Комплексная программа логопедической работы с младшими школьниками


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Саранпаульская средняя общеобразовательная школа

Районный конкурс педагогов психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса образовательных организаций Березовского района
«В ГАРМОНИИ С НАУКОЙ И ДУШОЙ»
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Разработала: Рокина Татьяна Юрьевна, учитель – логопед
-173355484505
Саранпауль, 2012
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Речь – необходимая основа человеческого мышления, средство организации психической и практической деятельности и контроля за ней, а также выражения эмоций. Языковое образование и речевое развитие учащихся - это и широкая социальная задача. Ведь для школьника родной язык - это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью - умением анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умением составлять план, создавать текст с учетом его структуры, передавать его содержание. Именно поэтому проблема речи – одна из важнейших в общей, детской и специальной психологии и педагогике.
Согласно научным исследованиям, речевое развитие учащихся является одной из центральных проблем современной школы. Дети с различными нарушениями речи составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Логопедическая работа в специальных (коррекционных) классах VIII вида так же занимает особое место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Поэтому в школе необходима организация целенаправленного процесса, предполагающего коррекцию и развитие как речевой, так и познавательной деятельности детей младшего школьного возраста. Для этой цели разработана коррекционно-развивающая программа логопедической работы, в основе которой лежат методические рекомендации А. В. Ястребовой.
Методологические и теоретические основы программы
Программа логопедической работы имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований выступают принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:
- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;
- принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и
способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на
звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи, сочетание устных и письменных упражнений.
Нормативно-правовое обеспечение программы
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Письмо МО РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического
пункта общеобразовательного учреждения».
3.Письмом МО РФ от 20.06.02 г. № 29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида».
4. Письмо МО РФ от 22.01.1998г. № 20-58-07 ИН/20-4 «Об учителях-логопедах, педагогах-психологах учреждений образования».
5. Инструктивно-методическое письмо А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией).
6. Программы общеобразовательных учреждений и учреждений VIII вида по русскому языку и развитию речи.
7. Положение о логопедическом пункте МБОУ Саранпаульской средней общеобразовательной школы.
8. Функциональные обязанности учителя-логопеда.
Учебно-методическое обеспечение программы
Пособия для учителя
1.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов:Кн. для логопедов. – М.: Просвещение, 1991.
2. ИншаковаО.Б. Альбом для логопеда. – М., 2006г.
3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. – М.: ВЛАДОС, 2004.
4. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007г.
5. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007г.
6. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007г.
7. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007г.
8.Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов, родителей. – Р.-на Д., 2004г.
9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Книга для логопедов. – М.: ВЛАДОС, 1997.
10. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. – 248 с.
11. Фуреева Е.П, Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / Е.П. Фуреева и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 208 с.
12. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007. – 360 с.
Пособия для учащихся
Демонстрационные пособия:
- картины для развития связной речи по всем лексическим темам, на изучаемые звуки;
- схемы звуковые, слоговые, схемы предложений;
- модели гласных и согласных звуков, морфологические, синтаксические;
- лента букв, алфавит, алфавит в картинках, магнитная азбука;
- тренажеры для чтения, слоговые таблицы, таблицы со словами-квазиомонимами;
- аудиотека с музыкальными логоритмическими упражнениями; компьютерные презентации;
- комплекс артикуляционных упражнений и артикуляционные профили в графическом изображении.
2. Раздаточные индивидуальные пособия
- индивидуальные кассы букв, слоговые таблицы, тексты, тренажеры для чтения;
- предметные картинки на изучаемые темы;
- тренажеры для моделирования букв, для развития мелкой моторики, дыхания;
- пособия и рабочие тетради:
-Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Альбом №1,2 . – М., 2007г.
- Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Альбом. – М., 2007г.
- Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Альбом №1,2 – М., 2007г.
- Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М., 2007г.
- Новоторцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи на звуки С, СЬ, Ш, Ж, Л, ЛЬ, Р, РЬ. – Я. 2001г.
-Новикова Е.В. Логопедическая азбука. От буквы к слову. – М., 2001г.
- Новикова Е.В. Логопедическая азбука. От слова к предложению. – М., 2001г.
- Цуканова С.П. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы. – М.: Издательство ГНОМ, 2007.
- Зуева Л.Н. Занимательные упражнения. Звуки Л, Р, З, Ц. – М.: АСТ, 2003.
