Урок русского языка. Тема «Обобщение знаний по теме «Глагол» 4 класс . Образовательная система «Школа 2100».


Урок: русский язык
Класс: 4
Учитель: Воробьёва В.С.
Образовательная система «Школа 2100»
Тема: «Обобщение знаний по теме «Глагол»
Форма проведения: «Пресс- конференция»
Организация учащихся: работа в группах.
Цели: - систематизировать полученные знания, совершенствовать навыки правописания
орфограмм по данной теме;
- развивать речь, умение обобщать и делать выводы;
- воспитывать взаимоуважение, взаимопомощь.
Оборудование : карточки-слова, листы с заданиями для работы в группах, жетоны.

Ход урока
Организационный момент.
Блиц-опрос
Игра «Кто больше»
Игра «Эстафета»
Поисковая работа
Работа с текстом
Итог. Рефлексия
Домашнее задание
Предварительная работа. За неделю до урока класс был разделён на группы, выбраны капитаны . Коллективно группы составили по теме «Глагол» вопросы ( учитывая весь пройденный материал), на которые каждый член группы должен знать ответ, с примерами и доказательствами. Капитаны контролировали процесс повторения ( отмечая всё в своих тетрадках), помогали слабоуспевающим. Позже каждая команда получила бланк контрольных вопросов от учителя для самопроверки (приложение 1). Периодически капитаны делились результатами работы с учителем.
Ход урока
1.Организационный момент:
- приветствие
- определение темы и целей урока
- инструктаж ( повторение правил работы в группах).
2. Повторение.
Блиц- опрос.
Цель: повторение теоретического материала ( с примерами и доказательствами).
Одна группа («Знатоки-лингвисты» выходят к доске, другие две группы(«журналисты») по очереди задают вопросы . Затем меняются.
Каждый ученик отвечает на один вопрос и получает жетон.
Вывод: анализ выступления групп( «журналисты», учитель).
3.Закрепление.
а) Игра «Кто больше»
Цель: повторить умение определять спряжение глаголов.
- Какой постоянный признак есть у глаголов?
-Что означает эта запись?
- и- -а-, -о-,- у-, -ы-, -я-,- е- ( на доске)
За одну минуту уч-ся записывают глаголы первого спряжения, выделяя глагольный суффикс. Отчёт групп. Вручение жетонов.
Вывод: все глаголы с суффиксом –и-, кроме слов брить, стелить, относятся второму спряжению, остальные, кроме глаголов – исключений, к первому спряжению.
б) Игра «Эстафета»
Цель: совершенствование умения правописания безударных гласных в личных окончаниях глаголов.
- Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
Уч-ся по-очереди выходят к доске, берут карточку, на карточке слово с пропущенной
безударной гласной в окончании. Читают слово, объясняют правописание
орфограммы по алгоритму ( приложение 2)
Каждый ученик объясняет правописание одного слова, получает жетон.
Вывод: чтобы правильно написать безударную гласную в окончании глагола, необходимо его поставить в неопределённую форму, определить спряжение. Мы должны знать, что ели глагол первого спряжения, то пишем –е- ( кроме слов-исключений), второго - -и- ( кроме слов исключений).
в) Поисковая работа (работа с текстом)
Цель: проверка умения определять непостоянные признаки глаголов, выбора глаголов в заданной форме, преобразования их в другую форму, проверить знание орфограммы «ь в глаголах 2-го лица, ед.числа».
- Назовите непостоянные признаки глагола.
Работа с текстом (приложение 3). Группы получают одинаковые задания.
Задания выполняются на листах.
По окончанию работы члены групп вывешивают результаты на доску ( взаимопроверка, анализ, вопросы). Вручение жетонов.
Дополнительное задание: с данными глаголами составить текст-миниатюру. Отчёт групп. Вручение жетонов.
Вывод: время, лицо, род (прошедшее время), число – непостоянные признаки; у глаголов 2-го лица, ед.числа – орфограмма «ь после шипящих».
г) Разбор глаголов по составу.
-Что обозначают эти схемы?
_ся, -сь, _л_ _ть, -чь, -ти -и-,-а-,-о-,-у-,-ы-,-е-,-я- ( на доске)
Какое будет задание? Какое умение проверим?
Вспомнить алгоритм разбора слова по составу.
Задание: разбери слова по составу.
Материал: покраснел, высыпается, лечить, нести, начинают.
Группы получают одинаковые задания. Взаимопроверка. Анализ. Вопросы. Вручение жетонов.
Вывод: чтобы правильно выполнить разбор глагола по составу, нужно определить в какой форме он стоит, вспомнить алгоритм разбора.
д) Работа с текстом ( приложение 4). Индивидуальная работа. Взаимопроверка. Прверка по ключу.
4) Подведение итогов. Рефлексия.
