Технологическая карта по литературному чтению тема Жаворонок


Технологическая карта по литературному чтению,
1 класс
Школа 2100
Исполнитель:
Мирзоян Лариса Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2
г. Ивантеевка
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 1 класс
Тип урока: Изучение нового
Тема урока: В.Жуковский «Жаворонок»

Цель урока: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворения о весне
Задачи: организовать деятельность учащихся по знакомству со стихотворением В Жуковского развивать образное мышление, память, внимание, воображение, речь;
обеспечить развитие читательских умений,  навыков  выразительного чтения, речи,
воспитывать чувство прекрасного посредством формирования представлений о красоте, добре, истине в ходе анализа стихотворений; вызвать душевный отклик на лирические произведения о весне; способствовать воспитанию любви к Родине
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык
Планируемый результат
Предметные умения
- уметь составлять текст, выразительно читать
- уметь выполнять сравнение.
-объяснять лексическое значение слова.
- уметь правильно произносить слова с учетом фонематических норм русского языка.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебник;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Этапы урока Время, мин Содержание учебного материала Методы и приемы работы ФОУД Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.0
1 мин Организационное начало урока
Цель: проверить готовность к уроку Словесный Фронтальный Здравствуйте, дети! Встаньте все прямо, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вот с таким настроением мы начнем сегодняшний урок.
Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам.
-
Пожелайте друг другу успехов насегодняшний урок.
Подготовка к работе.
Коммуникативные УУД
Слушать и понимать речь других.
Личностные УУД
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
1.1 1 мин Постановка проблемы
Цель:
развитие умения анализировать, обобщать, наблюдать;
воспитывать интеллигентность
умение выслушать товарищей; слово учителя Фронтальный - Ребята, какое у вас самое любимое время года и почему?
- Как вы думаете, почему большинство людей с нетерпением ждут прихода весны, чем это объясняется?- Что это за чувство, почему оно связано с приходом весны, мы не будем спешить отвечать, просто обратимся к стихотворениям замечательного русского поэта Учащиеся называют разные времена года и объясняют причину своего выбора
Дети указывают на благоприятные изменения в погоде, на обилие солнечных дней, на цветение растений, на пение птиц, что весной в душе у многих людей появляется неизбывная радость. Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2.0
5 мин HYPERLINK "ПРИЛАГАТ.%20СУЩ..ppt"Словарная работа
Цель:
формировать навык самостоятельной работы;
развивать и совершенствовать орфографическую зоркость учащихся,
учить работать со справочной литературой,
Языковой анализ
Фронтальная форма Но сначала проведем зрительный диктант с группой новых слов ( слайд 2).
Время экспозиции – 3 секунды.
Все внимание на экран!
На экране появляются слова:ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ
волшебный
.Внимание на экран! Проверка.
Какие из этих слов мы можем использовать сегодня на уроке и в каких случаях? - Учащиеся смотрят на экран
-прочитывают орфографически каждое слово
- обозначают ударение
- делят на слоги

Проверяют написание слов.
Волшебный – когда будем говорить о весне.
Внимательный – когда будем слушать друг друга.
Выразительный – когда будем читать стихотворение.
Самоопределение
Самопроверка
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Самоосмысление
3.0
10
мин
Сообщение темы урока
беседа Фронтальная работа Сегодня на уроке мы будем говорить о весне. Тема урока: В.Жуковский « Жаворонок».
ЖАВОРОНКИ – не
большие птицы , окрашенные в большинстве случаев в тусклые глинистосерые тона. В России около 15 видов (полевой жаворонок, лесной, степной, хохлатый, рогатый жаворонки и др.)
.Как вы думаете, почему я показала вам именно этот вид?
Эти птицы населяют открытые пространства — степи, полупустыни, луга и безлесные склоны гор и сопок. Никогда не садятся на ветки. Питаются в летнее время преимущественно насекомыми и полузрелыми семенами травянистых растений. 
 Жаворонки — замечательные певцы, особенно полевой жаворонок. Поют только самцы, которых можно отличить по внешнему виду. Но сначала я вам предлагаю послушать отрывок из музыкального произведения П Чайковского "Времена года". (Жаворонок)
Закройте пожалуйста глаза и представьте ту картину, которую, на ваш взгляд, попытался изобразить композитор.
Звучит отрывок из пьесы "Весна
.
Потому, что мы жители лесостепной полосы и эта птичка нашего края.
Ответы детей.
Слушают произведение . Межпредметные связи: окружающий мир
Познавательные УУД:
Открытие
нового знания
детьми.
3.1 фронтальная работа
Какое время года изображает пьеса? Почему вы так решили?
Вы верно определили время года, изображенное в музыкальном произведении. А теперь прослушайте словесное произведение.
Просмотр видеофильма стихотворения В Жуковского(авт Жакулина И.В.)

Слушают произведение
Интересны и музыкальная, и словесная картины, но понятны описания словами, так как каждый из нас думает
рисует, прежде всего, при помощи слов
исует, прежде всего, при помощи слов
СамоосмыслениеЛичностные УУД
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
Учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
.Коммуникативные УУД
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других
Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
Какие рисунки можно нарисовать словами  к этому стихотворению?
Только он поёт паря в воздухе, когда остальные птицы поют сидя на деревьях. 
У.Хотите,  покажу  Вам, какую картину вижу я?
 (Слайд)
Перечитайте стихотворение шепотом и попробуйте, как настоящие волшебники, оживить его - придать ему наглядность, образность своим голосом .Что вам в этом поможет?
А ещё понимание тех чувств, с которыми оно написано
Что послужило толчком для создания этого произведения у автора?
Какие строчки показались наиболее образными?
(Как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами?)
 Рдеть-отливать красным цветом,  краснеть.
 