Назначение программы и уровень реализации
Программа логопедической работы реализуется в МБОУ Саранпаульской средней общеобразовательной школе с 2009 года. За прошедший период времени была доработана и систематизирована. С 2012 года она внедрена и успешно проходит апробацию.
Программа предназначена для коррекционно-развивающей логопедической работы со следующими группами учащихся:
- учащихся с общим недоразвитием речи (ОНР);
- учащихся с системным недоразвитием речи (СНР), обучающихся по коррекционным программам VIII вида;
- учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) – I этап коррекционной работы.
Анализ речевого развития учащихся данных категорий ОНР, СНР
Нарушения речевого развития учащихся с общим недоразвитием речи затрагивают как звуковую, так и смысловую стороны речи. Речевые расстройства у детей специальных (коррекционных) классов VIII вида так же характеризуются целым рядом отклонений, но проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности и определяются как системное недоразвитие речи. Для детей данных категорий характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- недоразвитие лексико-грамматических компонентов (аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения, нарушение сложных форм словообразования);
- недостаточная сформированность связной речи;
- нарушение чтения и письма.
Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
ФФН
Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение произносительной системы родного языка. Дефекты восприятия и произношения звуков способствуют нарушению чтения и письма детей данной группы.
Цель и задачи программы
Цель программы: профилактика и коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Основные задачи программы:
- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития
фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова, коррекции дефектов произношения;
- обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков;
- развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении различных синтаксических конструкций;
- совершенствование умений и навыков построения связного высказывания;
- формирование психологических предпосылок к обучению (развитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, развитие восприятия и воспроизведения ритма, развитие зрительной и речедвигательной памяти, развитие способностей к концентрации, распределению, переключению внимания, формирование навыков самоконтроля, развитие когнитивных функций).

Вариативность программы
Программа может функционировать в любом общеобразовательном учреждении при наличии учителя-логопеда, использоваться учителями начальных классов на уроках обучения грамоте, русского языка. Она легко комбинируется с изучаемыми темами, задавая направления и последовательность коррекционно-развивающей работы в соответствии с развитием речи ребенка в онтогенезе.
Элементы программы могут быть включены в курс внеурочной деятельности «Детская риторика», «Школа развития речи» и др. (рис.1).
Этапы коррекционно-развивающей работы выделены в соответствии с речевым развитием детей, а не с возрастом обучающихся. Следовательно, программа применима к любой возрастной категории. Время освоения содержания каждого этапа может дифференцироваться.
Рисунок 1. Использование программы в МБОУ ССОШ в 1 «А» классе
в 2013-2014 учебном году
Речевое развитие учащихся
в условиях специально организованной развивающей познавательной деятельности

Учет речевого развития детей на основе диагностики, дифференцированный подход
Опора на индивидуально-личностные характеристики
Разнообразие форм образовательного процесса
- Урок;
- внеурочная деятельность;
- проектная деятельность;
- индивидуальные логопедические занятия
Анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение, развитие памяти, внимания, восприятия и др.
- Речевые упражнения в занимательной форме;
- наблюдение за языковыми явлениями
Обучение через интерес
Развитие мыслительной деятельности через систему речевых заданий
Реализация взаимосвязи умственного и речевого развития учащихся

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Этапы коррекционно-развивающей работы
Этапы коррекционно-развивающей работы
Содержание работы по преодолению отклонения речевого развития у детей Грамматические термины, используемые на занятиях Содержание коррекционной воспитательной работы
I этап
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи
- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого -звукового состава слова;
- коррекция дефектов произношения;
- формирование психологических предпосылок к обучению
Звуки, буквы,
гласные и согласные звуки; твердые и мягкие согласные; звонкие и глухие согласные; ударение, слог Формирование навыков организации учебной работы. Формирование умения правильно воспринимать инструкцию, планировать действия по выполнению задания, осуществлять итоговый самоконтроль, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, способности к переключению. Формирование коммуникативных навыков
II этап
Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка
-уточнение значений, имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования;
-уточнение значений используемых синтаксических конструкций;
- дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении различных синтаксических конструкций;
- формирование психологических предпосылок к обучению
Корень слова, приставка, окончание, однокоренные слова, существительное, прилагательное, глагол, предмет, признак, действие, число, время, род III этап
Восполнение пробелов в формировании связной речи Совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:
- программирование смысловой структуры высказывания;
- установление связности и последовательности высказывания;
- отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжета картинки);
- формирование психологических предпосылок к обучению
Слово, предложение, словосочетание, текст, восклицательные предложения, вопросительные предложения, повествовательные предложения, тема текста, главная мысль текста, заголовок текста К концу 1 этапа у учащихся должны быть:
- сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова;
- поставлены и отдифференцированы все звуки;
- уточнен и активизирован имеющийся словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
- введены в активный словарь необходимые на данном этапе слова-термины: звук, слог, слово, гласные, согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.
