Конспект урока по литературе на тему В.А.Жуковский анализ стихотворения “Море” (9 класс)




















Урок литературы в 9 классе по творчеству В.А. Жуковского
(Подготовила учитель русского языка и литературы школы № 63 г Донецка Пашенцева В.М.)

Тема. В.А.Жуковский. Сведения о жизни и творчестве. Личность поэта.
Идеал и действительность в сознании поэта - романтика.
Анализ стихотворения “Море”.


Цель:
Образовательные:
углубить понятие о романтизме;
познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта;
совершенствовать умения проникать в художественный мир поэта;
совершенствовать навыки выразительного чтения;
обучить анализу лирического произведения;
закрепить понятие литературоведческих терминов: романтизм, элегия, баллада;
Развивающие:
способствовать развитию навыков логического мышления;
развивать навыки текстуального анализа;
развивать творческое мышление, воображение.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся эмоциональное отношение к поэтическому тексту.
формировать интерес к русской литературе

Оборудование: портрет В.А.Жуковского
проектор
экран
подсвечник
реквизиты для инсценировки (костюм Жуковского, костюм Протасова)
цитаты: “Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль”
А.С. Пушкин
"Трепет объемлет душу при мысли о том, из какого ограниченного и пустого мира поэзии в какой бесконечный и полный мир ввел он нашу литературу; каким содержанием обогатил и оплодотворил он ее" В.Г.Белинский

Тип урока: урок – путешествие
Технология: презентация с включением аудиофрагментов

ХОД УРОКА
I. Работа над темой урока
А) Знакомство с биографией поэта
В исполнении учащихся звучат строки и стихотворения Жуковского “Желание”
Уч.1
Озарися, дол туманный; Расступися, мрак густой; Где найду исход желанный? Где воскресну я душой? Испещренные цветами, Красны холмы вижу там... Ах! зачем я не с крылами? Полетел бы я к холмам. Там поют согласны лиры; Там обитель тишины; Мчат ко мне оттоль зефиры Благовония весны; Там блестят плоды златые На сенистых деревах; Там не слышны вихри злые На пригорках, на лугах. О предел очарованья! Как прелестна там весна! Как от юных роз дыханья Там душа оживлена! Полечу туда... напрасно! Нет путей к сим берегам; Предо мной поток ужасный Грозно мчится по скалам. Лодку вижу... где ж вожатый? Едем!.. будь, что суждено... Паруса ее крылаты, И весло оживлено. Верь тому, что сердце скажет; Нет залогов от небес; Нам лишь чудо путь укажет В сей волшебный край чудес.

Уч.2 Эти строки поражают проникновенностью и интонацией, дивной мелодикой стиха. Услышав их однажды, понимаешь, что их невозможно забыть.

Вступительное слово учителя.
Скоро мы с вами откроем великую книгу под названием “А.С.Пушкин”. Но мы не сможем по – настоящему понять его творчество, если не познакомимся с литературной судьбой его предшественника и современника В.А.Жуковского.
Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в мир русского поэта – романтика В.А.Жуковского.
Готовясь к уроку, вы подготовили литературные визитки.

Визитка 1. "Литературным Коломбом Руси" назвал В. Г. Белинский Василия Андреевича Жуковского, одного из создателей новой русской поэзии, открывшего "Америку романтизма". К началу XIX века, когда Жуковский начал своё "плавание", русская литература уже пережила расцвет классицизма. На смену ему шла "эпоха чувствительности". "От торжественных од у публики уже заложило уши, и она сделалась глуха для них, - писал Белинский. – Все ждали чего - то нового Тогда явился Жуковский"
Визитка 2. Василий Андреевич Жуковский родился в 1783 году в селе Мишенское Тульской губернии. Он был внебрачным сыном богатого помещика Афанасия Бунина и пленной турчанки Сальхи. Фамилию Жуковский получил от крестного и потому избежал участи незаконнорожденного, но для получения дворянства потребовалось зачисление малолетнего Жуковского на фиктивную военную службу в Астраханский гусарский полк. В 1789 году он был произведен в прапорщики, что давало право на дворянство, и был внесен в соответствующий раздел дворянской родословной книги Тульской губернии. Детство Василия Андреевича Жуковского прошло на лоне природы. Он понимал всю ее красоту душой, чувствовал ее животворную силу, делился с ней своими мыслями, переживаниями. Она стала главным источником вдохновения писателя на протяжении всей его жизни.

