Проект Исследовательская и проектная деятельность как средство формирования учебных компетентностей учащихся

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Заполярная средняя общеобразовательная школа»










Проект
Исследовательская и проектная деятельность как средство формирования учебных компетентностей учащихся





























п. Заполярный
Проект
Исследовательская и проектная деятельность как средство формирования учебных компетентностей учащихся
МОУ «Заполярная средняя общеобразовательная школа»

Полное наименование проекта
Исследовательская и проектная деятельность как средство формирования учебных компетентностей учащихся

Обоснование для разработки проекта
Современное школьное обучение ориентировано на формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Это возможно только в условиях опоры на исследовательское поведение ребёнка, сформированной исследовательской компетенции.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. 
Одним из путей формирования универсальных учебных действий в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая может осуществляться в рамках реализации программы учебно-исследовательской и проектной деятельности. Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику быть готовым к восприятию новой ситуации, а также самому ставить перед собой новые цели и задачи.

Период и этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный этап, включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность.
2 этап основной практический этап, включающий реализацию, анализ, обобщение результатов повседневной работы и организационной экспериментальной деятельности.
3 этап обобщающе-аналитический этап включающий реализацию, анализ, обобщение результатов повседневной работы и организационной экспериментальной деятельности.

Цель проекта
развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Основные задачи проекта
приобретение знаний о структуре исследовательской и проектной деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; 
овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
выявление образовательного запроса учащихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской и проектной деятельности;
разработка системы исследовательской и проектной деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонными к творческой и научно-исследовательской деятельности;
развитие материально-технической базы МОУ.

Ожидаемые конечные результаты
Для учащихся:
Формирование у учащихся универсальных учебных действий, которые являются основой метапредметных результатов, заявленных в ФГОС второго поколения.
Развитие лидерских качеств, ораторских навыков.
Повышение мотивации учащихся к обучению за счет использования инновационных видов деятельности.
Повышение качества метапредметных результатов.
Для учителя:
Повышение качества профессиональных компетенций.
Повышение эффективности образовательного процесса на всех ступенях школьного образования.
Расширение сферы сотрудничества с образовательными учреждениями, партнерами, заинтересованными организациями.
Повышение эффективности и качества образовательного процесса, что должно обеспечить в конечном итоге новое качество образования в ОО.

Используемые и необходимые ресурсы

нормативно-правовое (разработка новых локальных актов ОО, регламентирующих деятельность ШЦИТ, функционирование системы ИКТ);
научно-методическое (разработка методических рекомендаций для отдельных подразделений, исполнителей с целью большей эффективности и скоординированности в работе по реализации политики в области информатизации);
кадровое (создание условий для повышения квалификации всех работников ОО);
информационное (формирование банка данных об уровне и качестве образовательных услуг, мониторинг образовательных потребностей учащихся);
материально-техническое (оснащение всех участников ОП современным техническим оборудованием);
финансово-экономическое (бюджетное и внебюджетное финансирование).

Риски проекта
отсутствие у детей интереса к проектной и исследовательской работе;
отсутствие поддержки со стороны родителей;
отсутствие необходимого практического опыта у руководителей детских проектов;
сокращение финансирования;
нарушения в работе, связанные с болезнью или задержкой со стороны участников проекта.

Разработчики программы
Алимбаева Римма Байбоуловна








Описание проекта

Введение
Название ОО Муниципальное образовательное учреждение «Заполярная средняя общеобразовательная школа»
Название проекта (проектной идеи) Исследовательская и проектная деятельность как средство формирования учебных компетентностей учащихся
Изменения, которые произойдут в результате выполнения проекта
Проект направлен на создание единого образовательного пространства, в рамках которого решаются задачи образования и интеллектуального развития детей, и представляет собой целостную систему подготовки школьников к научно-практическим конференциям. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных организациях требует грамотного научно-обоснованного подхода и  решения комплекса задач: организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.
В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.