К концу 2 этапа учащиеся должны в практическом плане научиться:
- ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;
- активно пользоваться различными способами словообразования;
- правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);
- передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.
К концу 3 этапа учащиеся должны в практическом плане научиться:
- отбирать языковые средства, необходимые для построения высказывания в тех или иных целях (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжета картинки).
- самостоятельно формулировать и задавать вопросы в разных видах учебной деятельности: в коллективных формах учебной работы; в работе парами;
- сравнивать, обобщать и делать выводы, доказывать и рассуждать;
- проявлять речевую активность.
Рекомендуемые диагностические методики изучения результативности
1. Обследование состояния устной и письменной речи учащихся по методике О.Е. Грибовой;
2. Обследование состояния устной и письменной речи учащихся по тестовой методике Т.А. Фотековой;
3. Обследование состояния устной и письменной речи учащихся по методике Г.В. Чиркиной.
Тематическое планирование I этапа логопедической работы
(восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи)
№ Разделы программы. Содержание работы Примерное кол-во часов
1 Обследование речи.
Сбор анамнеза, данных о раннем речевом развитии, перенесенных заболеваниях. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического анализа. Исследование лексики и грамматического строя речи. Исследование письменной речи 2 недели
2 Речь. Предложение. Слово.
Выделение предложений из речевого потока. Схематическая запись предложений. Отработка повествовательной, вопросительной, восклицательной интонации в предложении. Понятия: речь, предложение. Определение количества слов в предложении. Схематическая запись слов. Выделение слов, обозначающих предметы, признаки, действия. Постановка вопросов к ним. Понятия: предложение, слово 6
3 Гласные звуки и буквы.
Дифференциация понятий: звуки речи – неречевые звуки. Уточнение понятий: «звук»-«буква». Развитие слухового внимания. Знакомство с органами артикуляции. Понятие: звук. Выделение гласных звуков из звукового ряда. Дифференциация гласных и согласных звуков. Гласные А, О, У, Э, Ы. Дифференциация букв о-а, у-и по кинетическому сходству 6
4 Слоговой анализ и синтез.
Развитие слогового анализа и синтеза, знакомство со слогообразующей ролью гласных. Развитие чувства ритма. Понятие: слог. Определение ударного слога в словах. Формирование понятия об ударении, как о смыслоразличителе слова 3
5 Согласные звуки и буквы.
Выделение согласных звуков из звукового ряда. Знакомство со способами их образования. Развитие слогового и звукового анализа и синтеза. Понятие: слог-слияние. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания твердых и мягких согласных, обозначение их схематично. Уточнение роли гласных Я, Ё, Ю, Е, И в обозначении мягкости согласных. Ь- показатель мягкости (по мере прохождения программы). Уточнение и сравнение артикуляции и звучания глухих и звонких согласных, обозначение их схематично 54
6 Закрепление и повторение трудных тем. Профилактика и коррекция дизорфографии. 21
7 Итоговое обследование. 2 недели
Итого занятий 90
Тематическое планирование I I этапа логопедической работы
(Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка)
№ Разделы программы. Содержание работы Примерное количество часов
Развитие навыков словоизменения
1 Обследование речи 2 недели
2 Слова, обозначающие предметы.
Формирование умения выделять слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?, дифференцировать одушевленные и неодушевленные предметы. Род имен существительных. Знакомство с понятием рода. Соотношение названий предметов со словами он, она, оно. Число имен существительных. Знакомство с понятием числа. Формирование навыков образования форм единственного и множественного числа существительных 2
3 Слова, обозначающие действия предметов.
Подбор действий к предмету. Упражнения в правильной постановке вопросов к этим словам. Составление простых нераспространенных предложений. Основа предложения, подлежащее, сказуемое. Согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе.
Формирование навыков образования форм единственного и множественного числа глаголов настоящего времени. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. Формирование навыков словоизменения глаголов, постановки вопросов к глаголам. Упражнение в практическом использовании категории рода. Ударные и безударные окончания глаголов 2
4 Слова, обозначающие признаки предметов.
