Рабочая программа кружка Юный художник 3-4 класс


1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юный Художник».
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю, количество часов в неделю 1 часа, 34 часа в год.
Планируемые результаты:
Личностные.
Личностные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- способность к оценке своей работы;
- чувство прекрасного и эстетические чувства
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно оценивать свою работу;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и других членов кружка
2. Познавательные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Предметные
Ученики  научатся:
- создавать простые композиции на заданную тему;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- изображать предметы различной формы;
Ученики получат возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, предметов.
Должны знать:
-названия основных и составных цветов;
-понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
-изобразительные основы декоративных элементов;
-материалы и технические приёмы оформления;
-названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
- пользоваться материалами.
2. Содержание курса внеурочной деятельности «Юный художник».
Учебно-тематический план (34ч)
№ п\пТема занятия Количество часов
1 Вводная часть 1
2 « В гостях у художника графика».
Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка
4
3 «В мире цвета и красок». Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. 4
4 «Изображение растительного мира». Изображение животного мира. 7
5 «Как художник придумывает картину». Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении 7
6 «Природа – источник творчества художника». Орнамент. Стилизация 3
7 «В гостях у народных мастеров». Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.
Оформительские, творческие и выставочные работы
8
Всего часов 34
Содержание курса.
Раздел 1. Введение. ( 1 час)
 
Тема 1.1 Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве. (1 час)
Проведение первичного инструктажа ТБ. Инструменты, необходимые для работы кружка.
Задание:рисование на свободную тему.
Материалы:альбом, карандаш, ластик.
Зрительный ряд:компьютерная презентация о значении  искусства в жизни человека.
 
Раздел 2. «В гостях у художника графика».
Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.(4 часа)
 
 
Тема 2.1 Графика – вид изобразительного искусства. Основные средства выразительности графики.(1 час)
Беседа. Всё о графике: правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов.
Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.
Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.
Зрительный ряд:фильм «В мастерской художника-графика».
 
Тема 2.2 Линия и штрих в графике. Астры. Зарисовка цветными карандашами цветов.
Беседа «Красота родной земли в произведениях графиков. Особенности передачи выразительности графической композиции.
Задание:рисование с натуры крупных цветов (георгины, астры).
Зрительный ряд:презентация «работы мастеров-графиков».
Материалы: цветные карандаши, бумага.
 
Тема 2.3 «Изображать можно пятном». Серые зайчата.
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Передача формы, очертания предмета.
Продолжить знакомство с техниками рисования графическими материалами. Упражнять в передаче разной тональности серого цвета посредством рисования с разной силой нажима.
Формирование бережного отношения к окружающему миру, одному из самых удивительных и совершенных творений природы; умение видеть красоту в жизни.
Задание:превратить пятно в изображение зверюшки.
Материалы:карандаш, мелки, черная тушь, черный фломастер.
 
Тема 2.4 «Старинный терем». Рисование графическими материалами.
Знакомство с понятием «архитектура». Изображение архитектурных сооружений в изобразительном искусстве,  архитектура Московского Кремля. Основные конструктивные особенности архитектурных сооружений. Учить читать композиционные схемы храмов на Руси.
Задание:рисование по представлению «старинного терема» с использованием геометрических фигур (куб, конус, цилиндр, пирамида, шар)
Материалы:карандаши, мелки, черная тушь, фломастеры.
 
Раздел 3. «В гостях у художника живописца».
Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.(4 часа)
 
Тема 3.1Первичные цвета. Цветовая гамма.
Беседа. Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками.
Разнообразие цвета, светлота, насыщенность; основные и дополнительные цвета, теплая и холодная цветовая гамма.
Познакомить с  различными приемами работы акварелью, гуашью; способам получения различных цветов и их оттенков.
Задание:выполнение упражнений на смешивание цветов, заливки поверхностей цветом.
Материалы:акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
 
Тема 3.2 Красоту нужно уметь замечать. Монотипия.
Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т.д. Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических впечатлений. Знакомство с техникой монотипии.
Умение ценить то, что создано руками человека и природой.
Задание:выполнение цветного оттиска и дорисовывание по воображению.
Материалы:акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, дощечка из пластмассы, линолеума или кафельная плитка, листки бумаги.
 
