Урок в 8 классе по биологии+презентация «Группы крови, резус-фактор. Донорство»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Лицей №2»















Методическая разработка урока в 8 классе
По теме « Группы крови, резус-фактор. Донорство»



Автор Любовникова Е.В.
Учитель биологии.
















Город Камень-на-Оби
2013 год



Вступительное слово.

Любая технология это прежде всего тщательная подготовка требующая
теоретических знаний, соблюдение методики пошагового выполнения.
Процесс подготовки к уроку носит творческий характер, предполагает уход от стереотипов стандартного урока ( приобретение ЗУН), новые формы уроков ориентируют на самостоятельное приобретение знаний- формирование компетенций у школьников, получение знаний применимых в дальнейшем на практике. В настоящей методической работе представлена технология урок вдвоём. Урок апробирован и нашёл одобрение у учащихся и администрации школы.
В проведении урока главное место было отведено учителю как координатору, учащейся 9 класса как специалиста в узкой сфере, а конкретно – исследователький, социальный проект по пропаганде
донорства как гуманного акта доброй воле ( спасти чью то жизнь). Лекция по изучению нового материала по указанной теме заняла лишь одну треть времени. Был подобран материал проблемно- организационного характера (требующий незамедлительного решения, глубокого осмысления), для создания эмоционального восприятия, были подобраны соответствующие клипы.
Подготовительный этап заключался в следующем:
- Учащиеся были разделены на две группы – сторонников донорства и противников донорства, необходимо было продумать аргументы(доводы ) «за» и «против»; повторить строение , состав крови, роль всех её компонентов.
-Помощник учителя - ученица 9 класса компетентна в данной теме, мало того, углубленно проработала (на протяжении полугода) вопросы: история донорства, доноры города Камень-на-Оби, роль донорства в современном обществе; ею были составлены ряд слайдов включённые в общую презентацию к уроку, учителем.
Собственно урок состоял из трёх частей (этапов):
1)-Предпосылка формирования и развития мотивационной сферы учащихся- актуализация знаний, постановка проблемы урока, выяснение степени готовности к её решению (подготовлены ли тезисы к дискуссии), постановка целей и нахождение путей их достижения на уроке ( краткое введение к уроку, оглашение формы урока, необычность проведения урока совместно с ученицей, виды заданий). При проведении урока учитывала отношение учащихся к оригинальной форме урока, уровень их подготовленности.
-При повторении материала также, совместно с ученицей учащиеся выполняют индивидуальные и фронтальные задания, таким образом у учителя экономится время на изучение нового материала (учитель лишь контролирует точность выполнения задания).
2) Сообщение нового материала проводится в виде презентации, в ходе которой постоянно переключается внимание с учителя на ученицу-партнёра, различные виды деятельности учащихся ( включение их в активную работу по осмыслению информации), в том числе и дискуссия по вопросу о роли донорства, пользе , безопасности донорства ( эмоциональное общение учащихся, с учетом части презентации, проведённой партнёром).
3) Этап закрепления знаний , анализа данного урока ( анкетирование)-рефлексия.


Тема урока: « Группы крови, резус- фактор. Донорство»
Технология урок вдвоем: урок проводится совместно с ученице 9 класса , работающей над темой « Доноры и донорство на Алтае»
Проблема урока: при переливании крови иногда случаются осложнения. В чём причина этого явления?

Цель урока:
- дать знания о группах крови и их отличительных признаках, совместимость крови по группам крови, резус-факторам; значении переливания крови, роли доноров в сохранении жизни и здоровья людей.
-формирование умения: работать в группах с текстом учебника.

Задачи урока:
-изучит характерные особенности ( белки) групп крови человека,
-выяснить причины успехов и неудач в первых попытках переливания крови,
-развивать чувство альтруизма у учащихся
Оборудование: таблица « состав крови», презентация, интерактивный фрагмент повторения и закрепления материала.

Планируемые результаты
Учащиеся углубляют свои знания о внутренней среде организма и ее роли.

Личностная значимость изучаемого для школьника
Только бескорыстные люди могут подарить частичку себя – кровь нуждающимся. Альтруизм.

План урока
1.Актуализация знаний учащихся.
2.Презентация «доноры и донорство на Алтае»
3.Рассказ учителя и лекция Терехиной Вероники.
4.Закрепление материала:
-интерактивная часть,
-дискуссия «Донорство- польза или вред своему здоровью?»

