Конспект урока по истории на тему Развитие литературы и искусства в XVIII веке (8 класс)


Конспект урока по истории России для коррекционной школы VIII вида с элементами здоровьесбрежения
Тема:Развитие литературы и искусства
в XVIII веке
8 класс.
Подготовила: учитель истории
Юшина С.Н.
Старый Оскол
2016 г.
История, 8 класс//Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 - 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой, составители О.И. Бородина, В.М. Мозговой, Л.С. СековецТема урока: Развитие литературы и искусства в 18 веке.
Цель: Дать учащимся представления о том, что 18 век стал эпохой культурного развития нашей страны, выявить общие закономерности и особенности развития литературы и искусства в 18 в.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с деятельностью выдающихся людей искусства и литературы, которые внесли большой вклад в развитие русской национальной культуры.
Коррекционно-развивающие: развивать навыки наблюдения, сравнения в процессе изучения нового материала, учить делать обобщения, выводы по прочитанному; сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, формирование ответственного отношения детей и подростков к своему здоровьюВоспитательные: воспитывать у учащихся чувство глубокого уважения к людям искусства, литературы, восхищения их творениями.
сохранение и укрепление
Основные знания
Расцвет литературы, живописи ,скульптуры, архитектуры.
Основные термины и понятия
Драматургические произведения.
Оборудования и материалы
Портрет Ф.И.Фонвизина, репродукции картины Д.Г. Левицкого «Портрет М.И.Лопухиной», И.П.Аргунов; портрет «Крестьянка»; иллюстрации Зимнего дворца, Екатерининского дворца, Московского университета; видеофильм « Искусство 18в.»
Тип урока: Сообщение новых знаний.
Ход урока
Сообщение темы урока: «Развитие литературы и искусства в 18 веке»
Изучение нового материала
Рассказ по содержанию учебника с включением дополнительных сведений ,а также с объяснения исторических особенностей развития литературы и искусства (появление интереса к культуре не только у богатых, но и простых людей. Интерес к газетам и журналам, домашним библиотекам, театрам). Появление первых произведений театра.
Знакомство с планом.
1. Литература.
2. Живопись.
3.Скльптура.
4.Архитектура.
Знакомство с творчеством Дениса Ивановича Фонвизина. Демонстрация портрета Д.И.Фонвизина.
Словарная работа: драматургические произведения.
- О чем и о ком писал Д.И. Фонвизин?
(перед работой с текстом не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами посмотреть направо на счет 1 – 4, затем налево на счет 1 – 4 и прямо на счет 1 – 6. Поднять глаза вверх на счет 1 – 4, опустить вниз на счет 1 – 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 – 6. Повторить 4 –5 раз)Кратко знакомит учащихся с творчеством Г.Р.Державина. Рассказ учителя о книге А.Н. Радищева « Путешествие из Петербурга в Москву».
Работа с текстом учебника (живопись, расцвет портретной живописи; выдающиеся художники, их работы). Демонстрация портретов, написанных И.П. Аргуновым «Крестьянка», Д.Г. Левицким «Портрет М.И. Лопухиной».
-Кого изображали художники на портретах?
Рассказ учителя с опорой на текст учебника о выдающемся русском скульпторе Ф.И.Шубине, о французском скульпторе Э.Фальконе. Демонстрация иллюстраций; скульптура М.В.Ломоносова, памятник Петру 1. Работа с текстом учебника.
Задание. Найдите сведения о жизни архитектора Бартоломео Растрелли, прочитайте.
-Какие архитектурные памятники построил Растрелли-(Самостоятельно выполняют задание и составляют ответ на вопрос).
Опережающие задания.
Демонстрация иллюстраций Зимнего дворца, Екатерининского дворца, Московского университета.(Поочередно учащиеся назначаются экскурсоводами, делают сообщения об основных архитектурных памятниках).
Первичное закрепление материала
Задание1. Известные деятели литературы и искусства и их занятия.
М.Ф.Казаков---архитектор
И.П.Аргунов---художник
Н.И.Новиков---писатель
В.Л. Боровиковский---художник (учащиеся находят правильный ответ)
Ф.И.Шубин---скульптор
Задания 2.Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Составьте по ним рассказ.
Задание 3. Игра «Третий лишний» - учитель называет деятелей искусств и просит поднять руки в случае правильного ответа - опустить руки когда неправильный ответ.
Левицкий----Волков—БоровиковскийШубин---Державин---Новиков
Волков---Растрелли---Баженов
Подведение итогов
Комментарии, объявление оценок за работу (учащиеся слушают учителя).
Домашнее задание
Продолжить составление рассказа, начатого в классе, заполнить таблицу о деятельности художников: автор, жанр, название картины.
Индивидуальное задание
Прочитать текст учебника «Живопись»