Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с ОНР — III уровня


Индивидуальный образовательный маршрут
1 год обучения
№ п/п Содержание работы Сроки
1. Обследование состояния речи, неречевых психических функций. Заполнение речевых карт, составление плана работы. Сентябрь,
октябрь, ноябрь.
2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата, чётких двигательных кинестезий. 3 Звукопроизношение:
1.Подготовительные упражнения для постановки свистящих звуков.
2. Постановка и автоматизация звуков «с»,» «з», «ц». 4. Работа над слоговой структурой слова:
1. Упражнять в различении на слух длинных и коротких слов.
2. Учить передавать ритмический рисунок слова.
3. Работать над 2-3-х сложными словами из открытых слогов. 5. Развитие фонематического восприятия:
1. Учить слышать гласный звук в ряду других звуков.
2. Учить слышать слог с заданным гласным звуком в ряду других слогов.
3. Учить определять наличие звука в слове. 6. Развитие общих речевых навыков:
1. Начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Работать над плавностью речи.
3. Учить изменять силу голоса.
4. Выработать правильный темп речи.
5. Работать над чёткостью дикции.
6. Начать работу над интонационной выразительностью речи. 7. Развитие лексико-грамматических представлений:
1. Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа.
2. Упражнять в употреблении формы множественного числа имён существительных в родительном падеже.
3. Учить согласовывать слова в роде, числе, падеже.
4. Закрепить простые предлоги (на-с, в-из).
5. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 8. Обучение связной речи:
1. Развивать диалогическую речь. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.
2. Учить составлять предложения из 2-3 слов.
3. Учить повторять рассказы-описания, загадки-описания из 2-3 предложений. 9.
Звукопроизношение:
Подготовительные упражнения артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков.
Постановка звуков «ш», «ж», автоматизация. Декабрь, январь, февраль.
10. Работа над слоговой структурой слова:
1. Упражнять в передаче ритмического рисунка слова.
2. Работать над односложными словами из закрытого слога. 11. Развитие навыков звукового анализа и синтеза:
1. Учить выделять начальные ударные гласные звуки в словах.
2. Упражнять в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков. 12. Развитие общих речевых навыков:
1. Продолжить работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
2. Работать над плавностью речи и мягкостью голоса.
3. Закреплять умение изменять силу голоса.
4. Продолжить работу над темпом речи.
5. Совершенствовать интонационную выразительность речи. 13. Развитие лексико-грамматических представлений:
1. Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
2. Упражнять в употреблении некоторых относительных прилагательных.
3. Закрепить в речи простые предлоги (на-с, в-из, по). 14.
Обучение связной речи:
1. Закрепить умение строить предложения из 2-3 слов по демонстрации действий и по картинке.
2. Упражнять в составлении рассказов-описаний из 2-3 предложений.
3. Учить пересказывать тексты из 2-3 простых предложений. 15.
Звукопроизношение:
Дифференциация звуков с-ш, з-ж. Март, апрель, май.
16. Работа над слоговой структурой слова:
1. Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова.
2. Работать над двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце. 17. Развитие навыков звукового анализа и синтеза:
1. Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными гласными звуками.
2. Упражнять в выделении согласных звуков из ряда звуков.
3. Учить выделять конечные, а затем начальные согласные в словах.
4. Упражнять в анализе и синтезе обратных слогов, а затем и прямых слогов.
5. Дать представление о гласном и согласном звуках, их различиях.
6. Учить подбирать слова на заданный согласный звук.
18. Развитие общих речевых навыков:
1. Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
2. Работать над плавностью речи.
3.Отрабатывать чёткость дикции и интонационную выразительность речи. 19. Развитие лексико-грамматических представлений:
1.Закрепить в речи простые предлоги: на, с, в, из, по.
2.Продолжить работу над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
3. Учить употреблять в речи формы повелительного наклонения глаголов: идти, лежать, бежать.
4. Учить употреблять существительные с суффиксами -онок, -ёнок в форме родительного падежа множественного числа (лисят, волчат). 20. Обучение связной речи:
1. Закрепить умение составлять предложения из 3-х слов.
2. Продолжать упражнять в пересказе текстов из 2-3-х предложений.