5)Домашнее задание. Придумать сказку про глагол.
Приложение 1
Глагол
1. Выбери из перечисленных слов глаголы, стоящие в неопределенной форме и подчеркни их. Ходит, смеётся, светит, капает, ходить, спит, прогуливается, смеяться, думать, читает. 2. Выбери из предложенного списка вопросов те, которые относятся к неопределенной форме глагола и подчеркни их. Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос: Что делал? Что делать? Что делает? Что сделать? Что сделал? 3. Найди в тексте и подчеркни глаголы, стоящие в неопределенной форме. Была в их стае одна маленькая ласточка, такая проворная: никак ее догнать нельзя было – от всех увертывается. Погонится за ней пятнашка, а она – сюда, туда, вверх, вниз, вверх, в сторону бросится да как пустится лететь – только крылышки мелькают. 4. Поставь глаголы в неопределенную форму. Скучали -___________________. Прячут - __________________________. Бегает - _____________________. Гуляла - __________________________. Поглядел -___________________. Любит - __________________________. 5. Соедини линиями в правильном порядке. 1 – е лицо ты считаешь 2 – е лицо она пишет 3 – лицо я пою 6. Выбери правильный ответ и обведи его кружком. Спряжение – это… а) изменение глагола по числам и лицам; б) изменение глагола по временам; в) изменение глагола по числам; г) изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени. 7. Подчеркни глаголы, относящиеся ко II спряжению: Думать, любить, читать, ненавидеть, смотреть, гулять, слышать, бежать, зависеть, стоять, брить. 8. Соедини линии в правильном порядке. а) глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить ( кроме брить, стелить) I спряжение б) 7 глаголов на -еть: вертеть, обидеть, видеть, ненавидеть, терпеть, зависеть, смотреть; II спряжение в) глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать,-уть, -ыть, -оть; г) брить, стелить; д) 4 глагола на -ать: держать, гнать, дышать, слышать. 9. Если лицо названо неправильно, зачеркни и напиши правильно: Сижу ( 2 – е лицо) _________________; Ходят ( 1 – е лицо) ____________________; Покупает ( 3 – е лицо)______________; Смотрю (1 – е лицо) ___________________; Падают (2 – е лицо) _______________; Выглядываешь (2 – е лицо)________________. 10.Выбери глаголы из списка а) и списка б) и запиши их номера на нужную строчку: А) 1) изменять, 2) дарить, 3)мечтать, 4) хотеть, 5) служить, 6) стрелять, 7) дышать; Б) 1) Собирал, 2) зависит, 3) читаешь, 4) отдыхает, 5) живу, 6) строили; А) I спряжение _____________________ Б) I спряжение__________________ II спряжение____________________ II спряжение___________________ 11. В каждом варианте вставь пропущенные ударные окончания: А) I спряжение Б) II спряжение лицо Ед. число Мн.число Лицо Ед. число Мн. число 1 - е гуляю гуля… 1-е дружу друж… 2-е гуля… гуля… 2-е друж… друж… 3-е гуля… гуля… 3-е друж… друж… 12. Вспомни личные окончания глаголов I спряжения и II спряжения и заполни пропуски. I спряжение Ед.число Мн. число -..шь (……..) -…м ( … ) -… т ( … ) -…те ( … ) -… т ( …) II спряжение - …шь ( … ) - … м ( … ) - … т ( … ) - …те ( … ) - … т ( … ) 13. Найди ошибки и исправь их прямо в тексте. 1) «Ты не хочишь пойти гулять?» - спросила мама у Маши. 2) Девочка старательно гладит кукольные платьица. 3) Лес рубют – щепки летят. 4)Мы с большим удовольствием гуляим в лесу. 5)Когда ты смотришь телевизор, нельзя сидеть слишком близко к экрану: испортешь глаза. 
Приложение 2
Мож.шьДыш.шьУтира.тОбеща.мСе.шьПосад.тТерп.шьБарабан.мПожела.теПриложение 3
Задание: Прочитай текст. Выпиши в столбик глаголы 3-го лица, ед.ч. настоящего вр.
Стоит чудесный майский день. Как хорошо в эту весеннюю пору! Ласковое солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя покрылись сочной зеленью поля, луга и леса. Синие и жёлтые цветки подняли прелестные головки. Земля надела пёстрый наряд. Вот уже появились душистые кисти на черёмухе, на сирени. У лесного оврага цветут ландыши и земляника. На вершину высокой ели забралась шустрая белочка.Спешат домой перелётные птицы. Лес встречает своих певцов. С раннего утра до позднего вечера не смолкают в лесу птичьи голоса. С полей и лесов несутся весенние звуки.Май – самый нарядный и звонкий месяц года.
Выписанные глаголы поставь в форму 2-го лица число и время не меняй).