Основная часть

Постановка и обоснование проблемы проекта

В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская и проектная деятельность учащихся» приобретает новое значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образовании.
Современное школьное обучение ориентировано на формирование у ребёнка способности творчески осваивать, и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Это возможно только в условиях опоры на исследовательское поведение ребёнка, сформированной исследовательской компетенции. Сейчас же содержание образования в школах не позволяют формировать эту компетентность в полном объеме. Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику быть готовым к восприятию новой ситуации, а также самому ставить перед собой новые цели и задачи.
Исследовательская и проектная деятельность может быть включена:
- в курсы, входящие в базисный учебный план (инвариантный компонент  технология, элементы проектного исследования в рамках государственных программ по основным предметам);
- в часы школьного компонента (курсы по методологии и истории научного исследования, теоретические специализированные предметы);
- в блок дополнительного образования (групповые теоретические и практические занятия по отдельным тематическим направлениям, индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых исследований), систему теоретической и практической подготовки, самостоятельных исследований при проведении выездных мероприятий в каникулярное время (экскурсии и экспедиции).
На основе технологии исследовательской деятельности может быть реализована модель профильной школы, как на базе общеобразовательной организации, так и в кооперации с учреждениями дополнительного и  высшего профессионального образования.
Цель: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути
Задачи:
подготовка компетенных педагогических кадров для практико-ориентированной работы с детьми, склонными к творческой и научно-исследовательской деятельности;
создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
разработка системы исследовательской и проектной деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
выявление образовательного запроса учащихся с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
приобретение знаний о структуре исследовательской и проектной деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; 
овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
развитие материально-технической базы МОУ.

Этапы мероприятий

-подготовительный этап, включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность.
Цель: разработка модели формирования исследовательской компетенций учащихся.
Выделение компетентностного подхода как актуальной проблемы для современной системы образования.
Разработка критериев исследовательской компетентности учащихся как прогнозируемого результата обучения.
Подготовка нормативно-правовой базы (локальные акты, положения, приказы по организации экспериментальной деятельности).
Проведение методических семинаров по темам: «Компетентностно-ориентированное образование», «Исследовательская компетентность и исследовательское поведение», «Проектная деятельность и оценка проектов».
Проведение мастер-классов для учителей по особенностям создания ученических и педагогических проектов и исследовательских работ (обмен опытом на институциональном уровне);
Повышение уровня квалификации педагогов (прохождение КПК) в области проектнй и исследовательской деятельности.
Разработка модели формирования исследовательской компетентности у учащихся в процессе организации проектной деятельности.
Уточнение и введение в практику системы оценки успешности введения проектов в учебный процесс, формирования исследовательской компетентности.
Организация учительских проектных групп в школе.

- основной практический этап, включающий реализацию, анализ, обобщение результатов повседневной работы и организационной экспериментальной деятельности.
Цель: внедрение и апробация проектной деятельности в образовательную практику.
Произвести реализацию модели формирования исследовательской компетентности у учащихся в процессе организации проектной деятельности.
Провести фестиваль учебных и социальных проектов, включение проектов в школьную НПК.
Внедрить систему мониторинга сформированности исследовательских компетентностей учащихся.
Подготовить проекты для представления на районных и других конкурсах.
Оформить электронный и печатный сборники лучших проектных работ учащихся, а так же публикация информации о проведении мероприятий и победителях на сайте школы.

– обобщающе-аналитический этап, включающий реализацию, анализ, обобщение результатов повседневной работы и организационной экспериментальной деятельности, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития образовательного пространства ОО.
Цель: обобщить опыт организации проектной деятельности как основы для формирования исследовательской компетентности учащихся.
Корректировка содержания, технологии, организации работы учителей по теме проекта.
Уточнение программы мониторинга основных направлений экспериментальной программы с целью оценки сформированности исследовательской компетентности обучающихся.
Проектирование путей внедрения проектной деятельности в образовательный процесс школы.
Анализ затруднений и их коррекция.
Приложение(1).

