Панорамный урок по истории Казахстана «Андроновская культура».в 6 классе



Панорамный урок по истории Казахстана «Андроновская культура».
Цель: Трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем саморазвития, через процесс изучения Андроновской культуры бронзового века.
Задачи: способствовать развитию ключевых компетентностей учащихся для оценки в процессе исследовательской деятельности учащихся.
Способствовать процессу познавательного интереса школьников;
Формирование устойчивого интереса, развивать умение работать в группах.
Наглядность: рисунки, схемы,
Оборудование: интерактивное оборудование.
Организационный момент, приветствие учащихся.
Вступительное слово учителя.
- Из 1 четверти мы знаем с вами, что самый большой исторический период – каменный век. Все орудия труда в этот период были сделаны из камня. Но эволюция на этом не останавливалась…
3. Сообщение учащегося: Ученик рассказывает легенду.
Однажды древний человек разжег очаг и обложил его камнями. Он хотел приготовить пищу или просто согреться. И увидел человек, что один из камней стал превращаться в воду, он испугался, отбежал в сторону и стал обращаться к богу. Когда человек подбежал к костру и потушил его, то увидел что вода эта опять стала твердой, и хорошо подвергалась обработке.
4. Мозговая атака.
-Как вы думаете, почему человек испугался?
-Как вы думаете, почему это произошло?
Вывод: Правильно, это – медь, первый металл, который человек стал позже использовать в своей жизни, но он был мягким, и тогда человек стал добавлять в него другой металл-олово и получилась прочная… (бронза). Время бронзового периода: конец 3 тыс. по 7-5 века до нашей эры.
- Скажите, о каком историческом периоде сегодня будет идти речь? (Бронзовый век)
- Почему, о бронзовом веке? (Все орудия труда, потому что человек делал из камня.)

6. Определение темы и цели урока:
(На доске показываются слайды периода ранней бронзы)
- Впервые археологические памятники эпохи бронзы были обнаружены у села Андроново в Южной Сибири в 1913 году учитель задает вопрос: как вы думаете, какова тема нашего урока? О какой культуре сегодня будет идти речь?
Правильно, тема сегодняшнего урока: Андроновская культура.
А теперь, я хочу, чтобы каждый из вас поставил, свою цель, чего он хочет достичь.
Учитель озвучивает основную цель урока: узнать, изучить особенности Андроновской культуры.
- Мы с вами узнали время бронзового века, но нам с вами нужно знать и территорию расселения людей Андроновской культуры.
-Сейчас вам необходимо будет при помощи заданий – раскрыть их еще больше и глубже.
Работа в группах. Использование компетентностно-ориентированных заданий.
ГРУППА № 1.
Задание: 1.Прочитай текст про захоронение в Андроновской культуре и Алексеевском поселение и на основе прочитанного сделай вывод – какое верование было присуще андроновцам. 2.Составьте кластер основных признаков этого верования.
Инвентарь "рядового погребения", т.е. совокупность предметов, сопровождавших покойного в иной мир, состоял обычно из нескольких глиняных горшков с пищей, скромных украшений, иногда орудий (ножи, тесла, каменные стрелы) и частей туши жертвенного животного. В "богатых" погребениях могильная яма отличалась значительными размерами, грандиозностью курганной насыпи, каменные ограды вокруг нее, и, в особенности, инвентарем. Так, в пяти погребениях могильника Синташта 1 (Южный Урал) найдены боевые двухколесные колесницы с десятью спицами в колесе, конские скелеты (от двух до семи), предметы конской упряжи. В таких погребениях обильно представлено оружие - |втульчатые копья, луки со стрелами, бронзовые топоры-секиры, каменные и бронзовые булавы, кинжалы. Среди украшений - медные браслеты и покрытые золотом височные кольца.
Алексеевский могильник расположен на левом берегу Тобола, он возник в непосредственной близости от поселения той же культуры, остатки которого были обнаружены ниже по течению реки. У восточного конца могильника находится своеобразный культовый памятник, видимо, жертвенное место, о чем свидетельствуют многочисленные остатки жертвоприношений. Каких-либо внешних признаков могильника в настоящее время не существует: не наблюдается ни курганных насыпей, ни каменных колец, характерных для могильников андроновского типа. Почти всю площадь древнего могильника занимает казахское кладбище. Для изучения было вскрыто 21 (двадцать одно) андроновское погребение. Все могилы имели овальные очертания, стенки - неровную поверхность, дно - чашеобразное углубление. Могилы не обкладывались каменными плитами, не сохранилось и следов деревянных срубов, в некоторых могилах прослеживался тлен кошмы, в которую вероятно, был завернут покойник. При погребении соблюдался обычай; голова покойника была ориентирована по направлению к поселению. Все сохранившиеся костяки лежали в скорченном положении, в основном, на левом боку, с сильно согнутыми руками и ногами. Вероятно, существовал обычай связывать покойника целиком, либо руки и ноги. Относительно хорошая сохранность костей одного из погребений дала возможность восстановить мускульный и кожный покров и дать представление о европеидном типе лица. Почти во всех могилах были найдены вещи, сопровождавшие покойников, а также по два (иногда три) горшка, в которых, вероятно, ставилась пища. Кроме керамики в могилах находились украшения, преимущественно бронзовые.
