Методическая разработка литературного квеста Да, мы живём, не забывая…, посвящённого 100-летию со дня рождения К. Симонова (9-10 классы)


Литературный квест «Да, мы живём, не забывая…»,
посвящённый 100-летию со дня рождения К.М. Симонова
Учитель Семченко Наталья Викторовна
Цели: Образовательная. Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно с книгой, электронными ресурсами сети Интернет.
Развивающая. Развитие интереса к литературе, истории страны, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.
Воспитательная. Воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; привитие чувства патриотизма и гордости за страну и ее народ.
Оборудование: маршрутные листы, карточки с заданиями, грамоты для участников.
Подготовительная работа:
1. Изучение школьниками материалов о жизни и творчестве К.М. Симонова (выбор адресов сайтов по выбору учителя)
2. Чтение лирики и прозы автора.
3. Подготовка выразительного чтения стихотворений К.М. Симонова, исполнение романсов.
Ход мероприятия
I этап. Общий сбор обучающихся в фойе школы у выставки «Осенние юбиляры». Ведущий 1.
2015 год объявлен в России Годом литературы. В этом году многие памятные даты связаны с юбилеями российских писателей, поэтов, драматургов. Один из юбиляров осени 2015 – Константин Михайлович Симонов.
Ведущий 2.
Жизнь и творчество Константина Симонова - явление по-настоящему масштабное, неординарное. Фронтовик, поэт, прозаик, драматург театра и кино, журналист, общественный деятель государственного масштаба с мировым именем, с мировой известностью.
Ведущий 1.
Сегодня мы проводим литературный квест «Да, мы живём, не забывая…», посвящённый 100-летию со дня рождения поэта.
Повторный инструктаж (правила игры, техника безопасности).
Помощник 1.
Каждая из команд получает маршрутный лист.
Маршрутный лист команды
________________________________________________     (название команды, класс)
Этап (станция) Баллы Комментарий Помощника
Помощник 2.
Для успешного продвижения команды вперёд и преодоления препятствий на отдельных этапах действуйте пошагово и соблюдайте правила.
Шаг 1. Заполните всей командой анкету.
Шаг 2. Сдайте её Помощникам.
Шаг 3. Последовательность прохождения этапов вашей командой определяется шифром, который выдаёт Помощник. Записывайте название этапа в маршрутный лист, когда правильно разгадаете шифр.
Шаг 4. После выполнения всех заданий сдайте маршрутный лист Помощникам на последней станции. Ожидайте подведения итогов игры в актовом зале.
II этап. Прохождение командами маршрута и выполнение заданий.
1 станция
Команда 9 классов началкаКоманда 10 классов библиотека
Помощники отмечают время количество баллов.
2 станция
Команда 9 классов КБС
Команда 10 классов началкаПомощники отмечают время количество баллов.
3 станция
Команда 9 классов библиотека
Команда 10 классов КБС
Помощники отмечают время количество баллов.
Станция «Библиотека»
Шифровка
Каждой букве соответствует некая цифра. Эта цифра будет показывать, на сколько позиций будет происходить смещение алфавита (в обратном порядке) для каждой конкретной буквы.
ъ к ц б о ю с а
3 2 4 1 3 2 4 1
Подобрать синоним
Задания
Конверт 1. Расшифруйте тематику произведений «Ненависть и мир» (подсказка – фото В. Серовой) «Любовь и война» 10б.
Назовите времена года, признаки которых упоминаются в стихотворении «Жди меня…» (зима, лето, осень). 5б.
Благодаря этому возлюбленная спасает лирического героя? (ожидание). 5б.
Назовите имя римской богини, упомянутой в стихотворении «Под чёрным носом нашей субмарины» (Венера) 5б.
Конверт 2. Расшифруйте тематику произведений