Используемые и необходимые ресурсы

Обеспечение:
нормативно-правовое (разработка новых локальных актов ОО, регламентирующих деятельность ШИД, функционирование системы ИКТ);
научно-методическое (разработка методических рекомендаций для отдельных подразделений, исполнителей с целью большей эффективности и скоординированности в работе по реализации политики в области информатизации);
кадровое (создание условий для повышения квалификации всех работников ОО);
информационное (формирование банка данных об уровне и качестве образовательных услуг, мониторинг образовательных потребностей учащихся);
материально-техническое (оснащение всех участников ОП современным техническим оборудованием);
финансово-экономическое (бюджетное и внебюджетное финансирование).

Планирование ресурсов:
Планирование человеческих ресурсов
творческая группа учителей;
заместитель директора по методической работе;
школьный психолог.
Планирование коммуникаций
согласование проекта с администраций школы;
совещания стратегической команды (творческой группы);
анкетирование родителей учащихся;
тестирование школьников;
анкетирование учителей;
методическая подготовка учителей, ориентированных на участие в  реализации проекта (самообразование при помощи Интернета, посещение семинаров в РЦРО, прохожждение КПК);
коммуникации в рамках работы школьного научного общества и подготовки детских проектов и исследовательских работ;
участие учащихся в конкурсах различного уровня; 
проведение районного методического семинара.

Планирование материально-технических ресурсов
использование школьной материально-технической базы:
помещений;
библиотечных фондов;
школьный музей;
живой уголок;
компьютеров и проекторов;
медиатеки;
Интернет-ресурсов.

Планирование финансовых ресурсов (бюджет)
Оплата учителям-участникам проекта осуществляется за счёт стимулирующего фонда.
Поощрения и призы детям - авторам проектов и исследовательских работ, участникам предметных декад  и проектной недели (4000 руб.) - за счёт текущих расходов.
Посещение семинаров  - за счёт средств, выделяемых департаментом образования в рамках КПК.

Планирование качества:
Предполагаемая система оценки качества и предполагаемые результаты.
 Прогнозируемый результат:
увеличение количества проектных и исследовательских работ школьников;
развитие методической и дидактической базы исследовательской деятельности;
ознакомление педагогов и школьников с разнообразными формами ведения исследовательской деятельности;
формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника;
укрепление деловых и межличностных взаимоотношений между педагогами и учащимися.

Критерии результативности:
число учащихся - участников школьной проектной недели, обучающихся – членов школьного научного общества, учащихся – призёров муниципальных и региональных конкурсов, конференций, олимпиад;
количество и качество исследовательских работ учащихся;
уровень удовлетворённости родителей и учащихся жизнедеятельностью школы;
количество педагогов, использующих в образовательном процессе исследовательские методы обучения;
количество публикаций педагогов в педагогических сборниках из опыта организации исследовательской деятельности учащихся.