Метод обучения
Проблемный. При переливании крови иногда случаются осложнения.

Формы организации учебной деятельности
Комбинированный урок-дискуссия по теме «Группы крови, резус- фактор. Донорство.»


Приемы деятельности учителя
Рассказ о причинах переливания крови , факторах, необходимых для переливания крови. Презентация по теме. Рассказ ученицы по исследуемой проблеме. Закрепление материала по вопросам учебника.

Познавательные задания
1.Рассказ Терехиной В. об истории переливания крови и донорстве на Алтае (краеведение)
2.Презентация « Совместимость групп крови и резус - фактор»
3.Каждый ли человек может стать донором? Не навредит ли это ему?

Организация деятельности учащихся
Слушают рассказ учителя и ученицы, смотрят презентацию: делают записи в тетради, обсуждают увиденное, выделяют главное, обсуждают проблему урока, высказывают свое мнение (дискутируют).

Развитие умений
Работать с учебником и фильмом, обсуждать проблему, высказывать свое мнение и уважать чужое мнение

Основные понятия и термины урока
Агглютиногены, агглютинины,
донор, реципиент, резус-фактор.

Источники информации
Основные: учебник с. 122-123;видеофильм (фрагменты), презентация по теме;
Дополнительные: сайты Интернета- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].


Домашнее задание
Учебник с. 124-125 ответить на вопросы устно; составить памятку «Правила переливания крови»,узнать гр. крови и резус-фактор у близких род-в., (кто может быть для них донором)










Ход урока
1) Введение: актуализация знаний. Урок сегодня пройдет совместно с ученицей 9 класса Терехиной Вероникой, занимающейся работой по теме «Доноры и донорство на Алтае».
Постановка проблемы: при переливании крови иногда случаются осложнения (сегодня мы выясним причины этого в ходе урока)
2) Повторение материала: интерактивный режим: (помогает Вероника)
- Расставьте стрелки и слова соответствующие составу крови.(2 слайд)
- Перед вами виды иммунитета: расставьте слова и стрелки соответственно (3слайд).
Пока у доски готовят ответы, фронтальный опрос:
-Что называют внутренней средой организма?
- Какую роль выполняет лимфа в организме?
- Какова роль тканевой жидкости?
- Какова роль крови?
3) Изучение нового материала:

Действия учителя
Действия партнёра( ученицы)
Действия учеников

1слайд. Рассказывает, актуализирует , ставит цели и задачи, озвучивает проблему урока


Записывают тему урока, проблему, оставляя место для её решения; слушают учителя

2 слайд. Обращает внимание на таблицу, просит найти объяснения новых терминов в учебнике ( на с.122-123).
-----------------------------





Перечерчивают таблицу, вносят данные, ищут определение терминов: агглютиногены-, склеиваемые вещества белковой природы(А и В)
агглютинины -склеивающие вещества ( альфа и бета)
«Иммунологические особенности крови»
Группа крови
Изоантигены в эритроцитах
Антитела в плазме
Частота встречаемости в %

I (0)
0

·
·
33,5

II (A)
А

·
37,8

III (B)
В

·
20,5

IV AB)
АВ
-
8,1



3 слайд. Спрашивает о том, кого называют донором, кого реципиентом, просит найти определение в учебнике


Ищут определение в учебнике, делают записи: донор-человек, чью кровь вливают, человек дающий кровь,




реципиент- человек, которому вливают кровь, пересаживают ткани органы, клетки


4слайд.

Просит учащихся записывать вопросы по ходу рассказа (раздаёт листочки для записей).
Рассказывает о Асии и Маше Пахоменко, выживших, благодаря многократному переливанию донорской крови
Слушают и готовят вопросы для Вероники (записывают вопросы на листочках). Передают листочки с вопросами в конце рассказа: возраст донора, кто может стать донором, при каких условиях.

5слайд. Рассказывает о том, что донорская кровь может использоваться не полностью, только её компоненты.
В вашей семье, среди ваших знакомых есть доноры?







Записывают значимость компонентов крови при различных заболеваниях, ситуациях.


Отвечают (это было задание на дом узнать, кто из родственников, знакомых был, есть донор в настоящее время.

6слайд. Не всегда переливание крови от донора к реципиенту было удачным.
Ребята, слушая рассказ Вероники, заполните таблицу «Страницы истории переливания крови»
даты
события














Передаю слово Веронике.















Рассказывает о первых попытках переливания крови от животных к животным, от животных человеку.

