Рабочая программа по русскому языку для 8 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ
Количество часов: 4 часа в неделю.(136 часов).
Уровень: базовый
Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год
Учитель: Купрюшина Наталья Михайловна
Программа разработана в соответствии с примерной программой на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов. Авторы: М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2008 год.
Учебник: Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова] М.: Просвещение, 2016., а также на основе методических рекомендаций по организации учебного процесса в образовательных учреждениях ЛНР.
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы по русскому языку для 8 класса являются: примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку не только формирует важные практические умения и навыки, но и является важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления. Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что примерная программа не отдает предпочтения какой-либо одной концепции преподавания русского языка в ущерб другим, позволяет использовать учебники, в которых нашли отражение различные теории и практические методики. Примерная программа позволяет определить основные принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность изучения и распределение по классам.
Выбор авторской программы под редакцией М.Т. Баранова мотивирован тем, что она:
-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
-соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
-способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся: основная её особенность – ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения-понимания, говорения, письма;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Изучение русского языка в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Формирование у школьников языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций – основная цельпреподавания русского языка.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мыслив устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, этапах развития, о выдающихся ученых.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения;
развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
8 класс нацелен на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации, синтаксис простого предложения представлен в нём с позиции структурно – семантического подхода, поддерживаемого многими современными учёными – лингвистами. Единицами синтаксиса, предложенными для изучения, являются словосочетание, простое предложение; текст как макросинтаксическая единица рассматривается в разделе «Речь». В программе уделяется внимание интонационной стороне речи как важному проявлению предложения, значительное место отведено работе по формированию и совершенствованию пунктуационных умений и навыков. В курсе предусмотрена целенаправленная работа по речевому развитию и в рамках чисто языковых тем, и в рамках раздела «Речь». В частности, продолжается изучение тем по орфоэпии на базе синтаксиса простого предложения. Намечено тематическое повторение изучаемого материала.

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий.
уметь:
1. Владеть всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации);
владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватно воспринимать на слух тексты разных видов и жанров; владеть разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; вести самостоятельный поиск информации; преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования;
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств.
Говорение:
определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нем свое понимание проблематики текста и позиции автора;
пересказывать (устно) тексты статей, репортажей, фрагментов портретного очерка, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
вести репортаж (устно) о школьной жизни, об открытии памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии.
Письмо:
давать письменный анализ текста - стилистический, типологический, включая анализ характерных для стиля и типа речи выразительных средств языка;
пересказывать (письменно) тексты статей, репортажей, фрагментов портретного очерка, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
вести репортаж (письменно) о школьной жизни, об открытии памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии;
писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.
находить в молодежных газетах проблемные репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок;
находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя.
Орфоэпия:
•правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения.
Морфемика и словообразование:
•опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения,морфемного строения и написания слов разных частей речи.
Лексика и фразеология:
•разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять.
Орфография:
•правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами.
Синтаксис:
правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов;
различать простые предложения разных видов;
употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями;
правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами;
правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций.