Тема 3.3 «Цветущий луг». Знакомство с приемом тампования.
Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использование художественных материалов (тампон, кисть)
Проведение обзорной экскурсии «Здравствуй, мир!»
Задание:изображение цветущего луга с использованием тампона, например «маковое поле» и т.д.
Материалы:акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, тампоны, карточки, иллюстрации, слайдовая презентация.
 
Тема 3.4 «Узоры на крыльях». Изображение с натуры, по памяти и воображению бабочки.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы. Рассказы о различных видах бабочек, характеристика их особенностей – формы, окраски.
Для того чтобы не оскудела, не меркла и крепла земная краса, необходимы насекомые. Без них не мог бы человек называться человеком, не умел бы чувствовать и любить, радоваться и страдать. И конечно же он не увидел подлинную красоту природы.
Задание:изображение с натуры, по памяти и воображению бабочки.
Материалы:акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, слайдовая презентация.
 
Раздел 4. Изображение растительного мира.
Изображение животного мира. (7 часов)
 
 Тема 4.1 «Осенние листья». Зарисовка разных по форме и окраске листьев деревьев.
Уметь видеть красоту природы осенью. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать.
Задание:рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов.
Материалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
 
Тема 4.2 «Изображение осеннего букета».
Изображение на заданную тему. Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, литературой. Виды и жанры изобразительных искусств.
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе.
Изображение букета цветов с росой и веточками деревьев.
Задание:создание композиции рисунка осеннего букета акварелью или гуашью.
Материалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
 
Тема 4.3 «Прощай осень».
Знакомство с  композициями выдающихся художников на тему осени: И. И. Левитан «Золотая осень», И.Бродский «Опавшие листья». Беседа о красоте осенней природы.
Учить выражать свое отношение к красоте осенней природы.
Линия горизонта, передний и дальний план, композиционный центр.
Задание:рисование по представлению композиции на тему.
Материалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, цветные карандаши, белая бумага.
 
Тема 4.4 Красивые рыбы.
Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Развитие наблюдательности за подводным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Задание:выполнение набросков рыб в цвете.
Материалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, цветные карандаши, белая бумага.
 
Тема 4.5 Украшение птиц.
Изображение  птиц по памяти и представлению. Особенности строения и формы птиц.
Уметь видеть красоту природы, Осознание бережного отношения к редким видам птиц. Эстетическая оценка «малой» Родины.
Задание:изображение птиц по памяти и представлению.
Материалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, цветные карандаши, белая бумага.
 
Тема 4.6 Объёмное изображение животных в различных материалах.
Отражение чувств и идей в произведениях искусств. Ознакомление с творчеством художников-анималистов. Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы.
Умение ценить то, что создано руками человека и природой.
Задание:лепка животных по памяти или по представлению.
Материалы:пластилин, стеки; картинки различных видов животных.
 
Тема 4.7«Зимняя красавица». Зарисовка ветки ели или сосны.
Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты.
Развитие наблюдательности за растительным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Задание:Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).
Материалы:акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
 
Раздел 5. «Как художник придумывает картину.
Основы композиции.
Взаимосвязь элементов в произведении.(7 часов)
 
Тема 5.1 Законы композиции. Композиционный центр.
Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра.
Воспитание любви к изобразительному искусству, знакомство с отдельными произведениями художников. Развитие навыков грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов.
Задание:упражнение на заполнение свободного пространства на листе.
Материалы:акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, трафарет.
 
Тема 5.2 «Создай историю из предметов». Рисование натюрморта.
Беседа о жанре «натюрморт», знакомство с произведениями художников.
 Учить грамотному расположению предметов на плоскости бумаги. Развитие навыков грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов.
Учить выражать свое отношение к миру вещей.
Задание: придумать натюрморт из 2-3 вещей, выполнить рисунок в карандаше.
Материалы:карандаш, ластик, бумага.
 
