Разработка открытого классного часа по правовому воспитанию Я имею право на…

Разработка классного часа по правовому воспитанию
«Я имею право на»
Цель: привлечение внимания подростков к основным правам ребенка, закрепленных в «Конвенции по правам ребенка».
Задачи:  – научить детей видеть проблемы, уметь их решать, – дать общее представление о системе прав ребенка, – научить детей не попадать в трудные жизненные ситуации, связанные с нарушением законодательства, – раскрыть творческие способности учащихся через театрализацию.

Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте!
-Здравствуйте!
-Я рада Вас всех приветствовать на нашем классном часе.
Ребята, что вы там так бурно обсуждаете?
Дима: - Давайте поиграем в войну! Женя - Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Димка, милиционером. А ты, Никита, будешь бандитом. Никита: - А я не хочу. Дима: - Чего не хочешь? Никита: - Играть в войну. Женя: - Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь. Никита - Я не хочу. Дима: - Захочешь. Никита: - Что же вы меня заставляете? Учитель: - Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав? (Дети садятся на места) Учитель: - Давайте поговорим. Как поступил Женя и Дима? Почему они не правы? Прав ли Никита? (Ответы детей.) - Может, кто-то догадался о теме нашего классного часа? (Права человека .)

Давным-давно, как только на Земле появились люди, их стали терзать вопросы:
Что они могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют? 
Без ясного ответа на эти вопросы их жизнь превратилась в кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров. В конце концов, им удалось решить ряд из них, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека.
Декларация (от лат. declaratio – заявление, объявление)– международно-правовой документ, в котором провозглашаются какие-либо принципы. Она включает законы, которые требуют обязательного исполнения. Принята Декларация 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. В ней говорится, что люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением.
Учитель: Как вы думаете, а у детей права есть?
Конечно, есть. Ведь  дети – это люди особые. Во-первых, пока ребенок растет, ему нужны условия не только для достойной жизни, но и для полноценного развития. Во-вторых, не став совершеннолетним, ребенок не распоряжается полностью своей жизнью и судьбой – этим занимаются взрослые, а значит, ребенка надо оградить от вреда, который может быть нанесен взрослыми. Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от неприятностей. Но о детях заботятся не только в семье. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Такие организации есть во многих странах, а наиболее авторитетна международная организация – ООН.
Учитель: Что же это за организация?
В 1945 году закончилась Вторая мировая война, которая унесла миллионы человеческих жизней, разрушила множество городов, сел, деревень. Когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться, чтобы разногласия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решить мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН).
Права ребенка закреплены в двух основных международных документах, принятых ООН: в Декларации прав человека (1959) и в Конвенции о правах ребенка(1989).
Конвенция  - (от лат. conventio- договор, соглашение) - международный договор, имеющий обязательную силу для всех государств. В ней государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. В Конвенции  о правах ребенка – 54 статьи. В них описаны все стороны жизни ребенка. Сюда включены как права, присущие всем людям, так и особые, «детские» права. О правах ребенка полезно знать каждому из вас, чтобы уметь защищать себя и других. Поэтому я хочу познакомить вас с основными статьями Конвенции о правах ребенка.

/фоном звучит главная тема из к/ф «Шерлок Холмс», появляются Шерлок Холмс и Доктор Ватсон/
Шерлок Холмс: Я приветствую вас, дорогие друзья. И вы, Ватсон, здравствуйте. Мне очень приятно, что сегодня здесь собралось так много наших помощников. Доктор Ватсон: Помощников? Шерлок Холмс: Да, Ватсон, вы не ослышались, именно помощников! Разве мы когда-нибудь сидим без дела? Доктор Ватсон: Ах, вот в чем дело, Холмс! Тогда понятно, почему вы пригласили в гости эти юные создания – любителей детективов. Шерлок Холмс: Да, Ватсон, сегодня мы должны подобрать себе отличную команду. Можно сказать, союз Юных Детективов.
Учитель: Ребята, а вы бы хотели вступить в этот союз. Но для этого вам необходимо хорошо поработать. А вы присаживайтесь, пожалуйста, и наблюдайте за нами. Мы вам докажем, что мы очень умные ребята и достойны, чтобы вы нас приняли.
Познакомится с конвенцией , узнать, какие права человека она защищает, нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, обманщики и невежды. В сказках добро побеждает произвол. Давайте рассмотрим сказки, в которых затрагивается проблема прав человека.
1 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?  (Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)
2 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным  (Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)
3 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено? (Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
4 ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?»  (Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)
А теперь давайте рассмотрим сценку из школьной жизни.
Наташа. А ты не пойдешь на физкультуру? Оля. Нет, я освобождена. (все уходят, кроме 2-ой девочки. Она садится и начинает рисовать)  Оля. Ой, ластика нет. У кого же взять? У Оли возьму. (Оля роется в портфеле у второй. Находит блокнот, читает. Затем находит дневник и читает его. В это время входит Наташа) Наташа. Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник? Оля. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя? Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение?
Ст.16 нарушена
Шерлок Холмс: Слишком уж у вас все просто. Надо дать задание вам посложнее. Вот держите флешку с детскими песнями. Работа с песнями.
Звучат песни. Дети должны сказать, о каких правах идет в них речь.
“В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие). Ст.13,14
“Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний) ст.11
“ На крутом бережку” (право на отдых ст. 31).
“Наташка-первоклашка” (право на образованиест. 28-29). 
«Моя семья» (право жить с семьей ст. 5, но ст. 9 – разлучение с родителями).
7. « Песня о докторе» (право на получение медицинской помощи) ст. 24
Ватсон: Молодцы!

