Конспект урока русского языка в 6 кл. Происхождение и значение фразеологических оборотов


Конспект урока русского языка в 6 классе Тема « Происхождение и значение фразеологического оборота». Учитель Рыбалова Вера Владимировна , МАОУ «СОШ № 44» г. Перми Тип урока – урок развития речи Цель урока: 1. Развитие умения составлять текст в соответствии с планом. 2. Развитие умения выступать публично. 3. Обобщение и систематизация знаний о происхождении фразеологизмов. 4. Расширение лексического запаса.
При подготовке к уроку учащимся предлагаются на выбор фразеологические обороты, о которых они должны рассказать на уроке. Фразеологические обороты должны быть разнообразны по происхождению и редко встречаться в речи учащихся. Например:
1.Ахиллесова пята
2.Зарывать талант в землю
3.Авгиевы конюшни
4.Остаться у разбитого корыта
5.А Васька слушает да ест
6.Ящик Пандоры
7.Бить баклуши
8.Сизифов труд
9.Тихой сапой
10.Косая сажень в плечах
11.Астрономическая цифра
12.Куда Макар телят не гонял
13.Лететь вверх тормашками
14.Собаку съел
15.Тёртый калач
16.Ни зги не видно
17.Курить фимиам
18.Петь дифирамбы
19.К чёрту на кулички
20.Как сыр в масле катается
21.Лить крокодиловы слёзы
22.Семи пядей во лбу
23.Бить челом
24.Лезть на рожон
25.Ни кола ни двора
26.Тянуть канитель
27.Тяжела ты, шапка Мономаха
28.Тьма кромешная
29.Медвежья услуга
При подготовке к уроку учащимся предлагается план их устного рассказа. Устный рассказ о фразеологизме
План:
1. Назовите фразеологический оборот.
2. Объясните его значение. 3. Замените его стилистически нейтральным синонимом.
4. Расскажите о его происхождении.
В течение урока каждый ученик представляет свой устный рассказ в течение1- 2 минут и отвечает на вопросы учеников. Пользоваться записями, планом запрещается. Оценивается устное высказывание ученика.
Учащиеся записываю в тетрадях фразеологические обороты и их синонимы.
Подведение итогов урока:
Назвать самое логичное и интересное выступление.
2. Назвать прозвучавшие на уроке фразеологические обороты, которые пришли в русский язык из античной мифологии, литературных произведений, профессиональной речи, а также отражающие язык, быт и обычаи наших предков.