Урок русского языка Глагол. Повторение. Обобщение

Урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. Повторение и обобщение изученного».
Цель : - повторить и обобщить морфологические, грамматические и синтаксические признаки глагола, правила написания глагола,
- продолжить развивать познавательный интерес к предмету,
- воспитывать культуру общения учащихся.


Ход урока.

1.Организация учащихся для работы. Сообщение целей урока.

Слово учителя. Ребята, мы закончили тему «Глагол». Сегодня наша задача повторить все основные сведения о глаголе, которые мы узнали в этом году.
2. 1.Итак, назовите морфологические признаки глагола.
2. А теперь из предложенных слов выберите то, что можно отнести к грамматическим признакам глагола.
(вид, лицо, спряжение, время, число)
Составление кластера
(Глагол и его грамматические категории)
Синтаксическая роль глагола в предложении. Записать предложение, выполнить его разбор по членам
(Слово может служить любви, слово может служить вражде и ненависти).

1.Давайте вспомним, что называют «неопределённой формой глагола».
2. Поставьте данные глаголы в неопределённую форму. Какие у них окончания?
Несёшь -
Стережёшь –
Сияешь –
Строишь –
Борешься –
Печёшь –
6. Вопрос: что нужно сделать, чтобы правильно употребить ь в глаголах на
–ться и -тся ?
Выполнение устного упражнения. Из предложенного предложения выбрать глагол, объяснить написание -ться или -тся в глаголе.

Нам было жалко расставатся с друзьями.
Птицы вернутся в наши края весной.
Охотник гордится своей добычей.
Знаете ли вы пословицы? Давайте закончим пословицы и запишем их. Какую орфограмму мы повторили?
Повинную голову меч .
За двумя зайцами погонишься
Слово не воробей, вылетит
Семеро одного
В чём особенность написания слов ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, неистовствовать?
Что такое видовая пара? Как образуются видовые пары? Какое действие обозначают глаголы несовершенного вида? Совершенного вида?
Работа в парах. Задание : образовать видовые пары различными способами.
Карточки с глаголами.
Играть, бегать, рисовать, белить, прыгать, замирать.
Выполнить упражнение: вставить пропущенные буквы е-и в корнях с чередованием. Вставить пропущенные буквы:
Собрут,заблстят, вымрает, заблстает, расстлает, выбраешь, подтраем, запраете, удраешь, уд..рёшь, взбраешься.

10. Что обозначает время глагола? Приведите примеры глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.
11. Повторение правила о спряжении глагола. Задание : определить спряжение глаголов.
Кататься, прятать, пилить, колоть, возить, водить, ссориться, шептать, уважать, шевелиться, учиться.
12. Из данных предложений выбрать глаголы и заполнить таблицу.

1) Заурчу, закричу, под небеса улечу. 2) Хвостом пьёт, а клювом отдаёт.
3) Не силой борются, а умением. 4) Не бросай друга в несчастье.
5) Неправдой не проживёшь.



Глагол
Начальная форма
Вид
Спряжение
Время
Число
Лицо (если есть)
Род (если есть)




13. Задавание домашнего задания. Составить связный рассказ на тему «Что я знаю о глаголе?».
14. Рефлексия. Понравился ли вам сегодняшний урок? Что вам больше всего запомнилось?