положение об интеллектуально-творческом конкурсе по химии

ПОЛОЖЕНИЕ
об интеллектуально-творческом конкурсе
«Химия? Химия Химия!»

Данный конкурс проводится для учащихся 8 - 11 классов

Цели и задачи конкурса
Выявление талантливых, творческих учащихся
Повышение познавательного интереса к предмету химии
Повышение качества знаний учащихся
Конкурс должен способствовать стремлению учащихся к повышению знаний по химии, развитию творческих способностей при изучении предмета, стимулированию получения знаний.

Организация и порядок проведения
Конкурс проводится в два этапа
1 этап – с 1 февраля по 20 марта 2015 года (заочный, творческий этап)
2 этап – с 1 апреля по 10 апреля 2015 года (очный, интеллектуальный этап)
Организатором конкурса является учитель химии Васильева Любовь Владимировна

Содержание конкурса
В конкурсе оцениваются знания учащихся по химии, творческие индивидуальные и групповые работы.

Основные требования к участникам игры:
знание фактического материала;
креативные качества: гибкость ума, свобода мыслей, критичность, наличие своего мнения;
умение консультироваться и выражать свое мнение;
умение использовать новые технологии информации и коммуникации.

Условия конкурса:
Любой желающий учащийся 8-11 класса может подать заявку и материалы для прохождения заочного тура. Материалы творческого этапа должны содержать:
Заявка-анкета участника (получить у Организатора)
Рассуждение на тему «Химия? ;(Химия;/ Химия!;)»
Кроссворд (10-15 слов).
Химический знак в картинках.
Творчество при изучении химии (стихи, песни, шарады, загадки, анаграммы и т.д.)
Оценивается не только содержание, но и наглядность работы, креатив.
Также очень важны эстетичность и качество оформления работы – формат листа бумаги А4, разборчивый почерк или шрифт 14, при использовании дополнительного материала – указание источника информации и т.п.

Содержание заданий интеллектуального этапа охватывает широкий круг вопросов учебной программы и за ее пределами: понятия, законы, процессы жизни, химические элементы и их соединения, вещества и их свойства, химические реакции, расчетные задачи, область применения химии; творческие задачи по химии.

Подведение итогов
По итогам двух этапов будут определены победитель и призеры в двух возрастных группах: 8-9 классы, 10-11 классы
Каждый победитель получает
диплом победителя или призера конкурса
денежную премию
Также среди участников будут определены победители в номинациях
«Творчество года»
«Открытие года»
«Достижение года».
Каждый номинант получает Грамоту и подарок.

Каждый участник получает Диплом участника.








Приложение к положению
ТВОРЧЕСТВО
при изучении химии
Химическая лингвистика
Анаграмма – перестановка букв в словах с образованием нового слова. Например,
Из названия какого химического элемента, переставляя первую букву в конец, можно получить название полезного ископаемого Фтор – торф
Из названия какого химического элемента, переставляя первую букву в конец, можно получить название одного из видов четырехугольника? Бром – ромб
Метаграмма – задача, в которой, заменяя одну из букв слова, получаем новое слово. Например,
Название какого химического элемента при замене первой буквы на другую превратится в женское имя? Сера – Вера
Название какого химического элемента при замене последней буквы на другую превратится в название горной системы? Уран - Урал
Логогриф – род шарады, для решения которой из одного слова образуется новое путем перестановки или выбрасывания отдельных слогов или букв. Например,
Название какого химического элемента, если отбросить первый слог, превратится в игру? Зо лото
Название какого растворителя после отбрасывания первой буквы превращается в стихотворное произведение? Вода – ода
Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на части, представляющие собой самостоятельные слова, подлежащие отгадыванию по указанному значению. Например,
Название какого элемента составлено из названий животных – грызуна и копытного? Мышьяк
Посреди – изделие, сладкое на вкус.
По краям прибавлены нота и союз,
Целое же вспомнить вам не мудрено:
В химлаборатории встречается оно. Ре-торт-а
Приложение к положению
Кроссворды и чайнворды
Кроссворд – род задачи-головоломки, заключающейся в заполнении перекрещивающихся рядов клеток словами, разгадываемыми по списку определений этих слов. Сначала следует выписать химические термины, которые необходимо включить в кроссворд. Слова удобно писать на отдельных полосках кальки с расчерченными квадратами. Затем путем подбора нужно накладывать полоски так, чтобы они пересекались одинаковыми буквами и в результате проб получилась интересная форма. Если не получается симметричная форма, то «украсить» такой кроссворд можно, вписав в него (или описав вокруг него) контур химического прибора или т.п. далее в словаре химических терминов, учебниках химии надо найти и привести определение каждого предложенного понятия, раскрывающее смысл термина.


2

4

6


1

3

5

7













































3



7







5















1





8

9




4







2




6




























Чайнворд – род задачи-головоломки, непрерывный кроссворд, в котором каждое последующее слово одной или двумя первыми буквами совпадает с концом предыдущего слова.


6












2




5





1










7

3


4












8











Приложение к положению

Рассказ – задача по химии
Алгоритм составления рассказа – задачи :
Формулировка целевой установки. Например, обобщить основные свойства концентрированной азотной кислоты.
Выбор в соответствии с целью наиболее подходящего объекта (какого-либо элемента, вещества или химической реакции), подлежащего зашифровке (в нашем примере зашифровывается азотная кислота).
Отбор признаков выбранного объекта, по которым читателю предстоит открыть его. В нашем случае: при взаимодействии с медью выделяется бурый газ, на свету вещество разлагается с выделением этого же газа, действует на органические вещества.
Составление фабулы. Именно здесь заложены большие возможности для проявления творческих способностей. Например, фабула может быть такой: ученик 9го класса во сне попадает в лабораторию алхимика. Алхимик дает ему задание: узнать, какое вещество находится в сосуде. Ученик случайно роняет в жидкость носовой платок, на нем появляются желтые пятна. Тогда ученик опускает в жидкость медную проволоку, жидкость постепенно становится голубой, и выделяется бурый газ с резким запахом. Чтобы еще раз убедиться в правильном ходе своих мыслей, ученик нагревает жидкость в реторте и обнаруживает появление такого же газа.
Литературное оформление фабулы. Следует помнить, что подбор признаков выбранного объекта, по которым читатель его определяет, обеспечивает однозначное решение задачи, которое не должно быть для читателя слишком легким или чрезмерно трудным.
Рассказ-задачу можно инсценировать.
Если в изложении есть уже вывод – решение, тогда это становится полноценным рассказом или сказкой.

HNO3