Реферат Психологические особенности формирования двигательных навыков на уроках физкультуры


РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
«Психологические особенности формирования двигательных навыков на уроках физкультуры»
учителя физической культуры

Полоскова Дмитрия Ивановича


План:
Толкование термина – «двигательный навык».
Механизмы организации движений.
Принцип сенсорных коррекций.
Рефлекторное кольцо.
Уровни организации движений.
Процесс формирования двигательного навыка.
Психологические механизмы формирования двигательных навыков.
1. Толкование термина – «двигательный навык».
Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля (то есть автоматизацией). Различают перцептивные, двигательные и интеллектуальные навыки; вариантом последних являются учебные навыки. На формирование навыков влияют такие факторы, как мотивация и обучаемость субъекта, уровень его развития (наличие определенных предварительных знаний и умений, полнота уяснения содержания материала, овладение которым происходит при выработке навыка, и т.д.).
Двигательный навык – способность к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля за ним, сформированная в обучении. В процессе обучения у индивида создается концептуальная модель движения, в которой интегрируется знание о выполняемой двигательной задаче, средствах и способах ее решения, и образ конкретной ситуации реализации движения. На основе этих элементов движения происходит актуализация уже отработанных двигательных навыках, имеющих отношение к данной двигательной задаче. Кроме того происходит настройка системы восприятия, и формируется комплекс ожидаемых афферентаций, за счет чего повышается чувствительность к определенным элементам внешней и внутренней среды. При освоении моторного поля в конкретных условиях решения двигательной задачи происходит соотнесение этого решения с признаками ситуации. Для начала отработки движения характерна повышенная чувствительность движения к нюансам афферентации, при постепенном наполнении моторной памяти отработанными двигательными элементами происходит редукция содержания образов ситуации и движения, в которых остаются лишь самые существенные ориентиры. Восприятия движения на стадии автоматизации становится более обобщенным и свернутым. На стадии тренировки, которая следует за стадией автоматизацией, происходит увязывание элементов движения между собой и строится система их актуальной координации. Этот процесс формирования двигательного навыка завершается его стандартизацией, когда выполняемое действие принимает постоянную форму, и стабилизацией, при которой движение приобретает устойчивость по отношению к внешним и внутренним препятствием.
Двигательный навык – автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно выполнявшееся ранее. Иначе, способность к осуществлению некоего движения без сознательного контроля за ним, сформированная обучением.
Двигательный навык – выработанное вследствие тренировки движение, компоненты которого в значительной степени автоматизированы. Тренировка – многократное повторение определенных движений, которое приводит к их автоматизации.
Двигательный навык – координационная структура, представляющая собой освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи.
Двигательный навык – освоенное до автоматизма умение решать тот или иной вид двигательной задачи, основанное на многоуровневой координационной структуре, сформировавшейся в процессе обучения, упражнения и тренировки.
2. Механизмы организации движений.
2.1 Принцип сенсорных коррекций.
Проблема механизмов организации движений и действий человека раскрыта в трудах Н.А.Бернштейна ( Бернштейн Н.А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. – 1966).
До работ Н. А. Бернштейна в - физиологии бытовало мнение (которое излагалось и в учебниках), что двигательный акт организуется следующим образом: на этапе обучения движению в двигательных центрах формируется и фиксируется его программа; затем в результате действия какого-то стимула она возбуждается, в мышцы идут моторные командные импульсы, и движение реализуется. Таким образом, в самом общем виде механизм движения описывался схемой рефлекторной дуги: стимул - процесс его центральной переработки (возбуждение программ) - двигательная реакция.
Н.А.Бернштейн пришел к выводу, что так не может осуществляться сколько-нибудь сложное движение. Так как результат любого сложного движения зависит не только от управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов.
Это реактивные силы. Если сильно взмахнуть рукой, то в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменят их положение и тонус.
Это инерционные силы. Если резко поднять руку, то она взлетает не только за счет тех моторных импульсов, которые посланы в мышцы, но с какого-то момента движется по инерции.
