Особенности обучения математике детей с признаками одаренности

Особенности обучения математике детей с признаками одаренности

Гришина Г.И.

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева


Из перспективных направлений развития современного образования наиболее значимым является компетентностный подход.
Компетентностный подход представлен в программе глобальных исследований результатов школьного образования. В исследовании PISA выделены ведущие компетентности, формируемые основными направлениями современного образования: грамотность чтения, математическая и естественнонаучная грамотность.
Дадим характеристику математической компетентности: способность учащихся распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические знания и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
Высокой математической компетентностью обладают дети с чрезвычайно ускоренным умственным развитием - «сверходаренные» дети. Они учатся в специальных школах и интернатах. Меня интересует группа, к которой относятся дети, обучающиеся вместе с другими в обычной массовой школе, отличающиеся от остальных особой предрасположенностью к овладению той или иной образовательной областью.
Дети в младших классах учатся легко и радостно. На этом этапе обучения может возникнуть проблема: усвоение материала идет легко, дети не прилагают особых усилий в своей учебной деятельности и их познавательная деятельность оказывается не достаточно нагруженной. В этот момент мышление бездействует, ум теряет свой творческий потенциал.
Чтобы проблема не прогрессировала в дальнейшем, необходима диагностика наличных способностей – важный инструмент в нашей деятельности. Можно утверждать, что одаренных детей нельзя не заметить, но качества которыми обладает школьник с признаками одаренности знать нужно: любознательность (познавательная потребность), сверхчувствительность к проблемам, оригинальность и гибкость мышления, легкость ассоциирования и генерирования идей, способность к прогнозированию и к оценке, высокая концентрация внимания, отличная память, интересы и склонности. Знание этих качеств необходимо для адекватного построения педагогического процесса. По словам Л. С. Выготского педагог должен исходить при интерпретации результатов этой диагностики из общей концепции психологического развития личности и прежде всего из мысли о необходимости для педагогики и педагогической психологии ориентироваться на завтрашний, а не на сегодняшний день детского развития, на относительную, а не абсолютную успешность, на идею «зоны ближайшего развития» (выводить ученика на более высокий уровень).
Наше внимание к одаренным детям должно органически вписываться в образ мира любого ребенка. Оно должно быть для него совершенно естественным. Субъективно для самих детей не должно быть противопоставления «одаренного» и «неодаренного» ребенка. Школьник должен отдавать себе отчет, что нет одинаковых людей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным.
Дети от природы любознательны, и полны желания учиться. И для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужна умная поддержка со стороны взрослых (родителей и педагогов).
При развивающей парадигме образования не нужно какой-то особой педагогической деятельности, направленной на одаренных детей. Сошлемся на Шопенгауэра: «Каждое дитя до известной степени гений». Так и надо с ним обращаться.
Учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение необходимо построить так, чтобы любые индивидуальные особенности детей, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми. Необходимо улавливать и развивать любую творческую жилку, любую яркую мысль (позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи). Тем самым обеспечить саморазвитие личности любого, в том числе одаренного ребенка.
Обучение математике должно быть направлено на формирование творческой личности. Это станет возможным, если школьник будет включен в педагогически организованную учебно-познавательную деятельность, моделирующую содержание научной области, методы ее познания.
Все виды творчества развиваются по одинаковой схеме на основе интуиции и чувства гармонии. Математическое же творчество от всех других отличается лишь последним этапам: выдвинутая на основе интуиции гипотеза доказывается логически. Интуиция и логика взаимодействуют, дополняя одна другую. И по силе этого взаимодействия с математикой не может сравниться ни один школьный предмет.
Большое внимание необходимо уделять учебному содержанию. Учебное содержание должно включать задания, решение которых требует творческого подхода, самостоятельного построения метода. Построение учеником нового метода решения задач приводит к развитию его способностей, так как конкретизация метода позволяет строить алгоритмы решения целого класса задач. Поэтому решение творческих задач способствует быстрому развитию способностей и усовершенствованию творческих задатков.
Учебное содержание должно обеспечивать ученику выбор заданий по степени их сложности в соответствии с собственным самоопределением. Предоставить каждому возможность достижения В - уровня.
Построение обучения на высоком уровне трудности дает пищу для напряженной работы, которая развивает у детей подвижность и гибкость мышления и стимулирует процессы поисковой активности.
Чтобы полностью реализовать принцип творчества в своей деятельности необходимо весь курс математики в школе строить следующими способами:
( построение системы задач, обеспечивающих включение каждого учащегося в разработку математического содержания на личностно значимом уровне.
( построение системы задач, требующих разработки новых методов решения.
( организация системы проблемных уроков по построению основных методов (для одаренных детей полезна исследовательская деятельность).
Особенностью обучения математике детей с признаками одаренности - прохождение материала быстрым темпом (опережающее обучение). А все дело в том, что излишне растянутое обучение не способствует развитию умственных способностей.
Когда нас спрашивают школьники: «Зачем учить математику, решать трудные задачи?»- мы отвечаем: «Затем, чтобы в глубине души у каждого человека живет тайная надежда познать свой внутренний мир, совершенствовать себя и тем самым, возможно, повлиять на действительность. Математика дает нам такую возможность: через творчество как рефлексию внутрь себя и в собственный опыт выйти на самоопределение личности, своего внутреннего «я».
Человек не всегда имеет возможности для создания чего-то нового в той или иной деятельности, но, будучи личностью, математика, помогает ему, пробуждая творческие потенции, быть готовым к творческому самовыражению. В этом и есть одно из главных предназначений учебного предмета математики.

Литература
Л. С. Выготский
Педагогическая психология. М., 1926.

В. В. Давыдов
Теория развивающего обучения. М. ИНТОР. 1996.

Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова
О предназначении математики.

Н. Ю. Конасова
Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся. КАРО, Санкт - Петербург. 2006.

А. О. Пуанкаре
О науке. М. Наука, 1990.

Л. Г. Петерсон
Теория и практика построения непрерывного образования. М.УМЦ «Школа 2000», 2001.

Л. Н. Столович
Жизнь – творчество – человек. М. Политиздат, 1985.

Образовательная система «Школа 2100».
Педагогика здравого смысла. Сборник материалов









13PAGE 15


13PAGE 14315




15