Подбор признаков к предмету, расширение словаря прилагательных. Упражнения в правильной постановке вопросов к прилагательным. Понятие: словосочетание. Согласование прилагательных с существительными в роде. Ударные и безударные окончания прилагательных. Определение главного и зависимого слова. Согласование прилагательных с существительными в числе. Формирование навыков словоизменения 2
5 Употребление существительных ед.ч. в косвенных падежах (в.п., р.п., д.п., т.п.).
Знакомство с падежными формами существительных ед.ч. Формирование умения задавать вопросы к существительному, составлять словосочетания с помощью вопроса и опорных слов, определение главного и зависимого слова 8
6 Употребление существительных мн.ч. в косвенных падежах (д.п., т.п., р.п., п.п.).
Знакомство с падежными формами существительных мн.ч. Формирование умения задавать вопросы к существительному, составлять словосочетания с помощью вопроса и опорных слов, определение главного и зависимого слова 8
7 Согласование прилагательных с существительными ед.ч. в косвенных падежах.
Формирование навыков словоизменения и согласования прилагательных, постановки вопросов к прилагательным. Формирование умения распространять предложение с помощью прилагательных 5
8 Согласование прилагательных с существительными мн.ч. в косвенных падежах.
Формирование навыков словоизменения и согласования прилагательных, постановки вопросов к прилагательным. Формирование умения распространять предложение с помощью прилагательных 5
Развитие навыков словообразования
9 Образование слов при помощи суффиксов (в практическом плане).
Развитие умения образовывать новые слова с помощью суффиксов и адекватно их употреблять: с помощью суффиксов оттеночного значения (уменьшительно-ласкательного, увеличения, пренебрежения); названия детенышей животных; названия профессий. Относительные и притяжательные прилагательные 6
10 Образование слов при помощи приставок (в практическом плане).
Развитие умения образовывать новые слова с помощью приставок и адекватно их употреблять: со значением пространственных отношений; с временным значением; со значением полноты и неполноты действий 6
11 Понятие о родственных словах (в практическом плане).
Формирование умения подбирать родственные слова, выделять корень, устанавливать сходство по смыслу. Ударные и безударные гласные в корне слова. Формирование умения находить ударные и безударные гласные в слове, знакомство с правилом написания безударной гласной в корне слова. Знакомство с понятием «сильная позиция» и «слабая позиция» звука. Сложные слова. Практическое овладение способом образования сложных слов. Наблюдение за изменением семантики слова 6
12 Предлоги и способы их употребления.
Дифференциация предлогов и приставок. Формирование понятия о предлоге, как о целом слове. Развитие пространственно-временных представлений 10
13 Слова-«сорняки». Слова-«приятели» (синонимы). Слова-«неприятели» (антонимы). Слова-«близнецы» (омонимы).
Знакомство со словами, засоряющими речь. Практическое овладение навыками подбора синонимов и антонимов к разным частям речи и их употребления. Уточнение и расширение словарного запаса. Формирование умения определять лексическое значение слова, правильно строить высказывание в соответствии с его значением 4
14 Многозначные слова (прямое и переносное значение слов). Фразеологизмы.
Формирование умения определять значение слова из контекста, различать прямое и переносное значение слов, формирование умения использовать фразеологизмы в речи, обогащение словаря 1
Итого занятий 65
Тематическое планирование III этапа логопедической работы
(Восполнение пробелов в формировании связной речи)
№ Разделы программы. Содержание работы Примерное количество часов
Простые предложения
1 Смысловая и интонационная законченность предложений. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.
Дифференциация понятий: слово, словосочетание, предложение. Формирование умения составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов; определять интонацию, цель высказывания и обозначать границы предложений на письме (. ! ?). Нахождение подлежащего и сказуемого 1
2 Составление предложений из слов, данных в начальной форме.
Формирование умения составлять предложения из слов, данных в начальной форме, грамматически оформлять предложения; устанавливать связь между словами в предложениях с помощью вопросов 1
3 Распространение и сокращение предложений.
Формирование умения распространять и сокращать предложения до определенного количества слов 1
4 Составление предложений-полных ответов на вопросы по тексту.
Формирование умения составлять полные ответы на вопросы по тексту, соблюдая правильный порядок слов 1
5 Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схем.