Модельный ответ: У людей Андроновского периода существовала вера в многих богов – огня, воды, земли, животных. Это – язычество. Мы определили это по тому, что в могилах андроновцев были найдены большое количество бытовых предметов, горшки с пищей, украшений, оружие, а такие захоронения были присуще лишь язычника
ГРУППА №2.
Задание
Ознакомься с текстом Андроновской и Бегазы-дандыбаевской культур, об их основных особенностях.
Выяви черты сходства и различия между двумя культурами.
Заполни таблицу и сделай выводы.
Основные особенности бронзового века Андроновская культура Бегазы-Дандыбаевская культура
Захоронения Сходство Различие Изготовление керамики Сходство Различие Строительство жилища Сходство Различие Хозяйственная деятельность Сходство Различие Вывод:
Андроновская культура.
Хозяйство андроновцев. Для андроновской культуры характерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство в поймах рек и на берегах озер. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием.     Особой отраслью хозяйства андроновских племен было горное дело и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был одним из первых производителей бронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Так, только в районе Джезказгана было получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по Центральному Казахстану было добыто 130 тонн, что достаточно для выплавки 15 тыс. тонн чистой бронзы. И это только по исследованным выработкам. Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамики. Изготовлялись сосуды различных форм - баночной, Горшковой. Последние богато орнаментировались. Применялся геометрический орнамент, т.е. меандры в виде сложных крестообразных фигур из параллельных линий. Археологические памятники. В эпоху ранней бронзы в северо-западном Казахстане появляются крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них является Аркаим, на территории Южного Урала. Это был своеобразный город с четкой планировкой, двумя линиями укреплений, многочисленными ремесленными мастерскими. Всего в Приуралье и Северо-Западном Казахстане выявлено около двух десятков подобных ранних городов, датированных ХУШ-ХУ! веками до н.э. Интересен и погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, образованных из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречаются случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего.     С аридизацией климата на территории Казахстана начинает зарождаться новый, более прогрессивный тип хозяйства - кочевое скотоводство. Поселения постепенно стали превращаться в зимовки, земледелие стало приобретать подсобный характер.     В стаде увеличилась доля лошадей и овец, способных круглый год находиться на подножном корме.     Это ведет к тому, что в Центральном Казахстане комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура ХП-Х вв. до н.э. сменяется кочевой бегазы-дандыбаевской культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры - монументальные погребальные сооружения, имеющие сложную планировку. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят о принадлежности их к родоплеменной знати, т.е. мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государств.     Общественный строй. Использование металлов и колесного транспорта позволило андроновцам освоить степные просторы Казахстана и перейти от оседлого скотоводства к отгонному, что привело к увеличению стада овец и коней - основного богатства древних казахстанцев. Среди андроновцев начинается имущественная дифференциация, а частые столкновения с соседями из-за хороших пастбищ и скота - к выделению из среды общины военной аристократии - воинов-колесничих. К началу I тыс. до н.э. родовая община андроновцев разложилась, из ее среды выделились три иерархически соподчиненные группы: военная аристократия, жрецы и рядовые общинники. В XVII—XVI вв. в степной, лесостепной зоне от Урала до Иртыша существовали поселения, прямоугольные и круглые в плане, окруженные оборонительными сооружениями — стенами с деревянным частоколом и рвами, башнями и сложными предварительными постройками. Укрепленные поселения имеют площадь от 6 до 30 тыс. кв. м. Поселение Аркаим, которое можно считать древним городом7, выглядело как округлый в плане участок, огороженный двумя концентрическими кольцами оборонительных сооружений. Между ними находилась жилая часть, а внутренний круг занимала площадь. Внешний круг имел диаметр 160 м, внешняя стена шириной в основании около 4 м была сбита из грунта с примесью извести, а с наружной стороны облицована блоками глины, которые укладывались, начиная с основания рва, опоясывающего стену снаружи. Глубина рва — 1,5—2 м, высота стены — 2,5—3 м. По гребню стены шли два параллельных ряда частокола из бревен, промежуток между которыми был забит дерновыми пластами.
Изнутри к стене примыкали торцы жилищ, плотно пристроенных друг к другу. Выходы из жилищ выводили на кольцевую улицу, которая шла вокруг внутренних стен и рва. Ров был облицован деревом, внутренняя стена имела такую же конструкцию, как и внешняя. Изнутри ко второй стене также примыкали расположенные радиально жилища с выходом из каждого на центральную площадь. Четверо ворот города вели на запад, северо-запад, восток и юго-восток. Центральным был западный вход, он в современной топографии представляет разрыв в стене, а сложная конструкция дополнительных укреплений делает выход на центральную улицу «коленообразным». Каждому входу соответствуют радиальные улицы, пересекающие поселок и сходящиеся на центральной площади, которая имеет подквадратную форму, размером 25 х 25 м. Прямоугольные жилища Аркаима имели площадь от 190 до 300 кв. м. Стены их представляют сложные сооружения из двух рядов столбов, обшитых плахами, пространство между которыми забито землей. Четыре или шесть рядов перегородок делили площадь жилища на жилые комнаты и хозяйственные отсеки с погребами и колодцами.