Расположите в хронологической последовательности произведения. 5б.
Рассказ «Бессмертная фамилия» (1944)
Очерк «В Керченских каменоломнях» (1942)
Рассказ «Свеча» (1944)
Рассказ «Третий адъютант» (1942)
«А на могильном холме, среди чёрной от пороха земли, изуродованного железа и мёртвого дерева, горело последнее вдовье достояние - … , поставленная югославской матерью на ...». Назовите рассказ, из которого приведён отрывок? Заполните пропуски словами из текста. 10б.
«А на могильном холме, среди чёрной от пороха земли, изуродованного железа и мёртвого дерева, горело последнее вдовье достояние – венчальная свеча , поставленная югославской матерью на могиле русского солдата». Рассказ «Свеча»
Ответьте на вопросы.
- Назовите фамилию-спутницу фронтовой дороги в рассказе «Бессмертная фамилия» (Артемьев). Почему эта фамилия знаменитая, бессмертная? 10б. (по 5б.)
Почему эта фамилия знаменитая, бессмертная? (Фамилия какого-то из сапёрных начальников, шедших здесь вместе с передовыми частями и расчищавшего дорогу армии; его люди чтили память погибшего командира, продолжая открывать дорогу армии и надписывать его фамилию там, где они прошли)
- Героем какого рассказа является комиссар Корнев? (Третий адъютант»)
Назовите его особую манера приучать людей к войне. 10б. (по 5б.) (Узнавал человека на ходу, брал его в штабе дивизии, в полку и, не отпуская ни на шаг, ходил с ним целый день всюду, где ему в этот день надо было побывать)
- Какой теорией, помогающей людям на войне быть смелыми, руководствовался комиссар Корнев? 5б. («Храбрые умирают реже, чем трусы»)
4. Соедините стрелками строки и названия стихотворений. (по 1б).
1. Отец был ранен, и разбита пушка «Жди меня, и я вернусь»
2. Вот где нам посчастливилось родиться «Майор привёз мальчишку на лафете»
3. Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом «Над чёрным носом нашей субмарины»
4. Взошла Венера - странная звезда «Родина»
5. Пусть друзья устанут ждать, «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»
Сядут у огня.
1. Отец был ранен, и разбита пушка «Майор привёз мальчишку на лафете»
2. Вот где нам посчастливилось родиться «Родина»
3. Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»
4. Взошла Венера - странная звезда «Над чёрным носом нашей субмарины»
5. Пусть друзья устанут ждать, «Жди меня, и я вернусь»
Сядут у огня.

4 станция «Актовый зал»
Ведущий 3.
Константин Михайлович Симонов был фронтовым журналистом, поэтому в своих произведениях он рассказывает нам горькую правду о войне.
Ведущий 4.
Автору важно передать нам боль и горе людей во время войны, показать их подвиг. Его стихотворения вызывают в наших сердцах не только сострадание, сочувствие к этим
людям, но и огромную гордость за их победу.
Ведущий 3.
Стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете» читать особенно тяжело, ведь в нём Симонов рассказывает о маленьком мальчике, который уже поседел от горя. Вместо того чтобы сладко спать в тёплой кроватке, он спит на лафете, обняв свою игрушку.
Декламация стихотворения «Майор привёз мальчишку на лафете»
Ведущий 4.
Весь опыт русской поэзии убеждает, что бесконечно много можно сказать о человеке, о мире, в котором он живет, о его отношении к этому миру, говоря о любви. И Симонов в одном небольшом лирическом стихотворении «Жди меня» сумел передать особенности времени, типичное в чувствах и настроениях миллионов людей.
Ведущий 3.
Это стихотворение, звучащее как заклинание, десятки, если не сотни, раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт, эти листовки хранили с самыми дорогими реликвиями.
Ведущий 4.
Стихотворение было написано в июле-августе 1941г. Впервые стихотворение было опубликовано в газете «Правде» 14 января 1942, в 1943 году по сценарию Симонова был снят фильм «Жди меня». А в 1944 году композитор Матвей Блантер написал к нему музыку. Так родился прекрасный романс – символ женской верности.
Исполнение романса «Жди меня, и я вернусь»
Ведущий 1
…На шестом километре дороги из Могилева в Бобруйск сквозь деревья видна площадка с большим диким камнем.
Что это, памятник? У камня всегда цветы и высечено имя – Константин Симонов. Это память о человеке, чья жизнь была связана крепко с судьбой тех, кто воевал — с живыми и мертвыми.
Ведущий 2
С тыльной стороны камня – литая доска «Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах».
Ведущий 1
По завещанию писателя прах его развеян на Буйническом поле под Могилевом, откуда он чудом выбрался живым, тогда, в июле сорок первого. Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом. Он вернулся к ним навсегда.
Ведущий 2
Каждая эпоха рождает художников, которые всем существом, всеми мыслями, всей жизнью, всем творчеством очень точно соответствуют именно этому времени, именно этому народу. Они родились для того, чтобы стать выразителями этой эпохи.
Счастье художника, что он нужен, он живет вне времени. Вот таким поразительно современным художником был Константин Михайлович Симонов.
III этап. Подведение итогов и награждение победителей.