Визитка 3. Жуковский получил домашнее образование и рано стал писать стихи. Жуковский знал несколько иностранных языков. Отданный в 1792 году в Главное народное училище, он был исключен "за неспособность". Далее он продолжил обучение в доме Варвары Юшковой, сводной сестры поэта. В 1797 - 1800 учился в Благородном пансионе при Московском университете и окончил его с серебряной медалью.

Визитка 4. Первым стихотворением, которое принесло ему поэтическую славу, был стихотворный перевод элегии английского поэта Грея «Сельское кладбище». Как и большинство других, более поздних переводов Жуковского, это был перевод не буквальный, а свободный. Недаром Жуковский писал о себе: "Мой ум, как огниво, которым надо ударить о камень, чтобы из него выскочила искра: у меня почти все чужое или по поводу чужого - и все, однако, мое".

Визитка 5. Расцвету лирического творчества сопутствовали глубокие личные переживания Жуковского. Двусмысленность своего семейного положения Жуковский почувствовал не только на эмоциональной сфере жизни. Роковую роль эта двусмысленность сыграла в личной жизни поэта - в истории его большой запрещенной любви к племяннице по отцу Маши Протасовой. Взаимность любви еще сильнее усугубила трагедию поэта. Возлюбленной было 12 лет. Двадцатилетний поэт решил ждать её совершеннолетия. Но семейное счастье не состоялось. По церковным законам близким родственникам не разрешалось вступать в брак.

Инсценировка
Жуковский Как прошла моя молодость? Я был в совершенном бездействии. Не имея своего семейства, в котором бы я что – нибудь значил, я привыкал отделять себя от всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому, что всякое участие по мне казалось мне милостью.
Я не был оставлен, брошен, имел угол, но не был любим никем... Что искать в свете и от чего отказаться? В чем может быть мое счастье? Вот вопросы, которые мне должно решить.
Учитель Ответы на эти вопросы Жуковский дал восемнадцатью годами своей жизни, с 1805 по 1823 год. Эти 18 лет длилась его любовь к Марии Андреевне Протасовой, Маше Жуковский получает отказ от матери Маши. Вот как он описывает их последнюю встречу.
Жуковский Чего я желал? Быть счастливым с тобою! Из этого можно выбросить только одно слово, чтобы все заменить. Пусть буду счастлив тобою
Ты предо мною
Стояла тихо.
Твой взор унылый
Был полон чувства.
Он мне напомнил
О милом прошлом.

Маша Протасова Жизнь твоя должна быть деятельной.

Жуковский Слава моя будет чистая и достойная моего ангела, моей Маши
От дружной ветки отлученный, Скажи, листок уединенный, Куда летишь?.. «Не знаю сам; Гроза разбила дуб родимый; С тех пор, по долам, по горам По воле случая носимый, Стремлюсь, куда велит мне рок, Куда на свете (все) стремится, Куда и лист лавровый мчится, И легкий розовый листок».

Визитка 5.(продолжение) Маша выходит замуж за хирурга Мойера, а спустя 6 лет, в 1823 году в Дерпте, умерла во время родов. Неожиданно, уже в преклонном возрасте, Жуковский согрет чувством неподдельной любви к нему юной девушки, дочери его друга художника Рейтерна . В 1841 году он женится на Елизавете Рейтерн. Жена родила ему двух детей: дочь Александру и сына Павла.