Это внешние силы. Если движение направлено на объект, то оно обязательно встречается с его сопротивлением, причем это сопротивление далеко не всегда предсказуемо.
И последний фактор – исходное состояние мышцы. Состояние мышцы меняется по ходу движения вместе с изменением ее длины, а также в результате утомления и т. п. Поэтому один и тот же управляющий импульс, придя к мышце, может дать совершенно разный моторный эффект.
В результате окончательная цель движения может быть достигнута, только если в него будут постоянно вноситься поправки, или коррекции. А для этого ЦНС должна знать, какова реальная судьба текущего движения. Иными словами, в ЦНС должны непрерывно поступать афферентные сигналы, содержащие информацию о реальном ходе движения, а затем перерабатываться в сигналы коррекции.
Таким образом, Н. А. Бернштейном был предложен совершенно новый принцип управления движениями; он назвал его принципом сенсорных коррекций, имея в виду коррекции, вносимые в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения.
Из принципа сенсорных коррекций вытекает схема управления движениями по рефлекторному кольцу.
2.2 Рефлекторное кольцо.
Кольцо функционирует следующим образом. В программе записаны последовательные этапы сложного движения. В каждый данный момент отрабатывается какой-то ее частный этап, или элемент, и соответствующая частная программа спускается в задающий прибор. Из задающего прибора сигналы поступают на прибор сличения. На тот же блок от рецептора приходят сигналы обратной связи, сообщающие о состоянии рабочей точки. В приборе сличения эти сигналы сравниваются, и на выходе из него получаются сигналы рассогласования между требуемым и фактическим положением вещей. Они попадают на блок перешифровки, откуда выходят сигналы коррекции; через промежуточные, центральные инстанции (регулятор) они попадают на эффектор.
По схеме дуги совершаются жестко запрограммированные, элементарные кратковременные акты, которые не нуждаются в коррекциях. Обратная афферентация в них теряет свое значение. Для большинства же движений необходимо функционирование кольца.
Афферентные сигналы рефлекторного кольца имеют разное качество. Другими словами в зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи: сообщают ли они о степени напряжения мышц, об относительном положении частей тела, о скорости или ускорении движения, рабочей точки, о ее пространственном положении, о предметном результате движения, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. 2.3 Уровни организации движений.
Н.А.Бернштейн выделил следующие уровни организации движений:
Уровень А - самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, зато заведует очень важным аспектом любого движения тонусом мышц. Он участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями. Правда, есть немногочисленные движения, которые регулируются уровнем А самостоятельно: это непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха, быстрые вибрато (7-8 гц) в фортепианной игре, дрожания пальца скрипача, удержание позы в полетной фазе прыжка и др.
На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприорецепторов, которые сообщают о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия.
Уровень В. Бернштейн называет его уровнем синергий. На этом уровне перерабатываются в основном сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. Этот уровень, таким образом, оторван от внешнего пространства, но зато очень хорошо "осведомлен" о том, что делается "в пространстве тела".
Уровень В принимает большое участие в организации движений более высоких уровней, и там он берет на себя задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей. К собственным движениям этого уровня относятся такие, которые не требуют учета внешнего пространства: вольная гимнастика; потягивания, мимика и др.
Уровень С. Бернштейн называет его уровнем пространственного поля. На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т. е. вся информация о внешнем пространстве. Поэтому на нем строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов - к их форме, положению, длине, весу и пр. Среди них все переместительные движения: ходьба, лазанье, бег, прыжки, различные акробатические движения; упражнения на гимнастических снарядах; движения рук пианиста или машинистки; баллистические движения - метание гранаты, броски мяча, игра в теннис и городки; движения прицеливания игра на бильярде, наводка подзорной трубы, стрельба из винтовки; броски вратаря на мяч и др.