Оценивание успешности учащихся в выполнении исследования.
При оценке успешности учащегося в  исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание успешности и результативности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Оценивание степени сформированности умений и навыков исследовательской деятельности важно для учителя, который должен оценить:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы;
степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
практическое использование ЗУН;
количество новой информации использованной для выполнения;
степень осмысления использованной информации;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач исследования;
уровень организации и проведения презентации;
владение рефлексией;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
значение полученных результатов.
И именно поэтому мы считаем особенно важным проявлять объективность в оценке качества исследовательской деятельности посредством мониторинга. Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, в том числе и в ходе работы. В процессе анализа и мониторинга выстраивается не только характер развития исследования, но и понимание того, какие изменения в целом происходят при осуществлении исследовательской деятельности.
В основе мониторинга исследовательской деятельности учащихся можно применить методику  оценивания ключевых компетенций Е.С. Полат ("Новые педагогические технологии" / Под ред. Е.С. Полат. - М., 1997).
Для оценивания работ учащихся создается Экспертный совет. Учащийся представляет в Экспертный совет работу, краткое описание работы, авторскую аннотацию, руководитель – рецензию на работу.
Во время обсуждения итогов выполнения работ анализируются результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы и в целом. Члены Экспертного совета заполняют на каждого учащегося Карты экспертной оценки научно-исследовательских работ учащихся. Далее результаты сводятся в Лист  экспертной оценки научно-исследовательских работ учащихся, на основании этого учителем выставляется итоговая оценка за работу. Приложение 2.
Для быстрого подсчёта баллов и их оперативного перевода в оценочные нормы  предлагаем использовать следующие листы оценки проектной деятельности учащихся. Приложение 3.
Ожидаемые результаты
Для учащихся:
Формирование у учащихся универсальных учебных действий, которые являются основой метапредметных результатов, заявленных в ФГОС второго поколения.
Развитие лидерских качеств, ораторских навыков.
Повышение мотивации учащихся к обучению за счет использования инновационных видов деятельности.
Повышение качества метапредметных результатов.
Для учителя:
Повышение качества профессиональных компетенций.
Повышение эффективности образовательного процесса на всех ступенях школьного образования.
Расширение сферы сотрудничества с образовательными учреждениями, партнерами, заинтересованными организациями.
Повышение эффективности и качества образовательного процесса, что должно обеспечить в конечном итоге новое качество образования в ОО.
Формы представления результатов
Тестовые материалы, анкеты, формализованные карты для экспертного оценивания.
Структура баз данных по результатам мониторинга.
Статьи, брошюры, учебно-методические пособия с отражением опыта работы по использованию ИКТ.
Исследовательские работы учащихся.
макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
постеры, презентации;
альбомы, буклеты, брошюры, книги;
реконструкции событий;
эссе, рассказы, стихи, рисунки;
результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
документальные фильмы, мультфильмы;
выставки, игры, тематические вечера, концерты;
сценарии мероприятий;
веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.
проведение конференций, семинаров и круглых столов.
Сайт ОО в сети Интернет.

 Риски проекта:
Идентификация рисков
отсутствие у детей интереса к проектной и исследовательской работе;
отсутствие поддержки со стороны родителей;
отсутствие необходимого практического опыта у руководителей детских проектов;
сокращение финансирования;
нарушения в работе, связанные с болезнью или задержкой со стороны участников проекта.
недостатки в управлении проектом
психологические особенности как ученика, так и учителя-предметника
формализация в работе
неверно выбранные приоритеты в мотивации участников проекта
недостаточная подготовленность специалистов, владеющих методологической стороной проекта
отсутствие качественной системы оценки деятельности педагогов в новом для них направлении деятельности

Планирование управления рисками
развитие познавательной активности и формирование положительной мотивации у  школьников;
частичное внедрение проектной и исследовательской деятельности в элементы уроков основных образовательных програм для постепенного привлечения учащихся;
проведение тематических родительских собраний и индивидуальных бесед;
самообразование педагогов и посещение методических семинаров.

Заключение

Судьба проекта после его завершения:
осуществление разработки и внедрения общешкольной программы «Исследователь»;
реализация задач программы развития школы на период 2015-2018 гг.;
расширение практики «Портфолио» как формы аутентичного оценивания исследовательской деятельности учащихся.


Приложение 1
План мероприятий по реализации проекта
Задачи
Мероприятия
Ответствен-ный
Сроки
Ожидаемый результат

Подготовительный этап

1.Формирование стратегической команды педагогов.
2.Доработка содержания проекта.
3.Уточнение плана действий;
5. Создание творческой (экспертной группы).
Совещание стратегической команды.
Посещение консультационно - экспертного семинара
Руковод. проекта
 
Автор
проекта

Окончательный вариант проекта
 

Основной этап

1.Обеспечение нормативно-правового сопровождения процесса реализации проекта
2.Разработка механизма обучения исследовательским умениям школьников
3.Побуждение педагогов к участию в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся
4.Организация  работы школьного научного общества.
5.Отслеживание результатов внедрения инновационного проекта в школе.
6.Разработка  системы психолого-педагогического сопровождения детей-участников проектно-исследовательской деятельности.
 
