Конспект занятия кружка Мир театра. Тема.Учимся общаться друг с другом. Голос и речь человека.


Учитель Трофимова Наталья Павловна
Занятие 3.
Тема. Учимся общаться друг с другом. Голос и речь человека.
Цель. Поощрять стремление детей заниматься театрально-игровой деятельностью. Обучать выражению эмоций с помощью мимики и жеста. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, речевую интонацию.
Организационная часть.
Игра – упражнение на проявление эмоций «Здравствуйте».
Педагог здоровается с обучающимися, проявляя различные эмоциональные состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, вопрос, доброжелательность. Дети повторяют за педагогом, пытаясь, как можно точнее передать заданную эмоцию.
Вопрос: что такое эмоции? Ответы детей (внешнее проявление чувства, переживания).
Игра – упражнение «Тренируем эмоции».
Упражнения на развитие чувств и эмоций детей, на развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста:
• Сладкая конфета
• Горькое лекарство
• Кислый лимон
• Грязная бумажка
• Красивая игрушка
Разминка.
Артикуляционная гимнастика в стихах.
Вот зарядка язычка:
- Влево, вправо, раз, два.
- Вверх, вниз, вверх, вниз,
- Язычок, не ленись!
- Губы, просыпайтесь,
- Ротик, открывайся!
- Язычок, покажись
- И зубов не страшись!
- А зубы-то, а зубы кусают даже губы.
- Кусаются, кусаются и не унимаются.
- А губы то хохочут, то сильно обижаются,
- То весело хохочут, то снова обижаются.
- Зубам надоело кусать – стали язык жевать.
- Язычок - не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный.
- Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь.
- Не сердитесь, не кусайтесь, вместе с нами улыбайтесь!
Речевая разминка. «Зевота».
Отводим прямые руки вниз - назад, со вкусом потягиваемся, широко открываем рот, языком сильно давим изнутри на нижнюю челюсть, говорим «А-а» – фиксируем и держим 1 секунду.
Затем закрываем рот, тянем губы вперед, с силой сжимаем их в недовольную старческую розочку и мычим «М-м» – фиксируем и держим 1 секунду. 5-6 раз.
Упражнение для раскрепощения и снятия мышечных зажимов. «Марионетки».
Каждый участник представляет, что он кукла-марионетка, которую после выступления повесили в шкаф на гвоздик. Нужно представить, что вы подвешены за различные части тела: за шею, палец, ухо, руку, плечо. При этом тело должно быть зафиксировано только в этой точке, а все остальное – расслаблено и болтается. Упражнение можно выполнять в произвольном темпе с закрытыми или открытыми глазами. Педагог должен следить за степенью расслабления учеников.
3.Теоретическая часть.
Сегодня мы продолжим разговор о правилах общения и поговорим о голосе. Это тот инструмент, с помощью которого вы донесете свое сообщение до слушателя. Взаимопонимание между вами и вашей аудиторией зависит от ваших голосовых и речевых данных. Голос может привлечь слушателей на вашу сторону, убедить их в чем-то, завоевать их голоса и доверие. Вы можете расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Человеческий голос - могущественный инструмент. Он важен так же, как и внешность, манеры, текст вашего выступления.
Всегда следует помнить, что ваши слушатели ожидают - и вполне заслуживают - услышать приятный голос.
Устная речь – это не просто набор предложений, составленных по правилам синтаксиса и пунктуации, высказанных вслух.
Устная речь – это форма речевой деятельности, состоящая из:
1) Того, что мы говорим
2) Того, как мы говорим
Во вторую составляющую в свою очередь входят:
1) Тембр голоса – звуковой окрас голоса
2) Тон голоса
3) Правильность произношения слов - дикция
4) Скорость речи
Ошибка большинства людей в том, что они считают главным в правильной речи то, что мы говорим. На самом же деле «Что мы говорим» – есть только 10% информации, которая доходит до собеседника. И если Вы хотите улучшить свои коммуникационные навыки, то сначала Вам следует сосредоточиться именно на том «как мы говорим», а уже потом развивать и первый аспект речевой деятельности.
Практическая часть. Упражнения для техники речи.
Положение тела.
В положении стоя начните сутулиться, расслабьтесь. Затем приподнимите плечи, грудь и, откиньте их назад, т.е. «наденьте» на позвоночник. Спина прямая, укрепилась, шея, руки, плечи – свободные. Такое положение тела, как говорил Станиславский – «тело на колок»- должно стать естественным, привычным, не только в период работы над речью, но и вообще в жизни.
Упражнение «Свеча».
Берём полоску бумаги 15см на 4 см. Подносим полоску ко рту 5 -7 см. Губы в трубочку, как для свистка. И начинаем дуть на полоску бумаги. Следим, чтобы угол наклона полоски был одинаков на протяжении всего выдоха. При ровном выдохе бумажка будет находиться в одном положении – отклонившись. Следует обратить внимание на лёгкое напряжение в области межрёберных мышц и диафрагмы.
Упражнение «Проколотый мяч»
Имитируйте мяч, который прокололи шилом звукоподражанием: ссссссссс. Ладони рук обхватывают грудную клетку с боков, как можно выше. Нажимайте на «мяч» ладонями легко, без усилий, чтобы воздух из лёгких выходил подольше. Медленно сходятся руки, ощущая небольшое сопротивление «мяча». И также медленно и долго выходит воздух на звуке «с». Проделать несколько раз.
Упражнение на звукоподражание.
Вспомните звуки природы и воспроизведите их.
Свист ветра, шум леса, звук комара, жужжание пчелы, крик и карканье вороны, трескотня сороки, рокот мотора, звук электрозвонка и т.д.
5. Заключительная часть.-Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, скажите сейчас, с чем мы сегодня познакомились?
- Какая игра вам наиболее понравилась?
- Предлагаю вам сейчас необычно попрощаться: сначала мимикой, затем жестом, после пантомимой. Прощание под фонограмму песни “Алабама джем” муз. Р.Эмчина.