Уровень D назван уровнем предметных действий. Это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами. Он практически монопольно при-147 надлежит человеку. К нему относятся все орудийные действия, манипуляции с предметами и др. Примерами могут служить движения жонглера, фехтовальщика; все бытовые движения: "отrалкивают от себя руку ведущего уровня", как ребенок, научившийся плавать, отrалкивает руку взрослого, до тех пор поддерживавшую его.
Последний, самый высокий - уровень Е. Это уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь речевых движений, движений письма, а также движения символической, или кодированной, речи - жестов глухонемых, азбуки Морзе и др. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.
Деятельность уровня «В» реализуется через уровень «А», подчиняясь вышележащему уровню С. Уровни А, В и С являются врожденными, безусловными. Однако, в результате сложного взаимодействия, граница между физиологическим и психологическим стирается. Эта граница подвижна. Таким образом, сознательное действие, автоматизируясь, переходит в уровень бессознательного, рефлекторного, и наоборот, может приобрести самостоятельное значение, войти в сферу сознания.
Каждый уровень имеет специфические, свойственные только ему моторные проявления; каждому уровню соответствует свой класс движений.
В организации сложных движений участвуют, как правило, сразу несколько уровней - тот, на котором строится данное движение (он называется ведущим), и все нижележащие уровни.
К примеру, письмо - это сложное движение, в котором участвуют все пять уровней. Проследим их, двигаясь снизу вверх.
Уровень А обеспечивает прежде всего тонус руки и пальцев. Уровень В придает движениям письма плавную округлость, обеспечивая скоропись. Если переложить пишущую ручку в левую руку, то округлость и плавность движений исчезает: дело в том, что уровень В отличается фиксацией "штампов", которые выработались в результате тренировки и которые не переносятся на другие двигательные органы (интересно, что при потере плавности индивидуальные особенности почерка сохраняются и в левой руке, потому что они зависят от других, более высоких уровней). Так что этим способом можно вычленить вклад уровня В.
Далее, уровень С организует воспроизведение геометрической формы букв, ровное расположение строк на бумаге.
Уровень D обеспечивает правильное владение ручкой, наконец, уровень Е - смысловую сторону письма.
3. Процесс формирования двигательного навыка.
Бернштейн Н.А. выделил три периода формирования двигательного навыка.
Первый период – знакомство с движением, с его двигательным составом. Происходит внешнее наблюдение за движением и первые попытки воспроизведения, которые заканчиваются неудачей из-за лавины непривычных сенсорных сигналов со всех рецепторных поверхностей. Поэтому человеку необходимо выполнять бесконечные повторения для прояснения внутренней картины движения. В процессе этой работы происходит перешифровка афферентных сигналов в эффекторные команды. Накопление перешифровок (отработка правильных коррекций) – самое важное событие этого периода. Роспись коррекций по фоновым уровням завершает первый период.
Второй период – автоматизация движения. В этот период происходит полная передача движения фоновым уровням, освобождаясь от заботы ведущего уровня. Осуществляется увязка всех низовых уровней и использование готовых двигательных блоков, сформированных ранее. Низовые уровни каждого человека имеют двигательную историю – блоки, выработанные в результате формирования других движений в течении жизни.
От объема таких блоков зависят двигательные возможности организма, скорость овладения новым движением.
Третий период – шлифовка навыка путем стабилизации, когда навык обретает прочность, помехоустойчивость, не разрушается. И стандартизации, когда формируются абсолютно одинаковые копии движений. Это происходит благодаря использования организмом реактивных и инерционных сил. Движение приобретает легкость, непринужденность и стереотипность.
4. Психологические механизмы формирования двигательных навыков.
Вопросом о психологических механизмах формирования двигательных навыков занимались Н.Н.Сачко и П.Я.Гальперин (Сачко Н.Н. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. – 1968). Они провели исследование с намерением доказать, что физические действия могут формироваться без проб и ошибок. В критическом обзоре основной литературы по психологии двигательных навыков и методике их формирования авторы исследования пришли к выводу, что все работы ограничивались одной стороной процесса – ролью сознания в формировании двигательных навыков. Но процесс имеет и другую сторону – систему тех объективных условий, которые выделяются из ситуации и становятся условиями успешного выполнения задания. Эта система условий позволяет с новой стороны подойти к механизму образования двигательных навыков.