  Совещания
стратегической команды с целью распределения функций, разработки локальных актов и программы проектной и исследовательской деятельности школьников.
Анкетирование
родителей учащихся с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству
Тестирование детей  
с целью выявления иссле-довательских интересов. Анкетирование
учителей с целью изучения компетентности учителей по проблеме.
Методическая
подготовка учителей, ориентированных на участие в  реализации проекта.
Организация  работы
школьного научного общества.
Проведение тренинговых занятий для учащихся в рамках курса «Основы исследовательской деятельности школьников».
Разработка системы
мониторинга эффективности инновационного проекта .
Подготовка детских
исследовательских проектов.
Участие в школьной и
районной научно-практической конференции
Участие в проведении
школьной проектной недели и Фестиваля проектов.
Участие в проведении
предметных декад .
Руковод. проекта
 
 
 
 



Учителя-участники проекта
 
 
 Учителя-участники проекта
 
Зам директора по УВР
 
Зам директора по УВР
 
 
 
Школьный психолог
 
Автор проекта
 
 
 
Автор проекта
 
 
 
Учителя-участники проекта
 

1.Программа проектной и исследовательской деятельности младших школьников
2.Система управления  и мониторинг эффективности программы
3.Положение об организации школьного научного общества, устав и план работы
4.Программа курса «Основы исследовательской деятельности школьников»
 

Заключительный этап

1.Анализ полученных результатов реализации проекта.
2.Обобщение и распространение полученного опыта.
3.Коррекция дальнейшего пути реализации проекта.
Осуществление
мониторинга эффективности проекта.
Обобщение
полученного опыта в печатный продукт.
Презентация
полученного продукта на заседании МО учителей. Подведение итогов и обсуждение дальнейшего пути реализации проекта на школьном МО.
Публикация информации на сайте ОО.
Школьный психолог
 
Автор проекта
 
Автор проекта
 
 
Руковод. проекта
 
 

 



Приложение 2.
КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
научно-исследовательских работ учащихся
ФИО учащегося _________________________________________________
Класс__________________________________________________________
Руководитель ___________________________________________________
Тема работы ____________________________________________________
 1. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или исследования
            1.1. Проблема
Понимает проблему
1 балл

Объясняет выбор проблемы
2 балла

Назвал противоречие на основе анализа ситуации
3 балла

Назвал причины существования проблемы
4 балла

Сформулировал проблему, проанализировал ее причины
5 баллов

 1.2. Целеполагание
Формулирует и понимает цель
1 балл

Задачи соответствуют цели
2 балла

Предложил способ убедиться в достижении цели
3 балла

Предложил способы решения проблемы
4 балла

Предложил стратегию
5 баллов

 1.3. Планирование
Рассказал о работе над проектом
1 балл

Определил последовательность действий
2 балла

Предложил шаги и указал некоторые ресурсы
3 балла

Обосновал ресурсы
4 балла

Спланировал текущий контроль
5 баллов

 1.4. Оценка результата
Сравнил продукт с ожидаемым
1 балл

Сделал вывод о соответствии продукта замыслу
2 балла

Предложил критерии для оценки продукта
3 балла

Оценил продукт в соответствии с критериями
4 балла

Предложил систему критериев
5 баллов

1.5. Значение полученных результатов
Описал ожидаемый продукт
1 балл

Рассказал, как будет использовать продукт
2 балла

Обосновал потребителей и области использования продукта
3 балла

Дал рекомендации по использованию продукта
4 балла

Спланировал продвижение или указал границы  применения продукта
5 баллов

 Количество баллов – _________________(максимальное кол-во – 25)       
2. Работа с информацией  (количество новой информации использованной для выполнения проекта, степень осмысления использованной информации)
2.1. Поиск информации
Задает вопросы по ходу работы
1 балл