Тема 5.3 «Создай историю из предметов». Рисование натюрморта.
Беседа о жанре «натюрморт», знакомство с произведениями художников.
 Учить выражать свое отношение к миру через цвет. Знакомство с понятиями: свет, тень, оттенок. Закреплять знания о теплых и холодных, дополнительных  цветах, понятие «цветовой контраст».  Развитие навыков грамотного отображения освещённости, цвета предметов.
Учить выражать свое отношение к миру вещей.
Задание: придумать натюрморт из 2-3 вещей, выполнить рисунок в карандаше.
Материалы:акварель, гуашь, кисти, бумага.
 
Тема 5.4«Чародейка-зима». Композиция и сюжет пейзажа.
Чародейка-зима в произведениях художников, беседа о жанре «пейзаж».
 Развитие способности наблюдать природу при отсутствии действия, сюжета, а также задерживать свое внимание на деталях, находить в них красоту, смысл, любоваться ими. Композиционные схемы зимнего пейзажа.
Задание:повтори за мастером силуэты заснеженных деревьев и кустов, рисование композиционных схем зимнего пейзажа.
Материалы:тонированная бумага, гуашь, кисти.
 
Тема 5.5 «Чародейка-зима». Композиция и сюжет пейзажа.
Развивать потребность детей в творчестве. Формировать художественно-графические умения: рисовать кистью, передавать градации синего цвета, уметь располагать элементы пейзажной композиции.
Задание:выбрать одну из удачных композиционных схем, выполненных на прошлом занятии и нарисовать по ней зимний пейзаж.
Материалы:гуашь, тонированная бумага.
 
Тема 5.6 «В гостях у сказки».
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (В.Васнецов, Билибин) и беседа о красоте мира сказок. Процесс работы над композицией, сюжет, главное и второстепенное, композиционный центр. Учить передавать логическую связь между изображаемыми объектами.
Задание:иллюстрирование русской народной сказки. 1 занятие – продумывание композиции, выполнение рисунка. 2 занятие – работа в цвете.
Материалы:карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, бумага.
 
Раздел 6. «Природа – источник творчества человека».
Орнамент. Стилизация. (3 часа)
 
Тема 6.1 Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.
Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.
Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Задание:самостоятельная переработка элемента живой природы в декоративно-обобщенную форму.
Материалы:карандаш, фломастер, бумага.
 
Тема 6.2 «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика»
Виды орнаментов: бесконечный, ленточный и др;
Законы построения орнаментов: симметрия, чередование элементов;
Цветовое решение. Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.
Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Задание:самостоятельное составление орнаментов в прямоугольнике из форм растительного и животного мира, на основе декоративной переработке форм растительного и животного мира.
Материалы:гуашь, акварель, карандаши, фломастеры.
 
Тема 6.3 Орнамент из геометрических фигур.
Знакомство с орнаментами разных народов мира.
Использование различных художественных техник и материалов в аппликации. Техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядок выполнения аппликации.
Задание:изготовление и украшение закладки для книги.
Материалы: ножницы, цветная бумага, клей, альбомный лист.
 
Раздел 7 Основы декоративно-прикладного искусства.
Приобщение к истокам. (8 часов)
 
Тема 7.1Сказка в декоративном искусстве. Знакомство с творчеством городецких мастеров.
Беседа. Виды ДПИ. Особенности и роль ДПИ в жизни человека и общества в целом. О роли в возрождении народных промыслов и подробное знакомство с росписями по дереву (Хохлома, Городец, Северная роспись и т.д.)
Корни и традиции городецкой росписи. Мастера городецкой росписи. Сюжетность и отличие от других росписей. Цветовая гамма и ее неповторимость. «Виртуальная экскурсия» по выставке изделий, расписанных по мотивам городецкой росписи.
Материалы: компьютерная презентация.
 