Назовите родственные слова к словам: Лазурь, долина
-низина.
Как вы понимаете смысл  выражений:
   «Весна пришла к нам молодая,
   Я здесь пою приход весны!»
Д. «Пою», здесь имеет значение – « воспеваю, славлю весну».
 Жаворонок радуется приходу весны, он парит так  высоко в небе,
 Что видит «весь Божий мир».
У.А как  вы  думаете, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить
строки этого стихотворения?
Веселое, радостное. (рефлексия)       
Я вижу голубое небо и маленькую точку в небе - это жаворонок
Повторное чтение стихотворения учениками с заданием
Темп и громкость, выделение отдельных слов и пауз.
(ответы детей)
«Лес зардел».
Лазурный, лазурит.  
Долина - низкое место, дол Познавательные
УУД
Находят ответы навопросы в тексте,
иллюстрациях;
Делают выводы врезультатесовместной работы
класса и учителя.
Личностные УУД
- эмоционально
проживают
текст, выражают
свои эмоции;
-
понимают
эмоции других
людей,
Находят ответы навопросы в тексте,
иллюстрациях;
Делают выводы врезультатесовместной работы
класса и учителя.
Личностные УУД
- эмоционально
проживают
текст, выражают
свои эмоции;
-
понимают
эмоции других
людей,
Подберите синоним к слову: ЗАРДЕЛ — ЗААЛЕЛ.
 В стихотворении лазурь-это небо.
.Назовите родственные слова к словам: Лазурь, долина
Долина - низкое место, дол-низина.
Как вы понимаете смысл  выражений:
   «Весна пришла к нам молодая,
   Я здесь пою приход весны!»
 
.А как  вы  думаете, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить
строки этого стихотворения?
 Лазурь-Синева,  светло – синий цвет.
Лазурный, лазурит.  
«Пою», здесь имеет значение – « воспеваю, славлю весну».
Жаворонок радуется приходу весны, он парит так  высоко в небе,
Что видит «весь Божий мир».
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словареРегулятивные УУД
Учится работать
по предложенному
учителем плану
4.0 7 мин Наблюдение
цель:
развивать память и образное мышление детей,
совершенствовать навыки определения частей речи;
развитие коммуникативных навыков через работу в парах, оценку и самооценку деятельности
воспитывать чувство коллективизма, интерес к предмету.
Объяснительно-иллюстративный работа в малых группах На уроках мы изучали произведения о весне, а в тетради записывали слова, словосочетания, которые показали нам, какие изменения происходят в живой и неживой природе с приходом весны. Это вы показали и в своих рисунках при помощи красок, на которых мы видим конкретные предметы: деревья, воздух, первоцветы и т.д.
Давайте, глядя на рисунки и пользуясь таблицей, составим свои произведения о весне, в которых вы выразите свои мысли и чувства, а потом поделимся своими зарисовками с одноклассниками Молодцы! Вы оказывается умеете рисовать не только красками, но и словами, вам удалось оживить свой рисунок при помощи удачно найденных выражений
выражений.
Молодцы! Вы оказывается умеете рисовать не только красками, но и словами, вам удалось оживить свой рисунок при помощи удачно найденных выражений.
пользуясь таблицей малых группах составляют небольшие зарисовки о весне.
Представители от каждой группы рассказывают свои зарисовки.
1 группа:
2 группа:
Коммуникативные УУД Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других
5.0
На данном этапе
проходит
технология
здоровьесбережения5.0 5
мин


6.0 7
мин Закрепление
цель:
совершенствовать навыки выразительного чтения;
формировать навык самостоятельной работы;
продолжать работать над умением выполнять различные виды языкового анализа
активизация мыслительной и творческой деятельности;
развитие коммуникативных навыков через работу в парах, оценку и самооценку деятельности
Контрольно- оперативный метод групповая работа Итак, ребята, вы получили опыт устного словесного рисования, описывая словами свой рисунок, слушали музыку, а теперь предстоит самое интересное – подготовить выразительное чтение стихотворений о весне. Работать будем в группах.

Распределяются на группы,
прочитывают стихотворение сначала каждый самостоятельно,
коллективно расставляют паузы,
выбирают темп чтения, интонацию, настроение, с которым будут читать данное произведение,
прослушивают друг друга, дают советы,
по мере готовности подают сигнал Регулятивные УУД
Определять и формулировать цель деятельности ;
Проговаривать последовательность действий ;.
Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы
6.1 8
мин Конкурс стихов фронтальная работа А теперь послушайте внимательно друг друга, и помните о правилах хорошей речи!
Оцените подготовку ребят, выскажите свои пожелания и впечатления. Группы учащихся выступают перед одноклассниками, а остальные выслушивают, а потом высказывают свое мнение
Взаимооценка Самовыражение технология
ЗдоровьесбереженияРабота в паре
создает
антистрессовую
ситуацию, что
формирует
здоровую психику
ребенка.
Имеют навыки работы в группе

7.0 1 мин Итог урока
Цель: провести общий анализ урока и оценить деятельность учащихся Слово учителя Ребята, вы сумели с помощью слов оживлять картины природы весной. Какие чувства вы испытывали сегодня на уроке?
(звучит мелодия Т Мельниченко песни «Жаворонок»на стихи Жуковского)
Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые возникли во время работы . Самоанализ
Рефлексия