При формировании действий, требующих новых нервно-мышечных координаций, со стороны тех объективных условий, которые позволили бы ученику правильно выполнить эти новые действия, обнаруживается:
1) недостаточность этих условий
2) прямая зависимость проб и ошибок от величины и характера этой недостаточности.
П.Я.Гальперин и его сотрудники предлагают изучать не то, как происходит формирование новых действий – в условиях, которые практически всегда оказываются в том или ином отношении недостаточными, – а то, что нужно ученику, чтобы он смог правильно выполнить новое действие, которое в дальнейшем превращается в навык.
А именно:
1) описание последовательных операций из которых состоит новое действие;
2) полный набор ориентиров для каждой из этих операций;
3) система указаний, как и в каком порядке пользоваться этими ориентирами и каким способом выполнять каждую из операций.
Каждое новое двигательное задание предполагает известные знания и умения, на которых оно и строится. Наличие таких уже известных знаний и умений должно быть проверено перед тем, как приступить к формированию нового действия. Это достигается путем разбивания действия на такие части, каждую из которых ученик может правильно выполнить с помощью уже имеющихся знаний и умений.
Система таких ориентиров в их пространственно-временной последовательности, составляет стереотип внешних раздражителей; в процессе воспитания этот внешний стереотип превращается в динамический стереотип действий, то есть в новый физиологический механизм этого действия.
На этой основе П.Я.Гальперин вводит понятие – «ориентировочной основы действия», которая может быть полной или неполной. Полная ориентировочная основа действия включает систему ориентиров, учет которых позволяет ученику с первого же раза правильно выполнить действие, которое он без этой системы выполнить не может. Если ориентировочная система является неполной, то на участках, где отсутствуют необходимые ориентиры, естественно и неизбежно возникают пробы, а с ними и ошибки.
Построение полной системы ориентиров означает полное обеспечение действия обратной связью, чего не было в достаточной мере в обычной методике. Здесь психологическое исследование двигательных навыков смыкается с общей теорией управления вероятностными процессами.
Ученик вначале выполняет действие медленно, с большими остановками перед каждым очередным отрезком пути и с развернутой ориентировкой на этом участке. В дальнейшем, по мере усвоения, процесс становится короче. Вспомогательные средства постепенно убираются из внешнего плана, начинают только «представляться», а затем перестают и представляться. Таким образом регуляция движений осуществляется в основном по их кинестезической картине.
Все эти изменения действия при его становлении и превращении в навык объясняются поэтапным усвоением его ориентировочной основы. Формирование двигательных навыков оказывается частным случаем общего порядка формирования психологических явлений.
Учение о роли ориентировочной деятельности, вместе с учением о роли полной и неполной ориентировочной основы действия в формировании двигательных навыков, дает принципиальное объяснение условий возникновения проб и ошибок и меры их необходимости в этом процессе.
В зарубежной литературе по формированию двигательных навыков наибольшее место занимают исследования, проводившееся в США. Бихевиоризм североамериканской психологии надолго увел исследование двигательных навыков с плодотворного пути, который исключил научное изучение роли психики из исследования двигательных навыков. Это привело к тому, что вся экспериментальная работа оказалась замкнута кругом явлений одного типа – формированием навыков на неполной ориентировочной основе действия.
Сдвигом с мертвой точки в американской психологии стало открытие «латентного обучения» Блоджейта и введения понятия о «промежуточных переменных» Толменом. «Латентное обучение» означает скрытое образование такого знания обстановки, которое затем проявляется успешной ориентировкой поведения в этих обстоятельствах. «Промежуточные переменные» обнаруживаются тем, что поведение животного уже не определяется одним соотношением наличных стимулов прошлого опыта, а представляет собой результат актуального приспособления к особенностям наличной обстановки, наступающего скрыто без внешнего выполнения двигательных реакций и внешней, физической их апробации. Все это объективно является началом изучения роли ориентировочной деятельности в формировании двигательных навыков.