Тема 7.2 Элементы городецкой росписи. Отработка приемов выполнения отдельных элементов.
Символическое значение цвета в декоративном искусстве. Беседа о «постановке руки», контроль за выполнением упражнений на примере элементов росписи. Последовательность выполнения городецких цветов. Купавка, розан, ромашка, бутон, городецкая роза.
Задание:повтор учащимися элементов городецкой росписи.
Материалы:кисти, гуашь, бумага.
 
Тема 7.3 Городецкие цветы.
Знакомство с традиционными городецкими цветами: розан, купавка, ромашка, бутон, роза. Отработка приемов выполнения элементов росписи.
Задание:упражнения в писании цветов по выбору (на основе образца).
Материалы:кисти, гуашь, бумага.
 
Тема 7.4 Городецкие птицы.
Знакомство с традиционной городецкой птицей. Городецкий фазан, петухи. Отработка приемов выполнения элементов росписи.
Задание:упражнения в писании птицы по выбору (по образцу: петух, павлин, лебедь, голубь, кукушка).
Материалы:кисти, гуашь, бумага.
 
Тема 7.5 «Птицы волшебного сада». Создание декоративного панно.
Образ птицы в мифологии связан с небом. Наши предки считали, что по ту сторону облаков находится волшебный сад, в котором произрастает мировое дерево у вершины которого и обитают удивительные птицы. Птицы также служили посредниками между землей и небом. Историческая справка. Изображение птиц в ДПИ, символика и мифология, связанная с образом птицы в народном искусстве.
Задание:составление декоративного панно в стиле городецких мастеров используя технику аппликации.
Материалы:цветная бумага, ножницы, клей; для украшения можно использовать бисер, перья и т.д.
 
Тема 7.6 Городецкий конь.
Образ коня в мифологии. Изображение коня. Цветовое решение образа.
Задание:выполнение рисунка коня.
Материалы:кисти, гуашь, бумага.
 
Тема 7.7 «Искусство своими руками». Творческая работа учащихся. (2 часа)
Стимулировать творческую активность, учить применять полученные знания на практике.
Задание:создать творческий рисунок или декоративную композицию на свободную тему.
Материалы:  все изученные виды.
 
Раздел 8. Оформительские, творческие и выставочные работы. ( 1 час)
 
Тема 8.1. Отчетная выставка творческих работ.
Анализ детских работ и отбор лучших на отчетную выставку.
3.Тематическое планирование.
№ п\пДата Тема Количество часов
План Факт 1 Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве. 1
2 Графика – вид изобразительного искусства. Основные средства выразительности графики. 1
3 Линия и штрих в графике. Астры. Зарисовка цветными карандашами цветов. 1
4 «Изображать можно пятном». Серые зайчата. 1
5 «Старинный терем». Рисование графическими материалами. 1
6 Первичные цвета. Цветовая гамма. 1
7 Красоту нужно уметь замечать. Монотипия. 1
8 «Цветущий луг». Знакомство с приемом тампования. 1
9 «Узоры на крыльях». Изображение с натуры, по памяти и воображению бабочки 1
10 «Осенние листья». Зарисовка разных по форме и окраске листьев деревьев. 1
11 «Изображение осеннего букета» 1
12 «Прощай осень». 1
13 Красивые рыбы. 1
14 Украшение птиц. 1
15 Объёмное изображение животных в различных материалах. 1
16 «Зимняя красавица». Зарисовка ветки ели или сосны. 1
17 Законы композиции. Композиционный центр. 1
18-19 «Создай историю из предметов». Рисование натюрморта. 2
20-21 «Чародейка-зима». Композиция и сюжет пейзажа. 2
22-23 «В гостях у сказки». 2
24 Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. 1
25 «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика» 1
26 Орнамент из геометрических фигур 1
27 Сказка в декоративном искусстве. Знакомство с творчеством городецких мастеров. 1
28 Элементы городецкой росписи. Отработка приемов выполнения отдельных элементов 1
29 Городецкие цветы. 1
30 Городецкая птица. 1
31-32 «Птицы волшебного сада». Создание декоративного панно. 2
33 Городецкий конь. 1
34 «Искусство своими руками». Творческая работа учащихся.
Оформительские, творческие и выставочные работы.
1