Бегазы-дандыбаевская культура.
В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) начинается разработка рудных месторождений меди, олова, золота. В это время в экологически удобных оазисах на берегах маленьких степных речек обитает довольно многочисленное андроновское население, занимавшееся земледелием, пастушеским скотоводством, горным делом, металлургией и металлообработкой. Процветание Центрально-казахстанских андроновцев обеспечивалось, вероятно, скотом и продукцией бронзолитейного производства. Взлет культуры эпохи бронзы падает на начало первого тысячелетия до н.э.(Х-VIII вв. до н.э.), на период поздней бронзы по евразийской периодизации. Археологические комплексы этого времени и образуют бегазы-дандыбаевскую культуру.
Это культура, в облике которой сохраняются ведущие характеристики бронзового века и одновременно проступают, формируются черты следующей археологической эпохи - раннего железного века. В погребальном обряде наряду с традиционным положением умерших скорченно на боку, единично появляются захоронения вытянуто на спине. В могильных ямах рядом с сосудами с богатым геометрическим декором обнаружена грубо сформованная неорнаментированная посуда Предтасмолинского облика. В мавзолее Бегазы обнаружены бронзовые черешковые наконечники стрел, определившие верхнюю дату культуры. Фиксируются новшества и в архитектуре жилищ.
Своеобразными "визитными карточками" бегазы-дандыбаевской культуры являются монументальные погребальные Сооружения, получившие название "скальные мавзолеи" и прекрасной выделки сосуды с богатьм декором и красным лощением.
Уже первые находки посуды в бегазы-дандыбаевских могилах удивили исследователей не только тонкостенностью керамики, лощеной поверхностью, но и нанесением на поверхности некоторых из них тамгообразных знаков.
Основные особенности бронзового века Андроновская культура Бегазы-Дандыбаевская культура
Захоронения Сходство Хоронили в скорченном виде, в могилы клали предметы быта. Иногда тела сжигали.
Различие Тело ложили в яму. Сверху делали курганную насыпь. Тело ложили в каменные могилы. Сверху накрывали плитой. Строили мавзолей.
Изготовление керамики Сходство Горшки баночной и бутылочной формы.
Различие Горшки всегда орнаментировались «геометрией» Горшки могли и не орнаментироваться.
Строительство жилища Сходство Землянки и полуземлянки, сверху крыша покрывалась травой.
Различие - -
Хозяйственная деятельность Сходство Мотыжное земледелие и оседлое скотоводство.
Различие Оседлое земледелие. Начало кочевого скотоводства.
Не укладывались в стандартные представления о степной бронзе и грандиозные "скальные мавзолеи" (Сангру, Бегазы, Аксу-Аюлы). Это были строения прямоугольные, квадратные, либо круглые в основании (размеры по осям от 8 до 10 м). Стены их сложены из горизонтально уложенных плит, скрепленных раствором. Плиты укладывались с напуском вовнутрь, создавая в древности сводчатое перекрытие. Внутри мавзолеев раскопаны центральные могилы, глубиной около 1 м, стены их тоже оформлены горизонтально уложенными или вертикально стоящими плитами. Верхняя часть конструкций выступает над современной поверхностью. Вокруг могилы сооружалась "обходная галерея", на которой расчищены многочисленные жертвенно-поминальные комплексы: сосуды, кости животных, вещи. Все раскопанные мавзолеи оказались ограбленными. С восточной стороны к мавзолеям примыкают длинные коридоры. По внешнему периметру наиболее грандиозные из строений (Сангру I,II Бегазы) были дополнительно окружены вертикально врытыми каменными плитами высотой 3,0 - 4,0 м. Необходимо указать, что памятники типа бегазинских "скальных мавзолеев" немногочисленны на территории Центрального Казахстана.
Модельный ответ:
Вывод: Андроновская и бегазы-дандыбаевская культура имеют много сходства в захоронениях, строительстве жилищ и хозяйственной деятельности, но тем не менее имеются и различия, которые в основном связаны из-за временной и региональной разницы.
- Сегодня вы смогли изучить основные особенности Андроновской культуры бронзового века, - исторического периода, когда человек шагнул далеко за каменный век. В сегодня на уроке мы узнали не только что, такое бронзовый век, на какой территории Казахстана он оставил свои следы, но и узнали с вами о времени существования бронзы, и о культурах на которые он делится. Тем самым мы смогли с вами выделить основные особенности в которых развивался человек.
10. Закрепление.
-Какой период называется бронзовым веком?
- Какие основные черты этой эпохи вы знаете?
- Что означает понятие андроновская культура?
- В чем состоит отличие бегазы-дандыбаевской культуры?
- Где на территории Казахстана встречаются стоянки андроновской культуры?
- Какие виды хозяйства развивались в андроновский период?
11. Итог.
-Достигли ли вы тех целей, которые вы ставили вначале урока?
-Что вам помогло достичь их?
12. Домашнее задание.
Параграф -6 читать. Подготовить рассказ о общественно-культурной жизни племен.