Пунктуация:
находить в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм;
правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Учебно-тематическое планирование 8 класс
Количество часов в году: 136
Количество часов в неделю: 4
Количество плановых уроков:
по развитию речи: 26
контрольных диктантов: 6
словарных диктантов 2
контрольных работ (тестирование)-3
контрольных сочинений: 2/1 (объём сочинения (стр.) (кл./дом.) 2-3/2,5-3 )контрольных изложений: 3
№ п/пНаименование разделов и тем Всего часов
Плановых уроков Плановых контрольных уроков По развитию речи Всего
по разделу
1 Функции русского языка в современном мире 1 1
2 Повторение изученного в 5-7классах 7 1 1 9
3 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 3 2 5
Словосочетание 4 1 5
4 Простое предложение 2 2 4
5 Двусоставные предложения 9 3 1 13
6 Второстепенные члены предложения 11 2 1 14
7 Односоставные предложения 12 1 3 16
8 Простое осложненное предложение 1 1
9 Однородные члены предложения 10 3 2 15
10 Обособленные члены предложения 15 3 1 19
11 Слова, грамматически не связанные с членами предложения 14 1 2 17
12 Чужая речь 7 3 2 12
13 Повторение и систематизация изученного в 8 классе 5 5
Итого: 136
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ
N
п/п№ урока
в теме Тема урока Дата Примечания
по плану по факту Функции русского языка в современном мире- 1час
1 1 Русский язык в современном мире. Повторение изученного в 5-7классах(8ч.+ 1 часа Р.р)- 9 часов
2 1 Пунктуация и орфография. Знаки препинания:
Знаки завершения, разделения, выделения. 3 2 Знаки препинания в сложном предложении. 4
5 3
4 Буквы Н, НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. 6 5 Р.р. № 1. Изложение художественного текста с грамматическим заданием (упр.27). 7
8 6
7 Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. 9 8 Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме « Повторение изученного в 5-7 классах» (120-150 сл.) 10 9 Анализ диктанта, работа над ошибками. Комплексное повторение. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи- (3+2 часа Р.р.) 5 часов
11 1 Основные единицы синтаксиса. 12 2 Текст как единица синтаксиса. 13 3 Предложение как единица синтаксиса. 14
15 4
5 Р.р № 2-3. Контрольное изложение текста № 1 художественного стиля. Словосочетание-5 часов
16 1 Словосочетание как единица синтаксиса. 17 2 Виды словосочетаний. 18 3 Синтаксические связи слов в словосочетаниях. 19 4 Синтаксический разбор словосочетаний. 20 5 Контрольная работа № 1 по теме «Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание». Тест. Простое предложение(2ч.+2часа Р.р)-4 часа
21 1 Простое предложение. Грамматическая(предикативная) основа простого предложения. 22 2 Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение. 23
24 3
4 Р.р № 4-5. Описание памятника культуры. Подготовка к сочинению по картинам С. Баулина и С. Герасимова «Храм Покрова на Нерли» (упр. 71,89) Двусоставные предложения(10ч.+3 часа Р.р)- 13часов
25 1 Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. 26 2 Р.р. № 6. Подготовка к написанию сочинения по картине И.В. Шевандроновой «На террасе» (упр. 91) 27
28 3
4 Простое глагольное сказуемое. 29
30 5
6 Р.Р. № 7-8. Контрольное классное сочинение - описание № 1 памятника архитектуры на тему «Чудный собор». (у.102) 31
32 7
8 Составное глагольное сказуемое. 33
34 9
10 Составное именное сказуемое. 35 11 Тире между подлежащим и сказуемым. 36 12 Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Простое двусоставное предложение» 37 13 Анализ диктанта, работа над ошибками. Повторение изученного по разделу. Второстепенные члены предложения(12ч.+2ч.Р.р)- 14 часов
38 1 Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов в предложении. 39
2
Дополнение. 40
41
3
4 Определение. Практикум по теме «Дополнение. Определение». 42 5 Р.р. № 9. Устное изложение фрагмента художественного текста с элементами описания (упр. 139). 43
44 6
7 Приложение. Знаки препинания при приложении. 45
46 8
9 Обстоятельство.
Практикум по теме «Обстоятельство». 47 10 Тест по теме «Второстепенные члены предложения» 48 11 Р.р. № 10. Характеристика человека.
Контрольное домашнее сочинение- описание по картине Ю.Ракша «Проводы ополчения» 49 12 Синтаксический разбор двусоставного предложения. 50 13 Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения» 51 14 Анализ диктанта, работа над ошибками. Повторение темы «Второстепенные члены предложения». Односоставные предложения(13ч. +3часа Р.р)- 16 часов.
52 1 Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. 53 2 Назывные предложения. 54
55 3
4 Определённо-личные предложения. 56
57 5
6 Неопределённо-личные предложения. 58 7 Обобщённо-личные предложения. 59 8 Р.р № 11. Инструкция. 60 9 Безличные предложения. 61 10 Р.р. № 12. Рассуждение. 62 11 Р.р. 13. Устное сочинение-рассуждение на тему «Слово делом крепи» (по упр. 207) 63 12 Неполные предложения. 64 13 Синтаксический разбор односоставного предложения. 65
14 Практикум. Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям. Тест. 66 15 Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Односоставные предложения» 67 16 Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. Повторение и обобщение изученного материала. Простое осложненное предложение- 1 час
68 1 Понятие об осложненном предложении. Однородные члены предложения(11ч.+ 4часа Р.р)-15 часов
69
70 1
2 Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах предложения. 71
3
Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. 72
73 4
5 Р.р № 14-15. Контрольное изложение № 2
(по материалу упр. 242). 74
75 6
7 Однородные и неоднородные определения. Тест.