3. Учить составлять рассказы из 3-х предложений о предмете и о картинке, сначала предметной, а потом сюжетной. 21. Самомассаж лица и шеи. В течение
года
22. Обогащение словарного запаса. 23. Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). 24. Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика, гидромассаж, пескотерапия, самомассаж). 25. Логопедический массаж.
Индивидуальный образовательный маршрут
2 год обучения
1. Обследование состояния речи, неречевых психических функций. Заполнение речевых карт, составление плана работы. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
2.
Звукопроизношение:
1.Подготовительные упражнения для постановки сонорных звуков.
2. Постановка звука «л», автоматизация. 3. Работа над слоговой структурой слова:
Работать над двусложными словами с закрытым слогом и стечением согласных. 4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза:
1.Упражнять в выделении начальных ударных гласных в словах, в выделении конечных и начальных согласных в словах.
2.Закрепить умение производить анализ и синтез обратных и прямых слогов.
3.Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях.
4.Дать представление о твёрдости – мягкости, звонкости – глухости согласных. 5. Развитие общих речевых навыков:
1.Продолжать работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания.
2.Работать над плавностью речи.
3.Активно работать над интонированием речи; развивать тембровую окраску голоса.
4.Продолжать развитие силы голоса.
5.Формировать умение правильно использовать паузы, чередовать ударность и паузу. 6. Развитие лексико-грамматических представлений:
1.Закрепить в речи формы единственного и множественного числа имён существительных.
2.Упражнять в употреблении падежных форм имён существительных.
3.Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже.
4.Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
5.Закрепить в речи употребление простых предлогов: на, с, по, из, по, над, под. 7. Обучение связной речи:
1.Учить составлять предложения из 4-х, 5-ти и более слов по картинке, по демонстрации действия, на заданную тему.
2.Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них.
3.Развивать умение пересказывать небольшие тексты, составлять рассказы-описания, загадки-описания по предложенному плану. 8. Звукопроизношение:
Постановка звуков «р», «рь», автоматизация. Декабрь, январь, февраль.
9. Работа над слоговой структурой слова:
1.Работать над трёхсложными словами с закрытым слогом и со стечением согласных.
2.Работать над четырёхсложными словами из открытых слогов. 10. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений:
1.Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях, о твёрдости и мягкости, звонкости – глухости согласных.
2.Учить звуковому анализу слов типа: мак, осы, кит, лось.
3.Дать представление о гласных звуках как о слогообразующих.
4.Упражнять в членении на слоги односложных, двухсложных и трёхсложных слов. Ввести понятия: «слово», «слог».
5.Ввести понятие «предложение». Учить составлять графические схемы предложений без предлогов. 11. Развитие общих речевых навыков:
1.Совершенствовать навык правильной голосоподачи.
2.Совершенствовать чёткость дикции, используя чистоговорки и потешки с отработанными звуками.
3.Продолжать работу по развитию качеств голоса. 12. Развитие лексико-грамматических представлений:
1.Продолжить работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже.
2.Научить использовать предлоги: перед, за, около, возле.
3.Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные.
4.Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова. 13. Обучение связной речи:
1.Совершенствовать навык составления и распространения предложений по картинке.
2.Совершенствовать умение пересказывать тексты по плану.
3.Обучать составлению рассказов из 2-3 предложений по картинке с использованием данного плана. 14. Звукопроизношение:
Дифференциация звуков л-р, ль-рь. Март, апрель, май.
15. Работа над слоговой структурой слова:
Работать над 3-х, 4-х,5-ти сложными словами со сложной звукослоговой структурой. 16. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений:
1.Упражнять в подборе слов на заданный звук и слов с этим звуком в определённой позиции в слове.
2.Учить производить анализ и синтез слов из 4-х, 5-ти звуков.
3.Совершенствовать навык слогового анализа одно-, двух-, трёх- и четырёхсложных слов.
4.Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами. 17. Развитие общих речевых навыков:
1.Продолжать работу над темпом и ритмом речи, чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.
2.Совершенствовать звучность и подвижность голоса. 18. Развитие лексико-грамматических представлений:
1.Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи.
2.Закрепить умение правильно употреблять простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать умение употреблять сложные предлоги: из-под, из-за. 19. Обучение связной речи:
Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, рассказа из личного опыта.
20. Обогащение словарного запаса. В течение года
21. Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). 22. Развитие ммпр, графических навыков.
23. Логопедический массаж.