Конспектируют, вносят данные в таблицу
(даты и события)
даты
события

1628 год
Законы кровообращения
У.Гарвея

1638 год
первые переливания крови К. Поттером в экспериментах на животных


1667год
Ж. Дени и Эммерц впервые перелили кровь ягненка человеку (смертельный исход)






7слайд.








Ребята, как вы
думаете , в чём возможная причина неудачи?
Рассказывает о первом переливании крови хирургом Джеймсом Бланделлом.





Продолжают заполнять таблицу
22 .12 .1818 г.
Прямое переливание крови англ. Хирургом ДЖ. Бланделлом (смертельный исход)

Предполагают:
-нестерильность инструментов,
-несовместимость групп крови.

8слайд.








Ребята вспомните, благодаря какой особенности крови стал возможным успех?
Рассказывает о первом успешном переливании крови от человека к человеку






Продолжают заполнять таблицу
20.04.
1832
год
Переливание крови роженице врачом акушером А.М.Вольфом (удачно)

Отвечают: случайное совпадение групп крови (агглютинины, агглютиногены), так как ещё не были открыты белки крови.

9слайд.


В настоящее время есть мобильные пункты переливания крови в тех населённых пунктах, где нет районных больниц.

Рассказ о открытии групп крови.



1900 год
– открытие групп крови, слушают

Конспектируют







10слайд.Клип о донорстве. Ребята выскажите своё мнение о увиденном.



Смотрят. По окончании просмотра комментируют увиденное, высказывают своё отношение

11слайд. В нашей школе есть Почётные Доноры России

Рассказ о Почётном Доноре Ераковой Л.П., учителе английского языка.
Слушают, делают записи в тетради.

12слайд. Клип о донорстве
Ребята, выскажите своё мнение об увиденной на слайде информации.


Смотрят. По окончании просмотра комментируют увиденную на слайде информацию.

13слайд.


Рассказ о Скоробогатове В.А., учителе труда нашей школы, находящегося в настоящее время на заслуженном отдыхе.
Слушают, делают записи в тетради.

14 слайд. Ещё один белок, впервые открытый у макак Резус, присутствует у большей части людей в крови. Прямое переливание крови возможно с учетом резус- фактора. Что это такое? Найдите ответ на вопрос с.122- 123.



Ищут в учебнике, делают запись определения, отвечают.
Резус- фактор- белок, имеющийся в крови большинства людей
(Rh+ ,Rh-)

15слайд. Настал момент, когда о крови вы знаете все. Ребята, ответьте на вопросы:
1) Вы считаете, что кровь сдавать безопасно (? ! ) Дискуссия.




Подведём итог дискуссии, так как всё-таки вы пришли к единому мнению: выскажите обоснованно мнение о необходимости донорства (без отрицательных последствий для донора)
2)В будущем я посоветую друзьям стать донором, сам (а) стану донором. Ребята, какие правила необходимо соблюдать, чтобы быть донором? Поработайте в группах над созданием «Памятки донору»
3)- Ребята, в начале урока вы оставили место для решения проблемы урока, напомните её.
- Какие причины приводят к осложнениям, как решить эту проблему?
-Проблемы с донорством решаемы: ваши предложения.


4)Ответьте на вопросы рефлексии:
- Что нового на уроке узнал?
-Приемлема ли такая форма урока?
-Степень твоего участия на уроке?























Раздает листочки с вопросами рефлексии




1)Высказывают своё мнение в группах (предварительная домашняя работа: подбор материала о пользе и вреде сдачи крови- аргументы «за» и «против»).

Индивидуально высказывают своё пожелание стать донором, обосновывают безвредность донорства.






2)Работают в группах, записывают памятку, первая из успешно справившихся групп озвучивает памятку, учащиеся остальных групп дополняют её.




3) -При переливании крови иногда случаются осложнения


-Работают в группах. Предлагают решение, дополняют друг друга.

-Предлагают свои варианты решения данной проблемы
( работают в группах). Высказываются, дополняют друг друга.
4)Отвечают на вопросы, сдают листочки с ответами.







4) Закрепим ваши знания о группах крови, переливании: интерактивный режим: (1,4,5, задания размещены на соответствующих слайдах)
-Расставьте стрелки в схему переливания крови (1 задание)
-Обоснованно выберите ответ к правилам переливания крови (4 задание).
-Вставьте данные в соответствующую графу таблицы: антигены, антитела крови (5 задание).
-Ответим на вопрос проблемы (при переливании крови иногда случаются осложнения, причины): учащиеся отвечают.

