Организация предметно – пространственной развивающей среды по формированию культуры безопасности в ДОО

Организация предметно – пространственной развивающей среды по формированию культуры безопасности в ДОО
Важным направлением работы дошкольной образовательной организации традиционно выступает поиск оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Воспитание культуры безопасности - педагогический компонент формирования адаптивной личности. Приобщение к культуре безопасности, как компоненту общей культуры, - важная составляющая социализации ребенка. Подчеркивая необходимость формирования готовности к безопасной жизнедеятельности, основанной на присвоении ребенком культуры безопасности, ряд исследователей отмечают, что данная готовность выступает одним из основополагающих условий реализации личностного потенциала и социального предназначения человека [3;5].
Решающие факторы успеха процесса воспитания:
родительская компетентность мама и пап воспитанников ДОО;
личностные качества и профессионализм педагогов;
соответствие предметно-пространственной среды поставленным задачам воспитания, обучения, развития дошкольников.
Работа по формированию культуры безопасности у дошкольников являет собой пример направления деятельности, которое не может эффективно осуществляться ни одним из институтов социализации детей по отдельности. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохранит в течение всей последующей жизни. В.А.Сухомлинский писал: «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение» [10]. Установлено, что базовые составляющие культуры безопасности могут быть сформированы только в семье. Такие компоненты, как мотивация к безопасности, компетенции безопасного поведения, психологическая готовность к преодолению опасных ситуаций [5] формируются прежде всего в семье.
В свою очередь на ДОО ложится ведущая роль в реализации таких компонентов процесса воспитания безопасности жизнедеятельности, как формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления, физической готовности к выходу из опасных ситуаций.
В контексте решения задач формирования у дошкольников культуры безопасности одним из решающих факторов воспитания в ДОО становится личность педагога.
Педагог должен стать для детей проводником в мир культуры, обеспечить формирование у них основ ценностного отношения к окружающему миру, самим себе, овладение элементарными способами деятельности, нормами культуры.
Грамотно построенный образовательный процесс – эффективное осуществление поддержки и амплификации естественного хода социализации, один из аспектов которого – формирование личности безопасного типа.
Важным условием успеха работы ДОО по формированию культуры безопасности у дошкольников является создание предметно – пространственной среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования культуры безопасности. Деятельность ребенка в условиях обогащенной среды позволяет проявлять любознательность, пытливость, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
В условиях активизирующей развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности заложен механизм саморазвития, самореализации растущего человека.
Предметная развивающая среда в совокупности с педагогическими технологиями и принципами взаимодействия участников педагогического процесса образует образовательную среду организации.
Развивающее образовательное пространство определяется сегодня как специально смоделированное место и условия, обеспечивающие разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности. Образовательное пространство позволяет детям самоопределяться в разнообразных видах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами, педагогам – создавать условия для социализации детей в широком социальном и культурном контексте [8].
Б.М. Бим – Бад так характеризует образовательную среду: это «естественная стихия учения и воспитания. Она заимствована из процессов непреднамеренной социализации и состоит в надлежащем воздействии не на детей, а на окружающую их обстановку, среду их жизнедеятельности Подлинное развитие питомцы получают из глубин собственной души под спудом живого интереса к загадкам мира и с помощью правильного мыслительного метода Самостоятельное взаимодействие нового растущего человека со средой, в которую заранее заложена необходимость правильного мышления, - вот что дает прочное и глубокое образование [1].
Принципиальным показателем высокого качества образовательной среды служит ее способность обеспечивать весь комплекс потребностей всех субъектов образовательного процесса, создавать мотивацию их активной деятельности [12]. Это соответствует задачам выполнения социального заказа государства в образовании на воспитание человека, способного самостоятельно находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности, совершенствовать планы в отношении к своей жизни и здоровью.
Чтобы стать инструментом воспитания культуры безопасности, образовательное пространство сначала должно стать для коллектива ДОО объектом изучения, моделирования и конструирования. Алгоритм проектирования образовательной среды, обеспечивающий поддержку и амплификацию процесса формирования культуры безопасности у дошкольников, может быть представлен следующими этапами:
изучение социального заказа;
ознакомление с условиями воспитания в семьях;
выбор технологий формирования культуры безопасности, планирование повышения компетентности педагогов;
моделирование образовательной среды с учетом существующего уровня развития ее компонентов и перспектив их совершенствования;
конструирования компонентов образовательной среды, определение механизмов их функционирования, выявления эффективности образовательного процесса.