Словарный диктант. 76
8 Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. 77
9 Р.р. № 16. Подготовка к сочинению по картине Ю.Пименова "Спор" (упр. 2265). 78 10 Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. 79 11 Синтаксический разбор предложения с однородными членами. 80 12 Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
81 13 Р.р. № 17. Сочинение по картине В.Е.Попкова « Осенние дожди» 82 14 Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения». 83 15 Контрольная работа № 2 по теме «Однородные члены предложения». Тест. Обособленные члены предложения(16ч.+3часа Р.р) - 19 часов
84 1 Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. 85
86 2
3 Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. 87
88 4
5 Обособленные определения. Согласованные и несогласованные определения. 89 6 Р.р № 18. Рассуждение на дискуссионную тему. Обучающее сочинение. 90
91 7
8 Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. 92
93 9
10 Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. 94
95 11
12 Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. 96
97 13
14 Р.р № 19-20. Контрольное классное сочинение-рассуждение № 2 (по материалу упр.329) 98 15 Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. 99 16 Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. 100 17 Урок-зачёт по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения». 101 18 Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения» 102 19 Анализ диктанта, работа над ошибками. Повторение изученного материала. Слова, грамматически не связанные с членами предложения(15ч.+2 часа Р.р) -17часов
103
104 1
2 Обращение. Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращениях. 105 3 Употребление обращений. 106 4 Р.р № 21. Составление делового письма(по материалу упр.360) 107
108 5
6 Вводные и вставные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. 109
110 7
8 Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. 111
112 9
10 Вставные слова, словосочетания и предложения. 113 11 Р.р № 22. Публичное выступление(по материалу упр.386). 114 12 Междометия в предложении. 115
116 13
14 Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, грамматически не связанными с членами предложения. 117 15 Урок-зачёт по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». 118 16 Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». 119 17 Анализ диктанта, работа над ошибками. Повторение изученного материала. Чужая речь(8ч.+4часов Р.р)-12 часов
120 1 Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. 121 2 Представление о прямой и косвенной речи. 122
123 3
4 Р.р № 23-24. Контрольное изложение № 3 текста публицистического стиля 124 5 Косвенная речь. 125 6 Прямая речь. 126 7 Диалог. 127 8 Р.р. № 25. Рассказ. 128 9 Р.р. № 26. Сочинение по картине художника В. Репки «Водитель Валя»129 10 Цитата. Способы цитирования. 130 11 Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение и закрепление материала по теме «Чужая речь». 131 12 Контрольная работа № 3 по теме «Чужая речь». Тест. Повторение и систематизация изученного в 8 классе - 5 часов
132 1 Синтаксис и морфология. 133 2 Синтаксис и пунктуация. 134 3 Синтаксис и культура речи. 135 4 Синтаксис и орфография. Словарный диктант. 136 5 Лингвистическая игра «Знатоки русского языка» Перечень учебно-методического обеспечения
I. Учебно-методический комплект:
1. Учебник: Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова] М.: Просвещение, 2016.
2. Методические рекомендации по Методические рекомендации по преподаванию предмета «Русский язык» в 2015–2016 учебном году в образовательных учреждениях ЛНР.
II. Литература для учителя:
Русский язык. Тематические тесты. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Л.Ю.Клевцова, Л.В.Шубукина. М: Просвещение, 2016.-96 с.
Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.А.Тростенцова, А.И.Запорожец. 4-е изд., М.: Просвещение, 2014. -207с.
Русский язык. Проверочные работы: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой и др. / Е.Н.Груздева. М.: Издательство «Экзамен», 2015. 47.
К пятёрке шаг за шагом, или 50 заданий с репетитором: русский язык : 8 класс : пособие для учащихся / Л.А. Ахременкова. – М. Просвещение, 2007.
Диктанты по русскому языку: 8 класс: к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др./ М.В.Григорьева, Т.Н.Назарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой и др. /Л.А.Аксенова. М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Рабочая тетрадь по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой и др. / Е.Л.Ерохина. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. 94с.
Тесты по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др./ Е.В.Селезнёва. М.: Издательство «Экзамен», 2013.