Выступление Учебно – исследовательская деятельность младших школьников как средство развития речи на основе фразеологических оборотов


(Слайд 2) «Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания» - писал советский педагог и психолог Л.С. Выготский. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко  приводит человека к успеху. Не случайно современная школа должна подготовить человека думающего,  чувствующего, который имеет не только знания, но и умеет использовать их в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. А размышляет лишь тот, кто умеет говорить.
(Слайд 3) Работа по развитию связной речи начинается с первого класса. На уроках для анализа я предлагаю детям загадки, метафоры, пословицы и поговорки. Работа ведётся систематически, и  у  детей накапливается определённый речевой материал, алгоритм работы с ним. Но, несмотря на то, что весь курс обучения, по системе Л.В. Занкова, построен на развитии мышления, умении грамотно и точно выражать свои мысли, речь моих учеников и во 2 классе оставалась однообразной и невыразительной, насыщенной словами – паразитами: «как бы», «ну, это» и другими.
Так встал вопрос, как помочь учащимся сделать её более богатой и эмоциональной? Из опыта своей работы, я знаю, что развитие  психических процессов, непосредственно связанных с речью, (восприятия, мышления,  воображения)  в младшем школьном возрасте  достигает достаточно высокого уровня, чтобы детям стало  доступно усвоение языковых средств, отличающихся образностью, наличием переносных смыслов. Все мы знаем, что использование образных оборотов делает речь человека более живой, богатой, эмоционально выразительной, образной и яркой.
(Слайд 4) Поэтому, целью моей работы стало: формирование навыков развития связной речи учащихся на основе активизации устойчивых оборотов русского языка, не только во время уроков, но и во внеурочной деятельности, с использованием более эффективных, занимательных для детей методических приёмов и средств.
«Меткость выражения», скрытая во фразеологическом обороте, вызывает массу эмоций в детях: смех, радость от услышанного слова, удивление, заставляет задуматься.
Я предложила ребятам совершить путешествие в страну «Фразеология». Когда я объяснила цель проекта, то увидела интерес в их глазах.
(Слайд 5) Вначале я провела анкетирование среди учащихся, которое помогло мне выявить, на каком уровне они знакомы с фразеологизмами и умеют применять их в своей речи. Я обратилась к ним со следующими вопросами. Анкета представлена на слайде.
Анкета №1
1.Знаете ли вы что такое фразеологизмы?
2.Используете ли вы фразеологизмы в своей речи?
3.Объясните значение следующих выражений:
- кот наплакал
- как снег на голову
- бить баклуши
- заварить кашу
- медвежья услуга
(Слайд 6) В ходе анкетирования выяснилось, что с понятием слова « фразеологизм» знакомы чуть больше половины учащихся, около половины - используют их в своей речи иногда, а остальные - не применяют вообще.
(Слайд 7) Правильность объяснения значения выражений представлена на слайде:
- кот наплакал – 39%
- как снег на голову – 35%
- бить баклуши - 78 %
- заварить кашу – 9%
- медвежья услуга – 43%
Из данной информации, можно сделать вывод, что не все знают, что такое фразеологизмы и очень мало учеников используют их в повседневной речи.
После этого я предложила учащимся начать поисковую работу по нахождению фразеологизмов в литературе и употреблению их в речи.
С результатами опроса детей я познакомила родителей на собрании и убедила их в том, что фразеологизмы являются одним из источников развития выразительности детской речи. Исходя из этого, я предложила им поучаствовать вместе со своими детьми в проекте «Путешествие в страну «Фразеология»
(Слайд 8) В течение второго года обучения ребята вместе с родителями находили информацию по данной теме в учебниках, художественной и научной литературе, и рассказывали о своих находках в классе.
Они узнали, что фразеологизмы - это устойчивые обороты языка, которые подобно словам, не создаются, а воспроизводятся в речи. К фразеологизмам относятся пословицы, поговорки, крылатые слова и фразеологические обороты. Например, брать быка за рога; вертеться как белка в колесе.