Формирование умения составлять предложения по сюжетной картинке, пользуясь опорными словами и схемами; ставить вопросы к картинке и отвечать на них 1
6 Составление предложений из слов, объединение их в связный текст.
Установление связности и последовательности предложений в тексте. Развитие языкового анализа, быстрой ориентации в языковом материале 1
7 Деление сплошного текста на предложения.
Формирование умения находить границы предложений в непунктированном тексте. Развитие языкового анализа 1
Сложные предложения
8 Составление сложносочиненных предложений из двух простых. Союзы а, и, но, да.
Развитие восприятия сложных синтаксических конструкций, формирование умения сопоставлять простые и сложные предложения, выделять их грамматические основы 2
9 Составление сложноподчиненных предложений из двух простых. Союзные слова когда, куда, где, откуда, потому что.
Развитие восприятия сложных синтаксических конструкций, формирование умения выделять главное предложение, устанавливать причинно-следственные связи, определять значение сложных предложений (места, времени и т.д.) 2
10 Редактирование предложений с повторяющимися словами, с нарушенным порядком слов, со словами, не подходящими по смыслу, с пропущенными словами.
Аналитико-синтетические упражнения со сложноподчиненными предложениями. Формирование умения находить и исправлять речевые и логические ошибки в предложениях, грамотно выражать свои мысли 1
Текст
11 Выделение признаков связного текста. Тема текста.
Сравнение текста и набора предложений. Знакомство с признаками связного текста, определение темы текста 1
12 Основная мысль текста.
Формирование умения формулировать основную мысль текста 1
13 Опорные слова текста.
Знакомство с понятием опорных слов. Формирование умения находить опорные слова, пересказывать текст, пользуясь опорными словами 1
14 Восстановление деформированного текста.
Формирование умения замечать смысловые и логические ошибки в тексте, восстанавливать последовательность событий 1
15 Составление текста по данным вопросам.
Формирование умения строить предложения, давать точный, полный ответ на вопрос, составлять текст из этих предложений 1
16 Текст-повествование.
Знакомство с характерными признаками текста-повествования, схемой его построения. Формирование умения пересказывать текст по плану и опорным словам 2
17 Текст-описание.
Знакомство с характерными признаками текста-описания, схемой его построения. Формирование умения пересказывать текст по плану и опорным словам; строить описание, используя средства выразительности 2
18 Текст-рассуждение.
Знакомство с характерными признаками текста-рассуждения, схемой его построения. Формирование умения конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи 2
19 Деление текста на части. Работа над планом.
Формирование умения делить текст на части, составлять план, использовать его при пересказе текста, выделять части при записи соответственно плану 1
20 Редактирование текста.
Формирование умения исправлять ошибки в содержании и построении текста 1
21 Итоговое обследование 2 недели
Итого занятий 25
ДОУ
Учителя начальных классов
Школьный психолог
ПМПК
Реализация программы предполагает участников взаимодействия (рис.2).
Родители
Педиатр
Учитель-логопед
Администрация школы
школы

Результаты реализации программы
Рисунок 3. Динамика речевого развития выпускников коррекционного 4 «В» класса
-380365186690
Фонематическое восприятие
Артикуляционная моторика
Звукопроизношение
Слоговая структура
Языковой анализ
Грамматический строй
Словарь, словообразование
Понимание логико-грамматических отношений
Связная речь
Рисунок 4. Динамика развития звуковой стороны речи (I этап) учащихся 1 «А» класса в 2013-2014 учебном году.
-299085192405

Фонематическое восприятие
Артикуляционная моторика
Звукопроизношение
Слоговая структура
Языковой анализ
Положительная динамика речевого развития учащихся доказывает успешность апробации данной программы и необходимость ее дальнейшего использования. Однако диагностика выявляет и наличие менее сильных сторон программы, например в развитии связной речи. Это направление в дальнейшем требует дополнительного изучения.
Список литературы
1.Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 96 с.
2.Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.
3.Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
4.Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 303 с.
5.Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М. : ВЛАДОС, 2004. – 223 с.
6.Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
7.Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 256 с.
8.Фотекова Г.Л., Ахутина Т.В. «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием иойропсихологических методов». М., Аркти, 2002 г,
9.Фуреева, Е. П. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / Е. П. Фуреева, Е. В. Шипилова, О. В. Филиппова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 208 с.
10.Ястребова, А. В. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. – М.: АРКТИ, 2007. – 360
11.Ястребова, А. В. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе / А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. - Челябинск: Репринт, 1997, - 38 с.