-Рефлексия урока (слайд № 15)

5) Запись домашнего задания (слайд № 16)
Завершение урока:
Мы достигли поставленной цели, стали обладателя ценных знаний и ещё раз показали высокую работоспособность. Урок закончен. Спасибо. Успехов вам.
Комментарии к презентации:

№ слайда
Заголовок
слайда
Комментарии к слайду

1
Группы крови, резус- фактор. Донорство.
Тема урока. Сегодня вам предстоит решить важную проблему – почему не всегда переливание крови было удачным ( при переливании крови иногда случаются осложнения ). Решить проблему станет возможным, узнав некоторые особенности крови.

2
Иммунологические особенности крови
Обратите ваше внимание на таблицу: какие новые, непонятные для вас термины? Давайте познакомимся с особенностями нашей крови,
найдите определение терминов : агглютиногены, агглютинины


3
Донор - человек добровольно дающий кровь, ткани, органы.
Мы уже выяснили насколько важна для нас кровь. Но очень часто, в различных ситуациях приходится переливать чужую кровь.
Кто такие доноры? Как правило, это альтруисты, знающие, что за сдачу крови они получат мизерную оплату, не это важно для них важен тот факт, что они спасают чьи-то жизни.


4
Они живы благодаря донорам
Перед вами дети их истории о том, что они живы благодаря донорской крови.


5
Донорская кровь используется при сложных операциях, травмах, ожогах

Не всем реципиентам вливают целую кровь, часто это необходимые ее компоненты, благодаря этому, возможно спасение жизни
4-5 пациентам.



6
Немного истории

1628 г.У.Гарвей утвердил законы кровообращения.
1638 г. первые опыты по переливанию крови осуществил К. Поттер в эксперименте на животных.
1667 г. фр. ученые Ж. Дени и Эммерц впервые перелили кровь ягненка человеку. Переливание очередному больному завершилось его смертью. => Переливание должно быть от человека к человеку!


7
22 .12 .1818 г. ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ АНГЛИЙСКИМ ХИРУРГОМ Джеймсом Бланделлом

Пациенту, мужчине 35 лет во время операции перелили 500 мл крови, было некоторое улучшение, однако через 52 часа после этого он скончался. Донорская кровь свернулась: кровь переливали напрямую, металлическими инструментами (шприц, трубки, воронка).


8
Первое успешное переливание крови

20 .04.1832 года врач акушер А.М Вольф решается на переливание крови роженице, истекающей кровью. Донором стал муж. Женщина спасена!


9
1900 г. – открытие групп крови

В крупных городах всех стран появились банки крови, институты переливания крови, открыты резус - факторы - особые белки.

10
Клип о донорстве
( без комментариев)

11
Еракова Людмила Петровна

Стала сдавать кровь со студенческой скамьи.
Сдала кровь уже 50 раз.
Вызывают на сдачу в любое время года и суток, никогда не отказывается.
Имеет значок « Почетный донор»


12
Клип о донорстве
( без комментариев)

13
Скоробогатов Валерий Александрович

«Почетный донор» нашего города.
Сдавал кровь 40 раз.
Считает что кровь сдавать - благое дело.


14
Резус- фактор

Белок обнаружен в 1940 году.
У 85% людей содержится белок- агглютиноген, их называют резус- положительными(Rh+).
У 15% людей в крови нет этого белка, их называют резус- отрицательными (Rh-)



15
Момент истины

1) Вы считаете, что кровь сдавать безопасно ( ?!)
2)В будущем я посоветую друзьям стать донором, сам (-а) стану донором!
3) Проблемы с донорством решаемы: наши предложения.
4)Ответьте на вопросы рефлексии:
-Что нового на уроке узнал?
-Приемлема ли такая форма урока?
-Степень твоего участия на уроке?


16
Задания на дом:

1) составить памятку « правила переливания крови» ( какие условия необходимо учитывать для успешного переливания крови)
2) узнать группы крови и резус- фактор у близких родственников и найти им доноров.


17
Спасибо за внимание!









Список литературы :
1. Учебник с.120-125
2.Сайты Интернета: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Уроки с изменёнными способами организации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Социальная реклама по теме донорства крови.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6.Социальная реклама по теме донорства крови. 30 секунд, кровь, жизнь, ребенок...
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











13PAGE 15


13PAGE 14815






15