобы снабдить организм энергией. В этом смысле человека можно сравнить с любой машиной, совершающей работу, но требующей для этого поступления топлива.
Вторая функция питания заключается в снабжении организма «строительным материалом», то есть веществами, из которых впоследствии организм создаёт новые клетки взамен отмерших. Таким строительным материалом являются жиры, белки, углеводы, минеральные вещества.
Продукты растительного происхождения – основные источники витаминов, минеральных и пектиновых веществ, клетчатки, органических кислот, т.е. катализаторов, стимуляторов органов пищеварения, кровообращения, мочевыделительной системы. Многие растения обладают целебными свойствами и используются в лечебном питании.
Рациональное питание человека невозможно без овощей и плодов. Все мы любим овощи, но даже и не задумываемся, с каких времен и когда появился тот или иной овощ.
2. Учащиеся зачитывают подготовленные сообщения. Дополняю информацией.
Например, капусту выращивают с давних времен, с 3-го тысячелетия до н.э. Родина этого растения — Средиземноморье. В наши дни ее возделывают во многих странах мира.
Родиной любимого нами картофеля является Центральная и Южная Америка, где местное население ввело его в культуру земледелия примерно 14 тыс. лет назад. В середине 16 века картофель был завезен в Европу. Появление картофеля в России связано с именем Петра I, который в конце 17 века привез мешок клубней из Голландии.
Родина огурца — влажные тропические леса Индии, где это растение выращивали уже в 3-м тысячелетии до н.э.
Родина томата — тропические районы Южной и Центральной Америки. В Европе томат начали выращивать в 16 веке. На территории нашей страны томат стали возделывать в 18 веке.
Овощи отличаются большим разнообразием, они различны по внешнему виду и вкусовым свойствам.
3. Работа в группах. Раздаю карточки с овощами (приложение 1), предлагаю учащимся самостоятельно выполнить классификацию овощей. (Обсуждение)
– Назовите, пожалуйста, основные особенности данной группы овощей, по которым вы смогли бы определить, к какой группе относится тот или иной овощ.
Выполняется запись в тетрадь.
Классификация овощей
Вегетативные Плодовые

в пищу используются корни, в пищу используются плоды и семена
клубни, стебли, листья и цветы
Клубнеплоды (картофель, топинамбур ,батат) Пасленовые (томаты, баклажаны,перец)
Корнеплоды (морковь, свекла, редис, репа, редька) Тыквенные (огурцы, тыква, кабачки, Капустные (белокачанная, цветная, пекинская) патиссоны) Луковые (лук-порей, лук-батун, чеснок) Бобовые (горох, фасоль, бобы)
Пряные (укроп, эстрагон, базилик)
Десертные (ревень, спаржа артишок)
Салатные (салат, шпинат, щавель)
3.Физкультминутка.
«Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувств тепла и покраснение ладоней.
«Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.
Мы глазами поколдуем.
Круг огромный нарисуем!
Нарисуем мы окно
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд –
Это мчится самолёт…
Раз моргнули, два моргнули –
Наши глазки отдохнули!
Учитель
Овощи желательно употреблять в пищу ежедневно. Без них немыслимо рациональное питание.
Овощи являются основными поставщиками жизненно необходимых витаминов, минеральных солей, органических кислот, сахара, клетчатки и других веществ. При их недостатке возникают болезни. Чтобы этого избежать, необходимо знать содержание в овощах питательных веществ и включать в питание как можно больше овощей.
Давайте вспомним, что такое витамины, какие вы знаете витамины. Ответы учащихся.
Витамины – регулируют процесс обмена веществ, повышают трудоспособность, сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
А- витамин роста, зрения. Необходим для поддержания нормального состояния кожи, слизистых оболочек.
С- повышает сопротивляемость организма к различным инфекциям.
К- участвует в тканевом дыхании.
В- оказывает положительно влияние на общее состояние организма, принимают участие в процессах обмена, стимулятор роста.
Е- защищает клетки крови эритроциты, улучшая транспорт кислорода к тканям. Благодаря воздействию на свертываемость крови препятствует образованию тромбов в сосудах.
РР- оказывает благотворное влияние на жировой обмен, участвует в преобразовании сахара и жиров в энергию, оказывает влияние на нормальную работу нервной системы. Благодаря витамину РР человек защищён от сердечно-сосудистых заболеваний, тромбозов, гипертонии и диабета.
В овощах содержится большое количество воды.
Вода – способствует протеканию химических реакций в организме.
Запись в тетрадь.

Содержание в овощах питательных веществ
Овощи Минеральные вещества Витамины, гКартофель Калий, соли железа, фосфора, йода, магния, кальция, марганца, меди и др.В1 В2, РР, С
Капуста Калий, кальций, натрий, магний, железо, фосфор В1 В2, В3, РР, С
Морковь Кальций, калий, фосфор, магний, йод, железо А, РР, Е, С, В1В2, В6
Свекла Калий, натрий, железо, марганец С, Р, В1, В2
Томаты Соли калия и магния А, С, В1, В2, В6, РР, К
Салат Кальций, калий, магний С
Огурцы Соли кальция и магния, 90% воды С
- Какие витамины содержатся в капусте? В огурцах? В моркови?
- Назовите овощи, в которых содержится наибольшее количество белков.
- Какие минеральные вещества содержатся в томатах? В салате?
Учащиеся выполняют самостоятельную работу, отвечают на вопросы учителя.
IV.Подведение итогов урока
Задаю учащимся вопрос: “ Итак, что на свете всех важнее, всех полезней и вкуснее?” По желанию 2-3 человека делают выводы о пищевой ценности овощей и плодов и о необходимости применения их в ежедневном питании человека. Они говорят, что занятия по этой теме дали им много полезной информации, которая пригодится всем в дальнейшей жизни.
V. Домашнее задание.
Повторить термины и понятия. Выучить классификацию овощей.
Приложение 1.
Картофель Топинамбур

Батат Морковь

Свёкла Редис

Редька Репа


Капуста белокачанная Капуста савойская

Капуста цветная Капуста пекинская

Огурцы Кабачки
Патиссоны Тыква

Томаты Баклажаны

Перец Горох

Фасоль Бобы

Лук репчатый Лук - порей

Чеснок Салат

Шпинат Щавель

Укроп Базилик

Эстрагон