Развивающие упражнения для младших школьников с признаками одаренности


Развивающие упражнения для детей младшего
школьного возраста с признаками одаренности.
В качестве предмета исследования мы выбрали коммуникативные универсальные учебные действия детей младшего школьного возраста с признаками одаренности. Поэтому особое внимание при составлении и апробации развивающей программы мы уделили особое внимание упражнениям на коммуникативное взаимодействие.
Занятие 1. Первым упражнением на формирование коммуникативных навыков стало упражнение «Скала». По кругу выставлены стулья по количеству участников. Дети стоят каждый на своём стуле. Круг делится пополам. Одна половина круга учеников начинает двигаться вправо, другая - влево. Задача детей без слов договориться пройти весь круг и снова встать на свое место. Это задание направлено на командообразование, а также формирует навыки взаимодействия.
Занятие 2. Затем на занятиях по внеурочной деятельности и на уроках творческого характера ученики в сменных парах выполняли такие задания, как: выполнить коллаж на определенную тему, зашнуровать шнурки (при этом, у одного ребенка свободна правая рука, а у другого – левая)
Занятие 3. На занятиях по театральной студии с учениками были проведены игры типа «Да и нет», где ребенку загадывается слово, остальные учащиеся задают ему вопросы, а он может отвечать только «да» или «нет». Использовался также подобный вариант игры «Объясни слово», где обучающиеся, не называю однокоренных слов, должен остальным ребятам объяснить слово, причем сначала слова берутся конкретные, а затем отвлеченного характера. Эти упражнения удобны тем, что их можно давать и нескольким детям сразу, и для работы в парах. Оно направлено и на коммуникативное взаимодействие, на умение понимать друг друга, а также на развитие устное речи, расширение используемого словарного запаса.
Занятия 4 и 5. В учебной деятельности использовались такие ключевые моменты, как: коллективный учебный диалог исключительно со стороны учащихся («Я считаю, что Алёша прав, но хочу добавить…», «Дарина, мне кажется, что тут есть другой способ решения…», «Скажи, а в своей исследовательской работе ты встретился с какими-то трудностями?»), работа в группах по 4-5 человек (где дети сами распределяют роли в зависимости от учебной ситуации и выполняют задание в соответствии с распределением обязанностей) – в этой ситуации коммуникативным ключевым моментом является само распределение ролей, а также момент синтеза информации или выполненного индивидуального задания. Также групповая работа повышает учебно-познавательную мотивацию детей, слабоуспевающих по предмету, а детям с признаками одаренности помогает реализовать свои организаторские навыки.
Занятия 6 и 7. На уроках литературного чтения были использованы многочисленные устные пересказы произведений, а на уроках русского языка – устные и письменные изложения текстов и качественная, тщательная подготовка к ним. В этом очень помог учебно-методический комплект, по которому работает учитель «Перспективная начальная школа». На данный момент - это единственная вариативная программа обучения, в которой раздел «Развитие речи» вынесен в отдельную часть учебника. На уроках по основным предметам также был использован прием «Минутка общения» - учащиеся в течение нескольких секунд выбирают себе пару для общение и в течение минуты выстраивают учебный диалог по заданной активными учениками теме. Например, рассказать правило по русскому языку друг другу, попросить привести примеры на это правило, по математике – проверка таблицы умножения или устный счет.