Визитка 6. К 1808 году творчество Жуковского приобретает романтический характер. Самым распространённым жанром в его поэзии становится баллада. За 25 лет (1808 - 1833 гг.) Жуковский создал 39 баллад. Но самая известная из них – «Светлана», над которой поэт работал четыре года - с 1808 по 1812 год. Она посвящена племяннице Александре Александровне Воейковой (сестре Маши Протасовой) и была её свадебным подарком. В 1812 г. Жуковский вступил в Московское народное ополчение. Он получает чин штабс-капитана и награду за Бородино боевой орден св. Анны 2-й степени. В это же время пишет патриотическое стихотворение «Певец во стане русских воинов», сделавшее его знаменитым. В этом стихотворении он прославляет любимую отчизну и героев войны.

Визитка 7. В 1815 Жуковский стал придворным чтецом императрицы, а затем долгое время был воспитателем великого князя, будущего Александра II. Поэт стремился привить своему ученику уважение к закону как надежной гарантии против деспотии. Большое внимание Жуковский уделял нравственному воспитанию. Главной наукой для наследника престола считал историю. Придворная служба отнимала большую часть времени. Благодаря влиянию при дворе он неоднократно добивался смягчения участи сосланного Пушкина, выкупа из крепостной неволи Шевченко, облегчения судьбы декабристов. Из – за этого отношения с царским двором обострялись.
Только в 1841 году, в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушел в отставку, рассчитывая целиком посвятить себя литературе.

Визитка 8. Уйдя в отставку, в 1841 году после женитьбы на Елизавете Рейтерн, дочери своего немецкого друга – художника, он переезжает в Германию, никак не предполагая, что разлука с отечеством станет вечной. Тяжелые семейные обстоятельства (болезнь жены и надвигающаяся слепота) заставляли его откладывать возвращение на родину.
Все было готово, и отъезд в Россию был назначен. Но роковым образом переезд не осуществился - поэта настигла полная слепота. Он не оставил свой литературный труд и даже изобрел собственную “машинку”, чтобы иметь возможность продолжать писать. Остаток своей жизни Жуковский хотел посвятить обработке и изданию сказок разных народов мира. Это не осуществилось.
Василий Андреевич Жуковский умер в Баден-Бадене 12 апреля 1852 г. Его прах похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

Б) Знакомство с литературным творчеством

Учитель. Тончайший психолог, неудовлетворенный действительности и охваченный элегической грустью, мечтательностью, Жуковский открыл русской поэзии романтизм.
Как же отразилось своеобразие личности Жуковского в его творчестве?


Визитка 1. Творчество Жуковского достигло наибольшего расцвета в первые два десятилетия XIX века.
“Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль”, - так сказал о Жуковском Пушкин, который считал себя его учеником. Жуковский был не только поэтом, но и блестящим переводчиком. Он переводил с английского, немецкого, испанского, французского, познакомил русского читателя с переводами “Одиссеи” Гомера, с переводами произведений Байрона и других поэтов. Он переводил тех поэтов и те произведения, которые были близки его взглядам и настроениям. При этом он сохранял не только авторское звучание, но и вводил собственное восприятие осмысленного.

Визитка 2. Лирический герой произведения Жуковского – человек глубоких чувств, ушедший от действительности в свой внутренний мир, своей мечты.
Стихи Жуковского как будто просились быть положенными на музыку. Русские композиторы XIX века часто обращались к стихам поэта. П.И.Чайковский, создавая оперу “Пиковая дама”, включил в нее дуэт Лизы и Полины, слова которого являются отрывком из элегии Жуковского “Вечер”.

(Прослушивание отрывка “Вечер” из оперы П.Чайковского “Пиковая дама”)
Жуковский, как и другие поэты – романтики широко используют два жанра поэзии – элегию и балладу.

Учитель. Давайте вспомним определения жанров элегия, баллада.