Являются ли ошибки только «накладным расходом» в поисках успешных движений или ошибки, а затем их преодоление имеет некое положительное значение, которое сказывается и на качестве навыка? Ответ на этот вопрос пытался найти Скиннер в своем опыте.
Эксперимент ставился следующим образом: подбирались две группы крыс, одна из которых (контрольная группа) обучалась пробегать путь в лабиринте в обычных условиях: с открытыми тупиками и обходами, с лишними ходами; другая группа обучалась пробегать тот же путь в лабиринте, где все тупики и окружные пути были закрыты и свободным оставался только намеченный для освоения «правильный» путь. После того как обе группы научились безошибочно пробегать путь, был поставлен основной опыт: обе группы обучались пробегать путь с новым расположением ходов. Общие результаты были таковы: в предварительном опыте первая (контрольная) группа выучила «правильный» путь несколько медленней и с значительно большим количеством проб, чем вторая (экспериментальная), – зато в основном опыте первая группа значительно обогнала вторую. Таким образом первая группа училась ошибками, но приобрела умение, которое обнаружило значительный перенос на новое задание, – вторая же группа училась без ошибок, но у нее перенос на первое задание почти отсутствовал. Отсюда – вывод: обучение с ошибками дает значительно более высокое качество навыка, чем обучение без ошибок.
Вывод правильный, но только для данного случая, ошибка же заключается в том, что он преподносится как общее правило. Такое обобщение не правомерно – это становится вполне ясным, если проанализировать причины, наблюдавшихся в экспериментальной и контрольной группах. В обычном лабиринте крысы учились различать тупики и не заходить в них, учились приемам ориентировки в лабиринте. Животные другой группы этому не могли учиться, так как им был представлен только один «правильный» путь. Это различие в обучении ориентировке и сказалось потом на умении ориентироваться в основном опыте. Значит, дело не в том, что прохождению одного и того же пути одни животные учились с ошибками, а другие – без ошибок, дело в том, что первые дополнительно учились ориентироваться в обстоятельствах, а другие этому не учились. Но отсюда не следует ни каких заключений относительно того, как лучше учиться самой ориентировке, с ошибками и на ошибках или без них, на основе разумного учета обстоятельств.
Но Скиннеру принадлежит заслуга в применении дрессировки. Метод заключается в том , что с помощью приманки животное наводится на выполнение ближайшего маленького «шага» , который тут же подкрепляется; затем таким же способом вызываются и подкрепляются другие «шаги»; очень быстро животные выучиваются всему намеченному циклу операций и выполняют действие в целом.
При такой дрессировке животное почти не делает ошибок и осваивает действие, главным образом по его кинестезической картинке, как последовательнось движений, смысл которых для него состоит только в подкреплении, а не в объективном содержании действия. Но такое обучение остается изолированным явлением и переносится на другие действия лишь в той мере, в какой животное все-таки начинает ориентироваться в самом типе подобных ситуаций. Но в дрессировке животных больше и не требуется.
В методике П.Я.Гальперина решающее значение придается именно ориентировке ученика в той системе объективных условий, от которых зависит успех его действий. Поэтому здесь каждая операция соотносится с ее объективными условиями и по отношению к ним разумна.
Литература
Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. – М.: 2004.
Бернштейн Н.А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. – М.: 1966.
Гипенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.
Губа В.П., Быков В.А., Дорохов Р.Н. Прогнозирование двигательных способностей и основа ранней ориентации в спорте. – М.: 2007.
Зинченко В.П. Психологический словарь. – М.: 1996.
Петровский А.В. Психология. Словарь. – М.: 1990.
Сачко Н.Н., Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. – М.: 1968.