Одним из базовых принципов формирования культуры безопасности является обеспечение освоения детьми на каждом возрастном этапе безопасных способов осуществления актуальных для них видов деятельности. В этой связи во второй младшей и средней группе не требуется специальных дополнений к традиционно создаваемой в ДОО предметно-пространственной среде. Основным фактором развития дошкольников становится грамотная организация их деятельности с предметами быта, в помещении, природной среде, на игровой площадке, наличие образцов правильных действий и поведения. В этот период происходит накопление представлений и опыта, их систематизация и осмысление в играх.
Для поддержания и развития игровой деятельности необходимы тематические наборы игрушек для режиссерских игр и оформленные сообразно возрасту уголки для сюжетно – ролевых игр «Магазин», «Гараж», «Бензоколонка», «Семья». В этом возрасте важен эмоциональный фон передачи информации, значительная её часть воспринимается в образной, чувственной форме. Для этого по каждой теме подбираются произведения художественной литературы, музыкальные произведения, мультипликационные фильмы.
Большое значение в средней группе приобретает наглядное отображение роста самостоятельности детей, достижение ими поставленных перед собой целей. Поддерживая интерес воспитанников к самостоятельному выполнению различных трудовых операций, действия по самообслуживанию.
В старшем дошкольном возрасте все виды деятельности осуществляются в соответствии с осознаваемой ими (в большей или меньшей степени) целью, возникают достаточно устойчивые познавательные интересы. Сюжетно – ролевые игры имеют большое значение для осмысления социальных отношений, знания и опыта, связанных, в т.ч. с правилами безопасности.
Необходимо вместе с воспитанниками и их родителями создавать такие уголки для игр, как «Вокзал», «Аэропорт», «Станция технического обслуживания» и др. Интерес детей 5-7 лет к оценке поведения людей требует наличия подборки сюжетных картинок по всем изучаемым темам. Уровень развития зрительного восприятия и мышления позволяет использовать тематические информационные стенды («Дорожные знаки», «Перекресток», «Транспорт» и др.), плакаты по изучаемым темам.
Старшие дошкольники нередко стремятся передать осмысленную ими или интересную для них информацию при помощи рисунков, с увлечением готовят тематические выставки поделок, фотографий, книг для младших детей. Для этого создаются специальные стенды и отводится место, удобное для размещения, просмотра и обсуждения работ.
Воспитанники подготовительной группы вместе с родителями могут принимать участие в создании тематических уголков безопасности, на основе которых в дальнейшем проводятся различные формы работы.
Развивающие материалы можно разделить на информационные, справочные, статистические, аналитические, обучающие и наглядные. Для организации образовательного процесса, нацеленного на решение задач формирования культуры безопасности, могут быть приобретены:
мобильные уголки безопасности для различных форм работы;
тематические плакаты;
материалы для изготовления атрибутов для сюжетно – ролевых игр, оформления стендов;
модель светофора;
электрический макет улицы;
детский педальный транспорт;
настоль – печатные, электрифицированные и компьютерные игры, нацеленные на применение знаний о правилах безопасности;
специальные конструкторы.
Подбор и систематизация материала может осуществляться педагогами по тематическому принципу или следуя логике обеспечения различных направлений развития дошкольников. В первом случае происходит выбор материала по изучаемым темам, во втором – создаются и пополняются центры развития детей.
Образовательное пространство ДОО должно стать фактором гуманизации детской жизни и воспитания. Это возможно только в том случае, если оно будет пространством детской общности, наполненным реальными и значимыми вопросами, на которые необходимо найти ответы, если дети воспринимают пространство как свою территорию, за которую они несут ответственность.
Литература
Бим – Бад Б.М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. 2001. №3.
Кузнецова В.Н. Культура безопасности: Социологическое исследование. М., 2001.
Мошкин В.Н. Воспитание культуры личной безопасности. Барнаул, 1999.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред.от 25.11.2013), с изм. от 31.01.2014.
Степанов В.М. Организация развивающего образовательного пространства в инновационной школе. Иркутск, 1999.
Тимофеева Л.Л. Организационно-методическая работа по формированию культуры безопасности // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014. № 4.
Тимофеева Л.Л. Парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. № 7.


Заголовок 115