Элегия – лирическое стихотворение, проникнутое философскими размышлениями, грустными раздумьями.
Баллада – стихотворение с историческим, фантастическим или сказочным сюжетом.

II. Работа над анализом элегии “Море”.

Учитель. В 1822 году В.А. Жуковский написал элегию "Море", которая поражает нас уже с первых строчек. Так прекрасны, реальны и близки они каждому человеку, хоть раз наблюдавшему эту величественную картину. В картинах природы, которые создавал Жуковский, всегда присутствует человек. Более того – человек и природа у него даны в некоем единстве. "Жизнь души" и есть подлинный предмет элегии Жуковского.
(Прослушивание аудио записи стихотворения “Море”).
Учитель. А сейчас давайте послушаем это же стихотворение в исполнении учащихся класса.
(Чтение наизусть стихотворения “Море”).

Учитель. Откройте учебники (стр.175), давайте рассмотрим элегию “Море” с точки зрения поэтов – романтиков, у которых за реальными предметами и явлениями скрывается что – то невысказанное, недоговоренное.
1. Какая картина предстаёт перед вами в самом начале элегии “Море”?
Перед нами два персонажа: море и человек (лирический герой):
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
На берегу стоит человек, и все, что происходит с морем, подобно тому, что происходит в его душе. Описание природы помогают нам понять переживания человека. Его настроение слито с этой свободной, безграничной стихией. Он погружен в нее, живет вместе с ней.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты,
В этих строчках речь идёт о чувствах лирического героя, пришедшего к берегу моря, чтобы успокоить взволнованную душу.

2. Какие романтические образы-символы встречаются в  стихотворении?
В стихотворении есть лирический герой, который стоит на берегу моря и восхищается его величественной красотой. Перед его взором предстает романтический образ моря и бесконечного свободного неба. Образы этих стихий характерны для романтизма.

3. Какими способами поэт рисует образ моря?
Поэт рисует море как живое существо. Для этого он использует такие выразительные средства, как метафора и олицетворение:
«Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты».

В описании бури поэт использует аллитерацию. “Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, ты рвешь и терзаешь”
Аллитерация – группировка одинаковых или сходных согласных звуков.
При чтении этих строк создается иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн.

Амфибрахий в белых нерифмованных стихах элегии помогает передать и безмолвие море, и движение волн.

При помощи рефрена автор создает образ прекрасного, спокойного моря. Полностью повторяется первая строка, многие строки начинаются с обращения “Ты”
“Безмолвное море, лазурное море”
Рефрен – это повторяющиеся стихи как припев песни.

4. Какой характер придает описанию нерифмованный, белый стих?
В стихотворении слышится движение настоящего моря. Это впечатление создается мелодикой стиха. Нерифмованные строки, повторяющееся слова создают впечатление непрерывно набегающих волн.

5. Какую тайну скрывает море? К чему оно стремится?
Море лежит между небом и землёй, его манит небо, но земля не пускает. Так же и душа человека находится в смятении. В разгадке тайны моря раскрывается взгляды на жизнь Жуковского – романтика. Море находится в неволе, как и все земное. На земле все изменчив, непостоянно, жизнь полна утрат и разочарований. Только там, на небе, все вечное и прекрасное. Поэтому море тянется “из земной неволи” к “далекому, светлому” небу, любуется им и “дрожит за него”.

6. Какой характер придает стихотворению замедленность поэтических интонаций, множество определений-эпитетов?
Замедленность поэтических интонаций придаёт стихотворению напевность, паузы передают мерные удары волн. Эпитеты «лазурное море», «смятенной любовью», «безмолвное море», «глубокая тайна», «напряжённая грудь» и др. показывают не только живой образ моря, но и его величие этой природной стихии.

