Проектная деятельность учащихся начальных классов как средство формирования ключевых компетентностей


Проектная деятельность учащихся начальных классов как средство формирования ключевых компетентностей
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур. Эти качества получили название « ключевых компетенций».
В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система « универсальных знаний, умений, навыков, а так4же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».
На уровне начальной школы компетентность ученика можно рассматривать как систему универсальных общеучебных качеств и способностей, а также стремление и готовность осмысленно применять их на практике. Целью и результатом усвоения содержания образования является развитие личности младшего школьника, обладающей системой ключевых компетентностей в различных областях социального опыта.
Идеи компетентностного подхода реализуются в первую очередь через содержание образования, когда компетентность из цели обучения превращается в желаемый результат и становится приобретённым качеством ученика. Цель и результат усвоения содержания образования обозначаются одновременно на первом этапе его построения и в дальнейшем определяют весь ход работы, подчиняя источники, факторы, критерии, принципы, уровни построения и пути реализации содержания.
Исследовательская деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.
Часто проекты учащихся носят долговременный характер и представляют собой групповую работу.
В нашей школе ученики с начальных классов обучаются электронным технологиям, проектной деятельности, ведут поисковую, исследовательскую работу. Ученику живущему в информационной среде, неинтересны традиционные уроки с устаревшими технологиями. Развитие различных компетентностей учеников – это творчество, в ходе которого они должны ощущать себя не только объектом, применяя свои знания и умения и получая новые. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности школьников, педагогов, родителей.
Идея данного исследования « Почему деревья сбрасывают листву?» возникла во время экскурсии в парк. Это было время листопада. Детям стало интересно. Они стали спрашивать: « Почему деревья сбрасывают листву?» И тогда созрела идея. Мы решили провести исследование и ответить на интересующий нас вопрос.
(Слайд 1)
Участники исследования: учащиеся 3 класса.
Была поставлена цель: (Слайд 2) провести наблюдение за осенним явлением в живой природе, расширить знания о природе и выяснить почему опадают листья на деревьях.
Основные задачи: (Слайд 2)
Провести фенологические наблюдения за состоянием деревьев и кустарников в сентябре, октябре и ноябре.
Поставить опыт о влияние температуры на время опадания листьев.
Сделать вывод о причине листопада.
Исследование проводилось с сентября по ноябрь 2015 года.
На этапе организации проекта дети были разделены на 4 группы: (Слайд 4) фенологи, опытники, учёные, журналисты, фотографы, художники.
При выполнении исследования учащиеся столкнулись с определёнными трудностями при выделении главного, наиболее существенного, поэтому им потребовалось помощь со стороны взрослых: учителей и родителей. К помощи родителей пришлось прибегнуть и на этапе оформления докладов, подготовке выступления по разработанной теме.
На этапе практической работы каждый ребёнок проявил себя, раскрыл свои потенциальные возможности, ведь младшие школьники очень любознательны.
Фенологи - регулярно наблюдали с сентября по конец ноября за состоянием деревьев и кустарников на учебно - опытном участке и фиксировали даты в таблице.
Опытники (Слайд 5,6,7, 8,9)– в начале сентября пересадили в горшок с землёй маленькое деревце с листьями и поставили его в классе, где было тепло и светло, ухаживали за ним.
Учёные (Слайд 10,11,12) – работали с научной литературой и энциклопедиями.
Фотографы – делали фотохронику исследования.
Журналисты (Слайд 13)- записывали стихи, поговорки, кроссворды, пословицы, загадки, осенние явления, приметы осени.Художники (Слайд 14)- рисовали рисунки на тему « Осень».
Результаты исследования и выводы(Слайд 15).
Из нашего исследования мы сделали вывод, что главную роль в регуляции сезонных циклов опадания листьев принадлежит изменениям продолжительности дня и понижению температуры воздуха. Но всё-таки главное значение имеет продолжительность дня. Это доказал наш опыт. Несмотря на то, что мы для нашего дерева создали оптимальный температурный режим, листопад всё равно произошёл.
Затем сделали заключение .(Слайд 16)
В результате исследовательской деятельности узнали, что разрушается хлорофилл и листья окрашиваются в разные цвета. С понижением температуры окружающей среды деревья прекращают интенсивную подачу влаги и поэтому растения приступают к листопаду. А толчком к началу листопада является сокращение продолжительности дня.
В процессе работы над исследованием повышается коммуникабельность учащихся. Дети учатся сотрудничать, коллективно решать познавательные практические задачи, считаться с мнением других, проявляют организованность, целеустремлённость, настойчивость, увлечённость. У детей формируются ключевые компетенции: коммуникативная (работа а группе), информационная(осуществление сбора информации, её обработка), интеллектуальная (умение находить и выделять главное, обобщать).
Проектная деятельность является хорошим средством развития ребёнка.
Так с этого года мы начинаем работать над проектом « Народные праздники» с целью изучения и соблюдения народных традиций.
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века- личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.
Поэтому сейчас как никогда актуальны слова Кларка « Мало знать, надо применять. Мало хотеть, надо делать!» Эти слова можно считать и девизом проектной и исследовательской деятельности.