Называет пробелы в информации по вопросу
2 балла

Назвал виды источников, необходимые для работы
3 балла

Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников
4 балла

Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников
5 баллов

 2.2. Обработка информации
Воспроизвел аргументы и вывод
1 балл

Привел пример, подтверждающий вывод
2 балла

Сделал вывод и привел аргументы
3 балла

Сделал вывод на основе критического анализа
4 балла

Подтвердил вывод собственной аргументацией или данными
5 баллов

 Количество баллов – ________ (максимальное кол-во – 10)____
 3. Оформление работы
Не соблюдает нормы
1 балл

Неточное соблюдение норм
2 балла

Соблюдает нормы, заданные образцом
3 балла

Использует вспомогательную графику
4 балла

Изложил тему со сложной структурой, использовал вспомогательные средства
5 баллов

Количество баллов – _____________(максимальное кол-во – 5)___          
4. Коммуникация.
4.1. Устная коммуникация
Речь не соответствует норме
1 балл

Речь соответствует норме, обращается к тексту
2 балла

Подготовил план, соблюдает нормы речи и регламент
3 балла

Использовал предложенные невербальные средства или наглядные материалы
4 балла

Самостоятельно использовал невербальные средства или наглядные материалы
5 баллов

4.2. Продуктивная коммуникация
Односложные ответы
1 балл

Развернутый ответ
2 балла

Привел дополнительную информацию
3 балла

Привел объяснения или дополнительную  информацию
4 балла

Апеллировал к данным, авторитету или опыту, привел дополнительные аргументы
5 баллов

4.3. Владение рефлексией
Высказал впечатление от работы
1 балл

Назвал сильные стороны работы
2 балла

Назвал слабые стороны работы
3 балла

Указал причины успехов и неудач
4 балла

Предложил  способ избегания неудач
5 баллов

 Количество баллов – _____________(максимальное кол-во – 15)____________
 
5. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом
Самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена, допущены большие отклонения, работа имеет незавершённый вид
1 балл

Самостоятельно не справился с работой, последовательность частично нарушена, допущены отклонения
2 балла

Работа не выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением последовательности
3 балла

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением последовательности, допущены небольшие отклонения
4 балла

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески
5 баллов


Количество баллов –_______  _______(максимальное кол-во – 5)____________


6. Дизайн, оригинальность представления результатов
Количество баллов –_______  _______(максимальное кол-во – 5)____________
 
«___» _______________ 200 ___ г.
 
Председатель экспертного совета              _______________  / ________________/
Члены экспертной группы                           ________________  / _______________/
                                                                        ________________  / _______________/
                                                                        ________________  / _______________/
                                                                        ________________  / _______________/
 







Приложение 2
ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
научно-исследовательских работ учащихся
Фамилия и имя учащегося
Тема работы
Критерии оценки проекта
Сумма баллов
Перевод сумм баллов в оценочные нормы



Осмысление проблемы проекта и 
формулирование цели и задач проекта исследования
Работа с информацией
Оформление работы
 
Коммуникация
Степень самостоятель-ности в выполнении различных этапов работы над проектом
Дизайн, оригинальность представления результатов

85% и выше «5»
71%-84% «4»
50%-70% «3»



Максимальное количество баллов по критериям
56-65
46-55
33-45



25
10
5
15
5
5
65




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«___» _______________ 20 ___ г.
Председатель экспертного совета              ________________  / ___________________/
Члены экспертной группы                           ________________  / ___________________/
                                                                        ________________  / ___________________/
                                                                        ________________  / ___________________/
Таким образом, максимальное количество баллов составляет 65 баллов.
Перевод сумм баллов за работу в традиционные оценочные нормы предлагаем осуществлять по следующей схеме:
Оценка «5»(отлично) выставляется за сумму баллов от 85% и выше
Оценка «4»(отлично) соответствует сумме баллов от 71%до 84%
Оценка «3» соответственно от 50% до 70%
Работа, содержащая информацию менее 50% оценивается как неудовлетворительная. 