7. Понаблюдайте за ритмом стихотворения. Какие части можно выделить в стихотворении?
Ритм стихотворения замедлен, тягуч в начале стихотворения и ускоряется в конце. Это создаёт эффект движения. Стихотворение можно разделить на три части:
1 часть – море в состоянии покоя. «Безмолвное море, лазурное море».
2 часть – море во время бури. «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь»,
3 часть – море после бури. «Обманчив твоей неподвижности вид»

8. Как меняется звуковой образ моря по ходу текста?
В начале стихотворения море как будто спит. Оно спокойное, лазурное. Поэт использует приём анафоры (повторение строки): «ты чисто, ты льёшься» Перед нами безмолвный собеседник, понимающий малейшие переливы чувств героя. Поэт задает ему риторические вопросы, на которые нет ответа.

9. Как меняется настроение лирического героя? Почему ему близко изменчивое состояние моря, его внутренняя жизнь?
Настроение лирического героя и моря созвучны. Все, что происходит с морем, подобно тому, что происходит в его душе. Море, как и человек, полно "смятенной любовью" и "тревожною думой" и тянется к небу "из земные неволи", воет и бьется, когда это небо пытаются у него отнять. Душа человека рвётся к свободе, к познанию смысла жизни.

10. Найдите в тексте примеры возвышенной лексики. Какой характер они придают описанию?
Слова возвышенной лексики «очарован», «смятенной любовью», «необъятное лоно», «земные неволи», «подъемлешь» придают стихотворению торжественность

11. Как проведенный нами анализ помогает понять поэтическую идею стихотворения?
Прочитав все стихотворение до конца, мы понимаем, что это действительно элегия: грустная, печальная действительность, разочарование в этой стихии, в жизни. Язык этого произведения поражает своей музыкальностью, мелодичностью. Поэт заставляет нас слышать и видеть развернувшуюся картину.

Учитель. Василий Андреевич Жуковский в 28 стихотворных строчках выразил все то, что было у него на душе. И в этом, бесспорно, ему помогла природа. В стихотворении преобладают личные интонации. Здесь море – символ души человека. В стихотворении нет ни одного восклицательного знака, зато много многоточий, что заставляет нас читать его медленно, тихо, задумываясь над каждой строчкой. Часто повторяющееся местоимение "ты" создает впечатление, что герой ведет диалог с безмолвным собеседником, постоянно обращаясь к нему за ответом, он говорит ему "ты", а не "вы", как близкому другу. Итак, мы видим, что природа необходима Жуковскому для того, чтобы глубже понять тончайшие переливы "души человеческой".


Подведение итогов урока.

Учитель. Поэзия Василия Андреевича Жуковского по праву занимает достойное место в русской литературе. Он не только был основоположником русского романтизма, но и «открыл русской поэзии душу человеческую».
В одном из стихотворений Жуковский сказал: “Жизнь и Поэзия - одно”.
Докажите, что Жуковский был вправе говорить так.
Свыше 50-ти лет посвятил Жуковский литературной работе и занял свое, особое место в истории русской поэзии. Влияние его творчества выходит далеко за пределы его эпохи.

Внимание к человеку, к его душевным переживаниям, признание его высоких достоинств, умение в чудесных, пленительных стихах воспеть красоту природы – все это неоспоримые достоинства поэзии Жуковского.

Природа необходима Жуковскому для того, чтобы глубже понять тончайшие переливы "души человеческой".

Умение воспеть пленительную красоту природы, ее живую душу и внимание ко внутреннему миру человека, к его переживаниям – все это неоспоримые достоинства романтической поэзии Жуковского.

Я думаю, каждый человек найдет в его лирике что-то свое, личное, близкое только ему.

IV. Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворений В.А.Жуковского
Выучить наизусть стихотворение В.А.Жуковского “Море”
Прочитать стр.168 – 171, стр.171 – 181.
Учащимся достаточного и высокого уровня письменно ответить на вопрос “Какую роль играет пейзаж в лирике поэта?”
V. Комментарий оценок.
15