(Слайд 9) Учащиеся узнали, что фразеологизмы бывают русского происхождения. Например, «водой не разольешь», «в чем мать родила». В них отражаются традиции, обычаи народа («Дареному коню в зубы не смотрят»)
Существуют заимствованные фразеологизмы. Некоторые из них пришли к нам из старославянского языка, другие - из западноевропейской культуры.
(Слайд 10) Оказывается, источники возникновения фразеологизмов тоже различные. Одни возникли на основе наблюдений человека (как рыба в воде, гоняться за двумя зайцами); другие связаны с мифологией и историческими событиями (ахиллесова пята); третьи вышли из песен, загадок, сказок, литературных произведений.
Выражение «зарубить на носу» связано с развитием науки в Древней Руси. Культура каждого народа содержит системы веса, длины, денежные системы. Так возникли фразеологизмы «от горшка два вершка», «съесть пуд соли с кем-то», «бить рублём», «гоняться за длинным рублём». В русской фразеологии есть целые группы слов – символов: сломя голову, язык без костей, развесить уши, каша во рту и т.д.
Существуют фразеологизмы литературного происхождения: «а воз и ныне там», «вертеться как белка в колесе».
(Слайд 11) В процессе работы над проектом дети также изображали фразеологические обороты в рисунках и проводили конкурс на самый смешной и непонятный фразеологизм.
Находясь летом на отдыхе, ребята читали детские журналы: « Мурзилка», «Веселые уроки», « Клепа», « Читайка», « В мире животных». Просматривая страницы журналов, они анализировали их на наличие образных оборотов в статьях. Обнаружив фразеологизмы, как в заголовках рассказов и статей, так и в текстах, дети пришли к выводу, что они делают содержание журналов более интересным, ярким, образным, чем и вызывают читательский интерес.
(Слайд 12) В начале третьего класса я заметила, что учащиеся стали чаще употреблять в своей речи образные выражения. Тогда я провела повторное анкетирование. (Анкета представлена на слайде)
Анкета №2
1.Используете ли вы фразеологизмы в своей речи?
2.Объясните значение следующих выражений:
- спустя рукава
- не в себе
- рукой подать
- нечист на руку
- из года в год
(Слайд 13) В ходе анкетирования выяснилось, что 65% - стали использовать фразеологизмы в своей речи, а остальные 35% учащихся - применяют иногда. Правильно смогли объяснить значение выражений большее количество ребят.
(Слайд 14) Анализируя результаты анкетирования, я пришла к выводу, что словарный запас моих детей пополняется, речь становится более эмоциональной и выразительной.
Чтобы убедиться, что работа не прошла даром, я предложила ребятам продолжить изучение этой темы и попробовать написать сочинения с использованием фразеологических оборотов. Также мы готовим коллективную Рукописную книгу, в которую войдут рисунки, сочинения, словесные зарисовки учащихся.
В заключение хочу сказать, что работа над фразеологизмами активизирует, значительно обогащает словарный запас учеников, способствует развитию логического мышления ребёнка. Дети начинают более внимательно относиться к своей речи и речи окружающих.
Список литературы
Автономова С.И. Обогащение фразеологического запаса учащихся // Русский язык в школе. –1988. – №3.
Бабкин А.М. Русская фразеология: её развитие и источники. – Ленинград: Наука, 1970.
Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 1987.
Бондаренко В.Т. О смеховой функции русской фразеологии // Русский язык в школе, №3, 2001.
Григорян Л.П. Язык мой – друг мой: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998.
Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык, ч.1. – М.: Просвещение, «Владос», 1995.
Учебно – исследовательская деятельность младших школьников как средство развития речи
на основе фразеологических оборотов
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ ООШ №269
ЗАТО Александровск
Полякова Любовь Константиновна