приложение 1.
Этапы реализации проекта, содержание деятельности.
Направления реализации программы
Содержание деятельности


1 этап, подготовительный
2 этап, основной практический,
3 этап, обобщающе-аналитический,

Создание сквозного образовательного пространства, обеспечивающего формирование исследовательской компетентности

1.Создание банка данных о творческих способностях, уровне сформированности исследовательской компетентности учащихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности.
2. Создание правовой (положения регламентирующие организацию НИД обучающихся) методической и материально-технической базы для организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
1. Организация работы для учащихся начальной школы
2. Организация НОУ для учащихся среднего звена.
3. Совершенствование работы: физико-математической, биолого-химической, и гуманитарно-лингвистической в соответствии с современными тенденциями модернизации общего образования, направленное на приобретение опыта самостоятельной исследовательской практики.
4.Модернизация методической службы школы в соответствии с деятельностью по созданию сквозного образовательного пространства, обеспечивающего формирование исследовательской компетентности.
1.Анализ результатов деятельности по формированию исследовательской компетентности учащихся, обобщение опыта работы и определение дальнейших направлений развития.

Создание системы взаимодействия с социальными партнерами: ВУЗами, научно-исследовательскими и культурно-просветительскими учреждениями, учреждения и дополнительного образования.
1.Поиск социальных партнеров, расширение сети партнерских связей для обеспечения организации исследовательской практики учащихся.
2. Заключение договоров о сотрудничестве, привлечение спонсорских средств для стимулирования исследовательской активности учащихся.
1. Реализация совместных научно-исследовательских проектов с социальными партнерами.
2. Организация и проведение отдельных исследовательских работ с использованием технической базы социальных партнеров.
3.Проведение лекториев, семинаров по вопросам культуры умственного труда, актуальным проблемам науки и техники, научным открытиям томских ученых.
1. Анализ деятельности ОО по взаимодействию с социальными партнерами, обобщение полученных результатов, определение дальнейших направлений развития сотрудничества.
2. Презентация деятельности ОО по использованию социального партнерства для организации НИД учащихся.

Разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских проектов на основе сотрудничества учащихся, педагогов и социальных партнеров ОО

1.Стимулирование деятельности педагогов, направленной на поиск новых форм презентаций результатов научно исследовательской деятельности учащихся.
2. Определение направлений совместной проектной деятельности педагогов обучающихся и социальных партнеров.
3.Создание условий для практического использования результатов совместной проектной деятельности.
1. Организация межпредметных научно-исследовательских конференций с участием учащихся разных возрастных ступеней, педагогов и представителей социальных партнеров
2. Проведение внеклассных мероприятий, стимулирующих научно-поисковую деятельность учащихся в рамках предметных месячников.
3. Организация совместной деятельности педагогов и учащихся по созданию органов самоуправления научными объединениями школьников.
1. Анализ деятельности ОО по реализации совместных научно-исследовательских проектов обобщение полученных результатов, определение дальнейших направлений развития совместной проектной деятельности.

Мониторинг деятельности
1.Создание банка инструментов по проведению мониторинговых исследований уровня сформированности исследовательской компетентности учащихся на.
1. Проведение промежуточных мониторинговых исследований по результатам формирования исследовательской компетентности учащихся.
1. Обобщение полученных результатов, внесение изменений в планы инновационной деятельности по совершенствованию системы организации научно-исследовательской деятельности учащихся.


Заголовок 415