Статья Педагогическое проектирование творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства


Педагогическое проектирование творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства
Новые требования, предъявляемые Федеральным Государственным образовательным стандартом второго поколения, предполагают овладение учениками общеобразовательных школ рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает необходимость использования соответствующих видов деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время.
Тема «Педагогическое проектирование творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства» является актуальной  для современной методики обучения изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
 Целью данного исследования является задача разработать функциональные методы, приемы, формы, принципы организации и применения педагогического проектирования творческих возможностей учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. На основе анализа научной литературы раскрыта, уточнена и конкретизирована сущность понятия «проектирование творческой деятельности»[3, с. 10]. Определены понятия «проект» основоположником, которого является Дж. Дьюи.[2, с. 58] Он говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. «Метод проектов» разработанный учеником Д. Дьюи, американским педагогом В. Килпатриком. По мнению В. Килпатрика, лишь в этом случае школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем [6, С. 39 - 46].
Рассматриваются вопросы педагогического проектирования как научной проблемы, где мы берём за основу исследования И.А. Алексеева, В.В. Гузеева, Е.С. Заир-Бек, Г.Л. Ильина, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, И.Д. Чечель, из современных ученых – педагогов можно выделить Н.Ф. Коряковцеву, Р. Р. Девлетова и др.
Вопросам внедрения метода проектов в практику общеобразовательной школы уделяется внимание в работах А.Л. Блохина, В.Н. Давыдова, Ю.В. Железняковой, Ю.В. Киримовой, В.Е. Мельникова, В.А. Мигунона, Н.В. Матяш, П.А. Петрякова, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, Н.А. Степановой, Н.Г. Чаниловой.
Опираясь на учение Л.С. Выготского, советские психологи А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин разработали теоретические основы обучения, которые особенно благоприятно влияют на развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также обеспечивают её разностороннее воспитание. На основании выше сказанного, нами рассмотрены общие возрастные особенности ребенка в зависимости от его индивидуальности.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проектная деятельность и учащихся, и педагогов находится в процессе становления, обобщения эмпирических фактов и результатов исследования.
Педагогическое проектирование, как метод личностно – ориентированного воспитательного процесса творческого развития учащихся на уроках изобразительного искусства рассматривает вопросы теории и методики использования ИКТ; использование проблемной технологии при подготовке педагогического проекта. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин, зачинатели проблемного обучения, усматривают его своеобразие «в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности»[4, с. 24]. Творчество - это результат труда и усилий самого ребенка. Исследование - всегда творчество.
В практическом апробировании педагогического проектирования творческого развития учащихся на уроках ИЗО мы руководствуемся нормативными документами и материалами: Концепцией проекта федерального закона «Об образовании в РФ» (июнь 2009 года); Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (январь 2010 года); «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», (октябрь 2002 года). В практической работе мы руководствуемся принципами гуманистической педагогики на основе программы Б.М. Неменского. Нами изучены методические журналы, разработаны темы проектов, которые можно использовать на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности.
Использование нами метода проектов, целью которого является развитие творческой деятельности учащихся, позволяет привлекать детей с разными способностями, придает им уверенность, позволяет положительно влиять на их отношение к изучаемому предмету в целом, развивает их интерес к изучаемому предмету.
Модель педагогического проекта по развитию творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.
Предварительный подготовительный этап состоит из таких шагов:
(этот этап является непосредственной педагогической работой, включающей методологические и организационные подходы в реализации проекта):
1.Определяется тема, цели и задачи проекта.
2. Разрабатываются ключевые понятия проекта.
3. Определяется график выполнения этапов и оценка каждого этапа.
4. Представляются возможные итоговые работы.
5. Разрабатывается план организации работы в группах и принципы образования групп.
Первый этап (проектировочный)
1. Сообщается изучаемая тема и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме.
2. Учитель уточняет или задает наводящие вопросы, обращает перечень вопросов, сформулировав несколько тем.
3. Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.
4. Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
5. Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это сайт, презентация, публикация - обговорить структуру, если реальная модель, как она может быть представлена ( рис, описание модели, макет).
6. Предлагается объединиться по творческим группам, составить перечень вопросов по теме. Определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.
Второй этап (практический)
1. Ко второму этапу должны быть подготовлены необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики.
2. Учитель работает последовательно с каждой группой, советует, корректирует работу группы.
3. Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии.
Заключительный этап.
1. Еще раз обговаривается критерии оценки итоговой работы.
2. Оглашается последовательность выступления групп.
3. После каждого выступления группы проводят анализ проделанной работы и высказывают свои пожелания.
Например, в 5 классах нами был проведен педагогический проект "Гжель", где ставилась задача научить своими руками, создавать роспись в стиле Гжели, способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Ознакомить с искусством гжельских мастеров. 5 класс, состоящий из 30 учеников, был разделен на проектные группы, каждая из которых поставила своей целью создать творческий проект. В итоге проведения педагогического творческого проекта была организована выставка художественных работ учащихся 5класса. В ходе проведения педагогического проекта учащиеся получили навыки работы по созданию эскизов росписи гжельской керамики; пользоваться основными элементами росписи; определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги, использовать средства художественной выразительности в декоративном оформлении композиции. Поставленные задачи нами были выполнены. С упражнениями справились все участники проекта. Ребята работали с удовольствием, видна заинтересованность в глазах учащихся, понимание того, что они могут больше.
Был подведен результат работы. Результаты таковы:
80% оценили себя на высоком уровне;
15% были сложности;
5% с большими затруднениями осваивали  тему;
Проведенное нами исследование, представляющее один из возможных путей решения проблемы, показало возможности педагогического проектирования для диагностики и развития творческой индивидуальности в школьном возрасте  в процессе изобразительной деятельности.
Список использованных источников
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: «Фонд за экономическую грамотность», 1995. -314 с.
Дьюи Дж. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку (Сб. статей).- М.: Карапуз, 2009. - 352 с.
Кальней В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – № 4. с. 21–26.
Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Начальная школа №1. 2006. С.32 -39.
Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.,Знание. 1991. серия « Педагогика и психология», № 4. С.80.
Неменский Б.М., Неменская Л.А. Твоя мастерская. Учебная тетрадь.
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? / Н.Ю.Пахомова //Методист. – 2004. – № 1. – С.39–46.
Программы по изобразительному искусству 1-8 класс Б.М. Неменского. Издательство «Просвещение» 2011 год издания
Программа «Развитие» (основные положения). М., 1994.