Сценка.  Стук в дверь входит ребенок в костюме доктора Айболита.  Доктор Айболит: - Что случилось, кто болеет? Есть проблемы со здоровьем? Или зуб у вас болит? К вам всегда придет на помощь, добрый доктор Айболит! Что такое? (трогает лбы, смотрит языки, ставит градусники) Неужели ваши дети заболели?  - Что ж, осмотром я доволен Из ребят никто не болен Чтоб здоровыми остаться Нужно спортом заниматься. На зарядку становись! Дети встают и выполняют команды доктора:  - Попрошу сидящих, встать И команды выполнять Все дышите, не дышите, Вместе руки поднимите, Превосходно. Опустите. Наклонитесь, разогнитесь. Встаньте прямо, улыбнитесь.

А теперь я предлагаю вашему вниманию фрагмент из художественного фильма Ролана Быкова «Чучело».  Главную роль Лены Бессольцевой исполняет Кристина Орбакайте.  
Сюжет следующий: в провинциальную школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Лена селится у своего деда-художника, коллекционировавшего картины. Девочку встречают с неприязнью и дают ей кличку Чучело. Только Дима Сомов оказывает ей поддержку.  Ребята всем классом прогуливают урок литературы, пойдя в кино. В разговоре один на один с классной руководительницей Дима выдаёт тайну. В наказание ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго готовились. Ребята решили найти виновного и наказать, Лена, видя нерешительность Димы, берет вину на себя, в результате чего она становится изгоем, все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней и даже жестоко избивают.
Лена долгое время надеется, что Дима вот-вот признается в своей вине. Надежда, вера и любовь Лены к Диме рушится, когда тот присоединяется к своим одноклассникам, чтобы защитить себя, и участвует в сжигании чучела, изображающего девочку.
Скажите, какое у вас общее впечатление после просмотренного фрагмента из фильма? (Жалко главную героиню). Рассмотрим данную ситуацию с юридической точки зрения. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, какие права Лены Бессольцевой были нарушены? Право на жизнь, на существование ст 6 (Железная Кнопка предложила сжечь предателя), на имя  ст. 7(дали ей кличку Чучело),нарушена статья 19 (ребята решили использовать в качестве мести физическую и психологическую форму расправы, оскорбления).

Холмс: Да, ребята, вы меня поражаете своей эрудицией и умом. Для вас - последнее испытание.
Буратино: Здравствуйте, вы меня конечно же узнали. Я – всем известный Буратино. Определите, какое право сказочного героя нарушено и закончите фразу.
1 Когда я схватил крысу Шушару за хвост, я нарушил её ..(право на личную неприкосновенность.)
2. Подарив мне азбуку и отправив меня в школу, папа Карло надеялся, что я воспользуется своим (правом на получение бесплатного образования.)
3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было .(право на отдых ).
4. Напавшие на меня кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у меня деньги, что является покушением на право иметь .(имущество в собственности.)
5. Полицейские, ворвавшиеся в каморку моего папы Карло, нарушили его (право на неприкосновенность жилища.)
6. Когда я с лисой Алисой и котом Базилио отправились в Страну дураков, мы воспользовались .(правом уехать из своей страны и вернуться на родину.)
Итог: Какие же право вы имеете? Составление ромашки.
Доктор Ватсон: Ну что, Шерлок Холмс, думаю эти дети хорошие помощники и мы можем принять их в союз юных детективов.
Песня «Я имею право на »

Права есть, как у взрослых, так и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа.
В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!

15